ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Жирякова Надежда Вячеславовна

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Учитель: Жирякова Надежда

Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

Класс: 4

Цель  урока: создание условий для ознакомления с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах

Задачи  урока:

Дидактические: создать условия для ознакомления с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах; совершенствовать умения ставить имена прилагательные из скобок в форму нужного падежа, определять падеж имен прилагательных во множественном числе, выделять их окончания.

Развивающие: развивать умение распознавать падеж имени прилагательного множественного числа в именительном и винительном падежах; повторять изученные орфограммы; развивать познавательный интерес учащихся, внимание, орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; воспитывать аккуратность; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Формы контроля: контроль, самоконтроль

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

(П-познават.,Р - регулятивные, К коммуникатив.)

Личностные

Познакомятся с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах; научатся ставить имена прилагательные из скобок в форму нужного падежа, указывать падеж имен прилагательных во множественном числе, выделять их окончания.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

регулятивные: использовать при выполнении задания справочники, правила; давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять уважение; осознанно
готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Проект учебного  занятия

Этап урока

Содержание деятельности учителя и обучающихся

Методы, приемы работы

Дидактические средства, оборудование

1. Мотивационный этап

– Здравствуйте ребята.

«Доброе дело два века живет». Как вы понимаете данную пословицу?

– В  каждом  из  нас  есть  маленькое  солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и тёплым, принёс много нового и интересного. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Минутка чистописания.

– Прочитайте и запишите пословицы и поговорки.

СЛАЙД 1. 

Честь лучше богатства.

Чего не положил – не бери.

Черепашьим шагом.

Чудеса в решете.

– Какой звук повторяется в данных пословицах
и поговорках?

– Дайте характеристику звуку [ч’].

– Запишите соединения с буквой «ч».

– Прочитайте орфоэпически верно слова на букву «ч».

Словарная работа.

М__лочные реки, кисельные бер__га, сах__рные уста, горючие слезы.

  • Объясните написание выделенных букв.
  • Что общего у всех этих словосочетаний? (Все они содержат имена прилагательные и имена существительные во множественном числе).
  • Какие окончания встречаются у имен прилагательных множественного числа в именительном падеже.
  • Где встречаются такие словосочетания? (В произведениях устного народного творчества, в сказках, былинах).
  • Давайте проверим то, что написали. Поменяйтесь тетрадями, подчеркните простым карандашом ошибки у соседа. (Взаимопроверка). Проверьте написанное.
  • Определите падеж имен прилагательных.
  • Почему вопрос одинаковый, окончание тоже, а падеж разный?
  • Подумайте и дополните тему нашего урока. (Именительный и винительный падеж).
  • Какие окончания мы увидели у имен прилагательных в именительном и винительном падежах?
  • Давайте еще раз проверим.
  • Я предложу имена существительные:

Ножи, разбойники, кольчуга, леса, молодцы.

  • Какое слово лишнее? (кольчуга) Почему? (в единственном числе).
  • Что такое кольчуга? (Работа со словарем)
  • На какие две группы можно разделить эти слова? (одушевленные и неодушевленные имена существительные).
  • Подберите к ним яркие, сказочные определения и подставьте эти словосочетания в предложение:

Бабушка рассказала сказку про …

  • В каком падеже будут стоять имена существительные?
  • А имена прилагательные?

Ножи (булатные), разбойники (лихие), леса (дремучие), молодцы (добрые).

  • Почему, в одном предложении, в одинаковом падеже имена прилагательные имеют разные окончания?
  • От чего это зависит?
  • Как можно проверить окончание имени прилагательного и быть уверенным в правильности. (Задать вопрос).
  • Какие окончания встречаются у имен прилагательных в винительном и именительном падежах множественного числа?

Откройте тетради и посмотрите на нашу напоминалку и ответьте на вопрос.

Сегодня на уроке мы научимся правильно писать безударные окончания имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах

Словесный

Словесный

Наглядный

Практический

Беседа

Презентация

2. Учебное действие.

Давайте прочтем правило на СЛАЙД 2. Имена прилагательные в винительном падеже отвечают на вопрос «какие?»
и имеют окончания
 -ые, -ие, если сочетаются
с неодушевленными именами существительными, а если сочетаются с одушевленными именами существительными, то отвечают на вопрос «каких?» и имеют окончания
 -ых, -их.

СЛАЙД 3. Спишите. Докажите, что данное предложение является сложным. Подчеркните в нем грамматические основы.

– Укажите падеж имен прилагательных

Задремали звезды золотые (И. п.),

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные (В. п.)

И румянит сетку небосклона.

Какие падежи указали у имен прилагательных? Почему?

– Прочитайте два текста. В чем их сходство и различие? В каких книгах можно встретить такие
тексты?

– С чем сравниваются капельки росы в художественном тексте? Найдите в этом тексте синонимы.

– Спишите любой текст. Укажите падеж выделенных имен прилагательных

Роса – это водяные капли. Они образуются
из влажного воздуха и оседают на охлажденные поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает в вечерние (В. п.) и утренние (В. п.)
часы.

Раннее утро. Крохотные (И. п.) круглые (И. п.)
бисеринки лежат на траве, в чашечках цветов, на листьях. Они играют на солнце разноцветными лучами. Кажется, будто рассыпаны в траве маленькие (И. п.) осколки хрусталя.
 

ФИЗМИНУТКА

Выполните разбор слов по составу.(у доски 3 человека)

Выполните синтаксический разбор предложения.(у доски 2 человека)

Роса выпадает в вечерние и утренние часы.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными второстепенными членами.)

Крохотные круглые бисеринки лежат на траве, в чашечках цветов, на листьях. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными второстепенными членами.)

Словесный

Наглядный

Практический

Беседа

Презентация

3. Самостоятельная работа.

 Теперь самостоятельно  прочитайте стихотворение С. Есенина. Вставьте пропущенные запятые.

– Подчеркните в каждом предложении главные члены.

– Укажите падеж каждого имени прилагательного, выделите их окончания.

СЛАЙД 4. 

Улыбнулись сонные (И. п.) березки,

Растрепали шелковые (В. п.) косы.

Шелестят зеленые (И. п.) сережки,

И горят серебряные (И. п.) росы.

Проверка по эталону. СЛАЙД 5.

Практический

Наглядный

Словесный

Презентация

4. Подведение итогов. Рефлексия.

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Как изменяются прилагательные во множественном числе?

– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа?

– Как определить падеж прилагательного во множественном числе?

– Назовите безударные окончания имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах.

– Как можно проверить окончание имени прилагательного?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя СЛАЙД 6

Домашнее задание:  упр. 88

Орфографическая зоркость:

Сейчас я вам раздам карточки, на них QR-код, вам дома, нужно будет его отсканировать и выполнить задание.

https://forms.gle/mtMZ2xkxxRE3peT96

Словесный

Беседа

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России", русский язык 4 класс. Тема:"Окончания имен прилагательных множественного числа в творительном и дательном падежах".

Подробный конспект урока по ФГОС "Школа России" для 4 класса по русскому языку. Тема урока: "Окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах"....

Конспект урока "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ " Школа России 4 класс

Тип урокаРешение частных задачПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном пад...

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах...