Урок "Орфограммы сильных и слабых позиций"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
На данном уроке обучающиеся должны самостоятельно обобщить знания об орфограммах, связанных с обозначением фонем, выделить два их вида (орфограммы сильных и слабых позиций) и зафиксировать это на схеме. Составить список орфограмм сильных позиций и замоделировать правила, регулирующие их написание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 42.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила для них.
УМК «Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»
На данном уроке обучающиеся должны самостоятельно обобщить знания об орфограммах, связанных с обозначением фонем, выделить два их вида (орфограммы сильных и слабых позиций) и зафиксировать это на схеме. Составить список орфограмм сильных позиций и замоделировать правила, регулирующие их написание.
Конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 этап урока: обобщение изученного (5 мин) | |
Учитель просит вспомнить название раздела, по которому работает класс, записать в тетрадях и объяснить схему, составленную на прошлых уроках. Один ученик записывает схему на доске. Орфограммы |
-Тема раздела « Как проверить орфограммы в высказывании». -Схема показывает два типа орфограмм. Орфограммы, связанные с обозначением фонем, обозначены на схеме буквой А. Орфограммы, не связанные с фонемным написанием, обозначены на схеме буквой Б. Есть несколько видов орфограммам, не связанных с обозначением фонем: Б1 – заглавная буква, Б2 – пробел между словами, Б3 – знак переноса слов, Б4 – знаки препинания. |
Слайд № 2. Схема типологии орфограмм по отношению к обозначению фонем (типы орфограмм) | |
Давайте проверим ваш ответ с помощью презентации. | Оценивают правильность и полноту ответа одноклассника у доски и оценивают свою работу в тетради на оценочной линеечке «Схема». |
2 этап урока: целеполагание (10 мин) | |
Об орфограммах, не связанных с обозначением фонем, мы всё выяснили. Судя по нашей схеме, в каком направлении мы будем работать дальше? | -Мы будем работать с орфограммами, связанными с фонемным написанием. |
Цель урока мы определили. А обозначить задачи нам поможет задание 2 учебника на с. 143. - Какова задача сегодняшнего урока? Учитель фиксирует задачи урока на доске:
| Последовательно отвечают на вопросы и выполняют задание учебника. -Сколько орфограмм в слове ежиха? - Три орфограммы (безударные гласные) -Следует ли считать в этом слове орфограммой букву И? Почему? - Да. Это буква пишется по правилу: жи-ши пиши с буквой и. -Чем отличается эта орфограмма от двух других? - Эта орфограмма сильной позиции. -Отметьте на схеме орфограмм два вида орфограмм, связанных с обозначением фонем. Корректируют схему орфограмм в соответствии с условиями задания в тетрадях и на доске. - Чтобы выделить орфограммы слабых позиций, нужно знать, какие позиции гласных и согласных фонем (звуков) являются слабыми. А что нужно знать, чтобы выделить орфограммы сильных позиций? - Нужно знать правила. - Вспомнить орфограммы сильных позиций и правила их написания. |
Слайд № 3. Дополнение к схеме орфограмм. Тема урока. | |
3 этап урока: (5 мин) | |
Итак, нам нужно составить список орфограмм сильных позиций. В парах составьте этот список, пронумеровав каждую орфограмму отдельно. Но сначала запишите слова, которые помогут вам в работе: цифра, цыкнуть, мяч, мышь, стучу, огурцы, жизнь, Женя, вьюн, класс, Анна, плащом, съехал, запечём, синего, золотого. | Записывают под диктовку слова. Составляют в парах список изученных орфограмм сильных позиций в тетради. |
Чтобы проверить насколько правильным и полным получился ваш список, выполним следующее задание. | Выполняют задание ЦОР №491: выбирают из заданного списка орфограмм орфограммы сильных позиций. Проводят самоконтроль и самооценку работы. |
Физкультминутка | |
4 этап урока: | |
У вас на столах лежат листочки со словами (приложение 1) Это слова из упр. 299. Откройте учебники и найдите это упражнение. Прочитайте второе задание. Выполните это задание в парах. | -Орфограммы слабых позиций подчеркните одной черточкой, орфограммы сильных позиций – двумя. Выполняют задание в парах. |
Теперь прочитайте третье задание упражнения. Перескажите своими словами, что вам предстоит сделать дальше? | -Над каждой орфограммой сильной позиции написать её номер по списку на стр. 151. |
Выполняют анализ орфограмм, проводят самоконтроль и самооценку. |
Ресурсы: http: Поурочное планирование к учебнику «Русский язык», 3 класс, Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В., издательство «Вита-Пресс», 2005 год
ЦОР //school-collection.edu54.ru/catalog/rubr/70e066a7-445b-478b-ae2b-7bcfe575251f/56961/?interface=pupil&class=44
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»
Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова...
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. НАШ ГОРОД.
Урок русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)...
"Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции"
Методическая разработка урока по русскому языку, 2 класс, учебник Е.В. Восторговой...
Сильная и слабая позиция гласных фонем
В своей работе учителя очень часто встречаются с ошибками детей именно в орфограмме "безударная гласная". Здесь рассматриваются основные пути отрабатывания у детей данного правила....
Сильные и слабые позиции согласных звуков.Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.
Урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Конспект урока по теме:"Сильная и слабая позиция фонем. Понимание смысла текста".
В данном конспекте я описываю мою работу по ТРИЗ-технологии на уроке обучения грамоте....
УРОК Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции?
УРОК Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции?...