Написание безударных окончаний имен существительных множественного числа.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Марина Дмитриевна Токарева
4 класс русский язык
Тема урока: Написание безударных окончаний имен существительных множественного числа.
Цель: 1. Способствовать формированию умения выбора способа проверки безударной
гласной, пользоваться способом проверки написания безударных окончаний имён существительных путём подбора проверочного слова; пополнению словарного состава учащихся.
2.Создавать условия для развития положительной мотивации учащихся, активизации познавательной деятельности.
3. Развивать орфографическую зоркость, память, внимание, аккуратность и
трудолюбие.
Ход урока
- Организационно-мотивационный этап
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
“Будет интересно!
Вы готовы начать урок?”
Ученики
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.
Улыбнулись друг другу, пожелали мысленно удачи. Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста.
(Дети поднимают цветные карточки: зелёные – хорошее настроение, готов работать; жёлтые – настроение не очень радостное, немного волнуюсь, но постараюсь на уроке хорошо работать; красный цвет – плохое настроение, нет желания работать)
Ребята, мы с вами уже много времени работаем над темой …. «Имя существительное».
Я предлагаю вам на уроке провести подготовку к выпуску первого номера журнала «Грамотей», поместив в него задания, с которыми вы на уроке справитесь. Журнал вы сможете дополнять потом своими заданиями, своими рассказами, исследованиями и другими интересными видами работ.
Эпиграфом к этому номеру журнала я предлагаю взять слова А.Н. Толстого о языке:
«Обращаться с языком надо бережно:__________________________________ .
И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь»
Как вы думаете, какие слова великого писателя пропущены? (точно подбирать слова, правильно строить предложения.)
Сегодня на уроке мы тоже будем учиться тому, чтобы наша речь, устная и письменная, была красивой и грамотной. А для этого вначале проведём небольшую орфоэпическую разминку.
2. Орфоэпическая разминка
Поставьте существительные в форме И.п. множественного числа
Игра «Эхо» Один ученик называет форму мн.числа, если другие согласны – повторяют, если нет – молчат. На экране появляется правильный ответ.
Директор - ____________ (директора)
учитель - _____________ (учителя)
воспитатель - __________ (воспитатели)
корректор- ____________(корректоры)
диктор - ______________ (дикторы)
редактор - ____________ ( редакторы)
- Что объединяет эти слова? Какая из этих профессий необходима для создания нашего журнала?
Поставь в форме Р.п. мн.ч.
Носок – (носков)
Чулок – (чулок)
Ботинок – (ботинок)
Туфля – (туфель)
Запоминалка:
В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.
2. Введение в тему урока. Постановка целей урока
– Какой частью речи являлись слова, над которыми мы работали?
Вспомните, что мы знаем о существительном, заполните схемы на экране
- Прочитайте тему нашего урока по схеме.
кто? что? 1-е, 2-е. 3-е, мн. ч.
Подумайте, чему вы должны учиться на уроке, что закрепить, повторить?
- Уметь находить …. (безударное окончание)
- Правильно определять ….( склонение)
- Правильно подбирать … ( проверочное слово того же склонения)
- Правильно писать … ( безударное окончание существительного)
А ещё что мы должны делать на каждом уроке? (рассуждать, логически мыслить, объяснять, доказывать)?
Итак, тема нашего урока «Написание безударных окончаний имен существительных множественного числа.». И на уроке мы с вами продолжим учиться правильно писать гласную в безударном окончании сущ., выбирая способ проверки этой гласной, будем пополнять свой словарный запас, развивать речь, орфографическую зоркость, внимание.
– В течение урока каждый из вас сегодня будет выполнять обязанности корректора. Какими качествами должен обладать корректор? (Кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным).
Вспомните, в какой части слова может стоять безударная гласная? (приставка, корень, суффикс, окончание)
4. Орфографическая разминка (разминка для корректоров)
- Какие безударные гласные требуют проверки или запоминания? (о, а, и, е, я).
Запиши безударную гласную в корне и приставке, которая требует проверки или запоминания
1 ученик работает за доской
Задержал, заглянул, заскрипел, очищает, появились, посинел, находился, поговорка, отцветает, удивлялся
(взаимопроверка, взаимооценка + -) Кто не допустил ошибок?
Вспомните, какое слово являлось существительным. Разберите его по составу. Назовите грамматические признаки.
Как определить склонение? ( возвращаемся к таблице)
Словарный диктант. Запиши слова в 3 столбика (по склонениям)
Макушка, чувство, подружка, молодёжь, брошь, праздник, пастбище, избушка, дрожь, сердце, сирень, игрушка.
(проверка)
Что общего у слов каждого столбика?
В каждом столбике найдите и подчеркните лишнее слово. По какому признаку?
Подружка – парная звонкая согласная ж, приставка по. Какое из слов макушка, избушка, игрушка отличается своим составом?
Праздник – м.р.
Сирень – нет шипящего на конце слова.
Из лишних слов составьте предложение. (Р/р украшаем предложение) ( На «Праздник последнего школьного звонка» подружка подарила мне пышный букет сирени.
Постановка проблемы. Актуализация знаний.
2-я гр Какую гласную надо написать в окончании слова сирен…?
букет сирен… .
(вспоминаем алгоритм, вывешиваю на доске)
6. Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных
Воспроизведение знаний об окончаниях имен существительных множественного числа в родительном падеже.
Устный диктант: яблоко, полотенце, килограмм, апельсин, календарь, шофер, простыня, место, сапог, туфля, носки, торт, кольцо, солдат, директор. (Учитель называет имя существительное в единственном числе, а ученики произносят это имя существительное в форме родительного падежа множественного числа: облако — облаков.)
Коллективная работа
Подбери словосочетания. Вставь пропущенные буквы в окончания существительных мн.ч., объясни (устно)
клетка с синиц…, играет с мяч…, просидел за задач… .
Игра «Четвёртый лишний»
С дороги, с тропинки, с пути, с поездки
На тетрадке, на берёзе, в норке, в избе
От молодёжи, к площади, с постели, у пристани
Инеем, сердцем, с приятелем, с медведем
Физминутка.
Я называю существительное. Если окончание ударное – хлопок над головой, если безударное – присесть
На мели, в морковке, в воздухе, в пути, по дороге, в глуши, из избушки, из печки, в печи, на прогулке, в сети, от радости, по степи, на глади, по руке, из дома, из окна, на форточке
Если в окончании е – поворот вправо, и – поворот влево ( подсказка на доске)
У сороки, на заводе, из папки, на вокзале, о родине, в анкете, для утки, с ветки, в пакете, в радости
7. Работа с фразеологизмами.
Более точно выразить свою мысль помогают и фразеологизмы.
Что такое фразеологизмы? Приведите примеры. Корректор должен хорошо знать значения слов, их окраску, уметь находить и использовать фразеологизмы.
Итак, не будем бить баклуши. А засучив рукава. Задания приготовьтесь слушать, Чтоб не кружилась голова.
Следующая рубрика нашего журнала «В мире фразеологизмов»
Какие фразеологизмы я назвала? Объясните их значение.
Подберите фразеологизмы к выражениям:
Чувствовать неловко, неудобно; бежать очень быстро; не болтать лишнего; быть невнимательным; очень тесно; очень дружны; струсить, испугаться; быстро бежать
8. Разноуровневая работа ( по карточкам)
2-я гр. . Допиши окончания, объясни. Подбери синонимы к фразеологизмам во мн. числе.
Ушки на макушк…
от корки до кор…
не в своих т..релк…
Проверка: Прочитай фразеологизм по его значению:
Неловко, неудобно,
искренне,
настороженно,
полностью ,целиком
1-я гр. Вставь слово во фразеологизм. Выдели окончания, определи падеж.
толочь воду в_________ ( ступе)
купаться в _________(роскоши)
на седьмом ____(небе) от счастья
- Какое словосочетание лишнее? Проверка: объясни фразеологизм, подбирая синонимы
Коллективная работа Знакомство с новыми фразеологизмами (рисунки)
Калач..м не заманишь
Не ударил лиц..м в грязь
Попасть пальц..м в небо
Какую гласную надо написать в окончании? В каком падеже стоят существительные?
Запишите в тетрадь существительные в Т.п., поставьте ударения, выделите окончания
9. Работа с текстом. (Корректор должен уметь не только в чужой работе найти ошибки, исправить их, но и сам должен уметь написать интересный текст)
Разноуровневая работа (по выбору детей) (карточки)
1 Составить рассказ о своём друге, который хорошо учится, используя опорные слова и фразеологизмы.
2. Составить рассказ о своём друге, который плохо учится, используя опорные слова и фразеологизмы.
3.Составить свой рассказ, используя фразеологизмы и существительные с безударными окончаниями.
Сравните 2 текста. Найдите фразеологизмы- антонимы. Найдите существительные с безударными окончаниями, объясните их правописание.
- Посчитайте, сколько фразеологизмов в моём рассказе - стихотворении?
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
10. Обобщение
Вставьте слово в пословицу
____________ учиться – всегда пригодится.
- Какую гласную вставим в слово грамот..? Докажите.
- Как понимаете? Можно ли её отнести к нашему уроку? Где пригодятся нам знания, полученные на уроке?
- Проверим, чему вы научились на уроке?
Карточка.
Составь рассказ о своём друге, используя фразеологизмы
Мой друг ________ на урок_ математик_ ………………………………….. У доски …………
……………………………. . Домой ………………………………….
Слова для справок:
Работает, засучив рукава, трудится в пот.. лица, б..ёт баклуш.., ловит в..рон, не ударить лиц..м в гря..ь, провалиться сквозь землю, ни в зу.. н..гой, как рыба в в..де, л..тит на крыл..ях, пл..тётся н..га за ногу, щ..лкает как семечки
У маленького ________
ботинки просят __________
Тест – Игра «Крестики-нолики»
Главная работа корректоров – найти ошибки. Найдите их. Правильный ответ обозначаем Х, неправильный – 0
Ключ:
1. на теплоходи
2. на лошади
4. о соседе
5. по площади
6. на мебели
7. в городи
8. к пристани
9. в рощи
11 . Домашнее задание: _ по выбору упр. составить текст, используя фразеологизмы,
12. Рефлексия
Я ЗНАЮ: Я МОГУ: Я СУМЕЮ: Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ:
Каким был для вас урок? (синквейн)
С каким настроением вы заканчиваете урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже»
Конспект урока русского языка в 4 классе....
открытый урок русского языка в 4 классе по теме Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных
урок обобщения знаний...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/29/picture-620092-1501328129.jpg)
конспект урока русского языка "Написание безударных окончаний имен прилагательных"
Урок развития речи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/08/picture-91863-1702025994.jpg)
Проверочная работа по теме "Написание безударных окончаний имен существительных" (4 класс)
Материал представляет собой проверочную работу по теме "Написание безударных окончаний имен существительных"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/11/picture-239793-1365671392.jpg)
Конспект урока русского языка. Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков(целевое назначение данного типа урока: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач.)...
Конспект урока по русскому языку «Написание безударных окончаний имен прилагательных. УМК "Перспектива" 3 класс
Конспект урока по русскому языку Тема: «Написание безударных окончаний имен прилагательных» Цели деятельности учителя: формирование умения писать безударные гласные в окончаниях имен прила...
Конспект к уроку русского языка по теме «Написание безударных окончаний имен прилагательных». УМК "Перспектива" 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Написание безударных окончаний имен прилагательных»Цель: развитие умения выбирать подходящее для прилагательного безударное окончание, пользуясь известным...