Рабочая программа, календарно-тематическое планирование русский язык 1 класс
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Татьяна Александровна Щеголева

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование русский язык 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 р.п.Юрты

Согласовано:

Руководитель МО

зам. директора Ревенко Ю.В.                                                          

протокол №  1от  « 29.08» __2015 г                           

Согласовано:

Заместитель директора                   школы по УВР                                                      МКОУ СОШ № 24 р.п.Юрты Сергиенко Н.П.        

протокол №  от  «29.08 »__2015г.

Утверждаю:

Директор

 МКОУ СОШ №24р.п.Юрты

 Ерофеев В.М.                                                              

 приказ №__ от 29.08 .2015г.

                                                                         

                                                        Рабочая программа учебного курса

«Русский язык»

 1 класс

                                                                                     Составитель: учитель начальных классов

                                                                  МКОУ СОШ № 24 р.п.Юрты

                                          Щеголева Т.А.

                                                2015-2016 учебный год

Рабочая программа

В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образовательного учреждения входят разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Рабочая программа — это нормативно-управленческий документ учителя, предназначенный для реализации государственного образовательного стандарта, включающего требования к минимуму содержания, уровню подготовки учащихся. Ее основная задача — обеспечить выполнение учителем государственных образовательных стандартов и учебного плана по предмету.

При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

  • Федеральному государственному образовательному стандарту;
  • учебному плану образовательного учреждения;
  • примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (авторской программе);
  • федеральному перечню учебников.

Рабочая программа по каждому учебному предмету составляется учителем самостоятельно либо группой учителей, специалистов по предмету на основе примерной или авторской рабочей программы сроком на один учебный год для каждого класса (параллели).

Рабочая программа может быть как единой для всех учителей, работающих в одном образовательном учреждении, так и индивидуальной.

Рабочая программа реализует право каждого учителя расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения, определять последовательность изучения материала, распределять учебные часы по разделам, темам, урокам в соответствии с поставленными целями.

При необходимости в течение учебного года учитель может вносить в учебную программу коррективы: изменять последовательность уроков внутри темы, переносить сроки проведения контрольных работ.

В данном пособии представлена рабочая программа по русскому языку для 1 класса к учебнику: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

Рабочая программа включает следующие разделы:

  • пояснительная записка, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и их распределении по разделам курса, количестве контрольных работ, работ по развитию речи в каждом разделе программы, проектной деятельности, информация об используемом учебно-методическом комплексе, о форме организации образовательного процесса; изложены цели и задачи обучения, основные требования к уровню подготовки учащихся, а также планируемые результаты формирования у учащихся начальной школы личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) универсальных учебных действий;
  • учебно-тематический план;
  • календарно-тематическое планирование;
  • учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся.

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (далее - Стандарт), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Программа составлена в соответствии с основными положениями системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем Стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Примерное распределение учебных часов по разделам программы и календарно-тематическое планирование соответствуют методическим рекомендациям авторов учебно-методических комплектов. Программа спланирована достаточно подробно и указывает тип урока, вид контроля, содержит описание видов деятельности, ориентирующих учителя на формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий учащихся, а также указывает ведущие технологии, обеспечивающие эффективность деятельности учителя и ученика на уроке.

Данная рабочая программа является примерной и может быть использована педагогом как полностью, так и частично в качестве основы при составлении собственной рабочей программы.

Настоящее пособие будет полезно как начинающим учителям, так и преподавателям со стажем.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку7 и программы по русскому языку к учебнику для 1 класса авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (М.: Просвещение, 2012).

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллекту альных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

                                                           Место предмета

 На изучение предмета «Русский язык» в 1 классе начальной школы отводится 50 ч по 5 ч в неделю.

                                                            Цели и задачи курса

Курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели.

Познавательная цель предполагает:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
  • формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления.

Социокультурная цель ориентирована на формирование коммуникативной компетенции учащихся:

  • развитие устной и письменной речи;
  • развитие монологической и диалогической речи;
  • формирование навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка

в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение обучающимися умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты- повествования небольшого объема;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, развитие познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика программы

Программа построена с учетом принципов системности. научности, доступности и перспективности. а также преемственности между различными разделами курса.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений, навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. На первый план выдвигаются раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, экспериментальной, под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории, физики и техники.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

     Программа предусматривает реализацию задачи по приобретению учащимися навыков работы с информацией (умения вести запись, осуществлять поиск необходимой информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, передавать и хранить информацию и т. д.). Для этого учебник снабжен справочными материалами: памятками, орфоэпическим, орфографическим, толковым словарями, словарем слов, близких по значению.

Разделы учебника содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются задачи речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи пропорционально распределяются между грамматическим материалом.

Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, способствует развитию абстрактного мышления, памяти и воображения, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, парной и групповой деятельности, личностно ориентированного обучения, компьютерного урока, самодиагностики и самокоррек- ции результатов, дифференцированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, проектных методов обучения.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль; текущий контроль в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных проверочных работ в конце раздела «Проверь себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ; итоговый контроль в форме диктанта, словарного диктанта, комплексного анализа текста.

Содержание программы

Наша речь (2 ч)

Виды речи. Язык и речь. Родной язык.

Текст, предложение, диалог (3 ч)

Признаки текста. Признаки предложения. Знаки препинания в конце предложений. Диалог.

Слова, слова, слова... (4 ч)

Лексическое значение слова. Слова — названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов. Однозначные и многозначные слова. «Вежливые» слова. Близкие и противоположные по значению слова.

Слово и слог. Ударение (6 ч)

Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Ударение. Ударные и безударные слоги.

Звуки и буквы (34 ч)

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными. Согласные звуки. Правописание слов с удвоенными согласными. Буквы ими. Твердые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак. Глухие и звонкие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными. Шипящие согласные звуки. Буквосочетания чк, чн, чт. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу. Заглавная буква в словах.

Контрольная работа (далее — К.Р.).

Уроки развития речи (далее — P.P.).

Проектная деятельность (далее — Проекты).

P.P. Проекты (2).

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Звуки и буквы» (1).

Повторение (1ч)

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 1 класса

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о языке, изученные в 1 классе;
  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная, диалог;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

аудирование

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

фонетика и графика

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги;
  • не смешивать звуки и буквы;
  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  • выполнять звуко-буквенный разбор слов; орфоэпия
  • правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
  • использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;
  • работать с орфоэпическим словарем; лексика
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  • толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
  • пользоваться толковым словарем; морфология
  • квалифицировать слова как слова — названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов.
  • образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;

синтаксис

  • читать предложение, соблюдая интонацию в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

орфография

  • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • правильно писать слова с непроверяемыми согласными;
  • пользоваться орфографическим словарем; пунктуация
  • обосновывать выбор знаков препинания; связная речь
  • определять тему и основную мысль текста;
  • составлять простой план текста.

У учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия.

Метапредметные УУД:

Регулятивные

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

      учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете;
  • осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире с помощью инструментов информационно-коммуникационных технологий;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • формировать основы смыслового восприятия художественных, познавательных текстов;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать, делать выводы;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • формулировать собственное мнение, позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  •  использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств (стыд, вина, совесть) как регуляторов морального поведения;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры;
  • формирование эстетических чувств на основе знакомства с художественными произведениями.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
  • получения знаний по другим учебным предметам.

Используемый учебно-методический комплекс

Каманина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2014.

№ урок

а

Дата проведения

Тема раздела, урока

Тип урока

Решаемые проблемы

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

Комментарии учителя

План

Факт

Предметные

Метапредметные УУД.

1.Коммуникативные

2.Регулятивные

3.Познавательные

Личностные УУД

Наша речь ( 2 ч)

1

14.03-18.03

14.03

      Язык и речь

     Урок

обще-

мето-

дологи-

    ческой

     на-

прав-

ленно-

    сти

Для чего нам нужна речь?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальная работа (построение ответов на вопросы (с. 6, упр. 1)), работа в парах (конструирование устного монологического высказывания (с. 6, упр. 2)), самостоятельная работа по дидактическим материалам (списывание по памятке 1 (с. 134) с последующей взаимопроверкой), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться делать выводы о значении речи в жизни человека. Познакомиться с условными обозначениями, устройством учебника

Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

 Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

2

15.03

   Устная и письменная речь

Урок

откры

тия

нового

знания

Какую речь называют устной, а какую письменной? Какой язык в Российской Федерации является государственным?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: фронтальная работа (тематический анализ текста (с. 7, упр. 3)), работа в парах (построение ответов на вопросы (с. 7, упр. 4)), самостоятельная работа (работа по алгоритму выполнения задания (с. 8, упр. 5), проверка знаний по заданиям раздела «Проверь себя» (с. 8)), коллективная проверка, проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться различать устную и письменную речь, называть государственный язык Российской Федерации

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства ддя решения коммуникативных задач.

Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

 Формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности

Текст, предложение, диалог ( 3 ч)

3

16.03

 

Текст и предложение

Урок

откры

тия

нового

знания

Что такое текст? Что такое предложение?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог (с. 10, упр. 1), выведение правила под руководством учителя (с. 10), коллективная работа (построение ответов на вопросы (с. 11, упр. 2)), работа в парах (конструирование предложения (с. 11, упр. 3)), самостоятельная работа (конструирование предложения (с. 12, упр. 4) с последующей взаимопроверкой), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться называть признаки текста, отличать текст от других записей по его признакам, определять тему текста, отличать предложение от группы слов, устанавливать связь слов в предложении

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.

 Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

4

117.03

      Знаки препинания в конце предложений

Урок

обще-

мето-

дологи-

ческой

на-

прав-

ленно-

сти

Какие знаки ставятся в конце предложений?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальная беседа по вопросам учебника (моделирование предложений (с. 12, упр. 5), составление алгоритма оформления предложения на письме), работа в парах (работа по алгоритму выполнения задания (с. 13, упр. 6)), самостоятельная работа (конструирование предложений (с. 13, упр. 6) с последую-

                       

                   щей взаимопроверкой), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться читать предложения с разными знаками препинания, объяснять выбор знака в конце предложения

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, для решения учебных задач

Формирование навыков анализа

5

18.03

Диалог

Урок

откры

тия

нового

знания

  Что такое диалог?

   Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: фронтальная беседа по вопросам учебника (композиционно-тематический анализ текста (с. 14, упр. 7), выведение правила под руководством учителя), работа в парах (работа по алгоритму выполнения задания (с. 15, упр. 8)), самостоятельная работа по заданиям раздела «Проверь себя» (с. 16, упр. 1,2), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться определять тему и главную мысль текста, соотносить факты с общей идеей текста, тексты и заголовки, составлять текст в соответствии с заданием

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и стремиться к кооррдинации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: принимать с сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: учиться основам смыслового восприятия художественного и познавательного текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов

Осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, ценностное отношение к учебному труду

Слова, слова, слова…( 4 ч)

t ...

6

21.03

Слово. Роль слов в речи

Урок

откры

тия

нового

знания

Что такое слово?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог (с. 18, упр. 1), выведение правила под руководством учителя, работа в парах (работа по алгоритму выполнения задания (с. 19—20, упр. 2,

4), самостоятельная работа (отработка новых знаний (с. 19, упр. 3)), коллективная проверка, проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться различать номинативную (назывную) функцию слова, понятие слова как единства звучания и значения, объяснять лексическое значение слова

Коммуникативные: договари вать- ся, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза

Формирование

познавательного

интереса

7

22.03

Слова — названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов. Тематические группы слов

Урок

откры

тия

нового

знания

Что могут

называть

слова?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: фронтальная беседа по блочной схеме (с. 21, упр. 6), составление алгоритма определения слов — названий, признаков, действий предметов, работа в парах (работа по алгоритму выполнения задания (с. 22, упр. 7), самостоятельная работа (классификация слов (с. 22, упр. 8)), коллективная работа (объединение слов в тематические группы (с. 23, упр. 9)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться различать слова — названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям

Формирование положительной мотивации к изучению нового

8

01.04-08.04

01.04

«Вежливые»

      слова

Урок

обще-

мето-

Дологи-

ческой

на-

прав-

ленно-

сти

Какие слова мы называем «вежливыми»?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальная беседа по презентации на интерактивной доске (конструирование предложений), работа в парах (работа по алгоритму выполнения задания (с. 25, упр. 14)), самостоятельная работа (работа со словарем (с. 26, упр. 15)), коллективная проверка, проектирование выполнения домашнего задания, самооценка.

Научиться распознавать слова вежливости, использовать их в речи

Коммуникативные: владеть диалогической формой коммуникации. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

Формирование умения ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей

9

04.04

Однозначные и многозначные слова

Урок

обще-

мето-

дологи-

ческой

на-

прав-

ленно-

сти

Сколько значений может быть у слова?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальная беседа (работа по алгоритму выполнения задания, работа со словарем (с. 26, упр. 16)), работа в парах (построение ответов на вопросы, работа со словарями (с. 27, упр. 17)), самостоятельная работа (конструирование предложений (с. 28, упр. 19)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться объяснять лексическое значение слова, различать многозначные и однозначные слова

Коммуникативные: владеть диалогической формой коммуникации. Регу.гятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

Формирование умения ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей

Слог и слово. Ударение ( 6 ч)

10

05.04

Слог как минимальная произносительная единица

Урок

обще-

мето-

дологи-

ческой

на

прав

ленно-

сти

Как определить, сколько слогов в слове?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальный опрос по заданиям раздела «Проверь себя» (с. 30, упр. 1—5), индивидуальный опрос на интерактивной доске (с. 30, упр. 5), практическая работа (с. 32, упр. 1), коллективная работа (работа по алгоритму выполнения задания (с. 32—33, упр. 2, 3)), работа в парах (конструирование слов (с. 33, упр. 4)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться делить слова на слоги, определять количество слогов в слове

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности

11

06.04

Деление слов на слоги

Урок обще- мето- дологической направленно - сти

Как определить, сколько слогов в слове?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальная работа на интерактивной доске (создание слоговых моделей слов), работа в парах (работа по алгоритму выполнения задания (с. 34, упр. 5)), самостоятельная работа (классификация слов (с. 34, упр. 6)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов, находить слова по заданной модели

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза

Формирование навыков аналитической деятельности

12

07.04

Перенос

слов

Урок

откры

тия

нового

знания

Как перенести слово с одной строки на другую?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: фронтальная беседа (построение ответов на вопросы (с. 36, упр. 1,2), составление алгоритма переноса слов), работа в парах (работа по алгоритму выполнения задания (с. 36, упр. 2)), самостоятельная работа (отработка умений (с. 37, упр. 3)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться переносить часть слова с одной строки на другую

Коммуникативные: формулировать собственное мнение, позицию, контролировать действия партнера.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные: обобщать, делать выводы

Формирование эстетических чувств и чувства прекрасного с помощью ознакомления с художественными произведениями

13

08.04

Перенос

слов

Урок

ре

флек

сии

Как перенести слово с одной строки на другую?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): коллективная работа по тестам на интерактивной доске, работа в парах (работа по алгоритму выполнения задания (с. 38, упр. 4)), самостоятельная работа (языковой анализ текста (с. 38, упр. 5)), фронтальный опрос по зада ниям раздела «Проверь себя» (с. 38, упр. 1, 2), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка.

Научиться переносить часть слова с одной строки на другую

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: учиться основам смыслового восприятия художественных, познавательных текстов

Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа

14

11.04-15.04

11.04

Ударение

(общее

представ

ление)

Урок

откры

тия

нового

знания

Что такое ударение?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: фронтальная беседа по презентации на интерактивной доске, составление алгоритма постановки ударения, коллективная работа (работа по алгоритму выполнения задания (с. 39, упр. 1)), работа в парах (моделирование слов (с. 40, упр. 2, 3)), самостоятельная работа (отработка умений (с. 41, упр. 4, 5)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться обозначать ударение в словах

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные: обобщать, делать выводы, использовать моделирование для решения учебных задач

Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности

15

12.04

Ударные и безударные слоги

Урок

обще-

мето-

дологи-

ческой

на-

прав-

ленно-

сти

Какой слог в слове называется ударным, а какой безударным? Какую роль играет ударение в слове?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: проблемный диалог по учебнику (с. 42, упр. 6, 7), работа в парах (работа по алгоритму выполнения задания (с. 42, упр. 8)), коллективная работа (работа по алгоритму выполнения задания (с. 43, упр. 9)), самостоятельная работа (конструирование текста (с. 44, упр. 11)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться обозначать ударение в словах, выделять ударный и безударные слоги, объяснять смыслоразличительную функцию ударения

Коммуникативные: формулировать собственное мнение, позицию. Регу^гятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соот- вествия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные: учиться основам смыслового восприятия художественных, познавательных текстов

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России

Звуки и буквы ( 34 ч)

16

13.04

Звуки и буквы

Урок

откры

тия

нового

знания

Из каких звуков окружающего мира складываются слова?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог по интерактивной доске (соотнесение звукового и буквенного состава слов), коллективная работа (звуко-буквенный анализ слов (с. 46, упр. 1)), самостоятельная работа (работа по алгоритму выполнения задания (с. 46, упр. 2) с последующей взаимопроверкой), индивидуальная дифференцированная работа (моделирование слов (с. 47-48, упр. 4, 5)), коллективная проверка, проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться различать понятия звук и буква, распознавать условные обозначения звуков речи, сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова, наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: осуществлять анализ объектов, использовать знаково-символические средства для решения учебных задач

Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности

17

14.04

Звуки и буквы

Урок обще- мето- дологи- ческой напр ав- ленно- сти

Какое сочетание звуков можно назвать словом? Всегда ли одинаковые буквы обозначают один и тот же звук в слове?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальная беседа по учебнику (построение ответов на вопросы (с. 49, упр. 6)), работа в парах (работа по алгоритму выполнения задания (с. 49, упр. 7)), коллективная работа (звуко-буквенный анализ слов (с. 50, упр. 9)), самостоятельная работа (списывание предложения (с. 51, упр. 10)), диагностика знаний по заданиям раздела «Проверь себя» (конструирование монологических высказываний (с. 51)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться различать понятия звук и буква, распознавать условные обозначения звуков речи, сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова, наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей

Формирование положительной мотивации к изучению нового материала

18

15.04

Русский алфавит, или Азбука

Урок

откры

тия

нового

знания

Что такое алфавит?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: фронтальная беседа (построение ответов на вопросы (с. 53, упр. 1, 2)), самостоятельная работа (отработка изученного - расположение букв в алфавитном порядке (с. 54, упр. 4) с последующей взаимопроверкой), работа в парах (звуковой анализ слов (с. 54, упр. 5)), коллективная проверка, самооценка, взаимооценка

Научиться называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке, классифицировать их по характеристике звука, который они обозначают

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регу.гятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданных! критериям

Формирование положительной мотивации к изучению нового материала, к деятельности в сотрудничестве

19

18.04-22.04

18.04

Русский алфавит, или Азбука

Урок

обще-

мето-

дологи-

ческой

на-

прав-

ленно-

сти

Как используется алфавит? Как найти нужное слово в словаре?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: коллективная работа (составление алгоритма записи слов по алфавиту (с. 55, упр. 6)), самостоятельная работа (работа по алгоритму выполнения задания (с. 55, упр. 7) с последующей самопроверкой), работа в парах (конструирование слова (с. 56, упр. 8), проблемный диалог (с. 56, упр. 9)), самостоятельная работа (работа по алгоритму выполнения задания (с. 56, упр. 10)), фронтальная проверка знаний по заданиям раздела «Проверь себя», самооценка, взаимооценка

Научиться располагать заданные слова в алфавитном порядке, использовать знание алфавита при работе со словарями

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (словаря)

Формирование самостоятельности мышления, творческое, исследовательское самообучение

20

19.04

Гласные звуки и буквы

Урок

откры

тия

нового

знания

Какие звуки называются гласными?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: фронтальная работа с тестами на интерактивной доске (составление алгоритма различения гласных и согласных звуков), самостоятельная работа (распознавание гласных звуков (с. 58, упр. 1)), работа в парах (конструирование монологического высказывания о гласных звуках и буквах (с. 58—59, упр. 2, 3)), самостоятельная работа (работа по алгоритму выполнения задания (с. 59—60, упр. 4—6) с последующей взаимопроверкой), самооценка, взаимооценка

Научиться определять особенности гласных звуков, распознавать гласные звуки в словах

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Формирование навыков аналитической деятельности

21

20.04

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове

Урок

обще-

мето-

дологи-

ческой

на-

прав-

ленно-

сти

Почему в азбуке гласные буквы расположены в два рада? Когда буквы е, ё, /о, я обозначают слияние двух звуков, а когда один гласный звук?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: проблемный диалог (с. 60, упр. 6), работа в парах (работа по алгоритму выполнения задания (с. 60, упр. 7)), самостоятельная работа (конструирование предложения (с. 60—61, упр. 8) с последующей взаимопроверкой), самооценка, взаимооценка

Научиться различать гласные звуки и буквы, соотносить произношение слова и его написание

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Формирование навыков аналитической деятельности

22

21.04

Гласные звуки. Слова с буквой э

Урок

ре

флек

сии

Как появились в русском языке слова с буквой э?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в дея тельности): комплексное повторение материала о гласных звуках и буквах по схемам на интерактивной доске, коллективная работа (конструирование текста, распознавание гласных звуков (с. 61, упр. 9)), работа в группах (работа по алгоритму выполнения задания (с. 62, упр. 10)), фронтальный опрос (конструирование монологических высказываний по заданиям раздела «Проверь себя» (с. 62, упр. 1—3) с последующей взаимопроверкой)

Научиться различать гласные звуки и буквы, распознавать слова с буквой э, объяснять значение слов с этой буквой, пользуясь толковым словарем

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

23

22.04

Обозначение ударного гласного звука буквой на письме

Урок

откры

тия

нового

знания

Как обозначить буквой безударный гласный звук?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: фронтальная беседа (построение ответов на вопросы (с. 63, упр. 1), составление алгоритма определения ударных и безударных гласных звуков (с. 63, упр. 2)), самостоятельная работа (работа по памятке 2 (с. 134), выполнение заданий (с. 64, упр. 3, 4) с последующей взаимопроверкой), самооценка, взаимооценка

Научиться различать ударный и безударный гласные звуки, соотносить произношение и написание слова

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза

Формирование навыков аналитической деятельности

24

25.04-29.04

25.04

Особенности проверяемых и проверочных слов

Урок

обще-

мето-

дологи-

ческой

направ-

ленно-

сти

Одинаковой ли буквой обозначен безударный гласный и ударный гласный звуки?

В чем особенность проверочных и проверяемых слов?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальная работа на интерактивной доске (составление алгоритма проверки безударного гласного звука), коллективная работа (работа по алгоритму выполнения задания, выведение правила под руководством учителя (с. 65, упр. 5)), работа в парах (работа по алгоритму проверки безударного гласного звука (с. 66, упр. 6)), самостоятельная работа (работа по вариантам с орфограммами (с. 67, упр. 8—10) с последующей самопроверкой), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться правильно обозначать буквами звуки в письменной речи, формулировать алгоритм проверки безударного гласного звука

Коммуникативные: планировать общие способы работы, уметь аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: обобщать, делать выводы

Формирование навыков работы по алгоритму

25

26.04

Правописание гласных в безударных слогах

Урок

обще-

мето-

дологи-

ческой

на-

прав-

ленно-

сти

Когда написание гласного звука надо проверять?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: коллективная работа (конструирование текста (с. 68, упр. 11)), самостоятельная работа (работа с орфограммами (с. 68, упр. 12)), работа в парах (работа по алгоритму проверки безударного гласного звука (с. 69, упр. 13)), самостоятельная работа (работа с орфограммами (с. 69, упр. 14) с последующей самопроверкой), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться правильно обозначать буквами звуки в письменной речи, используя алгоритм проверки безударного гласного звука

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соот- вествия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей

Формирование навыков работы по алгоритму

26

27.04

Право

писание

непроверяемых гласных в безударных слогах

Урок

обще-

мето-

доло

гиче

ской

на-

прав-

ленно-

сти

Всегда ли можно проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: практическая работа (работа с орфографическим словарем (с. 70, упр. 16)), самостоятельная работа (работа с орфограммами (с. 71, упр. 17)), работа в парах (классификация слов, работа с орфограммами (с. 71, упр. 18)), самостоятельная работа (конструирование предложений (с. 72, упр. 19) с последующей самопроверкой), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться правильно обозначать буквами звуки в письменной речи,

использовать орфографический словарь при написании непроверяемых безударных гласных

Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации хтя выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников

Формирование навыков работы по алгоритму

27

28.04

Согласные звуки и буквы

Урок

откры

тия

нового

знания

Как отличить согласный звук от гласного звука?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа по тестам на интерактивной доске (составление алгоритма различения согласных звуков), работа в парах (работа по алгоритму выполнения задания (с. 74, упр. 1, 2)), самостоятельная работа (работа по алгоритму выполнения заданий (с. 75—76, упр. 4, 5) с последующей взаимопроверкой), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться находить в слове согласные звуки, правильно произносить согласные звуки, различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять подведение под понятия, выведение следствий

Формирование положительной мотивации к изучению нового материала

28

29.04

Слова с удвоенными согласными

Урок обще- мето- дологи- ческой направлен но- сти

Как проверить написание слов с удвоенными согласными? Как нужно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: работа в парах (конструирование слов, предложений (с. 76, упр. 6)), фронтальная работа (работа с орфограммами (с. 77, упр.7)), коллективная работа (составление алгоритма переноса слов с удвоенными согласными (с. 77, упр. 8), фронтальный опрос (комплексное повторение знаний о согласных звуках)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться находить в слове согласные звуки и правильно произносить их, различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки, использовать орфографический словарь при написании слов с удвоенными согласными

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза

Формирование навыков работы по алгоритму

29

03.05-06.05

03.05

Буквы й и и

Урок

откры

тия

нового

знания

Чем различаются звуки [и] и [й’]? Как переносятся слова с буквой й с одной строки на другую?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог по презентации на интерактивной доске, коллективная работа (звуковой анализ слов (с. 78, упр. 1, 2)), работа в парах (конструирование слов по моделям (с. 79, упр. 3)), самостоятельная работа (работа с орфограммами (с. 79—80, упр. 4, 5)), фронтальный опрос по заданиям раздела «Проверь себя» (диагностика изученного (с. 80, упр. 1, 2)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться различать согласный звук [й’] и гласный звук [и], переносить слова с буквой й, различать способы обозначения согласного звука [й’] буквами

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: наблюдать и анализировать языковые явления

Формирование навыков аналитической деятельности

30

04.05

Твердые и мягкие согласные звуки

Урок

откры

тия

нового

знания

Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: фронтальная работа по презентации на интерактивной доске (звуко-буквен- ный анализ слов), коллективная работа (построение ответов на вопросы учебни-

ка (с. 81, упр. 1,2)), самостоятельная работа (работа по алгоритму выполнения задания (с. 82, упр. 3) с последующей самопроверкой, выведение правила под руководством учителя), работа в парах (конструирование слов по их звуковой модели (с. 82, упр. 4)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться сопоставлять согласные звуки по твердости-мягкости, определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки

Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать

выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения учебных задач

Формирование навыков аналитической деятельности

31

05.05

Парные и непарные по твердости- мягкости согласные звуки

Урок

обще-

мето-

дологи-

ческой

на-

прав-

ленно-

сти

Какими буквами обозначается на письме мягкость согласных звуков?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальная работа (построение ответов на вопросы учебника (с. 83, упр. 5)), самостоятельная работа (работа с орфограммами (с. 84, упр. 6)), работа в парах (работа по алгоритму выполнения задания (с. 84, упр. 7)), предупредительный диктант с последующей взаимопроверкой, проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться сопоставлять парные по твердости - мягкости согласные звуки, мягкие непарные и твердые непарные согласные звуки, определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соот- вествия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза

Формирование мотивации к аналитической деятельности

32

06.05

Парные и непарные по твердости- мягкости согласные звуки

Урок

ре

флек

сии

Как применить полученные знания по теме «Твердые и мягкие согласные звуки»?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах (составление рассуждения об обозначении мягкости согласных гласными буквами (с. 85, упр. 8)), самостоятельная работа (работа с изученными орфограммами (с. 85, упр. 9), проверка знаний (с. 86, упр. 10) с последующей взаимопроверкой), фронтальный опрос (с. 86, упр. 1) (диагностика изученного), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться обозначать мягкость согласных на письме гласными буквами, устанавливать в словах наличие изученных орфограмм и объяснять их

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков, уметь обобщать полученные данные

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

33

10.05-13.05

10.05

Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука

Урок

откры

тия

нового

знания

Когда употребляется в словах буква «мягкий знак» (ь)?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: комплексное повторение по тестам на интерактивной доске, проблемный диалог (звуко-буквенный анализ слов с мягким знаком (с. 87, упр. 1, 2), выведение правила под руководством учителя), самостоятельная работа (работа с орфограммой (с. 88, упр. 3) с последующей взаимопроверкой), работа в парах (конструирование слов по моделям (с. 88, упр. 4)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, коль-цо, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах, определять и формулировать роль мягкого знака в русском языке

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: наблюдать и анализировать языковые явления, обобщать, делать выводы

Формирование познавательного интереса к учебной деятельности

34

11.05

Перенос слов с мягким знаком

Урок

обще-

мето-

дологи-

ческой

на-

прав-

ленно-

сти

Какую роль играет мягкий знак в русском языке?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: работа в парах (диагностика изученного (с. 89, упр. 5)), самостоятельная работа (работа с орфограммами (с. 89, упр. 6)), коллективная работа (на-

блюдение за переносом слов с мягким знаком (с. 89, упр. 7), конструирование текста, работа с орфограммами (с. 90, упр. 8)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаи- мооценка

Научиться обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака, переносить слова с мягким знаком

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соот- вествия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные: учиться конструированию текстов, основам смыслового восприятия художественных, познавательных текстов

Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

35

12.05

Глухие и звонкие согласные звуки

Урок

откры

тия

новых

знаний

Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: практическая работа по учебнику (составление алгоритма различения звонких и глухих согласных звуков (с. 92, упр. 1, 2)), работа в парах (работа по алгоритму выполнения задания (с. 93, упр. 3)), самостоятельная работа (отработка навыков (с. 93, упр. 4)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться распознавать глухие и звонкие согласные звуки

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять подведение под понятия

Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности

36

13.05

Парные глухие и звонкие согласные звуки

Урок

обще-

мето-

дологи-

ческой

на-

прав-

ленно-

сти

Почему некоторые глухие и звонкие согласные объединяют в пары?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальная работа по учебнику (анализ звуков (с. 94, упр. 5)), коллективная работа (зувуко-буквенный анализ слов с парным согласным на конце слова (с. 95, упр. 6)), работа в парах (построение ответов на вопросы учебника (с. 95, упр. 7)), самостоятельная работа по тестам на интерактивной доске (соотнесение написания и произношения слов с последующей взаимопроверкой), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться определять на слух парный по глу- хости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным, соотносить его произношение и написание

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения учебных задач

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового

37

16.05-20.05

16.05

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов

Урок

откры

тия

нового

знания

Одинаковой ли буквой обозначается парный по глухости- звонкости согласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова? Какое слово будет проверочным?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог по учебнику (выявление места орфограммы в слове (с. 96, упр. 8)), составление алгоритма проверки парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова под руководством учителя (с. 97, упр. 9), самостоятельная работа (отработка навыков распознавания проверяемых и проверочных слов (с. 98, упр. 10)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться различать проверочное и проверяемое слова, находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять

Коммуникативные: владеть диалогической формой коммуникации, формулировать собственное мнение.

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: выдвигать гипотезы и обосновывать их, строить логическую цепь рассуждений, приводить доказательство

Формирование мотивации к аналитической деятельности

38

17.05

Правописание парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов

Урок обще- мето- дологи- ческой направленно - сти

Как подобрать проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости- звонкости согласного звука на конце слова?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: коллективная работа (работа по алгоритму проверки буквы парного по глухости-звонкости согласного звука (с. 99, упр. 11), комментированное письмо — работа с орфограммами (с. 99, упр. 12)), самостоятельная работа (работа с орфограммами (с. 100, упр. 13) с последующей взаимопроверкой), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться применять способы проверки парг ных согласных на конце слова, подбирать проверочные слова путем изменения формы слова

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза

Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации изученного

39

18.05

Правописание парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов

Урок

ре

флек

сии

Как подобрать проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости- звонкости согласного звука на конце слова?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в группах (решение проблемной ситуации, построение ответов на вопросы учебника (с. 100, упр. 15)), работа в парах (работа с изученными орфограммами (с. 101, упр. 16)), самостоятельная работа (композиционно-тематический анализ текста, работа с орфограммами (с. 103, упр. 19)), фронтальный опрос по заданиям раздела «Проверь себя» (с. 103, упр. 1, 2), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться применять способы проверки парных согласных на конце слова, подбирать проверочные слова путем изменения формы слова

Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

Формирование целевых установок учебной деятельности

40

19.05

Шипящие

согласные

звуки

Урок

откры

тия

нового

знания

Что такое шипящие согласные звуки?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: подводящий диалог (построение ответов на вопросы учебника (с. 104, упр. 1, 2)), выведение правила под руководством учителя (с. 105-106, упр. 3, 4), самостоятельная работа (работа с упражнениями в распознавании шипящих звуков (с. 106, упр. 5) с последующей взаимопроверкой), фронтальный опрос (диагностика знаний по заданиям раздела «Проверь себя» (с. 107, упр. 1, 2)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться распознавать шипящие согласные звуки

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: выдвигать гипотезы и обосновывать их

Формирование познавательного интереса к учебной деятельности

41

20.05

Наши

проекты:

«Скорого

ворки»

Урок

обще-

мето-

дологи-

ческой

на-

прав-

ленно-

сти

Для чего придумали скороговорки?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальная беседа с классом по теме урока (с. 108, упр. 1), индивидуальное и групповое проектирование (с. 108-109, упр. 2—4), презентация проектов

Научиться выбирать скороговорки с шипящими звуками, произносить их

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, участвовать в презентации выполненной работы.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Познавательные: работать с разными источниками информации, уметь подготовить и презентовать материалы, иллюстрирующие процесс исследования и его результаты

Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

42

23.05

   Буквосочетания чк, чн, чт

Урок

откры

тия

нового

знания

Почему в буквосочетаниях чк, чн, чт, щн, нч не обозначена мягкость согласных звуков [ч’] и [щ’]?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог (звуко-буквенный анализ слов с буквосочетаниями чн, чк, чт, щн, нщ (с. 110, упр. 1, 2)), коллективная работа (работа по алгоритму выполнения задания (с. 111, упр. 3, 4)), самостоятельная работа в парах (работа с орфограммами (с. 111, упр. 6) с последующей взаимопроверкой), работа в парах (инсценирование диалога (с. 112,

упр. 7)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаи- мооценка

Научиться устанавливать в словах наличие буквосочетаний чн, ч/с, чт, щн,нщ, обосновывать написание слов с этой орфограммой

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: выдвигать гипотезы и обосновывать их

Формирование познавательного интереса к учебной деятельности

43

24.05

   Буквосочетания чк, чн,

Урок

обще-

мето-

дологи-

ческой

на-

прав-

ленно-

сти

Как распознать место возможного возникновения орфографической ошибки при обозначении мягкости согласного звука на письме?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: проблемный диалог (классификация слов по признаку орфограммы (с. 112, упр. 8)), самостоятельная работа (работа по алгоритму выполнения задания (с. 113—114, упр. 9, 10)), фронтальный опрос (диагностика знаний по заданиям раздела «Проверь себя» (с. 114, упр. 1—3)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаи- мооценка

Научиться применять правила написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: выбирать основания и критерии для классификации объектов

Формирование эстетических чувств и чувства прекрасного с помощью ознакомления с художественными произведениями

44

25.05

   Буквосочетания жм — ши, ча — ща, чу-щу

Урок

откры

тия

нового

знания

Почему написание гласных «, а, у после шипящих 1ч*], [Щ’] [ж], [ш] надо запоминать?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог (звуко-буквенный анализ слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу (с. 115—116, упр. 1, 2)), работа в парах (распознавание орфограммы в словах (с. 116, упр. 3)), самостоятельная работа (работа с орфограммой (с. 117, упр. 4, 5) с последующей взаимопроверкой), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться обосновывать написание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, находить в словах буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу - щу

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза

Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности

45

    Правописание буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу-щу

Урок

ре

флек

сии

Написание каких буквосочетаний с шипящими согласными звуками надо запомнить?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа в парах (работа с орфограммами (с. 118, упр. 6, 7)), самостоятельная работа (конструирование предложений, работа с орфограммами (с. 118, упр. 8) с последующей взаимопроверкой), комплексное повторение знаний об изученных орфограммах (с. 121, упр. 13), фронтальный опрос по заданиям раздела «Проверь себя» (с. 121, упр. 1, 2), проектирование выпол нения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться находить в словах буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, *//с, чн, W2, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями, при письме под диктовку применять правила правописания

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные: обобщать, делать выводы

Формирование устойчивой мотивации к совершенствованию навыков

46

   Контрольный

     диктант с грамматическим заданием по разделу «Звуки и буквы»

Урок

разви

ваю

щего

конт

роля

Как применять полученные знания по разделу «Звуки и буквы»?

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта

Научиться применять правила правописания и теоретический материал, устанавливать в словах наличие изученных орфограмм

Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату деятельности.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

47

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

Урок

ре

флек

сии

Как научиться производить самодиагностику и взаимо-

диагностику

результатов

изучения

темы?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): коллективная работа по схеме

на интерактивной доске (комплексное повторение изученных орфограмм), работа в группах (анализ допущенных ошибок с использованием схемы), индивидуальная работа (работа над ошибками), самостоятельная работа (работа с орфограммами (с. 119—121, упр. 10—12)), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка

Научиться выявлять проблемные зоны в применении правил правописания и усвоении теоретического материала

Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. Регулятивные: понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные: обобщать, устанавливать аналогии

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

48

Заглавная буква в словах

Урок

обхце-

мето-

дологи-

ческой

на-

прав-

ленно-

сти

Какие слова надо писать с заглавной буквы? Почему одинаковые по звучанию слова пишутся с заглавной и строчной буквы?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: классификация слов (с. 122, упр. 1), самостоятельная работа (работа с орфограммой (с. 124, упр. 3) с последующей взаимопроверкой), проблемный диалог (с. 127, упр. 10), конструирование ответов на вопросы (с. 125, упр. 7), работа в парах (работа по алгоритму выполнения задания (с. 127, упр. 11)), фронтальный опрос по заданиям раздела «Проверь себя» (с. 128, упр. 1—4), проектирование выполнения домашнего задания, самооценка, взаимооценка

Научиться использовать правило написания имен собственных, сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной букв в словах

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Формирование познавательного интереса к учебной деятельности, к творчеству

49

Наши проекты: «Сказочная страничка»  

     Урок обще- мето- долош- ческой направлен но- сти

Какие слова в сказке пишутся с заглавной буквы?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальная беседа с классом по теме урока (с. 129, упр. 1), индивидуальное проектирование (с. 129, упр. 2), презентация проектов

Научиться записывать название сказки, употреблять в письменной речи имена собственные

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, участвовать в презентации выполненной работы.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Познавательные: работать с разными источниками информации, уметь подготовить и презентовать материалы, иллюстрирующие процесс исследования и его результаты

Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

Повторение ( 1 ч)

50

     Повторение и обобщение изученного

Урок

ре

флек

сии

Как научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученном материале за курс русского языка в 1 классе?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальный опрос по заданиям раздела «Проверь себя» (с. 133, упр. 1—4), самостоятельная работа (работа с тестами на интерактивной доске (персональном компьютере) (с. 132, упр. 6)), проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон, коллективная работа (чтение обращения авторов учебника (с. 133)), самооценка, взаимооценка

Научиться определять теоретический и практический материал, изученный в 1 классе в рамках каждого раздела, называть разделы русского языка

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей

Формирование потребности мотивации к процессу образования

Список рекомендуемой литературы

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
  2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. М.: ВАКО, 2014.
  3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
  4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2014.
  5. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 1 класс / Сост. И.В. Позолотина, Е.А. Тихонова. М.: ВАКО, 2014.
  6. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
  7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621—10).
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».

Проверочные работы по русскому языку. 1 класс / Сост. Т.Н. Максимова. М.: ВАКО, 2014.

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
  2. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http: //mon.gov.ru/pro/pnpo
  3. Русский язык. Разноуровневые задания. 1 класс / Сост. Н.С. Ульянова. М.: ВАКО, 2014.
  4. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
  5. Жиренко О.Е., Обухова Л.А., Шестопало- ва Е.А. Словарная работа: рабочая тетрадь. 1 класс. М.: ВАКО, 2014.
  6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/ news/8286
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».
  9. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
  10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
  11. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова. М.:Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рабочая программа и тематическое планирование русский язык 2 класс",авторы Л.М.Зеленина,Т.Е.Хохлова,ФГОС

Рабочая программа 1 вида разработана на основе ФГОС начального общего образования, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начальног...

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 4 класса

Календарно – тематическое планированиек рабочей программепо учебному предмету«Русский язык»для учащихся  4 класса...

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Русский язык", 1 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык", 1 класс, УМК "Перспектива" составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по предмету " Русский родной язык" УМК О.М. Александровой, 2 класс

В данной рабочей программе представлены пояснительная записка, основные содержательные линии программы учебного предмета " Русский родной язык ", планируемые результаты освоения предме...

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Литературное чтение на родном языке (русском)", 2 класс

Данный методический материал поможет учителю начальных классов и особенно молодым специалистам начальной школы в составлении РП....

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Родной язык (русский)", 2 класс

Данный методический материал поможет учителю начальных классов и, особенно, молодым специалистам начальной школы в составлении РП...