Написание безударных окончаний имен существительных множественного числа.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Марина Дмитриевна Токарева

Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_russkiy_yazyk_12.12.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Марина Дмитриевна Токарева

4 класс                                                                                                      русский язык

Тема урока: Написание безударных окончаний имен существительных  множественного числа.

Цель: 1. Способствовать формированию умения выбора способа проверки безударной

гласной, пользоваться способом проверки написания безударных окончаний имён существительных путём подбора проверочного слова; пополнению словарного состава учащихся.

2.Создавать условия для развития положительной мотивации учащихся, активизации познавательной деятельности.

3. Развивать орфографическую зоркость, память, внимание, аккуратность и

трудолюбие.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап

Все расселись по местам?

Никому не тесно?

По секрету вам скажу:

“Будет интересно!

Вы готовы начать урок?”

Ученики

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать.

И друг другу помогать.

Улыбнулись друг другу, пожелали мысленно удачи.  Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста.

(Дети поднимают цветные карточки: зелёные – хорошее настроение, готов работать; жёлтые – настроение не очень радостное, немного волнуюсь, но постараюсь на уроке хорошо работать; красный цвет – плохое настроение, нет желания работать)

Ребята, мы с вами уже много времени работаем над темой …. «Имя существительное».

Я предлагаю вам на уроке провести подготовку к выпуску первого номера журнала «Грамотей», поместив в него задания, с которыми вы на уроке справитесь. Журнал вы сможете дополнять потом своими заданиями, своими рассказами, исследованиями и другими интересными видами работ.

Эпиграфом к этому номеру журнала я предлагаю взять слова А.Н. Толстого о языке:

«Обращаться с языком надо бережно:__________________________________ .

И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь»

Как вы думаете, какие слова великого писателя пропущены? (точно подбирать слова, правильно строить предложения.)

Сегодня на уроке мы тоже будем учиться тому, чтобы наша речь, устная и письменная, была красивой и грамотной. А для этого вначале проведём небольшую орфоэпическую разминку.

2. Орфоэпическая разминка

Поставьте существительные в форме И.п. множественного числа

Игра «Эхо» Один ученик называет форму мн.числа, если другие согласны – повторяют, если нет – молчат. На экране появляется правильный ответ.

Директор - ____________ (директора)

учитель - _____________ (учителя)

воспитатель - __________ (воспитатели)

корректор- ____________(корректоры)

диктор - ______________ (дикторы)

редактор - ____________ ( редакторы)

- Что объединяет эти слова? Какая из этих профессий необходима для создания нашего журнала?

Поставь в форме Р.п. мн.ч.

Носок – (носков)

Чулок – (чулок)

Ботинок – (ботинок)

Туфля – (туфель)

Запоминалка:

В детской сказке колобок без чулок и без сапог,

Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

2. Введение в тему урока. Постановка целей урока

– Какой частью речи являлись слова, над которыми мы работали?

Вспомните, что мы знаем о существительном, заполните схемы на экране

- Прочитайте тему нашего урока по схеме.

кто? что? 1-е, 2-е. 3-е, мн. ч.

Подумайте, чему вы должны учиться на уроке, что закрепить, повторить?

- Уметь находить …. (безударное окончание)

- Правильно определять ….( склонение)

- Правильно подбирать … ( проверочное слово того же склонения)

- Правильно писать … ( безударное окончание существительного)

А ещё что мы должны делать на каждом уроке? (рассуждать, логически мыслить, объяснять, доказывать)?

 Итак, тема нашего урока «Написание безударных окончаний имен существительных  множественного числа.». И на уроке мы с вами продолжим учиться правильно писать гласную в безударном окончании сущ., выбирая способ проверки этой гласной, будем пополнять свой словарный запас, развивать речь, орфографическую зоркость, внимание.

– В течение урока каждый из вас сегодня будет выполнять обязанности корректора. Какими качествами должен обладать корректор? (Кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным).

Вспомните, в какой части слова может стоять безударная гласная? (приставка, корень, суффикс, окончание)

4. Орфографическая разминка (разминка для корректоров)

- Какие безударные гласные требуют проверки или запоминания? (о, а, и, е, я).

Запиши безударную гласную в корне и приставке, которая требует проверки или запоминания

1 ученик работает за доской

Задержал, заглянул, заскрипел, очищает, появились, посинел, находился, поговорка, отцветает, удивлялся

(взаимопроверка, взаимооценка + -) Кто не допустил ошибок?

Вспомните, какое слово являлось существительным. Разберите его по составу. Назовите грамматические признаки.

Как определить склонение? ( возвращаемся к таблице)

Словарный диктант. Запиши слова в 3 столбика (по склонениям)

Макушка, чувство, подружка, молодёжь, брошь, праздник, пастбище, избушка, дрожь, сердце, сирень, игрушка.

 (проверка)

Что общего у слов каждого столбика?

В каждом столбике найдите и подчеркните лишнее слово. По какому признаку?

Подружка – парная звонкая согласная ж, приставка по. Какое из слов макушка, избушка, игрушка отличается своим составом?

Праздник – м.р.

Сирень – нет шипящего на конце слова.

Из лишних слов составьте предложение. (Р/р украшаем предложение) ( На «Праздник последнего школьного звонка» подружка подарила мне пышный букет сирени.

Постановка проблемы. Актуализация знаний.

2-я гр Какую гласную надо написать в окончании слова сирен…?

букет сирен… .

(вспоминаем алгоритм, вывешиваю на доске)

6. Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных

Воспроизведение знаний об окончаниях имен существительных множественного числа в родительном падеже.

Устный диктант: яблоко, полотенце, килограмм, апельсин, календарь, шофер, простыня, место, сапог, туфля, носки, торт, кольцо, солдат, директор. (Учитель называет имя существительное в единственном числе, а ученики произносят это имя существительное в форме родительного падежа множественного числа: облако — облаков.)

Коллективная работа

Подбери словосочетания. Вставь пропущенные буквы в окончания существительных мн.ч., объясни (устно)

клетка с синиц…,  играет с мяч…,  просидел за задач… .

Игра «Четвёртый лишний»

С дороги, с тропинки, с пути, с поездки

На тетрадке, на берёзе, в норке, в избе

От молодёжи, к площади, с постели, у пристани

Инеем, сердцем, с приятелем, с медведем

Физминутка.

Я называю существительное. Если окончание ударное – хлопок над головой, если безударное – присесть

На мели, в морковке, в воздухе, в пути, по дороге, в глуши, из избушки, из печки, в печи, на прогулке, в сети, от радости, по степи, на глади, по руке, из дома, из окна, на форточке

Если в окончании е – поворот вправо, и – поворот влево ( подсказка на доске)

У сороки, на заводе, из папки, на вокзале, о родине, в анкете, для утки, с ветки, в пакете, в радости

7. Работа с фразеологизмами.

Более точно выразить свою мысль помогают и фразеологизмы.

Что такое фразеологизмы? Приведите примеры. Корректор должен хорошо знать значения слов, их окраску, уметь находить и использовать фразеологизмы.

Итак, не будем бить баклуши. А засучив рукава. Задания приготовьтесь слушать, Чтоб не кружилась голова.

Следующая рубрика нашего журнала «В мире фразеологизмов»

Какие фразеологизмы я назвала? Объясните их значение.

Подберите фразеологизмы к выражениям:

Чувствовать неловко, неудобно; бежать очень быстро; не болтать лишнего; быть невнимательным; очень тесно; очень дружны; струсить, испугаться; быстро бежать

8. Разноуровневая работа ( по карточкам)

2-я гр. . Допиши окончания, объясни. Подбери синонимы к фразеологизмам во мн. числе.

Ушки на макушк…

от корки до кор…

не в своих т..релк…

Проверка: Прочитай фразеологизм по его значению:

Неловко, неудобно,

искренне,

настороженно,

полностью ,целиком

1-я гр. Вставь слово во фразеологизм. Выдели окончания, определи падеж.

толочь воду в_________ ( ступе)

купаться в _________(роскоши)

на седьмом ____(небе) от счастья

- Какое словосочетание лишнее? Проверка: объясни фразеологизм, подбирая синонимы

Коллективная работа Знакомство с новыми фразеологизмами (рисунки)

Калач..м не заманишь

Не ударил лиц..м в грязь

Попасть пальц..м в небо

Какую гласную надо написать в окончании? В каком падеже стоят существительные?

Запишите в тетрадь существительные в Т.п., поставьте ударения, выделите окончания

9. Работа с текстом. (Корректор должен уметь не только в чужой работе найти ошибки, исправить их, но и сам должен уметь написать интересный текст)

Разноуровневая работа (по выбору детей) (карточки)

1 Составить рассказ о своём друге, который хорошо учится, используя опорные слова и фразеологизмы.

2. Составить рассказ о своём друге, который плохо учится, используя опорные слова и фразеологизмы.

3.Составить свой рассказ, используя фразеологизмы и существительные с безударными окончаниями.

Сравните 2 текста. Найдите фразеологизмы- антонимы. Найдите существительные с безударными окончаниями, объясните их правописание.

- Посчитайте, сколько фразеологизмов в моём рассказе - стихотворении?

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чём же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

10. Обобщение

Вставьте слово в пословицу

____________ учиться – всегда пригодится.

- Какую гласную вставим в слово грамот..? Докажите.

- Как понимаете? Можно ли её отнести к нашему уроку? Где пригодятся нам знания, полученные на уроке?

- Проверим, чему вы научились на уроке?

Карточка.

Составь рассказ о своём друге, используя фразеологизмы

Мой друг ________ на урок_ математик_ ………………………………….. У доски …………

……………………………. . Домой ………………………………….

Слова для справок:

Работает, засучив рукава, трудится в пот.. лица, б..ёт баклуш.., ловит в..рон, не ударить лиц..м в гря..ь, провалиться сквозь землю, ни в зу.. н..гой, как рыба в в..де, л..тит на крыл..ях, пл..тётся н..га за ногу, щ..лкает как семечки

У маленького ________

ботинки просят __________

Тест – Игра «Крестики-нолики»

Главная работа корректоров – найти ошибки. Найдите их. Правильный ответ обозначаем Х, неправильный – 0

Ключ:

1. на теплоходи

2. на лошади

3. с тропинке

4. о соседе

5. по площади

6. на мебели

7. в городи

8. к пристани

9. в рощи

11 . Домашнее задание: _ по выбору  упр.  составить текст, используя фразеологизмы,

12. Рефлексия

Я ЗНАЮ: Я МОГУ: Я СУМЕЮ: Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ:

Каким был для вас урок? (синквейн)

С каким настроением вы заканчиваете урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Написание безударных окончаний имен существительных" (4 класс)

Материал представляет собой проверочную работу по теме "Написание безударных окончаний имен существительных"...

Конспект урока русского языка. Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе.

Тип урока: урок формирования первоначальных  предметных навыков(целевое назначение данного типа урока: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач.)...

Конспект урока по русскому языку «Написание безударных окончаний имен прилагательных. УМК "Перспектива" 3 класс

Конспект урока по русскому языку Тема: «Написание безударных окончаний имен прилагательных» Цели деятельности учителя: формирование умения писать безударные гласные в окончаниях имен прила...

Конспект к уроку русского языка по теме «Написание безударных окончаний имен прилагательных». УМК "Перспектива" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Написание безударных окончаний имен прилагательных»Цель: развитие умения выбирать подходящее для прилагательного безударное окончание, пользуясь известным...