Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Бабарыка Галина Витальевна

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса 

УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_russkiy_yazyk_4.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования  и науки РФ от  06.10.2009  № 373 с учетом изменений, внесенных приказами Минобразования  и науки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060,  от 29.12.2014 №1643).  
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования  по русскому языку;
  • Положения «О рабочей программе учебных предметов (курсов)» МБОУ «СОШ №59», принятого на заседании педагогического 29.03.2016, протокол № ___;  утвержденного приказом директора № ______от____;
  • Образовательной программы начального  общего образования МБОУ «СОШ №59», утвержденной приказом директора № 179 от 02.09.2013;
  •  Учебного плана для 1-4  классов МБОУ «СОШ №59» на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом директора № _____ от________;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год (утвержден приказом Минобразования  и науки РФ от 31.03.2014 № 253),  с. 3
  • Авторской программы по предмету: Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль  /С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 384 с.

        Данная программа по русскому языку входит в образовательную область «Русский язык и литературное чтение» и составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, который предусматривает 170 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 4 классе. В соответствии с федеральным базисным учебным планом и с годовым календарным графиком МБОУ «СОШ № 59» на 2016-2017 учебный год курс «Окружающий мир» изучается в 4 классе 5 часов в неделю (170 часов в год). В учебном процессе используются :

  1. Иванов с. В. Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль  /С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 384 с.
  2. Иванов С.В., Кузнецова М. И. Русский язык: 4 класс: комментарии к урокам.- М.: Вентана - Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).- 480 с.
  3. Романова В. Ю. Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения: 2-4 классы / В. Ю. Романова, Л. В. Петленко; под ред. С. В. Иванова. – 3-е изд., перераб. –  Вентана-Граф, 2012. 272 с. – (Начальная школа XXI века)
  4. Иванов С. В. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / [С. В. Иванов и др.]– 2-е изд., испр. и доп.  – М.: Вентана-Граф, 2010. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
  5. Иванов С. В. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / [С. В. Иванов и др.]– 2-е изд., испр. и доп.  – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
  6. Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций / М. И. Кузнецова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 64 с. : ил.
  7. Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных организаций / М. И. Кузнецова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 64 с. : ил.
  8. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык: 4 класс: тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Ю. Романова, Л.В. Петленко /М.: Вентана-Граф, 2015. – 96 с.

        Критерии оценки разных видов работ соответствуют   Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ № 59».

Количество уроков по разделам за год

Раздел программы

Кол-во учебных часов

Контрольные работы (стандартизированные), лабораторные работы, практические работы

Блок «Как устроен наш язык»

54

6

Блок «Правописание»

52

12

Блок «Развитие речи»

29

1

Итого:

170

19

Перечень контрольных работ

№ п/п

Вид деятельности

Раздел программы

Количество

Списывание

Блок «Правописание»

4

Диктант (текущий и итоговый)

Блок «Правописание»

8

Контрольная работа (текущая)

Блок «Как устроен наш язык»

4

Контрольное изложение

Блок «Развитие речи»

1

Комплексная контрольная работа

2

Итого:

19

Содержание курса

4 класс (170ч)

                                                                               

      «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч):

     

     Фонетика и графика (1 ч) 

      Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.

      Орфоэпия  Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

      Состав слова (морфемика) (1 ч)

Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

      Морфология (36 ч)         

Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.

       Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)

Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22ч)

       Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)

      Имя числительное: общее значение. (3 ч)

      Синтаксис (16 ч)

      Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч)

      Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании.

Связи слов в словосочетании. (7 ч)

Различение простых и сложных предложений. (5 ч)

     

      «Правописание»

     (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)

     Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах. Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

     Ознакомление с правилами правописания и их применением:

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова)
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
  • гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
  • буквы а, о на конце наречий;
  • мягкий знак на конце наречий;
  • слитное и раздельное написание числительных;
  • мягкий знак в именах числительных;
  • запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

      Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

     

      «Развитие речи» (29 ч)

      Устная речь  Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms- сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

      Письменная речь       Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения- рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ  текста (изложение) от другого лица.

      Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

      Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Основные требования  к уровню подготовки учащихся 4 класса

           Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
  • слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить

  • начальную форму глагола;
  • глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
  • глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи

  • определять спряжение глагола;
  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;
  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
  • безударные личные окончания глаголов.

          Ученик получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
  • определять вид глагола;
  • находить наречие и имя числительное в тексте;
  • применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва,-ова/-ева;
  • применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
  • применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
  • применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
  • применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
  • применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять

способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

  • применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
  • письменно пересказывать текс т (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Планируемые результаты

изучения учебного предмета «Русский язык»

       

          Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как  явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

               Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы.

       

         Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  • умение проверять написанное;
  • умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

по разделам программы

Раздел программы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Блок «Как устроен наш язык»

Овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета.

Умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.

Систематизировать знания по морфологии.

Характеризовать слова по заданным грамматическим признакам.

Наблюдать за языковым материалом, формулировать выводы. Понимать информацию в виде схемы, таблицы.

Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Обобщать и систематизировать знания о языковых единицах.

Контролировать свои действия в связи с поставленной задачей.

Осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как  явления национальной культуры.

Способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве помощь

Блок «Правописание»

Умение применять орфогра-

фические правила; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифициро-вать, характеризовать такие языковые единицы как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение.

Умение находить допущенные ошибки и исправлять их. Умение фиксировать (графически обозначать) языковые единицы.

Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

Обобщать и систематизировать знания о языковых единицах.

Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Умение контролировать учебные действия в соответствии с алгоритмом написания.

Блок «Разви

тие речи»

Умение проверять написанное.

Умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать  тексты, Умение определять целевую установку  письменного сообщения. Соотносить авторский замысел и его реализацию в тексте. Исправлять нарушения авторском тексте и восстанавливать его структуру, записывать исправленный текст в тетрадь. Способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.

 Умение анализировать, классифицировать  и сравнивать различные виды текстов, планировать учебную деятельность.

Восприятие русского языка как  явления национальной культуры.

Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека

Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Участвовать в обсуждении вопросов, высказывать собственную точку зрения, доказывать ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...