Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по предмету " Русский родной язык" УМК О.М. Александровой, 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
В данной рабочей программе представлены пояснительная записка, основные содержательные линии программы учебного предмета " Русский родной язык ", планируемые результаты освоения предмета во 2 классе, содержание разделов и учебно-тематический план.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому родному языку
2 класс
Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
- Учебный план МБОУ СОШ с. Красная Башкирия на 2021-2022 учебный год
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для 2 класса составлена в соответствии с ФГОС, ООП НОО , согласно учебному плану МБОУ СОШ с. Красная Башкирия на 2021 – 2022 учебный год
Для реализации программного содержания используется учебное пособие: авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова Родной русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2020 г.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2021 – 2022 учебный год ,на учебный предмет отводится 1 час в неделю, 34 недели, всего 34 часа.
Пояснительная записка
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Целями изучения родного русского языка в начальной школе являются:
- создание на практике условий для развития речевых умений и интереса к говорению на родном русском языке;
- расширение языкового образовательного пространства учащихся начальных классов;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного
средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- осознание эстетической ценности родного языка развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Русский родной язык»
Школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
- первом блоке «Язык и культура» представлено содержание,
изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи (навыками сознательного использования норм современного русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности); а также на понимание вариантов норм, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
- третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, а также на развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять
цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
-первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических),
представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;
-понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;
-овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических), лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
-формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
-овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
-умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;
-умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 12 |
2 | Язык в действии | 13 |
3 | Секреты речи и текста | 9 |
Итого: | 34 часа |
Русский язык: прошлое и настоящее ( 12ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Язык в действии (13 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Секреты речи и текста (9 ч)
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текста: развернутое толкование значения слова.
Создание текста-инструкции с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по родному русскому языку редакцией О.М. Александровой
2 класс
1 час в неделю
№ п.п. | Дата | Тема урока | Тип урока | Примечания | |||
План | Факт | ||||||
Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч) | |||||||
1 четверть-9 часов | |||||||
1 | 2.09 |
| По одёжке встречают… Во что раньше одевались дети. | Урок открытия новых знаний |
| ||
2 | 9.09 | Одежда детей в картинах русских художников. | Урок систематизации знаний | ||||
3 | 16.09 |
| Ржаной хлебушко- калачу дедушка. Русские пословицы о хлебе. | Урок открытия новых знаний |
| ||
4 | 23.09 | Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Что ели в старину. | Урок открытия новых знаний | ||||
5 | 30.09 | Каша-кормилица наша. Что ели в старину. | Урок открытия новых знаний | ||||
6 | 7.10 |
| Любишь кататься, люби и саночки возить. Детские забавы. | Урок открытия новых знаний |
| ||
7 | 14.10 |
| Делу время, потехе час. Русские народные игры. | Урок открытия новых знаний |
| ||
8 | 21.10 | Русские народные игрушки. | Урок-рефлексия | ||||
9 | 28.10 |
| В решете воду не удержишь. Домашняя утварь. | Урок открытия новых знаний |
| ||
2 четверть-8 часов | |||||||
10 | 11.11 | Предметы домашней утвари в загадках, пословицах и стихах. | Урок-рефлексия | ||||
11 | 18.11 |
| Самовар кипит, уходить не велит. Разновидности самоваров на Руси. | Урок открытия новых знаний |
| ||
12 | 25.11 | Традиция русского чаепития. | Урок систематизации знаний | ||||
Язык в действии (13 ч) | |||||||
13 | 2.12 |
| Помогает ли ударение различать слова? | Урок открытия новых знаний |
| ||
14 | 9.12 | Учись произносить правильно. | Урок-рефлексия | ||||
15 | 16.12 |
| Для чего нужны синонимы? | Урок открытия новых знаний |
| ||
16 | 23.12 | Словарная работа. Словосочетания с употреблением синонимов | Урок систематизации знаний | ||||
17 | 30.12 |
| Для чего нужны антонимы? | Урок открытия новых знаний |
| ||
3 четверть-10 часов | |||||||
18 | 20.01 | Употребление антонимов в речи. | Урок систематизации знаний | ||||
19 | 27.01 |
| Как появились пословицы? | Урок открытия новых знаний |
| ||
20 | 3.02 | Как появились фразеологизмы? | Урок систематизации знаний | ||||
21 | 10.02 | Русские фразеологизмы и фразеологизмы народов мира. | Урок-рефлексия | ||||
22 | 17.02 |
| Как можно объяснить значение слова? | Урок открытия новых знаний |
| ||
23 | 24.02 | Лексическое значение слов. | Урок систематизации знаний | ||||
24 | 3.03 |
| Встречается ли в сказках необычное ударение? | Урок открытия новых знаний |
| ||
25 | 10.03 | Встречается ли в стихах необычное ударение? | Урок систематизации знаний | ||||
Секреты речи и текста (9 ч) | |||||||
26 | 17.03 |
| «Волшебные» слова. | Урок открытия новых знаний |
| ||
27 | 24.03 | Учимся вести диалог. | Урок-практикум. | ||||
4 четверть-8 часов | |||||||
28 | 7.04 |
| Составляем развёрнутое толкование значения слова. | Урок открытия новых знаний |
| ||
29 | 17.04 | Словарная работа. | Урок-практикум | ||||
30 | 21.04 | П. А.Итоговая контрольная работа | Урок контроля | ||||
31 | 28.04 | Работа над ошибками. | Урок-рефлексия | ||||
32 | 5.05 |
| Устанавливаем связь предложений в тексте. | Урок открытия новых знаний |
| ||
33 | 12.05 | Восстановление деформированного текста. | Урок -практикум | ||||
34 | 19.05 |
| Создаём тексты-инструкции и тексты –повествования. | Урок-практикум |
| ||
35 | 26.05 | Обобщающий урок. |
1 четверть-9 часов
2 четверть-8 часов
3 четверть- 10 часов
4 четверть- 8 часов
Итого: 35 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению на русском родном языке. Пояснительная записка.2 класс.
Для работы...
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Русский язык", 1 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык", 1 класс, УМК "Перспектива" составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Рабочая программа по предмету « русский родной язык» 4 б,в класс (класс) 34 часа
Рабочая программапо предмету « русский родной язык» 4 б,в класс(класс)34 часа...
Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс
В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....
Рабочая программа по литературному чтению на русском родном языке 2 класс ФГОС, О.М. Александрова
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска«Средняя общеобразовательная школа № 132» РАССМОТРЕННОна заседании МО _____________ /О.В. КононоваРуководитель МО Прот...
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Литературное чтение на родном языке (русском)", 2 класс
Данный методический материал поможет учителю начальных классов и особенно молодым специалистам начальной школы в составлении РП....
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Родной язык (русский)", 2 класс
Данный методический материал поможет учителю начальных классов и, особенно, молодым специалистам начальной школы в составлении РП...
- Мне нравится (1)