Календарно – тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 4 класса
календарно-тематическое планирование (4 класс)

Шаталова Светлана Викторовна

Календарно – тематическое планирование

к рабочей программе

по учебному предмету

«Русский язык»

для учащихся  4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass.docx160.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Томаровская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Шевченко А.И.

Яковлевского городского округа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО______(Зюзюкина И.А.)

Протокол №___ от

«___»__________2019г.

«Согласовано»

Зам. директора  _______(Овчарова Н.А.)

                 «___»___________2019г.

«Утверждаю»

Директор школы

_____________(Данилова А.В.)

         Приказ №___ от «___»_________2019г.

Календарно – тематическое планирование

к рабочей программе

по учебному предмету

«Русский язык»

для учащихся  4 «Б» класса

2019 – 2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование темы

Часы

учеб

но

го

времени

Плановые

сроки

прохождения

Учебник, часть, стр.

Словар

ные слова

Характеристика основной деятельности ученика

При

меча

ние

План.

 Факт.

1

Место ударения в слове. Правописание безударного гласного, проверяемого ударением, в корне слова

02.09

с.6-9 до У.3

Устанавливать наличие в словах изученной орфограммы.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Различать проверочное и проверяемое слово.

Моделировать алгоритмы применения орфографического правила.

Группировать слова по месту орфограммы.

Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученным правилом.

Характеризовать звуки.

Анализировать: определять звук по его характеристике, приводить примеры мягких – твёрдых звуков.

Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

2

Место ударения в слове. Правописание безударного гласного, проверяемого ударением, в суффиксе слова

03.09

с.9-12

коллекция

3

Место ударения в слове. Правописание безударного гласного, проверяемого ударением, в приставке слова. Звукобуквенный разбор слова

04.09

с.12-13 до У.7

искусный

4

Различные способы проверок фонетических чередований гласных звуков

05.09

с.13-15

5

Входной диктант «Правописание безударных гласных в приставке, корне, суффиксе слов»

06.09

6

«Р./р.» Определение в художественном тексте элементов рассуждения: В. Драгунский «Двадцать лет под кроватью»

09.09

2 часть

с.6-11

Распознавать текст – рассуждения.

Создавать устные тексты – рассуждения.

7

Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Значения суффиксов.

10.09

с.15-18

до У.11

желать

железо

профессия

Объяснять значение суффикса.

Моделтровать слова.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

8

Словообразование и орфография

11.09

с.18-19

9

Чередования звуков, видимые на письме. Самостоятельная работа «Значение суффиксов»

12.09

с. 20

10

«Р./р.» Текст-рассуждение на примере сравнительного анализа фотографий  природных явлений

13.09

2 часть

с.13-15

Распознавать текст – рассуждения.

Создавать устные и письменные тексты – рассуждения.

11

Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения

16.09

с.20-22 до У. 13

велосипед

инженер

Наблюдать надпроизношением и правописанием слов с удвоенной гласной.

Использовать правило переноса с удвоенной гласной.

12

Правила употребления числительных оба, обе. Словарный диктант

17.09

с.22- 30

погода, сентябрь, четверг, футбол, арбуз, язык, берёза, хорошо, коллекция, искусный, желать, железо, профессия, велосипед, инженер

Правильно употреблять числительные оба, обе  в речи.

13

Понятие об однородных членах предложения

18.09

с.30-33 до У.19

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

14

Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения

19.09

с. 33-36

здесь

автомобиль

15

«Р./р.» Работа с картиной. И Фирсов «Юный живописец». Сочинение по картине с использованием описания и повествования

20.09

2 часть 

с.16-19

Рассматривать и анализировать репродукцию картины «Юный живописец».

Составлять рассказ по картине

с использованием описания и повествования.

Пересказывать составленный текст.

Высказывать своё отношение к картине.

16

Способы оформления однородных членов предложения на письме: бессоюзная связь

23.09

с.36-39

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами.

Объяснять выбор нужного союза в предложении.

Продолжать ряд однородных членов.

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Составлять схему предложения с однородными членами.

17

Способы оформления однородных членов предложения на письме: союзная связь. Представление о союзе как о части речи. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами

24.09

с.39-42

свобода

18

Составление схемы предложения с однородными членами. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами

25.09

с.42-45

Экскаватор

Эскалатор

галерея

19

Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое значение личных окончаний

26.09

с. 46-48

Гореть

костёр

Различать глаголы среди других слов.

Работать с таблицами изменения глагола настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Определять лицо и число глагола.

Выделять личные окончания глаголов.

Определять спряжение глаголов.

Наблюдать над написанием личных окончаний глаголов в глаголах 1 и 2 спряжения.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

20

Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний

27.09

с. 49-51

21

Способ определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям

30.09

с. 51-53

22

Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения

01.10

с. 54-58

Беседа

23

Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения. Словарный диктант

02.10

шоссе, топор октябрь, деревня собака, окно, тетрадь, здесь, автомобиль, свобода, экскаватор, эскалатор, галерея, гореть, костёр

24

Способ определения спряжения глагола: по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях

03.10

с. 58-60

сегодня

гражданин

богатство

25

«Р./р.» Использование элементов рассуждения в собственном сочинении «Мои увлечения»
04.10
2 часть с.20-22

Распознавать текст – рассуждения.

Создавать устные и письменные тексты – рассуждения.

26

Правила употребления предлогов о и об
07.10
с.60-63

корабль

салют

Правильно употреблять предлого о, об  в речи.

27

Два набора личных окончаний глаголов

08.10

с. 64-68

Выделять личные окончания глаголов.

Определять спряжение глаголов.

Наблюдать над написанием личных окончаний глаголов в глаголах 1 и 2 спряжения.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Моделировть в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

28

Правописание глаголов - исключений

1 ч

09.10

с. 68-75

29

«Р./р.» Азбука вежливости. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента

10.10

2 часть

с. с. 23-25

Использовать в речи речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента.

Оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

30

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Списывание: Н. Сладков «Лесные приметы»

11.10

с. 76-77

президент

правительство

портрет

натюрморт

Выделять личные окончания глаголов.

Определять спряжение глаголов.

Наблюдать над написанием личных окончаний глаголов в глаголах 1 и 2 спряжения.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Моделировть в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Определять и образовывать формы глаголов прошедшего времени.

Обосновывать правила написания родовых окончаний глаголов.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

31

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам

14.10

с. 77-78

32

Грамматическое значение окончаний глаголов прошедшего времени

15.10

с. 79-80

33

Грамматическое значение окончаний глаголов прошедшего времени. Контрольный словарный диктант № 1 за 1 четверть

16.10

с. 81

сегодня, гражданин,

богатство, беседа, корабль,  салют, искусство, президент

правительство, портрет, натюрморт, искусный, гореть, галерея, инженер

34

Контрольный диктант № 1 за 1 четверть «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

17.10

Записывть под диктовку текст и оценивать правильность написаия в словах изученных орфограмм.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

35

Разбор простого предложения по членам предложения. Синтаксическая функция имени существительного, прилагательного, глагола

18.10

с.82-84

искусство

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Различать главные и второстепенные члены предложения.

Моделировать предложения.

Разбирать предложение по членам.

36

Морфологический разбор имени существительного

21.10

с.84-86

 Выполнять разбор имени существительного как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Оценивание правильности проведения морфологического разбора

37

Морфологический разбор имени прилагательного, глагола.

22.10

с.87-90

Выполнять разбор имени прилагательного, глагола как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Оценивание правильности проведения морфологического разбора

38

«Р./р.» Освоение изложение как жанра письменной речи. Письменное изложение. Б. Сергуненков «Куда лето прячется»

23.10

2 часть

с.31-32

Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями соотносить их с разработанным алгоритмом.

Самостоятельно подготовиться к изложению текста и записать его.

Проверять написанное.

39

Контрольная работа № 1 за 1 четверть «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

24.10

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

40

«Р./р.» Культура диалога. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога. Учимся делать научное сообщение. Животные Арктики.

25.10

2 часть

с.25-27

Отличать диалогическую речь от монологической.

Участвовать в учебном диалоге.

Соблюдать культуру диалога.

41

Правописание глаголов – исключений: брить, стелить

06.11

с.90-93

Выделять личные окончания глаголов.

Определять спряжение глаголов.

Работать со словарём.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Моделировть в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Определять и образовывать формы глаголов прошедшего времени.

Обосновывать правила написания родовых окончаний глаголов.

42

Решение словообразовательных задач: выявление глаголов с безударным суффиксом –Я – в начальной форме (Работа с обратным словарем)

07.11

с. 93-95

43

Правописание глаголов в прошедшем времени

1 ч

08.11

с. 95-100

солдат

воин

44

«Р./р.» Определение в художественном тексте элементов – рассуждения» В. Песков «Плёс»

11.11

2 часть

с.34-39

Распознавать текст – рассуждения.

Создавать устные и письменные тексты – рассуждения.

45

Решение словообразовательных задач: наблюдение за значением  глаголов в повелительном наклонении

12.11

с.101-103 до У.76

завтра

Наблюдать за значением  глаголов в повелительном наклонении.

Наблюдать за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов).

Отличать глаголы в изъявительном и повелительном наклонении.

46

Решение словообразовательных задач: суффиксы повелительной формы глагола

13.11

с.103 –106

47

Решение словообразовательных задач: наблюдения за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов)

14.11

с.107 –109

48

Решение словообразовательных задач: наблюдения за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов)

15.11

с.109 –110

горизонт

49

«Р./р.» Работа с картиной. И Левитан «Тихая обитель». Сочинение по картине с использованием описания и повествования

1 ч

18.11

2 часть

с.39-41

Рассматривать и анализироватьрепродукцию картины «Лесная обитель».

Составлять рассказ по картине

с использованием описания и повествования.

Пересказывать составленный текст.

Высказывать своё отношение к картине.

50

Решение словообразовательных задач: написание глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени

19.11

с. 11-113

хозяин

Наблюдать над написанием глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени.

Наблюдать над правописанием глаголов в прошедшем времени.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

51

Решение словообразовательных задач: написание глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени

20.11

с. 113

52

Правописание глаголов в прошедшем времени

21.11

с. 113-114

53

Правописание глаголов в прошедшем времени. Самостоятельная работа «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

22.11

с.114-115

54

«Р./р.» Культура диалога. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога

25.11

2 часть

с.41-44

Отличать диалогическую речь от монологической.

Участвовать в учебном диалоге.

Оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

55

Решение словообразовательных задач: как изменяются глаголы,  имеющие в начальной форме суффикс –чь

26.11

с.115-116

календарь

Наблюдать, как изменяются глаголы,  имеющие в начальной форме суффикс –чь.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

56

Решение словообразовательных задач: как изменяются глаголы,  имеющие в начальной форме суффикс –чь

27.11

с.116-118

Словарный диктант:

аллея, вокзал, ракета, троллейбус,

огород, пшеница,

автобус, компьютер,

топор, шоссе, солдат, воин, завтра, горизонт, хозяин

57

Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения

28.11

с.118-120

цитата

аннотация

биография

Наблюдать надпроизношением и правописанием слов с удвоенной гласной.

Использовать правило переноса с удвоенной гласной.

58

Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения. Звукобуквенный разбор слова

29.11

с.121-122

59

«Р./р.» Освоение изложение как жанра письменной речи. Письменное изложение. Б. Сергуненков «Одуванчик»

02.12

2 часть

с.45-46

Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями соотносить их с разработанным алгоритмом.

Самостоятельно подготовиться к изложению текста и записать его.

Проверять написанное.

60

Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени)

03.12

с.123-128

коллектив

привет

Различать усекамую и неусякаемую основу глагола.

Работа со Словарём.

61

Решение словообразовательных задач: усекаемая и неусекаемая основа глагола

04.12

с.128-130

62

Правописание личных окончаний разноспрягамых глаголов

05.12

с.130-133

путешествие

Обосновывать правильность написания личных окончаний разноспрягаемых  глаголов.

63

Правописание личных окончаний разноспрягамых глаголов

06.12

с.134

64

«Р./р.» Учимся делать научное сообщение

09.12

2 часть

с.46-48

Работать с дополнительными источниками информации хрестоматия, словарь, Интернет).

65

Правописание О и Ё после шипящих  в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

10.12

с.135-138

Определять наличие в слове данной орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с данной орфограммой.

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

66

Правописание О и Ё после шипящих  в корне слова. Списывание: Н. Сладков «Грибной дождь»

11.12

с.138-141

диалог

67

Правописание О и Ё после шипящих  в корне слова. Звукобуквенный анализ слов

12.12

с.142-144 до У. 113

отечество

68

Правописание О и Ё после шипящих  в разных частях слова. Самостоятельная работа «Правописание О и Ё после шипящих  в разных частях слова»

13.12

69

«Р./р.» Азбука вежливости. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента

16.12

2 часть

с.48-53

Использовать в речи речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента.

Оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

70

Решение словообразовательных задач: образование кратких прилагательных

17.12

с.144 –147 до У. 117

секрет

Наблюдать над правописанием кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий, образованием наречий от прилагательных  с основой на шипящий  и их написание.

Обосновывать правильность написания

кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий.  

71

Решение словообразовательных задач: правописание кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий  

18.12

с.147- 148

вкл. По  У.18

72

Решение словообразовательных задач: образование наречий от прилагательных  с основой на шипящий  и их написание

19.12

с.148-150

электричество

73

Контрольный диктант № 2 за 2 четверть «Глагол»

20.12

Записывть под диктовку текст и оценивать правильность написаия в словах изученных орфограмм.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

74

«Р./р.» Сочинение по картине с использованием элементов  рассуждения. В. Джеймс «Кот на окне»

23.12

2 часть

с.53-56

Рассматривать и анализировать репродукцию картины «Кот на окне».

Составлять рассказ по картине

с использованием элементов рассуждения.

Пересказывать составленный текст.

Высказывать своё отношение к картине.

75

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Контрольный словарный диктант № 2 за 2 четверть

1 ч

24.12

с.154-158

диалог, отечество, секрет, электричество, до свидания,  спасибо, столица, ученик, урожай, обед, правительство, галерея, цитата, аннотация, Россия

Выделять личные окончания глаголов.

Определять спряжение глаголов.

Работать со словарём.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

76

Грамматическое значение окончаний глаголов прошедшего времени

25.12

с.158-163

Определять и образовывать формы глаголов прошедшего времени.

Обосновывать правила написания родовых окончаний глаголов.

77

Контрольная работа № 2 за 2 четверть «Лицо и время глагола»

26.12

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

78

Правописание безударных окончаний имени существительного, прилагательного, глагола

27.12

с.163-169

Устанавливать наличие в именах существительных, прилагательных, глаголах безударного окончания и определять способ его проверки.

Обосновывать написание безударных  окончаний.

Анализировать разные способы проверки окончания и выбирать нужный способ проверки при написании.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных, прилагательных, глаголов с безударным окончанием, находить и исправлять ошибки.

79

«Р./р.» Определение в художественном тексте элементов – рассуждения». Воспоминания В. Пескова о войне

09.01

2 часть

с.56-58

Распознавать текст – рассуждения.

Создавать устные и письменные тексты – рассуждения.

Составление с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами рассуждения.

80

Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. Использование Толкового словаря

10.01

с.169-171

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами.

Объяснять выбор нужного союза в предложении.

Продолжать ряд однородных членов.

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Составлять схему предложения с однородными членами.

 

81

Способы оформления однородных членов предложения на письме: бессоюзная связь

13.01

с.172-175

82

Способы оформления однородных членов предложения на письме: союзная связь. Самостоятельная работа «Однородные члены предложения»

14.01

83

Однородные члены предложения. Составление схемы предложения с однородными членами

15.01

84

«Р./р.» Сочинение по наблюдениям      с использованием описания и повествования «Удивительное место родного края»

16.01

2 часть

с.58-60

Составление с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования.

85

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Категориальное значение имен существительных

17.01

с.6-10, до у. 4

Различать самостоятельные и служебные части речи.

Определять признаки, присущие имени существительному.

86

Имя существительное. Синтаксическая функция имени существительного в предложении

20.01

с.10-13

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросам.

Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

87

Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных

21.01

с.13-15 до у.7

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросам.

88

Имя прилагательное, род, падеж. Синтаксическая функция имени прилагательного  в предложении

22.01

с.15-17

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное в предложении.

89

«Р./р.» Знакомство с жанром аннотации. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии), без введения термина «рецензия»

23.01

2 часть

с. 60-62

Составление аннотации на отдельное литературное произведение и на сборник произведений

90

Место ударения в слове. Краткая форма прилагательных. Словарный диктант

24.01

с.17-18

солдат, воин, завтра, горизонт, хозяин, четверть: сирень, февраль, магазин, хороший, месяц, огурец, помидор,

овощ, Москва

Различать краткую форму прилагательных.

Различать подвижное и неподвижное ударение в словах.

91

Синонимия как лексическое явление

27.01

с.18-20

Подбор синонимов для устранения повторов в речи; использование их для объяснения значений слов.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

92

Глагол. Категориальное значение глаголов. Времена глаголов

 

28.01

с.20-23

до у.17

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросам.

Распознавать время глагола.

Изменять глаголы по временам.

93

Глагол. Синтаксическая функция глагола  в предложении

29.01

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

94

«Р./р.» Определение в художественном тексте элементов – рассуждения». В. Песков «Старая Рязань»

30.01

2 часть 

с. 62-68

Различение особенностей разных типов текста (рассуждение).

Обнаружение в реальном художественном тексте его составляющие: рассуждение.

95

Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида

31.01

с.23-26 до у. 20

Распознавать формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида

96

Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Способы определение спряжения

03.02

С.26-29

Работать с таблицей изменения глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Определять спряжение глаголов.

97

Русская фразеология. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений

04.02

с.29-31

Выявление фразеологизмов, значение которых требует уточнения.

Определение значение фразеологизмов по тексту или уточнение с помощью словаря устойчивых выражений учебника.

98

Простая и сложная форма будущего времени глаголов

05.02

с. 32-37

Различать простую и сложную форму будущео времени глагола.

Определять  простую и сложную форму будущео времени глагола.

99

Простая и сложная форма будущего времени глаголов

06.02

с.38-41 до у.35

100

Различение 2 л. мн. ч. настоящего времени и повелительной  формы глаголов. Словарный диктант

07.02

с.41-45

правительство, галерея, цитата, аннотация, биография, коллектив, привет, путешествие, ужин, соловей,

тарелка, животноетроллейбус, компьютер, праздник

Различать 2 л. мн. ч. настоящего времени и повелительной  формы глаголов.

Определять  2 л. мн. ч. настоящего времени и повелительной  формы глаголов.

101

Правописание безударных гласных  в корнях и окончаниях существительных,  прилагательных и глаголов

10.02

с.45-49

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Обосновывать написание падежных окончаний имен существительных, прилагательных и личных окончаний глаголов.

Анализировать разные способы проверки окончания и выбирать нужный способ проверки при написании.

102

Личные местоимения. Склонение личных местоимений.  

11.02

с.49-55 до у.49

Распознавать местоимения среди других слов.

Различать местоимение и имя существительное.

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

103

«Р./р.» Сочинение с использованием описания и повествования. Древние украшения

12.02

2 часть 

с. 68-71

Составление с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования.

104

Личные местоимения. Стилистические особенности употребления местоимений. Тест «Местоимение»

13.02

с.55-57

Распознавать местоимения среди других слов.

Оценивать уместность употребления в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

105

Разбор слов разных частей речи по составу

14.02

с.58-60

Объяснять алгоритм раэбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу.

Моделировать слова.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

106

Разбор глагола по составу. Самостоятельная работа «Разбор слова по составу»

17.02

с. 60-64

107

Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях

18.02

с.64-66

Определять наличие в слове данной орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с данной орфограммой.

108

«Р./р.» Составление аннотации на сборник произведений

19.02

2 часть 

с.71-76

Составление аннотации на сборник произведений

109

Фонетические чередования согласных и гласных звуков

20.02

с.66-70

Устанавливать наличие в словах изученной орфограммы.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Различать проверочное и проверяемое слово.

Моделировать алгоритмы применения орфографического правила.

Группировать слова по месту орфограммы.

Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученным правилом.

Характеризовать звуки.

Анализировать: определять звук по его характеристике, приводить примеры мягких – твёрдых звуков.

Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

110

Фонетические чередования согласных и гласных звуков. Способы проверок этих написаний

21.02

с.71-73

до у.69

111

Фонетические чередования согласных и гласных звуков. Звукобуквенный анализ слова

24.02

с.73 –76

112

«Р./р.» Освоение изложения как жанра письменной речи. Г. Цыферов «Самолётик»

25.02

С.76-78

Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями и соотнесение их с разработанным алгоритмом.

Оценивание правильности выполнения учебной задачи: соотнесение собственного текста с исходным текстом.

113

Орфограммы в суффиксах слов

26.02

с.77-79

Определять наличие в слове орфограммы «Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного».

Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой «Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного».

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

114

Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного

27.02

с.79 - 81

115

Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного. Списывание: В. Сухомлинский «Осень принесла золотые ленты»

28.02

с.82 - 83

116

Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного. Работа со словообразовательным словарём

02.03

с.83 - 85

117

«Р./р.» Что такое диалог  монолог. Культура диалога. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога

03.03

2 часть

с.78-79

Отличать диалогическую речь от монологической.

Участвовать в учебном диалоге.

Оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

118

Написание о-ё после шипящих в суффиксах существительных.

04.03

 с.85-87

 до у. 89

Определять наличие в слове данной орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с данной орфограммой.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

119

Написание о-ё после шипящих в суффиксах прилагательных.

05.03

с.87-88

120

Образование прилагательных от существительных и  правописание суффиксов и окончаний имён  прилагательных.

06.03

с.88-94

Наблюдать над образованием прилагательных от существительных.

Объяснять, доказывать правильность написания суффиксов и окончаний имён прилагательных.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата

121

Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов –лив-, -ов-)

09.03

с.94-97

Определять наличие в слове орфограммы «Правописание гласных в суффиксах».

Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой «Правописание гласных в суффиксах».

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата

122

Правописание глаголов прошедшего времени. Контрольный словарный диктант № 3 за 3 четверть

10.03

с.97-100

солдат, воин, экскаватор, эскалатор, профессия, гражданин, коллектив, секрет, отечество, электричество, корабль, календарь, коллекция, диалог, сейчас

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

123

«Р./р.» Составление аннотации на сборник произведений «Времена года»

11.03

2 часть

с.80-82

Составление аннотации на сборник произведений

124

Контрольная работа № 3 за 3 четверть «Разбор слов по составу. Морфологический разбор имени существительного. Разбор простого предложения по членам»

12.03

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

125

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка

13.03

с.101-105

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Обосновывать написание падежных окончаний имен существительных.

Анализировать разные способы проверки окончания и выбирать нужный способ проверки при написании.

126

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе

16.03

с.105-107

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Обосновывать написание падежных окончаний имен прилагательных.

Анализировать разные способы проверки окончания и выбирать нужный способ проверки при написании.

 127

Контрольный диктант № 3 за 3 четверть «Правописание суффиксов в словах»

17.03

Записывть под диктовку текст и оценивать правильность написаия в словах изученных орфограмм.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

128

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы - исключения

18.03

с.107-114

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Обосновывать написание личных окончаний глаголов.

Анализировать разные способы проверки окончания и выбирать нужный способ проверки при написании.

129

Правописание безударных личных окончаний глаголов

19.03

с.114-119

130

«Р./р.» Определение в художественном тексте элементов – рассуждения». В. Песков «Сёстры»

20.03

2 часть

с.82-87

Различение особенностей разных типов текста (рассуждение).

Обнаружение в реальном художественном тексте его составляющие: рассуждение.

 

131

Написание глаголов в изъявительном и  повелительном наклонении

01.04

с.120-123

Различать глаголы в повелительном и изъявительном наклонении.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

132

Написание глаголов в изъявительном и  повелительном наклонении

02.04

с.120-123

133

Грамматическое значение личных окончаний глаголов

03.04

с.124-126

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Обосновывать написание личных окончаний глаголов.

Анализировать разные способы проверки окончания и выбирать нужный способ проверки при написании.

134

Правописание глаголов - исключений

06.04

с.126-127

135

Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-)

07.04

с.127-131

Различать написание приставок в словах.

136

Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.

08.04

с.131-136

Определять наличие в слове данной орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с данной орфограммой.

137

 Написание букв и-ы после  приставки перед корнем, начинающимся на -и-. Звукобуквенный разбор слова.

09.04

с.131-136

138

Правописание Ъ после приставок на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

10.04

С.136-139

Различать написание Ъ после приставок, оканчивающихся на букву согласного перед буквами Е, Ё, Ю, Я.

Определять наличие в слове данной орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с данной орфограммой.

139

«Р./р.» Сочинение по Н. Богданова – Бельского «Дети» с использованием описания, повествования,    с элементами рассуждения

13.04

2 часть

с.87-90

Составление с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения.

140

Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих  на вопрос ЧЕЙ?

14.04

с.140-145

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Различать написание Ъ в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ?

Определять наличие в слове данной орфограммы.

Обосновывать написание окончаний имен прилагательных.

Анализировать разные способы проверки окончания и выбирать нужный способ проверки при написании.

141

Правописание разделительного Ь в прилагательных. Словарный  диктант

15.04

с.145-149

хоккей, искусный, солома, осина, Кремль, потом, метро, искусство, посуда, карман, картина картон, город, завод, автомобиль

142

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

16.04

с.150-152

143

Правописание разделительного Ь в прилагательных. Самостоятельная работа «Правописание разделительного Ь в прилагательных»

17.04

с.150-152

144

«Р./р.» Освоение изложения как жанра письменной речи. Г. Цыферов «Муравьишкин корабль»

20.04

Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями и соотнесение их с разработанным алгоритмом.

Оценивание правильности выполнения учебной задачи: соотнесение собственного текста с исходным текстом.

145

Лексическое и грамматическое значение слова

21.04

с.153-155

Различать слова по лексическому значению.

Работать с Толковым словарём.

146

Лесическое и грамматическое значение слова. Паронимия (без введения термина). Списывание: В. Сухомлинский «Куда спешили муравьи»

22.04

147

Словообразование и орфография: правописание Ь после шипящих в существительных

23.04

с.155-157

Определять наличие в слове орфограммы «Правописание Ь после шипящих в существительных».

Объяснять, доказывать правильность написания слова с данной орфограммой.

148

Словообразование и орфография: прилагательные. Краткая форма.

24.04

с.158-161

Распознавать краткую форму имени прилагательного.

149

Составление аннотации на сборник произведений

27.04

2 часть

с.92-94

Составление аннотации на сборник произведений

150

Словообразование и орфография: правописание Ь после шипящих в глаголов

28.04

с.159-161

Определять наличие в слове данной орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с данной орфограммой.

151

«Р./р.» Рассматриваем старые фотографии

29.04

2 часть

с.95-104

Составление с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования.

152

Грамматическое значение личных окончаний глаголов. Итоговая комплексная работа за год «Белый медведь»

30.04

с.162-163

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Обосновывать написание личных окончаний глаголов.

Анализировать разные способы проверки окончания и выбирать нужный способ проверки при написании.

153

Распространенные и нераспространенные предложения. Предложения с однородными членами

04.05

с.162-168

Различать  распространенные и нераспространенные предложения.

Распространять   нераспространенное предложение второстепенными членами.

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Составлять схему предложения с однородными членами.

154

Разбор предложения по членам. Характеристика предложения.

05.05

с.169-170

Планировать свои действия при раэборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

Разбирать предложение по членам.

Обсуждать алгоритм  «Характеристика предложения»

155

Представления о сложном предложении (наблюдения)

05.05

с.170-174

Различать простые и сложные предложения.

Наблюдать над союзами     ,соединяющими части сложного предложения.

Выделять в сложном предложении основы.

Обосновывать постановку запятых в сложных и простых предложениях.

156

Представления о сложном предложении (наблюдения). Контрольный словарный диктант № 4 за 4 четверть

06.05

с.170-174

велосипед, вагон, автомобиль, тарелка, пейзаж, натюрморт, портрет, президент, правительство, инженер, железо, желать, гореть, солдат, цитата.

157

Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях

07.05

с.174-177

158

«Р./р.» Контрольное изложение: К. Паустовский «Сказка об осени»

11.05

Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями и соотнесение их с разработанным алгоритмом.

Оценивание правильности выполнения учебной задачи: соотнесение собственного текста с исходным текстом.

159

«Р./р.» Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. Культура диалога

12.05

2 часть

с. 105-107

Участвовать в учебном диалоге.

Оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

160

Контрольная работа № 4 за 4 четверть «Простые и сложные предложения»

13.05

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

161

Постановка знаков препинания в сложных  предложениях

14.05

с.178-181

Различать простые и сложные предложения.

Наблюдать над союзами     ,соединяющими части сложного предложения.

Выделять в сложном предложении основы.

Обосновывать постановку запятых в сложных и простых предложениях.

162

Контрольный диктант № 4 за 4 четверть «Орфограммы в корнях, суффиксах, приставках слов»

15.05

Записывть под диктовку текст и оценивать правильность написаия в словах изученных орфограмм.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

163

«Р./р.» Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Мой город

18.05

2 часть

с.107-112

Составление с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования.

164

Контрольный тест  «Орфограммы, изученные за год» 

19.05

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

165

Постановка знаков препинания в сложных  предложениях

20.05

С. 182-183

Различать простые и сложные предложения.

Распознавать сложные предложения

Обосновывать постановку запятых в сложных предложениях.

166

Постановка знаков препинания в  предложениях с однородными членами

20.05

С. 184-186

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Объяснять выбор нужного союза в предложении.

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Составлять схему предложения с однородными членами.

167

Правописание безударных личных окончаний глаголов

21.05

С. 186-187

Выделять личные окончания глаголов.

Определять спряжение глаголов.

Работать со словарём.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

168

Предложения с однородными членами

21.05

С.188-189

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Составлять схему предложения с однородными членами.

169

Фонетические чередования согласных и гласных звуков. Звукобуквенный анализ слов

22.05

С.189-192

Устанавливать наличие в словах изученной орфограммы.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Различать проверочное и проверяемое слово.

Моделировать алгоритмы применения орфографического правила.

Группировать слова по месту орфограммы.

Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученным правилом.

170

Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи. Морфологический разбор частей речи

23.05

Определение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союзаю

Проведение морфологического разбора имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Шевченко А.И. Яковлевского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

__________Кравченко О.В.

Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР МБОУ «Томаровская СОШ №1»

___________Овчарова Н.А.

 «____»____________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Томаровская СОШ №1»

__________ Истомина С.Я.

Приказ № ___ от     «___»______________2014 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Василенко Ирины Александровны

по учебному предмету

«Русский язык»

4 класс «Б

2014 – 2015 учебный год

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЁННЫЕ В АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела

Авторская программа по русскому языку

М. Л. Каленчук,

Н. А. Чураковой,

О. В. Малаховской,

 Т. А. Байковой,

Н. М. Лавровой

Рабочая программа

Обоснование

1

Программа по русскому языку

170ч

158ч +12ч контроль ных работ

Количество часов изменено на основании Инструктивно-методического письма «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Белгородской области в 2014-2015 учебном году» Департамента образования Белгородской области, Белгородского института развития образования и приказу №94 от 28 августа 2014 года о внутришкольном контроле МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Шевченко А.И Яковлевского района Белгородской области»

Всего

170 ч

170 ч

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ИХ СОЧЕТАНИЕ,

А ТАКЖЕ ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком,  проводятся нетрадиционные уроки: урок – игра, заседание клуба.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, работа в паре.

Формы контроля опорной системы знаний: наблюдение, беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, контрольные словарные диктанты, контрольные диктанты и работы, контрольные тесты, итоговая комплексная работа.

Согласно инструктивно – методического письма «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Белгородской области в 2014-2015 учебном году»  по русскому языку предусмотрено 14 итоговых контрольных работ: 4 контрольные работы, 4 контрольных диктанта, 4 контрольных словарных диктанта, 1 контрольный тест и 1 контрольное изложение. В конце учебного года проводится комплексная контрольная работа на межпредметной основе.

№п/п

Вид контроля

Тема

Номер приложения

1

Контрольная работа №1 за 1 четверть

«Правописание безударных личных окончаний глаголов»

№1

2

Контрольная работа №2 за 2 четверть

«Лицо и время глагола»

№2

3

Контрольная работа №3 за 3 четверть

«Разбор слов по составу. Морфологический разбор имени существительного. Разбор простого предложения по членам предложения»

№3

4

Контрольная работа №4 за 4 четверть

«Простые и сложные предложения»

№4

5

Контрольный диктант №1

«Правописание безударных личных окончаний глаголов»

№5

6

Контрольный диктант №2

«Глагол»

№6

7

Контрольный диктант №3

«Правописание суффиксов в словах»

№7

8

Контрольный диктант №4

«Орфограммы в корнях, суффиксах, приставках слов»

№8

9

Контрольный тест

«Лексика, морфология, фонетика, синтаксис»

№9

10

Контрольный  словарный диктант

№1 за 1 четверть

№10

11

Контрольный  словарный диктант

№2 за 2 четверть

№11

12

Контрольный  словарный диктант

№3 за 3 четверть

№12

13

Контрольный  словарный диктант

№4 за 4 четверть

№13

14

Контрольное изложение

«Сказка об осени»

№14

15

Комплексная итоговая контрольная работа

«Белый медведь»

№15

Метапредметные и личностные результаты оцениваются качественно.

Четвертная промежуточная аттестация проводится на основании текущих отметок и отметок, полученных за выполнение контрольных работ, предусмотренных рабочей программой учебного предмета «Русский язык». Итоги обучающихся оцениваются по 5-балльной системе.

Четвертные, годовые отметки выставляются за 3 - 5 дней до начала каникул. Годовые оценки по учебному предмету «Русский язык» выставляются учителем на основании фактического уровня знаний обучающихся с учетом четвертных оценок.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Урокам сопутствуют компьютерные презентации, цифровые образовательные ресурсы, которые позволяют компенсировать недостаток наглядного материала по предмету «Русский язык»

Наименование объектов

и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд

1

Учебно-методический комплект по программе «Перспективная начальная школа»:

1. Байкова Т. А. Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.

2. Каленчук М. Л., Чуракова Н. А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

3. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс. Учебник. В 3 ч. Части 1 и 3. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Примерная программа:

«Примерные программы начального общего образования»  М: Просвещение, 2009

Авторская программа:

«Русский язык» Чуракова Н.А. (Программы по учебным предметам. Примерный учебный план:1-4 кл.: в 2 ч. /Сост.  Р. Г. Чуракова – М.: Академкнига /Учебник, 2012).

Методические пособия для учителя:

1. Лаврова Н. М Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3 – 4 классы: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.

2. Чуракова Н.А., Байкова Т. А., Малаховская О. В. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.

22

22

22

1

1

1

1

2

Словари по русскому языку:

Орфографический словарь

Толковый словарь

Обратный словарь

2

1

1

Демонстрационные пособия

1

Алфавит

1

2

Веер согласных букв  20

+

3

Веер гласных букв 20

+

4

Набор словарных слов

+

5

Набор таблиц по русскому языку 1-2 класс

1 комплект

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

1

2

Цифровые и информационные инструменты и источники

СD-диски:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

Демонстрационные таблицы по русскому языку

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

Дидактический и раздаточный материал по русскому языку.

Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Русский язык (1-4)

Начальная школа. Наука без скуки. Русский язык.

Олимпиадные задания для 2-4 классов

Справочник учителя начальных классов

Коллекции электронных образовательных ресурсов

«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 

 «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

Образовательные Интернет-порталы

Информационно-образовательный портал «Сетевой класс Белогорья» belclass.net/

Сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.mon.gov.ru

 Сайт Рособразования

http://www.ed.gov.ru

 Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

 Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

 Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования

http://www.ndce.edu.ru 

 Школьный портал

http://www.portalschool.ru 

Журнал «Начальная школа»

www.openworld/school

Газета «1 сентября»

www.1september.ru 

ИнтерГУ.ru – Интернет-государство учителей

www.intergu.ru 

Сеть творческих учителей

www.it-n.ru 

Сайт издательства «Академкнига/Учебник

www.akademkniga.ru

1

1

1

1

1

1

1

1

Технические средства обучения

1

Классная доска (магнитная)

1

5

Колонки

2

3

Компьютер

1

2

Мультимедийный проектор

1

4

Экран

1

Приложение

Контрольная работа № 1 за 1 четверть

 «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Вариант -1

  1. Спишите, вставив пропущенные окончания. Выдели окончания глаголов. Определи спряжение глаголов.

Работа_т, дела_ш_, кос_м, держ_шь, посмотр_м, во_т, щебеч_т.

2.  Спишите, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните основу предложения. У глаголов определи спряжение и выдели окончания.

Тр _кт_рист в д_ревн_ паш_т  се_т  воз_т и расчища_т новые земли (под) п_ля.

  1. Спишите предложение, разбери его по членам.

        (За) лес_м (в) н_ч_ном неб_ пр_л_тела вспугнутая птица.

             Разбери выделенное слово как часть речи.

Вариант -2

  1. Спишите, вставив пропущенные окончания. Выдели окончания глаголов. Определи спряжение глаголов.

Чита_т, рису_ш_, вар_шь, перегон_шь, верт_т, но_т, удерж_т.

       2.Спишите, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.    Подчеркните основу предложения. У глаголов определи спряжение и выдели окончания.

Тр _кт_рист сейч_с в д_ревн_ паш_т  кос_т  заготавлива_т корма и подвоз_т их к фермам.

3.Спишите предложение, разбери его по членам.

        Белка спала (в) св_ём гн_зде (на) ветк_ ел_.

            Разбери выделенное слово как часть речи.

Контрольная работа № 2 за 2 четверть

«Лицо и время глагола»

Вариант -1

1.  Образуй от данных глаголов форму 2-го лица мн. ч. И повелительную форму мн. ч. Поставь ударение. Разбери обе формы по составу.

Положить, написать.

2.  Спишите предложение, вставив пропущенные буквы. Дай ему характеристику. Разбери предложение по членам. Сделай письменно разбор глагола как части речи.

Землю  п_крыва_т  ж_лтый  к_вёр ( из) _павших   лист_ев.

3.  Спиши, вставив пропущенные буквы. Выдели окончание. Определи спряжение глаголов.

        (Не) выкро_ш_, скуча_т, разож_ём, разож_ут, зала_ть, стел_те, обид_ш_.

  1. Выпиши глаголы в форме прошедшего времени. Вставь пропущенные буквы.

Чита_т, достро_л, пиш_шь, ла_ла, прочита_т, выбеж_л, будет писать, се_ли.

Вариант -2

1.  Образуй от данных глаголов форму 2-го лица мн. ч. И повелительную форму мн. ч. Поставь ударение. Разбери обе формы по составу.

Сделать, спешить.

2.  Спишите предложение, вставив пропущенные буквы. Дай ему характеристику. Разбери предложение по членам. Сделай письменно разбор глагола как части речи.

Ос_н_ю липа первая _брасыва_т лист_я.

3.  Спиши, вставив пропущенные буквы. Выдели окончание. Определи спряжение глаголов.

        (Не) сдела_ш_, шага_т, постере_ёт, напе_ут, наве_ть, бре_те, завис_ш_.

  1. Выпиши глаголы в форме прошедшего времени. Вставь пропущенные буквы.

Пиш_т, ве_л, рису_шь, обид_лась, слеп_т, перестро_ли, будет звонить, зала_л.

Контрольная работа № 3 за 3 четверть

«Разбор слов по составу. Морфологический разбор имени существительного. Разбор простого предложения по членам предложения»

Вариант -1

1.  Запиши слова в столбики, в зависимости от орфограммы.

Запиши проверочные слова.

                Чудесный, ловкий, морской, окрестность, гибкий, лесной, чувствовать, берёзка, прибежать.

        Допиши в каждый столбик по одному слову на это же правило.

2.  Спишите предложение, вставив пропущенные буквы. Дай ему характеристику. Разбери предложение по членам и по частям речи. Сделай письменно разбор выделенного слова как части речи.

Сне_ бел_й бахромой _сел (на) тонких веточ_ках с_рен_.

3.  Спиши, вставив пропущенные буквы. Разбери слова по составу.

        Сарафанч_к, вид_ть, идти, поднебес_ ный, написал, красками.

Вариант -2

1.  Запиши слова в столбики, в зависимости от орфограммы.

Запиши проверочные слова.

                Звёздный, золотая, обложка, земля, подготовка, праздник, столовая, подружка, лестница.

        Допиши в каждый столбик по одному слову на это же правило.

2.  Спишите предложение, вставив пропущенные буквы. Дай ему характеристику. Разбери предложение по членам и по частям речи. Сделай письменно разбор выделенного слова как части речи.

Зимн_ _ ни_к_е со_нце осв_щ_ _ т   в_рш_ны  д_рев_ев.

3.  Спиши, вставив пропущенные буквы. Разбери слова по составу.

        Карандаш_к, обид_ть, везти, чудес_ный, прочитал, книжками.

Контрольная работа № 4 за 4 четверть

«Простые и сложные предложения»

Вариант -1

1.         Спишите предложение, вставив пропущенные буквы. Дайте ему характеристику по инструкции. Разбери предложение по членам и по частям речи.

Ж_лтая л_ства круж_тся (в) воздух_ и м_гко лож_тся (на) землю.

2.         Спиши, вставив пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения.

        Поч_ки р_скрываются, и (на) каждом кон_чик_ в_сит б_льшая прозрач_ная капля.

  1. Спишите предложения, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Разберите предложение с однородными членами по членам и по частям речи.

(По) л_сной тр_пинк_ торопится б_жит (в) св_ю норку ёж.

(По) всему з_лён_му лугу б_леют рома_ки ж_лтеют одуванчики цв_тёт мышиный горош_к.

      4.        Распространите предложение. Запишите его.

        Зазвенели ручьи.

Вариант -2

1.         Спишите предложение, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Дайте ему характеристику по инструкции. Разбери предложение по членам и по частям речи.

(По) утрам густой туман п_крывал и лес и скалы и бл_жайш_е острова.

2.         Спиши, вставив пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения.

        Древние люди считали, что родниковая в_да даёт человеку силу и здоров_е.

  1. Спишите предложения, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Разберите предложение с однородными членами по членам и по частям речи.

(От) лё_кого в_терка нежно звенели колокольчики радос_но пр_ветствовали г_стей.

Справа в_днелся лес, слева м_лькали ог_ньки д_ревни.

      4.        Распространите предложение. Запишите его. Загудели шмели.

Контрольный диктант №1

«Правописание безударных личных окончаний глаголов»

БУРЫЙ МЕДВЕДЬ

В русских народных сказках живёт косолапый, неуклюжий и глупый медведь. На самом деле медведь не такой. Он умный, ловкий и быстрый. Крадётся он за добычей – веточка не хрустит. Бежит – не догнать. Он чудесный рыбак. Стоит в реке. Ждёт чего? Вдруг удар лапой. Брызги во все стороны. А рыбка уже бьётся на берегу.

Медведь ест разную пищу. Найдёт малину, лежит, ест, урчит. И мёд, и молодой овёс медведю подавай!

Слова для справок: неуклюжий, не такой, овёс.

Примечание. Выделенные написания четко (орфографически) проговариваются учителем.

Грамматическое задание

Вариант 1

  1. Первое предложение первого абзаца разбери по членам предложения.
  2. Найди и подчеркни в тексте 3 глагола 1 спряжения. Выдели у них окончания, укажи над ними  время, лицо, число.

Вариант 2

  1. Первое предложение второго абзаца разбери по членам предложения.
  2. Найди и подчеркни в тексте 3 глагола 2 спряжения. Выдели у них окончания, укажи над ними  время, лицо, число.

Контрольный диктант №2 за 2 четверть

«Глагол»

РАБОТАЮТ БОЛЬШИЕ РЕКИ

В России не сосчитать больших рек. Волга, Дон, Ангара, Кама, Лена, Енисей. На них работают большие электрические станции. Большие реки и их большие электрические станции дают электроток. \

Бежит электроток по проводам, как по дорожкам.* Он бежит в города, поля, шахты. Он освещает города, подаёт воду. Электроток заставляет работать лифты, телевизоры, компьютеры и другую сложную технику. Он мчит скорые поезда, добывает уголь, доит коров и стирает бельё. Большие реки работают для людей круглый год.

                          (По А. Дитриху и Г. Юрмину)    (72 слова)                

Слова для справок: лифты.

Примечание. Выделенные написания четко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщается о запятой в преложении, отмеченном звездочкой.

Грамматическое задание

Вариант 1

  1. 2-е предложение второго абзаца разбери по членам предложения.
  2. Найди в тексте сложное слово. Выпиши его, рядом в скобках запиши слова, которые дали жизнь сложному слову.

Вариант 2

  1. 3-е предложение второго абзаца разбери по членам предложения.
  2. Найди во 2-м абзаце разноспрягаемый глагол. Выпиши его в начальной форме. Письменно проспрягай глагол.

Контрольный диктант №3 за 3 четверть

«Правописание суффиксов в словах»

В МИРЕ ПРИРОДЫ

Интересный мир природы. Загадки здесь лежат под ногами. Смотри и бери. Без загадок жизнь будет безрадостна. Нашёл загадку - отгадку ей подавай.* Иди в лес и отгадку ищи. Всё в нём прекрасно и удивительно. Лесные загадки обладают особым свойством. Разгадай одну из них! Тут появятся две новые! Как сказочное чудовище! Отрубили гидре одну голову. И вдруг на месте одной уже две! Это из леса пришли к нам волшебные сказки.

Здесь я познал главную радость! Это радость узнавания.

(По Н.И. Сладкову)    (76 слов)

Слова для справок: бери, обладают.

Примечание. Выделенные написания четко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщается о тире в предложении, отмеченном звездочкой.

Грамматическое задание

Вариант 1

1.        Найди и  подчеркни глаголы  в повелительной форме. Выпиши глаголы столбиком. Рядом с каждым напиши повелительную форму множественного числа. Выдели суффиксы повелительной формы и окончания.

2.        2-е предложение первого абзаца разбери по членам предложения, составь его схему.

Вариант 2

1.        Найди и подчеркни в тексте краткие прилагательные. Над каждым укажи род.

В 1-м предложении первого абзаца найди прилагательное. Образуй все краткие формы этого прилагательного, запиши их через запятую. Над каждой укажи род.

2.        1-е предложение второго абзаца разбери по членам предложения, составь его схему.

Дополнительное задание

Вариант 1

  1. Найди и подчеркни в тексте глагол-исключение. Запиши его в начальной форме. Выдели суффикс. Укажи спряжение.
  2. Найди и подчеркни жёлтым карандашом антонимы. Выпиши их из текста в начальной форме. Рядом запиши (в начальной форме) родственное им слово из этого же текста.

Вариант 2

  1. Найди и подчеркни в тексте несколько групп родственных слов. Выпиши их столбиками, поставив в начальную форму. Выдели корни.
  2. Найди в 3-м предложении второго абзаца прилагательные. Образуй краткие формы этих прилагательных, запиши через запятую. Над каждым словом поставь знак ударения и укажи род

Контрольный диктант №4 за 4 четверть

«Орфограммы в корнях, суффиксах, приставках слов»

ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДЬ РОССИИ

Всему миру известна Красная площадь. В центре площади Кремль. Его стены и башни строили из красного кирпича. Здания на площади почти все из красного кирпича. Но имя Красной площади с красным цветом не связано.

В старину слово «красный» ещё означало «красивый и славный».* Мы зовём героев русских сказок красными девицами и молодцами. Ещё слово «красный» означало «самый дорогой, почётный, главный».* Красная площадь - главная площадь России.* Дали люди главной и красивой площади такое имя.

(По А. Карданову)    (73 слова)

Слова для справок: не связано, почти.

Примечание. Выделенные написания четко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщается о постановке тире и кавычек в предложениях, отмеченных звездочками.

Грамматическое задание

Вариант 1

  1. В первом абзаце подчеркни существительные с безударными окончаниями. Окончания выдели. Над словами укажи число и падеж.
  2. 2-е предложение второго абзаца разбери по членам предложения.

Вариант 2

  1. Во втором абзаце подчеркни существительные с безударными окончаниями. Окончания выдели. Над словами укажи число и падеж.
  2. Последнее предложение второго абзаца разбери по членам предложения.

Контрольный тест

«Лексика, морфология, фонетика, синтаксис»

ВАРИАНТ 1

  1. Подчеркни слово, в котором букв больше чем звуков?
  1. Книга                2) письмо                3) ручка                4) юла
  1. Подчеркни все слова, состоящие из 3 слогов.
    Соловьи, солнце,   обезьяна,   взглянуть
  2. Обведи номер группы однокоренных слов. Выдели корни в этих словах.
  1. река, реки                                        2) гора, пригорок

3) смотреть, смотрит                                4) печаль, печник

  1. Подчеркни все слова с приставкой за-.


Зарыть, запеть, заросли, замочек

  1. Выбери верное утверждение:

Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает...

1) действие предмета,                   2) предмет,                    3) признак предмета

  1. Найди словосочетание, в котором имя существительное употреблено в предложном падеже. Над словом надпиши падеж.

Приехать к бабушке, писать ручкой, сшить кукле, купаться в речке.

  1. Укажи имя прилагательное в форме единственного числа творительного
    падежа.
  1. красным шарфом                2) красных шарфов                3) о красном шарфе                4) красный шарф

  1. Укажи номер слова с предлогом
  1. (под)готовка                2) (под)земный                3) (под)оконник                4) (под)елью

9.        Слова, противоположные по значению, называются _________________ . Отметь нужное слово.

1) синонимами                2) антонимами                3) омонимами                4) многозначными

10.        Укажи номер восклицательного предложения

  1. Как красиво в лесу!
  2. Когда придёт тётя?
  3. Котята спали в корзинке.
  1. Укажи слово с безударной гласной, проверяемой ударением.
  1. Письмо                2) мороз                3) багаж                4) помидор
  1. В каком слове нужно дописать мягкий знак ? Подчеркни это слово.

Камыш...,     мыш....,     гараж....,    шалаш....

  1. В каких словах нужно вписать твёрдый знак? Обведи номера слов
  1. с...ешь                2) в...юга                3) сем...я                4) под...ём

14.        Выбери верное утверждение:

Глагол - это часть речи, которая обозначает...

1) действие предмета                2) предмет                3) признак предмета

15.        Укажи словосочетания, где в окончаниях существительных пишется буква «Е»

1) шагать по дорог...        2) готовить урок...

3) подарить дочер...        4) нуждаться в помощ...

16.        Запиши слова в три столбика в зависимости от того, какая орфограмма в корне.

Вершина, сердце, грядка, поздно, дрожать, блузка, белить, грустный, ножки.

17.        В предложении «В золотой клубочек спрятался дубочек.» подчёркнутое существительное является:

  1. подлежащим                2) сказуемое                3) второстепенным членом

18.        Укажи сложное числительное

1)  один                        2) пятьсот                    3) третий                        4) сто

ВАРИАНТ 2

  1. В каких словах буква Ю обозначает два звука?
  1. Любит                2) клюква                3) юбка                4) Люба

2. В каком слове буква «ВЭ» обозначает звук (ф)?

1)  голова                2) кровать                3) булавка                4) вьюн

  1. Сколько слогов в слове СЕЛЁДКА?

1) два                      2) три                      3) четыре

  1. В каком слове есть приставка НА- ?
  1. Надежда                2) наша                3) нарезать                4) надо

5.        Выбери правильный ответ.    Слово ПЕРЕЛЕСОК состоит из:

  1. приставки, корня и окончания
  2. приставки, корня и суффикса
  3. корня суффикса и окончания
  1. Верно ли слово ПЕРЕЛЁТНЫЙ разобрано по составу?
    -ый-окончание; -лёт- -корень; пере- - приставка;-н- -суффикс.

1) неверно                         2)верно

  1. В каком слове допущена ошибка?

1) молодой                    2) лететь                 3) прочиртить                   4) воздушный

  1. В каком слове удвоенная согласная?
    1) тел...ефон                 2) кал...ендарь         3) ал...ея                           4)сов...а

9.        Укажи существительное с окончанием -И.

1) на восток...            2) в чащ...                  3) на улиц...                         4) на сирен...

  1. Укажи падеж существительных в словосочетаниях

отправились в лес, взлетели в воздух, падает на землю.

  1. родительный падеж
  2. винительный падеж
  3. предложный падеж

11.        Найдите прилагательное

1) синий                 2) синева                 3) синеть                 4) синь

  1. Укажи род прилагательного: сладкое варенье
  1. Женский                2) мужской                3) 3)средний

  1. Глаголы какого спряжения имеют окончания — ешь,-ет,-ем,-ете.
  1. Первого                2) второго

  1. Какого лица глаголы ПРИПЕЧЁТ, ЗАЗЕЛЕНЕЕТ, СОБЕРУТСЯ.
  1. Первого                2) второго                3) третьего

  1. В каком падеже стоят местоимения для него, без тебя
    1)в творительном                2) в предложном                3) в родительном          

4) в  дательном

  1. Каким членом предложения может являться местоимение?
  1. Главным                2) второстепенным                3) главным и второстепенным
  2. Укажи ряд однокоренных слов:
  1. мороз, морозец
  2. соль, солист
  3. горе, горка
  4. смелый, отважный
  1. Укажи антонимы
  1. весёлый, умный
  2. добрый, честный
  3. смеётся, плачет
  4. смелый, отважный

Контрольный  словарный диктант за 1 четверть

Сегодня, гражданин, богатство, беседа, корабль,  салют, искусство, президент, правительство, портрет, натюрморт, искусный, гореть, галерея, инженер.

Задание: над существительными укажите склонение.

        Контрольный словарный диктант за 2 четверть

         Диалог, отечество, секрет, электричество, до свидания,  спасибо, столица, ученик, урожай, обед, правительство, галерея, цитата, аннотация, Россия.

Задание: подчеркни слова, в котрых 3 слога.

Контрольный словарный диктант за 3 четверть

Солдат, воин, экскаватор, эскалатор, профессия, гражданин, коллектив, секрет, отечество, электричество, корабль, календарь, коллекция, диалог, сейчас.

Задание: подчеркните одушевлённые имена существительные.

Контрольный словарный диктант за 4 четверть

Велосипед, вагон, автомобиль, тарелка, пейзаж, натюрморт, портрет, президент, правительство, инженер, железо, желать, гореть, солдат, цитата.

Задание: подчеркните глагол, определите его спряжение.

Контрольное изложение

СКАЗКА ОБ ОСЕНИ

        Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени.

        В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки к глупому человеку.

        Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

        Раньше вся птица у нас зимовала. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было. И зимы не было.

        Убил человек первую птицу – и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птицы от нас улетают, обиделись на человека. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

(По К. Паустовскому)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе программы Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2013....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета "Изобразительное искусство" для 3 класса

Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета «Изобразительное искусство» для 3 А класса составлено на основе Примерной программы начального общего образования по изобраз...

Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета "Русский язык" для 4 класса

Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета «Русский язык» для 4 А класса составлено на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку для о...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....