Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского рода в творительном и предложном падежах, 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Самооценка личностных достижений учащихся  на уроке русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                              Такиулина М.А.

                                                                                                                                           

                                                                                                                        Муниципальное бюджетное общеобразовательное

                                                                                                                учреждение  « Средняя общеобразовательная школа №9»

                                                                                                                               Энгельсского муниципального района

                                                                                                                 

                                                                         

                                                                             Технологическая карта урока

Предмет: русский язык; 4 класс; УМК Н.В. Нечаева « Русский язык».

Учитель: Такиулина М.А.

Тема урока: Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского рода в творительном и предложном падежах.

Тип урока: урок контроля изученных знаний ( оценка планируемых достижений учащихся).

Оборудование: карточки с заданиями для парной и групповой работы, мультимедийное оборудование.

Формируемые УУД:

Личностные - актуализация мыслительной и творческой деятельности учащихся, формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму, самооценка личностных достижений учащихся на уроке.

Регулятивные – отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурирование знаний.

Коммуникативные – выражать свои мысли в соответствии с задачами, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, умение работать в коллективе, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль своей деятельности.

Познавательные – умение формулировать алгоритм действия, выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов. Умение рационально использовать учебную информацию, анализ, выделение и формулировка задачи, умение осознанно строить речевое высказывание.

Предметные результаты: умение определять падежные окончания имен прилагательных мужского рода в творительном и предложном падежах, совершенствование умений морфемного и морфологического разбора имен прилагательных, развитие орфографической зоркости и расширение словарного запаса учащихся.

Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

 

Деятельность

учителя
 

 Деятельность

       учащихся    

                Формируемые УУД

Организационный

 Проверка готовности учащихся к уроку, их настроя на работу
 

Улыбнитесь друг другу. Вы готовы к плодотворной работе? Как понимаете это выражение? Проверим нашу готовность к уроку.

 Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность, способность регулировать свою деятельность, прогнозировать деятельность на уроке.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание осваивать новые знания, настрой на успешную работу на уроке, самоорганизация.

Мотивация и целеполагание.

Закрепить и систематизировать полученные знания, поставить новые задачи, сформулировать алгоритм определения падежных окончаний имен прилагательных мужского рода в творительном и предложном падежах.

Фронтальная работа с учащимися.

Слайд 1. Цитата « сСуществительное с прилагательным живут на редкость дружно». Как понимаете это высказывание? Обоснуйте свое мнение. Помогут ли нам на уроке дружеские отношения?

Определите по данным морфологическим признакам самостоятельную часть речи: ед. ч; м.р; П.п; определение.

Обоснуйте свой ответ. Почему об имени прилагательном говорят, что это самая яркая часть речи? Приведите примеры имен прилагательных в соответствии с данными признаками. Запишем несколько примеров. Фронтальная работа с проговариванием орфограмм.

Организует диалог с учащимися, задает вопросы.

Выполняют задание, комментируют высказывание, опираясь на связь прилагательного с существительным.

Коммуникативные-

умение слушать и говорить,

Личностные-самоопредление, оценивание,осознание своих возможностей

Регулятивные- умение регулировать свои действия

Самоопределение к деятельности.

Выход на тему, цель, учебные задачи.
 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
 

 Слайд 2. О весен.. воздухе, весен.. воздухом, в син.. небе, под син.. небом

С какой целью я предложила вам эту работу? Какой вывод можно сделать в результате сравнения данных словосочетаний? Сформулируйте тему урока. Запишите словосочетания, вставив окончания. Проверка. Запишите прилагательные и выполните морфемный разбор: синий, синеватый, синеокая, синенький, иссиня-черный. Добавьте подходящие по смыслу имена существительные.

 

 Организует  диалог с учащимися, в ходе которого формулируется тема урока, обозначается различие в написании падежных окончаний имен прилагательных, отрабатывается морфемный разбор.
 

Формулируют тему урока, отрабатывают различие в написании падежных окончаний имен прилагательных,

выполняют морфемный разбор имен прилагательных, подбирают подходящие по смыслу имена существительные

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

 Актуализация знаний.
 

 Выполнение заданий базового и повышенного уровня в парах.

Самооценка достижений по заданным критериям
 

На карточках задания:

1. Базовый уровень.

Поставь вопрос к прилагательному, вставь окончания и определи падеж

В (……….?) глубок.. овраге, за (…………?) колюч.. кустарником, со (………….?) сладк.. пирожком, о (……….?) сказочн.. персонаже, под (……….?) высок.. мостом;

2. Повышенный уровень.

Выпиши только те предложения, в которых употреблены имена прилагательные, изучаемые по теме урока. Вставь пропущенные окончания.

У высок… холма протекала быстрая речушка. Ученики писали сочинение о главн.. герое произведения. Ранн.. утром группа туристов добралась до опушки. В июле мы путешествовали по Золот… кольцу России. Поздн.. вечером с неба посыпалась снежная крупа. На слайде 3 эталон выполнения. Слайд 4.Самооценка результатов:

1 уровень.

2 балла – верно поставлены вопросы ко всем прилагательным, верно вставлены окончания и определены падежи.

1 балл – допущены 1-2 ошибки.

0 баллов – допущено более 2 ошибок.

2 уровень.

3 балла – верно выписаны все предложения и вставлены падежные окончания

2 балла – допущена 1 ошибка в работе

1 балл – допущено 2 ошибки

0 баллов – допущено более 2 ошибок. Запишите на полях тетради максимальное количество набранных вами баллов.


 

 Организует работу по актуализации знаний учащихся, предлагает провести самооценку личностных достижений по предлагаемым критериям.
 

Выполняют задание, выбирая уровень, проверяют работу по эталону, оценивают свои личностные достижения, выставляют баллы по заданным критериям.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Гимнастика для глаз.

Снятие усталости с глаз

Организует выполнение гимнастики для глаз

 Практическая работа по контролю знаний и оценка достижений.
 

 Умение анализировать полученную информацию и применять ее на практике, умение сотрудничать в группе.
 

Групповая работа. Задание на карточке. От данных словарных слов – имен существительных образуйте родственное имя прилагательное в творительном или предложном падеже, добавь подходящее по смыслу существительное.
 Багаж, апрель, аромат, декабрь, путешествие.
Слайд 6.Проверка по эталону. Слайд 7. Критерии оценки результатов работы в группе.

3 балла – верно составлены словосочетания, вставлены падежные окончания и определены падежи;

2 балла – допущена 1 ошибка при выполнении;

1 балл – допущены 2 ошибки при выполнении;

0 баллов – допущено более 2 ошибок.

Плюс 2 балла по решению группы за активную личную помощь участника работы. Учащиеся выставляют полученные баллы.

 Проводит инструктаж учащихся по работе в группе, организует  обмен мнениями.
 

Работа в группах.

Читают  задание с карточек, обсуждают ход выполнения работы, предлагают варианты словосочетаний, применяют информацию на практике.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Физминутка.
 

.


 

 Самостоятельная работа по учебнику.
 

Закрепление знаний.

Работа по учебнику.

Страница 107. Наш словарь. Прочитайте каким может быть труд человека. Какой труд необходим на любом уроке? ( личный, общий, слаженный, творческий, упорный). Выбери любое прилагательное и просклоняй с существительным труд.

Выполни морфологический разбор любого прилагательного. Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку. Самостоятельно используйте двухбалльную шкалу и оцените работу соседа по парте. Выставьте баллы.

 Организует работу со словарем, предлагает расширить словарный запас, закрепить навыки правильного написания падежных окончаний имен прилагательных, отработать навыки морфологического разбора прилагательного,
 провести взаимопроверку и оценить работу по шкале достижений.

Склоняют выбранное прилагательное с существительным, выполняют морфологический разбор имени прилагательного, оценивают работу соседа по парте.

Коммуникативные:

  распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

 Рефлексия и итоговая оценка личностных достижений на уроке.
 

 Оценка личных достижений учащихся.

 Наш урок подходит к концу. Какое у вас настроение? Какие знания вы закрепили на сегодняшнем уроке? Была ли наша работа на уроке плодотворной? Оцените сами уровень качества своей работы. Для этого суммируйте все баллы на полях тетради. Слайд 8.

10-12 баллов – вы отлично усвоили данную тему, были активны на уроке, успешно работали в сотрудничестве;

6-8 баллов – вы усвоили данную тему, успешно работали на уроке, допуская единичные ошибки;

2-4 балла – тема усвоена слабо, допускались многочисленные ошибки, необходима дополнительная работа по усвоению темы.

Какую работу вы могли бы предложить своим одноклассникам для лучшего усвоения сегодняшней темы?

Домашнее задание: составьте карточки с заданиями на усвоение сегодняшней темы, завтра мы начнем наш урок с этой работы.

Слайд 9. Спасибо за сотрудничество!


 Задает вопросы 
о задачах урока, предлагает провести итоговую самооценку личностных достижений на уроке, продумать план работы по устранению пробелов знаний  данной темы, подчиняет домашнее задание этой цели.
 

Проговаривают закрепленные знания на уроке, высказывают свои впечатления от урока, проводят итоговую диагностику личностных достижений, делятся своими успехами и неудачами, участвуют в решении проблем по устранению пробелов знаний по данной теме.
 

Регулятивные:

 - самооценка личностных достижений на уроке;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах». Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».

Целью урока является изучение редких, исчезающих видов птиц, встречающихся в Башкортостане, о необходимости их охраны. На данном материале совершенствуется умение правописания безударных окончаний име...

Конспект урока "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ " Школа России 4 класс

Тип урокаРешение частных задачПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном пад...

Презентация: Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Творительном и Предложном падежах" 4 класс.

Цель работы: Способствовать формированию знания учащихся правильного написания безударныых окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и Предложных падежах....

Проверочная работа по русскому языку в 4 классе по теме "Правописания безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода"

Проверочная работа по русскому языку в 4 классе по теме "Правописания безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода"...

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ...