Конспект урока по теме:"Сильная и слабая позиция фонем. Понимание смысла текста".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
В данном конспекте я описываю мою работу по ТРИЗ-технологии на уроке обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_obucheniyu_gramote_1klass_triz-igry.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по обучению грамоте.
Г. Калининград. МОУ лицей №17
Учитель: Кучерявая Наталья Владимировна.
Тема: «Сильная и слабая позиция фонем. Понимание смысла текста.»
Учебник : Азбука (авторы: Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец)
Цели и задачи урока: формировать умение определять сильную и слабую позицию фонем; постановка ударения в словах; упражнять в делении слов на слоги; понимать смысл текста; развивать устную речь учащихся, развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей, развивать фонематический слух; воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки; воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками; создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка.
Ход урока:
I.Организационный момент
-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица. Ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!
- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся.
-Начинаем наш урок.
II Актуализация знаний
1. Игра «Да - Нет» (по ленте букв)
-Ребята, я загадала букву. Угадайте её, задавая мне любые вопросы, на которые я могу отвечать только «Да» или «Нет». ( загадала букву «Д»)
2.Аукцион слов
-Придумайте слова на эту букву
(двор, дом, дым, дверь, Даша, Дима, дракон, друг, дача, дерево, диво, дуб)
( Кто последним назвал слово, тот и выиграл)
А я тоже придумала слово, его вы узнаете, когда мы поиграем.
3. Игра «Слово спряталось»
-Пользуясь алфавитом, определите, какие буквы спрятались. Составьте слово из этих букв.
Г…Е П…С Т…Ф В…Д
Какое слово спряталось?
ДРУГ
-Составьте звуковую схему этого слова ( 1 ученик - у доски, остальные на «Корабликах» )
-Как произносим последний звук в этом слове?
- Есть ли расхождение в произношении и написании этого слова?
- В слове ДРУГ в какой позиции находится согласный звук?
- Сегодня на уроке мы и продолжим разговор о расхождении произношения и написания слов, выясним, в сильной или слабой позиции находится звук
(ПОЗИЦИЯ – это место положения звука в слове)
III Работа по теме урока.
Игра «Мои друзья»
-Сейчас мы поиграем в игру «Мои друзья». Возьмите жёлтые карточки со словами. Каждый из вас играет роль слова напечатанного на карточке.
(Даны слова: СНЕГ, ГРИБ, ЗУБ, ЛУГ, ПРУД, СТОЛБ, ЛЁД, ГЛАЗ, ГРАЧ, САДИК, ГРУЗ, СЛОВА, ВОДА, ДОМИК, ГРОЗА, СОВЫ, ТРАВА, СОСНЫ, СТОЛИК, СЛОНЫ, СВИСТОК)
- Мои друзья – слова, в которых чётко слышен звук «О», его написание нельзя спутать. (СТОЛБ, ДОМИК, СОВЫ, СОСНЫ, СТОЛИК)
-Идите ко мне, мои друзья. Докажите, что ваши объекты мои друзья.
-Мои друзья – слова, в которых можно ошибиться в написании согласной в конце слова ( ГРИБ, СНЕГ, ЗУБ, ЛУГ, ГЛАЗ, ЛЁД, СТОЛБ, ГРУЗ,)
-Идите ко мне, мои друзья. Докажите, что ваши объекты мои друзья.
- Мои друзья – слова, в которых буква обозначает гласный звук в слабой позиции. (СЛОВА, ВОДА, ГРОЗА, СЛОНЫ)
-Идите ко мне, мои друзья. Докажите, что ваши объекты мои друзья
-Мои друзья – слова, в которых чётко слышен звук «А» в середине слова. (ГЛАЗ, ГРАЧ, САДИК).
-Молодцы! А теперь поработаем по учебнику.
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ ( «Азбука». Стр. 66)
СПОРТ СВИСТ ЛОЗУНГИ ФЛАГИ
СП…РТИВНЫЙ СВ…СТОК ЛОЗУН… ФЛА…
1)-Прочитайте слова в столбиках, с указанием ударения.
-Какое задание можно предложить?
-Вставьте букву в первом столбике. Какая это буква? (О)
Докажите. ( спорт – «о» в сильной позиции, значит и в слове спортивный тоже – «о» т.к. слова однокоренные)
-Вставьте букву во втором столбике. Какую букву вставили? Докажите. (И)
-В какой позиции стоят гласные в словах СПОРТИВНЫЙ, СВИСТОК? ( в слабой позиции).
-Какую букву вставим в третьем столбике? Обоснуйте свой ответ. (Г) (формы одного слова)
-Какую букву вставим в последнем столбике? Докажите. (Г)
-Какой вывод можно сделать?
(Слова, в которых ЕСТЬ расхождения между произношением и написанием - СЛАБАЯ позиция, а в которых НЕТ расхождения - СИЛЬНАЯ позиция. Слабая позиция проверяется сильной.)
-Дети, а почему СЛАБАЯ позиция называется СЛАБОЙ, а СИЛЬНАЯ - сильной?
2) Игра «Расселите слова по домикам».
- По какому признаку расселим слова по домикам?
-Из данной группы слов исключите «лишнее» слово. По какому принципу это можно сделать?
( спортивный – отвечает на вопрос «какой?», это имя прилагательное, а остальные слова - имена существительные, отвечают на вопрос « что?»)
-Придумайте имена прилагательные, чтобы слову было не «скучно» в домике ( У этого слова должен быть «друг»)
Ребята, а что общего между словами во всех этих столбиках? К какой теме они имеют отношение? ( к спорту)
-Вот сейчас мы с вами проведём физминутку, поиграем в игру «Держи вора», используя слова связанные со спортом
3. ФИЗМИНУТКА ( Игра «Держи вора»).
САМБО ФИНИШ ШАХМАТЫ
ГОРОДКИ ШАЙБА ФУТБОЛ
ГИМНАСТИКА ЛОЗУНГИ СПОРТИВНЫЙ
СПОРТ БЕГУНЫ СТАДИОН
ВЕЛОСИПЕД ТРИБУНА СКАКАЛКА
РАКЕТКА ПРЫГУНЫ КОНЬКИ
-Каждому ряду раздаются карточки со словами. Дети встают и ходят с карточками около своих мест туда-сюда. На каждом ряду 1 ведущий. (полицейский)
-Держи вора, в этом слове 2 слога.(полицейские отводят в сторону детей, чьё слово состоит из 2-х слогов) , (САМБО ФИНИШ ШАЙБА ФУТБОЛ КОНЬКИ)
-Держи вора! Слово начинается с буквы «С». (САМБО, СПОРТ, СПОРТИВНЫЙ, СКАКАЛКА)
-Держи вора, в нем ударение падает на второй слог. (ГИМНАСТИКА, РАКЕТКА, ТРИБУНА, ФУТБОЛ, СПОРТИВНЫЙ, СКАКАЛКА, КОНЬКИ)
-Держи вора, в этом слове 1 слог. (СПОРТ)
-Молодцы, дружно поиграли. А сейчас поработаем с текстом.
3.РАБОТА С ТЕКСТОМ
а) Посмотрите на рисунок справа от текста.
-Предположите, о чём будет текст?
б) ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ПРО СЕБЯ
в) Чтение текста вслух по предложениям.
-О чём прочитали?
- Верно, ли было наше предположение?
-Докажите, что это был не просто праздник.
-Найдите и прочитайте предложения, которые доказывают, что праздник проходил на стадионе.
-Кто участвовал в соревнованиях? Как назвать их одним словом? (спортсмены)
-Кто выступал от первого класса? (Слава Кузин, Саша Зотов, Миша Разин)
-Что заметили в написании этих слов?
-Кто болел за ребят? (мамы, папы, бабушки, дедушки, друзья)
-Как называется место, где начинается забег? (старт)
А конец забега? (финиш)
СТАРТ ФИНИШ
-Прочитайте вопрос? (А кто потом?) ( Слава Кузин)
-Докажите.
г) - Подчеркните в тексте слова на тему «СПОРТ».
-Какие слова вы подчеркнули? ( Дети называют слова. На доске выставляются карточки)
СТАДИОН, БЕГУНЫ, ПРЫГУНЫ, ГИМНАСТЫ, КОМАНДА, ФОРМА, ТРИБУНА, СТАРТ, ФИНИШ
( РАБОТА В ПАРАХ)
-Ребята, выберите из этой группы любое слово и составьте к нему звуковую схему. Потом предложите угадать это слово своему соседу по парте.
(Один ученик у доски составляет схему к слову СТАДИОН). Проверка.
д) РАБОТА СО СХЕМОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Обратите внимание на схему предложения.
-Что можно сказать об этом предложении?
I______ _____ _____ _____ _____ . (повествовательное, состоит из 5 слов)
-Найдите и прочитайте это предложение.
(Стадион украшен флажками и шарами.)
е) ИСТОРИЯ СЛОВА «СТАДИОН»
- О том, как в нашем языке появилось слово СПОРТ, нам прочитает …(читает подготовленный ученик).
-Ребята, вернёмся к нашему тексту. А кто ещё был на соревновании? (судья)
-А как он командовал? Что стоит в конце? Прочитайте.
- А как можно по-другому назвать текст? Ваши предложения.
- А как лучше?
- А кто из вас занимается спортом?
- А для чего нужно заниматься спортом?
4. РАБОТА С КРОССВОРДОМ
(работа в парах)
Чтение ключевых слов. ( спорт, стрела, парашют, обруч, ракетка, тир)
III ИТОГ УРОКА
-Что интересного открыли для себя на уроке?
- Что вас удивило на уроке?
-Какое настроение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" 1 класс
Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами" 1 класс (конспект + презентация)...
План-конспект урока по теме: Текст. Части текста.
План-конспект к уроку Класс: 2 Тип урока: открытие нового знания...
Конспект спортивной прогулки Тема: «Сильные, смелые, ловкие»
Конспект спортивной прогулкиТема: «Сильные, смелые, ловкие»...
Конспект урок на тему "Конкретный смысл умножения"
Конспект урок на тему "Конкретный смысл умножения"...
Конспект урока по теме " М.М.Зощенко Золотые слова. Смысл названия. Особенности юмористического произведения"
Цели деятельности учителя: знакомство с биографией М.М.Зощенко»;формирование умения работать с текстом; отработка навыка находить нужную информацию в тексте. Планируемые результ...
Конспект урока по теме "Закрепление. Конкретный смысл действия деления" (с помощью решения задач на деление по содержанию) (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «конкретный смысл деления».Планируемые результатыПредметные: Уметь: выполнять действие деление; решать задачи на деление;Знать: конкре...