Написание безударных окончаний имен существительных множественного числа.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_russkiy_yazyk_12.12.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Марина Дмитриевна Токарева
4 класс русский язык
Тема урока: Написание безударных окончаний имен существительных множественного числа.
Цель: 1. Способствовать формированию умения выбора способа проверки безударной
гласной, пользоваться способом проверки написания безударных окончаний имён существительных путём подбора проверочного слова; пополнению словарного состава учащихся.
2.Создавать условия для развития положительной мотивации учащихся, активизации познавательной деятельности.
3. Развивать орфографическую зоркость, память, внимание, аккуратность и
трудолюбие.
Ход урока
- Организационно-мотивационный этап
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
“Будет интересно!
Вы готовы начать урок?”
Ученики
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.
Улыбнулись друг другу, пожелали мысленно удачи. Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста.
(Дети поднимают цветные карточки: зелёные – хорошее настроение, готов работать; жёлтые – настроение не очень радостное, немного волнуюсь, но постараюсь на уроке хорошо работать; красный цвет – плохое настроение, нет желания работать)
Ребята, мы с вами уже много времени работаем над темой …. «Имя существительное».
Я предлагаю вам на уроке провести подготовку к выпуску первого номера журнала «Грамотей», поместив в него задания, с которыми вы на уроке справитесь. Журнал вы сможете дополнять потом своими заданиями, своими рассказами, исследованиями и другими интересными видами работ.
Эпиграфом к этому номеру журнала я предлагаю взять слова А.Н. Толстого о языке:
«Обращаться с языком надо бережно:__________________________________ .
И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь»
Как вы думаете, какие слова великого писателя пропущены? (точно подбирать слова, правильно строить предложения.)
Сегодня на уроке мы тоже будем учиться тому, чтобы наша речь, устная и письменная, была красивой и грамотной. А для этого вначале проведём небольшую орфоэпическую разминку.
2. Орфоэпическая разминка
Поставьте существительные в форме И.п. множественного числа
Игра «Эхо» Один ученик называет форму мн.числа, если другие согласны – повторяют, если нет – молчат. На экране появляется правильный ответ.
Директор - ____________ (директора)
учитель - _____________ (учителя)
воспитатель - __________ (воспитатели)
корректор- ____________(корректоры)
диктор - ______________ (дикторы)
редактор - ____________ ( редакторы)
- Что объединяет эти слова? Какая из этих профессий необходима для создания нашего журнала?
Поставь в форме Р.п. мн.ч.
Носок – (носков)
Чулок – (чулок)
Ботинок – (ботинок)
Туфля – (туфель)
Запоминалка:
В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.
2. Введение в тему урока. Постановка целей урока
– Какой частью речи являлись слова, над которыми мы работали?
Вспомните, что мы знаем о существительном, заполните схемы на экране
- Прочитайте тему нашего урока по схеме.
кто? что? 1-е, 2-е. 3-е, мн. ч.
Подумайте, чему вы должны учиться на уроке, что закрепить, повторить?
- Уметь находить …. (безударное окончание)
- Правильно определять ….( склонение)
- Правильно подбирать … ( проверочное слово того же склонения)
- Правильно писать … ( безударное окончание существительного)
А ещё что мы должны делать на каждом уроке? (рассуждать, логически мыслить, объяснять, доказывать)?
Итак, тема нашего урока «Написание безударных окончаний имен существительных множественного числа.». И на уроке мы с вами продолжим учиться правильно писать гласную в безударном окончании сущ., выбирая способ проверки этой гласной, будем пополнять свой словарный запас, развивать речь, орфографическую зоркость, внимание.
– В течение урока каждый из вас сегодня будет выполнять обязанности корректора. Какими качествами должен обладать корректор? (Кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным).
Вспомните, в какой части слова может стоять безударная гласная? (приставка, корень, суффикс, окончание)
4. Орфографическая разминка (разминка для корректоров)
- Какие безударные гласные требуют проверки или запоминания? (о, а, и, е, я).
Запиши безударную гласную в корне и приставке, которая требует проверки или запоминания
1 ученик работает за доской
Задержал, заглянул, заскрипел, очищает, появились, посинел, находился, поговорка, отцветает, удивлялся
(взаимопроверка, взаимооценка + -) Кто не допустил ошибок?
Вспомните, какое слово являлось существительным. Разберите его по составу. Назовите грамматические признаки.
Как определить склонение? ( возвращаемся к таблице)
Словарный диктант. Запиши слова в 3 столбика (по склонениям)
Макушка, чувство, подружка, молодёжь, брошь, праздник, пастбище, избушка, дрожь, сердце, сирень, игрушка.
(проверка)
Что общего у слов каждого столбика?
В каждом столбике найдите и подчеркните лишнее слово. По какому признаку?
Подружка – парная звонкая согласная ж, приставка по. Какое из слов макушка, избушка, игрушка отличается своим составом?
Праздник – м.р.
Сирень – нет шипящего на конце слова.
Из лишних слов составьте предложение. (Р/р украшаем предложение) ( На «Праздник последнего школьного звонка» подружка подарила мне пышный букет сирени.
Постановка проблемы. Актуализация знаний.
2-я гр Какую гласную надо написать в окончании слова сирен…?
букет сирен… .
(вспоминаем алгоритм, вывешиваю на доске)
6. Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных
Воспроизведение знаний об окончаниях имен существительных множественного числа в родительном падеже.
Устный диктант: яблоко, полотенце, килограмм, апельсин, календарь, шофер, простыня, место, сапог, туфля, носки, торт, кольцо, солдат, директор. (Учитель называет имя существительное в единственном числе, а ученики произносят это имя существительное в форме родительного падежа множественного числа: облако — облаков.)
Коллективная работа
Подбери словосочетания. Вставь пропущенные буквы в окончания существительных мн.ч., объясни (устно)
клетка с синиц…, играет с мяч…, просидел за задач… .
Игра «Четвёртый лишний»
С дороги, с тропинки, с пути, с поездки
На тетрадке, на берёзе, в норке, в избе
От молодёжи, к площади, с постели, у пристани
Инеем, сердцем, с приятелем, с медведем
Физминутка.
Я называю существительное. Если окончание ударное – хлопок над головой, если безударное – присесть
На мели, в морковке, в воздухе, в пути, по дороге, в глуши, из избушки, из печки, в печи, на прогулке, в сети, от радости, по степи, на глади, по руке, из дома, из окна, на форточке
Если в окончании е – поворот вправо, и – поворот влево ( подсказка на доске)
У сороки, на заводе, из папки, на вокзале, о родине, в анкете, для утки, с ветки, в пакете, в радости
7. Работа с фразеологизмами.
Более точно выразить свою мысль помогают и фразеологизмы.
Что такое фразеологизмы? Приведите примеры. Корректор должен хорошо знать значения слов, их окраску, уметь находить и использовать фразеологизмы.
Итак, не будем бить баклуши. А засучив рукава. Задания приготовьтесь слушать, Чтоб не кружилась голова.
Следующая рубрика нашего журнала «В мире фразеологизмов»
Какие фразеологизмы я назвала? Объясните их значение.
Подберите фразеологизмы к выражениям:
Чувствовать неловко, неудобно; бежать очень быстро; не болтать лишнего; быть невнимательным; очень тесно; очень дружны; струсить, испугаться; быстро бежать
8. Разноуровневая работа ( по карточкам)
2-я гр. . Допиши окончания, объясни. Подбери синонимы к фразеологизмам во мн. числе.
Ушки на макушк…
от корки до кор…
не в своих т..релк…
Проверка: Прочитай фразеологизм по его значению:
Неловко, неудобно,
искренне,
настороженно,
полностью ,целиком
1-я гр. Вставь слово во фразеологизм. Выдели окончания, определи падеж.
толочь воду в_________ ( ступе)
купаться в _________(роскоши)
на седьмом ____(небе) от счастья
- Какое словосочетание лишнее? Проверка: объясни фразеологизм, подбирая синонимы
Коллективная работа Знакомство с новыми фразеологизмами (рисунки)
Калач..м не заманишь
Не ударил лиц..м в грязь
Попасть пальц..м в небо
Какую гласную надо написать в окончании? В каком падеже стоят существительные?
Запишите в тетрадь существительные в Т.п., поставьте ударения, выделите окончания
9. Работа с текстом. (Корректор должен уметь не только в чужой работе найти ошибки, исправить их, но и сам должен уметь написать интересный текст)
Разноуровневая работа (по выбору детей) (карточки)
1 Составить рассказ о своём друге, который хорошо учится, используя опорные слова и фразеологизмы.
2. Составить рассказ о своём друге, который плохо учится, используя опорные слова и фразеологизмы.
3.Составить свой рассказ, используя фразеологизмы и существительные с безударными окончаниями.
Сравните 2 текста. Найдите фразеологизмы- антонимы. Найдите существительные с безударными окончаниями, объясните их правописание.
- Посчитайте, сколько фразеологизмов в моём рассказе - стихотворении?
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
10. Обобщение
Вставьте слово в пословицу
____________ учиться – всегда пригодится.
- Какую гласную вставим в слово грамот..? Докажите.
- Как понимаете? Можно ли её отнести к нашему уроку? Где пригодятся нам знания, полученные на уроке?
- Проверим, чему вы научились на уроке?
Карточка.
Составь рассказ о своём друге, используя фразеологизмы
Мой друг ________ на урок_ математик_ ………………………………….. У доски …………
……………………………. . Домой ………………………………….
Слова для справок:
Работает, засучив рукава, трудится в пот.. лица, б..ёт баклуш.., ловит в..рон, не ударить лиц..м в гря..ь, провалиться сквозь землю, ни в зу.. н..гой, как рыба в в..де, л..тит на крыл..ях, пл..тётся н..га за ногу, щ..лкает как семечки
У маленького ________
ботинки просят __________
Тест – Игра «Крестики-нолики»
Главная работа корректоров – найти ошибки. Найдите их. Правильный ответ обозначаем Х, неправильный – 0
Ключ:
1. на теплоходи
2. на лошади
4. о соседе
5. по площади
6. на мебели
7. в городи
8. к пристани
9. в рощи
11 . Домашнее задание: _ по выбору упр. составить текст, используя фразеологизмы,
12. Рефлексия
Я ЗНАЮ: Я МОГУ: Я СУМЕЮ: Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ:
Каким был для вас урок? (синквейн)
С каким настроением вы заканчиваете урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже»
Конспект урока русского языка в 4 классе....
открытый урок русского языка в 4 классе по теме Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных
урок обобщения знаний...
конспект урока русского языка "Написание безударных окончаний имен прилагательных"
Урок развития речи...
Проверочная работа по теме "Написание безударных окончаний имен существительных" (4 класс)
Материал представляет собой проверочную работу по теме "Написание безударных окончаний имен существительных"...
Конспект урока русского языка. Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков(целевое назначение данного типа урока: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач.)...
Конспект урока по русскому языку «Написание безударных окончаний имен прилагательных. УМК "Перспектива" 3 класс
Конспект урока по русскому языку Тема: «Написание безударных окончаний имен прилагательных» Цели деятельности учителя: формирование умения писать безударные гласные в окончаниях имен прила...
Конспект к уроку русского языка по теме «Написание безударных окончаний имен прилагательных». УМК "Перспектива" 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Написание безударных окончаний имен прилагательных»Цель: развитие умения выбирать подходящее для прилагательного безударное окончание, пользуясь известным...