2.Постановка учебной задачи и её решение
Словесный: учебный диалог
Практический: постановка темы, цели и задач урока.
Практический: грамматический и орфографический анализ стихотворения
Словесный: беседа
Словесный: учебный диалог
Практический: составление алгоритма работы
|
08:01-08:05
08:05-08:08
08:08-08:11
08:11-08:13
| Актуализация опорных знаний Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?) Запишите сегодняшнее число, классная работа. Прежде чем приступить к новой теме, ответьте на вопросы: 1. В словах какой части речи пропущены окончания? 2. В форме какого числа употреблены прилагательные? 3. Написание окончаний, каких падежей прилагательных множественного числа мы ещё не изучили? 4. Давайте посмотрим тему нашего урока на стр. 143. Кто прочитает? (Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п. и Т.п.) Какая цель урока? (изучить написание окончаний прилагательных во множественном числе в Дательном и Творительном падежах). Какие задачи мы поставим на урок? (научиться правильно писать окончания прилагательных во множественном числе в дательном и творительных падежах). Анализ таблицы Откройте таблицу в учебнике на стр.43, давайте повторим окончания прилагательных. - Как определить падеж прилагательного? (задали вопрос; по окончанию; по падежу существительного).
- Какие окончания у прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже вам знакомы? (-ые, -ие).
- В В.п., какие будут окончания? (Как в И.п. –ые, -ие ).
- Словосочетания в И.п. употребляются с предлогом? (нет)
- На какой вопрос отвечают прилагательные множественного числа в Р.п.?
- На какой вопрос отвечают прилагательные множественного числа в П.п.?
Хорошо, молодцы! Сейчас мы научимся писать прилагательные во множественном числе Д.п. и Т.п. Что для этого нужно сделать? (задать вопрос). Давайте составим алгоритм работы. Обсудите его в парах. Давайте проверим ваши алгоритмы и составим общий (на экране). - Найти прилагательное во мн.ч.
- Найти существительное, к которому относится прилагательное.
- Задать вопрос.
- Определить падеж существительного.
- Выделить окончание прилагательного.
Как мы будем задавать вопрос к прилагательному? (от существительного). А как мы узнаем, какое окончание нам написать? (нужно знать падежные вопросы и падеж существительного). Давайте повторим падежные вопросы. Кто может назвать? И.п. – какие? Р.п. – каких? Д.п. – каким? В.п. – какие? Т.п. – какими? П.п. - о каких? Сейчас мы будем работать в тетрадях. |
Анализировать таблицу.
Подводить под понятие.
Формулировать тему, цели и задачи урока
Анализ таблицы. Искать подтверждения ответов в таблице
Строить логические высказывания
Работать в парах. Составлять алгоритм.
Высказывать свои мысли. Строить план работы.
|
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
П: извлекают необходимую информацию из текста.
Л: самоопределение Л: смыслообразование К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушать и понимать речь других.
П: извлечение из текста необходимой информации. К: осознанное построение речевого высказывания.
К: аргументация своего мнения и позиции.
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и краткостью. |
3. Решение частных задач Словесный: слово учителя.
Практический: предупредительный словарный диктант с грамматическим заданием.
Словесный: слово учителя.
Словесный: учебный диалог.
Словесный: монолог учителя
Практический: комментированное списывание.
Практический: повторение алгоритма.
Словесный: учебный диалог
Практический: объяснение названия.
Словесный: учебный диалог
.
Словесный: беседа
Практический: выборочное списывание с грамматическим заданием
Практический: подбор слов с фонетическим критерием | 08:13-08:20
| Словарный диктант Ребята, сейчас вы будете работать в парах Я буду называть словосочетания в И.п., а вам нужно поставить их в Д.п., следующую группу словосочетаний - в Т.п., указываем падеж, выделяем окончание. Записываем первое словосочетание с красной строки, с заглавной буквы, остальное через запятую. Поставить словосочетания в Д.п. Деревянные дома, желтые цветы, красивые лепешки, спелые яблоки, холодные котлеты, бронзовые цвета, золотые сережки, седые туманы, чистые окна. | Поставить словосочетания в Т.п. Хорошие друзья, могучие скалы, чудесные ромашки, сосновые шишки, тревожные крики, шустрые белки, зимние дни, черные мухи, проворные вороны. |
Ребята, кто может сделать вывод по Д.п.? по Т.п.? (Повторите еще раз алгоритм). |
Работать у доски. Изменять падеж у словосочетаний. Выделять окончания.
Формулировать вывод. | Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; Р: выполнение пробного действия. К: строят речевое высказывание
Р: контроль. Р: коррекция.
П: установление причинно-следственных связей. |
08:22-08:24
08:24-08:28
08:28-08:33
08:33-08:34
08:34-08:37
08:37-08:43
| Ребята, продолжаем работу. Выборочное предупредительное списывание Сейчас вы будете работать у себя в тетрадях. Перед вами текст на экране. Прочитайте его про себя. Прочитай вслух. Работать будем по цепочке, разбирая каждое предложение. Вам нужно найти в тексте имена прилагательные множественного числа. Назвать словосочетание с этими прилагательным, выделить окончание, определить падеж. Прежде чем приступить к работе, повторим алгоритм работы. Кто его назовет? Приступаем к работе! Выходи к доске. Читай первое предложение. Какое словосочетание нужно выписать? Задай вопрос, проговори окончание, назови падеж. Записывай первое словосочетание с большой буквы, остальные через запятую. (Далее работа по этому плану, выполнение задания разными учениками). Клёст Это небольшие птички красного цвета, с цепкими лапками. Клестов называют «северными попугайчиками» за то, что они искусно лазают по деревьям. Клюв у них особой формы. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят маленьких птенцов, даже при 28 градусах мороза.
| Небольшие птички (И.п., -ие), с цепкими лапками (Т.п., -ими), северными попугайчиками (Т.п., -ыми), единственные птицы (И.п., -ые), маленьких птенцов (Р.п., -их). |
Воробей Это маленькие подвижные птички с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные. Постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу. Воробьи давно живут вместе с человеком и приспособились к разнообразным условиям жизни в крупных городах и маленьких посёлках.
| Маленькие птички (И.п., -ие), подвижные птички (И.п., -ые), короткими крыльями (Т.п., -ими), округлыми крыльями (Т.п., -ыми), чистоплотные воробьи (И.п., -ые), к разнообразным условиям (Д.п., -ым), в крупных городах (П.п., -ых), в маленьких поселках (П.п., -их). |
Ребята, давайте повторим алгоритм работы. Кто назовет его?
Упражнения № 163 Откройте учебник на стр. 143 № 163. Прочитайте задание. Прочитайте вслух. (Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. От чего зависит выбор букв? Напишите ответ в скобках или над словами). Спишите название стихотворения. У кого есть вопросы по заданию, поднимите руку. Выходи к доске, записывай первую строчку. Остальные работают вместе с нами у себя в тетради. Записываем с заглавной буквы. Ребята, кто может объяснить название стихотворения? Кто такой старьёвщик? (это человек, который скупает и продает старые вещи). Старьёвщик Стар(ый) старьёвщик Возит без спешк(и) Стар(ые) вещи В стар(ых) тележк(ах). - Выдели окончания у прилагательных.
- Как проверить, правильно ли мы написали окончание прилагательного? (задать вопрос старьёвщик «какой?» старый, окончание -ый).
- Определите у прилагательных мн.ч. падеж (старые вещи – «какие?» - В.п.; в старых тележках – «каких?» - П.п.).
Далее работа по образцу. Разные ученики записывают по строчке, объясняют орфограммы в словах, остальные работают самостоятельно в тетрадях. Вместе со стар(ыми) Рваными бот(а)ми Можно в придачу Расстаться с забот(а)ми. (со старыми рваными ботами – «с какими?» - Т.п.). Кто может повторить, от чего зависит выбор букв? (от окончания вопроса) Что еще нужно сделать в этом упражнении? (подчеркнуть формы одного и того же слова). Подчеркиваем одной чертой. Какие слова вы подчеркнули? (старый, старые, старой, старыми). Определите число, род и падеж у форм ед.ч. (старый – ед.ч., м.р., И.п.). Объясните устно значение одного слова через значение другого. (вещи, которые давно появились, устарели). Из 1-го четверостишия выпишите 2 существительных, у которых в корне слова произносится один и тот же согласный звук, а буквы пишутся разные. (без спеШки, в телеЖке). Поберите проверочные слова (спеШить, телеЖек). Ребята, кто еще раз сформулирует правило написания прилагательных во мн.ч. Д. и Т.п.? (У прилагательных мн.ч. в Д.п окончания –ым, -им, отвечают на вопрос «каким?». Прилагательные во мн.ч. Т.п. отвечают на вопрос «каких?», и имеют окончания –ых, -их). Ребята, давайте повторим алгоритм работы. Кто назовет его? |
Работать у доски с пояснениями задания.
Находить словосочетания сущ.+прил. мн.ч.
Указывать падеж прилагательного, выделять окончания.
Указывать грамматические признаки.
Извлекать и выписывать из стихотворения словосочетания.
Составлять алгоритм работы
Строить логическую последовательность действий.
Извлекать из текста необходимую информацию.
Строить высказывания.
Выписывать словосочетания.
|
П: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Р: выполнение пробного действия.
К: построение логической цепи рассуждений.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
П: структурирование знаний.
П: выполнение действий по алгоритму.
П: подведение под понятие.
Л: самоопределение.
Р: контроль знаний
К: аргументация своего мнения.
П: извлечение из текста необходимой информации.
П: структурировать знания.
П: определение основной и второстепенной информации.
Р: выполнение пробного действия.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
П: определение основной и второстепенной информации.
К: построение логической цепи рассуждений, доказательств.
|