Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
| Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение: На части не делится солнце лучистое, И вечную землю нельзя поделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. - У каждого из вас на парте лежит макет солнечного лучика. -Обменяйтесь ими, подарите друг другу хорошее настроение. Вы улыбнулись. А хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться желаемых результатов. Кто с этим согласен, поднимите руку. | Настрой уч-ся на работу. | Личностные: самоопределение; Регулятивные:. Целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | На доске написан ряд букв: О Д Т Ч П Ш С... Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Подсказка: « С этого начинается математика». Определите, какую букву мы сегодня будем писать первой на минутке чистописания? Посмотрите на данную запись: Вдлт Влтд ... -Что вы можете сказать о сочетании этих букв? Дайте им характеристику. Кто из вас может объяснить закономерность? Продолжите эту последовательность до конца строки, соблюдая правильность написания букв и соединений.
-Назовите общие признаки этих букв. На какие группы можно разделить эти согласные звуки? - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
| -В этом ряду написаны первые буквы названий цифр: один — О, два — Д, три — Т, четыре — Ч, пять — Я, шесть — Ш, семь — С. Следующей будет цифра 8. В этом слове первая буква - В. Её мы и будем писать на минутке чистописания. -Заглавная буква остаётся на своём месте, а строчные меняют по очереди свой порядок: последняя становится первой. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. -Обозначают согласные звуки. | Личностные: умение высказывать своё предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. |
3. Выявление места и причины затруднения.
| На слайде изображение солнца. - Что это? - А когда светит солнце, то каким можно назвать день? - Посмотрите на запись на слайде: «со.нце», «радос.ный», «счас.ливый». -Запишите на доске: Сонце , радосный, счасливый. Солнце, радостный, счастливый. - Получились разные варианты написания данных слов. - Как же определить, какой из вариантов правильный? - Какое затруднение возникло при написании этих слов? -Если согласный не произносится, а буквой обозначается, то каким его можно назвать? -Такие согласные звуки в русском языке называются непроизносимыми. | -солнце
Подбирают слова, обозначающие признаки, среди них: радостный, счастливый. Два ученика одновременно записывают слова солнце, радостный, счастливый.
-Не понятно, писать на месте пропусков в словах согласные или нет.
- В этих словах неясно написание согласных звуков, которые не произносятся.
| Регулятивные: планирование, прогнозирование; Коммуникативные: принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства. Личностные -Проявление интереса к поставленной проблеме. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
| - Кто догадался, какая же у нас тема урока? Правописание непроизносимых согласных в корне слова. - Молодцы! Вы были внимательны. - Какие задачи мы перед собой поставим?
|
- проверить непроизносимые согласные; - научиться писать слова с непроизносимыми согласными. | Регулятивные: Целеполагание; Коммуникативные Умение слушать других, формулировать мысли вслух. Личностные: Развиваем умение высказывать своё предположение.
|
5. Реализация построенного проекта.
| - Сейчас вы объединитесь в группы по рядам и поработаете с карточками-помощниками, но сначала вспомните, как вы будете работать в группах. 1карточка Капустный - капуста Звёз…ный – звезда Мес..ный - ------------ |
2 карточка Сердце – сердечко Хрус…нул – хрустит Вес…ник - ----------- |
3 карточка Грустный - грусть Трос…ник – трость Чес…ный - ------ |
|
|
- Работаете по алгоритму, данному в карточке. - Что вы заметили? - Почему непроизносимый согласный стал слышаться ясно? -Сформулируйте в группах правило правописания непроизносимого согласного в корне слова. - А теперь переверните карточку и прочитайте памятку. На памятке – правило. -Сравните: совпал ли ваш вывод с правилом? | Групповая работа по алгоритму.
Правила работы в группе: уважать мнение товарища, находить правильное решение сообща, быть активным, ведь от каждого зависит общая работа.
Публичное выступление представителя каждой группы.
| Познавательные: проводить аналогию и на основе её делать выводы. Подведение под правило; Личностные: проявлять интерес к предметно-исследовательской деятельности Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, выполнение учебных действий в устной и письменной речи.
|
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
| 1. - Давайте попробуем теперь объяснить правописание слов на доске. «со…це», «радо…ный», сча..ливый, - Что надо сделать со словом « солнце?» - Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимый звук стал ясно слышен. Для этого после него должен стоять гласный или мягкий знак. - Найдите такое слово. Солнышко - Кто подобрал другое слово? Солнечный - Запишите в тетрадь: Солнышко – солнце, радость – радостный, счастье – счастливый -А кто найдёт слово, в корне которого находится ещё одна орфограмма |
Формулируют правило, применяя его на практике. Согласовывают свои действия согласно выработанному алгоритму.
Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Счастливый – безударная гласная, проверяемая ударением, ча – гласная после шипящего. | Познавательные умения: – определять границы знания и незнания материала; – совместно с учителем проводить анализ учебного материала; – делать выводы в результате совместной работы в классе; Коммуникативные умения: – формулировать собственные мысли в устной форме; – слушать и слышать речь других;
|
7. Включение в систему знаний и повторение. | -Прочитайте слова в учебнике. -Что вы заметили? (Непроизносимые согласные) -Есть хорошая поговорка: Доверяй, но проверяй. --- -Какое задание вы предложите сделать? (Проверить непроизносимые согласные. (Работа выполняется в парах, один из учеников работает у доски, остальные – в тетради). ненастные – (ненастье); грустно – (грусть, грустить); поздние – (запоздалый, опоздать); праздник - ? Ученики не могут подобрать проверочное слово к слову «праздник», так как имеющихся знаний им недостаточно. - Да, это слово проверить нельзя. Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этого слова, то мы поймем, почему здесь находится буква «д». Слово «праздник» в древнерусском языке звучало так: «праздь» (свободный от работы день). |
Запишем в тетрадь и запомним. - В русском языке есть еще такие слова - И одно из них вы узнаете, отгадав загадку: Когда лежу я на спине, Нет пользы никакой во мне. Но прислони меня к стене – Найдется сразу дело мне (Лестница) -Есть ли у вас какие-то предположения по поводу происхождения этого слова? - Слово «лестница» произошло от древнерусского слова «лества» - то, с помощью чего лезут вверх или вниз. - Запишем: «лестница - лества» в тетрадь. -Отгадайте загадку: Хорошо по лестнице Нам идти с тобой, Лестница-чудесница Бежит сама собой. (Эскалатор.) 2. Работа в тетради. - Запишите через дефис название лестницы. (Лестница-чудесница.) - Есть ли в слове «чудесница» непроизносимая согласная? Докажите. -Записать на доске и в тетради: чудесница (от слова чудеса). Проверка в парах. |
Осуществляют проверку и самопроверку, пользуясь правилом. Парная работа.
Индивидуальное задание. Работа с этимологическим словарём.
Запись словарных слов в тетрадь с дальнейшим запоминанием.
Высказывают предположения. | Коммуникативные: принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства, контролировать свои действия в коллективной работе. Регулятивные: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.
Личностные: -Осознание значимости новой роли «исследователя», оценка своей работы в этой роли. Познавательные -Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре
|
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | -А теперь пришло время проверить, насколько твёрдо мы овладели правилом проверки и правописанием непроизносимых согласных. Выберите задание, соответствующее вашему уровню. 1. Разноуровневые задания. 1 уровень. Вставь, где нужно буквы, подчеркни орфограмму, запиши проверочное слово. Здра…ствуйте, свис…нул, капус.ный, звёз.ный. - уровень.
Выпиши слова с непроизносимыми согласными звуками, подчеркни орфограмму, рядом записывай проверочные слова. Устно объясни свой выбор. Ястреб, честный, столбик, сердце, взгляд, известный, ложка, местный, звездный.
3. уровень -Замените слова, стоящие в скобках, однокоренными с орфограммой «непроизносимая согласная в корне слова». Выделите орфограмму. Будьте как (солнышко) красивыми! Будьте (прелесть), милыми! Между собою (честь)! Будьте всегда (счастье)! 2. Самопроверка -Проверьте выполнение своей работы по образцу на экране.
| Выбор и самостоятельное выполнение задания соответствующего запросам ученика уровня.
Слушают результаты работы групп. Представляют результаты своей работы в группе.
Оценивают свою работу.
Будьте как солнце красивыми! Будьте прелестными, милыми! Между собою честными! Будьте всегда счастливыми!
Проверяют свою работу по презентации на экране.
| Коммуникативные -учиться работать в группе; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
Регулятивные УУД: 1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 2) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: смыслообразование; понимание причин успеха в учёбе. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
| -Что же мы открыли для себя на сегодняшнем уроке? -Как проверить непроизносимую согласную? Сегодня я узнал… Мне было интересно… Мне показалось трудным… Я выполнял задания… Мне захотелось… Урок для меня показался… Главным результатом на уроке считаю… Представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнышках, которые соответствуют вашему настроению: - вам было интересно на уроке, вы активно работали и поняли тему – весёлое.
- вы работали на уроке, но пока ещё испытываете затруднения – равнодушное.
- урок вам не понравился, и тему не поняли – грустное.
Учащиеся подходят к доске и прикрепляют лучики. | - Непроизносимые согласные звуки. Формулируют правило.
Проводят рефлексию своей деятельности, опираясь на ключевые слова. Подводят общую оценку своей работы на уроке, согласно предложенным критериям,
|
10. Домашнее задание (по выбору)
| 1) стр. 51, упр. 1 – вставить, где требуется, пропущенные согласные, подобрать проверочные слова; или 2) узнать, пользуясь справочной литературой, как появилась в слове «чувство» непроизносимая согласная «в» и записать объяснение в тетрадь. |
|
|