Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Гриваченко Ольга Евгеньевна

Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. В ходе урока учащиеся научатся соотносить произношение и написание парного звонкого согласного в конце слова; различать проверочное и проверяемое слово путем изменения формы слова; изучат способы проверки парных согласных звуков на конце слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка 1 класс (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, УМК Школа России)

Тема: Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова

Тип урока: изучение нового материала

Задача: -научиться соотносить произношение и написание парного звонкого согласного в конце слова;

              -различать проверочное и проверяемое слово путем изменения формы слова;

              -изучить способы проверки парных согласных звуков на конце слова.

Планируемые результаты

Предметные:

-научиться соотносить произношение и написание парного звонкого согласного в конце слова;

-различать проверочное и проверяемое слово путем изменения формы слова;

 -знать способ проверки парных согласных звуков на конце слова.

Метапредметные:

-определять тему урока, понимать и удерживать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- анализировать учебный текст и преобразовывать его в информацию другого вида -схему ( под руководством учителя)

- оценивать результаты выполнения работы ( под руководством учителя).

Личностые:

-проявлять интерес к новым знаниям;

-соблюдать правила поведения на уроке.

Ресурсы урока: учебник «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий  (1 класс), стр.95-99

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация познавательной деятельности

1.Анализ языкового материала.

Учитель предлагает прочитать стихотворение Г.Бойко (стр.95),   найти слова по заданию 6 учебника  (стр.95) (задание читает учитель). Сравнить произношение и написание слов.

Читают стихотворение. Находят слова (глаз, алмаз).  Выясняют лексическое значение слова алмаз. Сравнивают произношение и написание слов, делают вывод (произношение и написание не совпадают).

Организация познавательной деятельности

2. Определение проблемы

-Выносит  пары слов из  упражнения 8 (учебник,  стр.96) на доску, предлагает понаблюдать за произнесением согласного звука на конце слова, ответить на  вопрос: «Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный согласный звук на конце слова? Почему?

-На основании материала упр. 9 стр.97 учебника организует исследовательскую работу учащихся по выявлению способа проверки парного согласного звука в конце слова.

3. Вывод учащихся. Моделирование правила:

 _______?        +        =  ______...   

- Предлагает решить, какое слово называется проверяемым, какое проверочным.

- Моделирование способов проверки.

Учитель задает вопрос: «Как можно поменять слово, чтобы после согласного был гласный звук?»

 В беседе, выводит детей на формулирование способа и  фиксирует на доске модели способов:

 гри?-грибы

гри?-грибок

 гри?   нет ( чего?) гриба

Предлагает детям ответить на вопрос: « Как мы будем проверять парный согласный на конце слова?», на основании ответов детей, повторно фокусирует внимание на алгоритме:

- слышу парный согласный- что нужно сделать?

-меняю слово так, чтобы после согласного был гласный

- каким способом мы это можем сделать?

- проверяем.

4. Закрепление.

Организует самостоятельную работу в парах по заданию к упр.10 учебника. Выводит пары проверяемое- проверочное слово на доску, после ответов детей.

Предлагает вариант запоминания слова «тетрадь».

Организует самостоятельную работу с целью самопроверки и самооценки. Вставьте пропущенные буквы: фла.., сугро.., ду.., кру.., медве..ь, моро…

 Проверка фронтальная  (с обсуждением проверочного слова). После выполнения  верный вариант фиксируется на доске.

Наблюдают за произнесением и написанием. Делают вывод о том, что написание необходимо проверять.

При выполнении задания делают вывод, что для проверки парного согласного звука на конце слово нужно изменить так, чтобы после согласного был гласный звук.

Работают с правилом в учебнике (под руководством учителя):

-читают,  определяют опорные слова, делят текст на части, проговаривают алгоритм проверки, воспроизводят правило.

Определяют общий способ действия (под руководством учителя): слышу парный согласный на конце слов, ставлю после согласного гласный, проверяю.

Предлагают способы  проверки в диалоге с учителем:

один-много  (гри?-грибы);

большой- маленький (гри?-грибок), подбор однокоренного слова.

по вопросу нет (чего?) гриба.

Дети в беседе с учителем  повторяют алгоритм и способы  проверки парного согласного.

Читают в парах слова. Выбирают проверяемое слово, определяют букву, требующую проверки, подбирают проверочное слово. Обосновывают свой выбор в паре . Представляют результаты выполнения работы.

Планируют действия. Выполняют задание. Обосновывают написание буквы .

Производят самопроверку  (сравнение с образцом, данным на доске)  и самооценку.

Подведение итогов

Проводит беседу по вопросам: Важно ли понимать расхождение произнесения звука и написания буквы? Почему? Как можно проверить написание буквы парного согласного на конце слова? Что необходимо сделать, чтобы проверить написание буквы парного согласного на конце слова (провоцирует повторение алгоритма действий и закрепления правила).

Обобщают информацию, полученную на уроке, проговаривают правило и алгоритм действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова".

Базовый учебник: Русский язык. В.П.Канакина, В.Г.ГорецкийТип урока: введение нового материала.Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.Презентация подготовлена с использованием скриншотов ...

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме."

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме."...

Конспект урока русского языка 2 класс "Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласной"

УМК :Школа РоссииКласс 2Тема: Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласнойЦель: через исследование познакомить со способами проверки и правилом правописания парных согласных на ко...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» УМК "Школа России"

Тема урока «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: совершенствование и углубление знаний учащихся о способах проверки сло...

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"...