Учебно-методический комплект (конспект+презентация): "Буква И"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Поперечная Екатерина Витальевна

Поперечная Екатерина

Класс: 1 «б»   

Предмет: письмо

 

Тема: «Прописная И»

Цели деятельности учителя: учить отличать печатные буквы от письменных; познакомить учащихся с формой и названием элементов, изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов; учить писать элементы письменных букв по алгоритму; учить работать со звуковыми схемами слов; выявлять особенности соединения букв; учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями; развивать умение анализировать, обобщать.

Планируемые результаты:

                -предметные: способствовать развитию умения и навыка правописания прописной буквы «И»; развивать способность различать письменную букву «И» от других письменных букв.

-личностные:   принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях.

Оборудование:   Азбука тетрадь по письму № 1. 1 класс.  Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков, уч. презентация, карточка с показом написания буквы, карточки для рефлексии

 

Тип урока:  открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bukva_i_pismo.ppt2.04 МБ
Файл pismo_i.docx39.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ира ива инна игла

Слайд 3

Ира игла ива Инна

Слайд 4

[ и ]

Слайд 5

игра июнь изюм

Слайд 13

Индюки и индюшата Интересные ребята. На индюшек посмотри И запомни букву...

Слайд 17

р а

Слайд 18

Ира

Слайд 19

Иа

Слайд 20

Спасибо за работу на уроке!



Предварительный просмотр:

Поперечная Екатерина

Класс: 1 «б»    

Предмет: письмо

Тема: «Прописная И»

Цели деятельности учителя: учить отличать печатные буквы от письменных; познакомить учащихся с формой и названием элементов, изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов; учить писать элементы письменных букв по алгоритму; учить работать со звуковыми схемами слов; выявлять особенности соединения букв; учить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями; развивать умение анализировать, обобщать.

Планируемые результаты:

            -предметные: способствовать развитию умения и навыка правописания прописной буквы «И»; развивать способность различать письменную букву «И» от других письменных букв.

-личностные:   принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях.

Оборудование:   Азбука тетрадь по письму № 1. 1 класс.  Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков, уч. презентация, карточка с показом написания буквы, карточки для рефлексии

Тип урока:  открытие новых знаний

Этапы. Методы и приемы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент.

Словес.: приветствие детей

Нагляд.: презент.

10.00-10.01

Давайте красиво все встанем, выпрямимся, улыбнемся друг другу. Доброе утро, ребята!  Меня зовут Екатерина Витальевна.  

Проверьте все готовность к уроку, на партах у вас должны быть пропись, ручка и пенал.

А сейчас тихо тихо садятся девочки, еще тише садятся мальчики.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на учебный процесс.

Р: Положительный настрой на работу и взаимодействие с учителем

Мотивационный

Практич..: чтение и анализ слов, актуализация знаний

Нагл.: работа с уч. презентациией

Словесн.: постановка темы и целей урока

10.01-10.04

(на слайде карточки со словами: ира, инна, игла, ива)

Кто может прочитать эти слова?

Давайте прочитаем их хором.

Здесь допущена ошибка, в некоторых словах. Кто нашел ошибку?

Что это за слова? (Ира, Инна)

С какой буквы мы пишем имена? (с заглавной)

(другой слайд: Ира, Инна, игла, ива)

Правильно, имена нужно писать с заглавной буквы.

Какую из этих двух букв и вы уже писали? (маленькую, строчную)

Правильно, а сегодня мы познакомимся с другой и.

Кто догадался какая тема нашего урока? (письменная заглавная буква И).

А какие цели мы поставим на уроке?

Сегодня мы познакомимся с заглавной буквой И. И мы научимся ее писать.

Сравнивают слова, отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя,

самостоятельно ставят цели урока и формулируют тему урока.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных

учителем ориентиров;

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи, определять цель урока и его задачи

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: анализ звука

Практич: устная работа, чтение слов вслух

Нагл.: чтение с уч.презентации

Практич.: анализ  и сравнение букв в прописи

Слов.: учебный диалог

10.04-10.05

10.05-10.07

10.07-10.11

Откройте свои прописи на странице 23. (на слайде)

Итак, ребята, вы уже выяснили, что мы будем работать с буквой И. Посмотрите на квадратные скобки. Что они означают? (что это звук)

Правильно, а скажите, какой это звук? (гласный)

Почему? (потому что при произнесении звука и воздух свободно проходит через рот)

Давайте все вместе произнесем звук и и убедимся в этом. (и-и-и)

Ребята, перечислите слова, со звуком [и] в начале слова. (ответы детей) У меня получились следующие слова: игла, иволга, изюм. Поднимите руки, кто на 3 ряду умеет читать. Прочитай эти слова. Давайте прочитаем эти слова хором, выделяя интонацией.

  1. Какие две буквы здесь изображены? (строчная и и заглавная И)
  2. Теперь посмотрите справа буквы и. Какие они?

(строчная и заглавная)

  1. А чем они отличаются от букв слева?

(слева – печатные, справа – письменные) А чем отличаются печатная  буква и от письменной буквы и? ( письменная буква и пишется с наклоном )

Из каких элементов состоит заглавная буква И? (длинная прямая наклонная с коротким закруглением вверху влево и с длинным закруглением внизу вправо и длинная прямая наклонная с закруглением внизу вправо.)

Из скольких элементов состоит? ( из двух)

  1. Посмотрите на элементы букв.  Какие элементы подходят к заглавной букве И? первый элемент подходит? (нет), второй элемент подходит? (нет)

Третий элемент подходит? (нет), тогда вычеркните эти элементы карандашом.

Четвертый? (да), пятый? (да), шестой? (нет), и последний седьмой? (нет) вычеркните два последних элемента.

Давайте повторим из скольких элементов состоит заглавная И? (длинная прямая наклонная с коротким закруглением вверху влево и с длинным закруглением внизу вправо и длинная прямая наклонная с закруглением внизу вправо)

Молодцы!

Анализируют звук [и],

Опираясь на опыт, приводят примеры слов, читают вслух предложенные слова

Отвечают на вопросы учителя,

Сравниваю букву И– печатную и письменную, заглавную и строчную

Определяют состав буквы И по элементам.

Повторяют элементы состава буквы И

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

Р: осмысляют уч. материал

П.: анализ, сравнение, классификация

Решение частных задач

Нагл.: подробный пед. Показ написания буквы И

Слов.: объяснение учителя

Практич: анализ элементов буквы

Практич.: выполнение письменного задания.

Слов.: объяснение учителя

Практ.: выполнение письменного задания

Слов.: объяснение учителя

Слов.: уч. диалог

Практич.: выполняют письменное упражнение

Практич: самостоятельное выполнение письменного упражнения, анализ выполненной работы

Практич: анализ и сравнение элементов букв

Нагл.-практич.: чтение с уч. презентации

Практич: выполнение письменного упражнения

Нагл: работа с предметной иллюстрацией

Практич: анализ звуковой схемы

Практич.: работа со схемой предложения

Практич: письменное упражнение на написание букв со слиянием

10.11-10.12

10.12-10.14

.

10.14-10.16

10.16-10.18

10.18-10.20

10.20-10.21

10.21-10.23

10.23-10.24

10.24-10.26

10.26-10.28

10.28-10.30

10.30-10.31

10.31-10.33

10.33-10.37

10.37-10.39

10.39-10.43

Теперь все внимательно смотрим на меня.

Я вам покажу, как правильно писать заглавную И.

(учитель прописывает на доске заглавную И с комментарием)

Чуть ниже верхней рабочей строки слева направо прописываем закругление, коснувшись ее(1)

Опускаем прямую (2) Не доходя до нижней границы рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (3) Плавную линию продолжаем до верхней границы нерабочей строки, отклоняясь вправо (4) Вниз опускаем прямую (5) Не дойдя до нижней границы рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (6)

(на презентации прямоугольная рамка)

  1. Найдите прямоугольную рамку у себя в прописи.  Какую букву вы видите? (заглавную И)

Письменную или печатную? (письменную)

Правильно, а дальше что вы видите? Элемент буквы.

Как называется этот элемент? (длинная прямая наклонная с коротким закруглением вверху влево и с длинным закруглением внизу вправо)

Дальше, что написано? ( длинная прямая наклонная с закруглением внизу вправо)

А следующая запись? (это уже буква, потому что есть все элементы)

Хорошо.

Давайте напишем первый элемент. Посмотрите внимательно: пишу длинную прямую наклонную с коротким закруглением вверху влево и с длинным закруглением внизу вправо. Взяли правильно в руку ваши ручки и повторяем элемент вместе со мной в воздухе под счет ( и, раз, и). Ставим ручку на локоток, работает только кисть руки. Стараемся повторить движение в точности как я. Теперь напишите элемент в воздухе под мой счет самостоятельно (и, раз, и) Молодцы! А теперь сели ровно и красиво! Поставили ручку в точку начала работы и пишем первый элемент в прописи по штрихам, считаем все вместе. (и, раз, и)

Теперь давайте научимся писать второй элемент. Смотрите внимательно: пишу длинную прямую наклонную с закруглением внизу вправо. . Взяли правильно в руку ваши ручки и повторяем элемент вместе со мной в воздухе под счет (два, и). Ставим ручку на локоток, работает только кисть руки. Стараемся повторить движение в точности как я. Теперь напишите элемент в воздухе под мой счет самостоятельно (два, и) Молодцы! А теперь сели ровно и красиво! Поставили ручку в точку начала работы и пишем первый элемент в прописи по штрихам, считаем все вместе. (два, и)

 

А теперь давайте напишем всю букву! Сели ровно и красиво! Ручку держим правильно! Давайте напишем ее вместе под счет в воздухе (и, раз, и, два, и). Теперь самостоятельно под счет в воздухе. (и. раз, и, два, и) А теперь красиво пишем букву И по штрихам, ставим ручку в точку начала работы, считаем и пишем все вместе (и, раз, и, два, и)

Давайте разомнем наши пальчики:

Мы ладошкой потрясём, 
Каждый пальчик разомнём. 
Раз, два, три, четыре, пять 
Мы начнём опять писать. 

Посмотрите на первую рабочую строку. Что сначала будем писать: букву или элемент? Давайте повторим, как они называются. А теперь первый элемент пишем все вместе, а считать для всех будет только первый ряд. Ставим ручку в точку начала работы и пишем. Второй элемент для нас посчитает второй ряд и т.д. А теперь будем писать всю букву целиком, пишем сначала под мой счет. Вторую букву пишем и считаем все вместе. Посмотрите на строчку, сколько букв нужно написать самостоятельно? (4)

Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть:

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

На остальной части вам нужно писать очень красиво и аккуратно!

Сели ровненько, ручку взяли правильно, пропись лежит под наклоном. Пишем буквы самостоятельно и считаем шепотом, чтобы вас было не слышно. Ставим ручку в точку начала работы. Пишем. А теперь взяли простой карандаш и подчеркните самую красиво и аккуратно написанную букву.

Ребята, посмотрите на слайд, у Вопроса Вопросыча есть для вам задание:

И-У

у-И

в первой строчке, чем похожи буквы?

Во второй?

А теперь отгадайте загадку:

Индюки и индюшата 
Интересные ребята.
На индюшек посмотри 
И запомни букву... 

Ребята, поднимите руку, кто умеет читать? Прочитай загадку. А теперь хором повторим букву: три-четыре. Молодцы!

Посмотрите на вторую строчку в прописи. Здесь мы пишем элементы или букву?

Сели ровно, спинки выпрямили, держим ручку правильно, тетрадь лежит под наклоном. Пишем первую букву под мой счет, ставим ручку в точку начала работы. Пишем вторую букву, считают только девочки, третью букву – считают только мальчики.

 

Давайте встанем из-за парт и разомнемся:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Молодцы! Продолжаем работать. Сколько еще букв нужно дописать? (6)

Пишем их самостоятельно очень аккуратно, считаем сами шепотом, ставим  ручку в точку начала работы. А теперь возьмите в руки постой карандаш, поменяйтесь тетрадями с соседом, подчеркните у него самую аккуратно написанную букву. Возвращаем тетради.

Посмотрите на картинку. Что вы видите? Девочка читает книгу. Кто прочитает, какую книгу она читает? Посмотрите внимательно на картинку на обложке книги. Какую сказку может читать девочка?

Посмотрите здесь у вас таблица.

В первой клетке что вы видите? (звук и). Какой он? Почему? Какой буквой на письме обозначается звук и? Давайте все вместе произнесем.

А в следующих? Во второй клетке – квадратик. Что это значит (значит там должен быть согласный звук), а в третьей – кружок, а это что за знак? (там должен стоять гласный звук).

Значит, мы должны придумать слово, в котором вот такие звуки. Посмотрите мы должны не просто придумать слово, а имя. Почему? (потому что снизу написана большая буква).

Давайте подберем походящее имя.

Ира. Проверим походит ли это имя.

Кто умеет, может дописать имя.

Давайте ниже напишем заглавную письменную букву И, ставим ручку в точку начала работы, пишем: и, раз, и, два, и.

Теперь посмотрите на экран.

(схема) что это?

Сколько слов должно быть предложении? (4)

Давайте вместе посчитаем.

А  с какой буквы должно начинаться предложение? Правильно, с большой.

А теперь, придумайте предложение, которое будет состоять из четырех слов. В этом вам поможет картинка. Имя девочки мы уже узнали, значит первое слово в предложении будет Ира.

Проверяем. Кто хочет свое предложение сказать?

…, читай медленно свое предложение,  а мы с ребятами считаем,  сколько слов и сгибаем пальцы.

Ребята, поднимите руку, кто смотрел мультфильм про Винни-Пуха? Как звали его друга ослика? (Иа) Давайте попробуем написать его имя. Посмотрите на строчку внизу страницы. Сначала посмотрите образец: пишу заглавную букву И, соединяю внизу, пишу овал и прямую наклонную с закруглением внизу вправо. Взяли ручки, повторяем за мной в воздухе. Пишем самостоятельно, в воздухе. Ставим ручку в точку начала работы и пишем самостоятельно, считая про себя.

 Внимательно слушают учителя

Рассматривают элементы, называя их

Знакомятся с написанием элемента;

Имитируют написание буквы в воздухе;

Пишут самостоятельно в прописи

Знакомятся с написанием элемента;

Имитируют написание буквы в воздухе;

Пишут самостоятельно в прописи

Знакомятся с написанием буквы;

Имитируют написание буквы в воздухе;

Пишут самостоятельно в прописи

Выполняют разминку руки

Пишут элементы буквы И под счет.

Выполняют разминку

Выполняют написание букв самостоятельно;

Выполняют самооценку

Выполняют задание

Читающий ребенок выразительно читает загадку, ученики ее отгадывают

Выполняют задание

Выполняют физ. упражнения

Выполняют письменное задание самостоятельно, проводят взаимопроверку

Отвечают на вопросы учителя

Анализируют звуковую схему

Подбирают необходимое слово

Дописывают имя

Прописывают букву И

Анализируют схему

Придумывают подходящее к схеме предложение, выполняют проверку.

Отвечают на вопрос

Знакомятся с написанием, имитируют его в воздухе, самостоятельно пишут

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

П.: выполнение учебного действия

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий

П.: выполнение учебного действия

Р: применяют освоенные способы действия

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Л: самооценка

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи, анализ, сравнение

Р: применяют освоенные способы действия

П.: выполнение учебного действия

Р: взаимопроверка

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П: анализ

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

Р: взаимопроверка        

Р: Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П: выполняют учебное действие

Итог урока. Рефлексия.

Словес.: учебный диалог.

Нагл.: презентация

10.43- 10.45

Итак, ребята, давайте подведем итоги. Какую букву мы с вами изучали на уроке? Назовите мне элементы прописной буквы «И»

Ребята, что у вас на партах? (смайлики) Что им не хватает? (выражения лица, эмоции) Взяли в руки простой карандаш, ребята, кому понравилась работа на уроке, было легко и комфортно работать, дорисуйте смайликам улыбки. Кому не понравилась его работа, были трудности на уроке, дорисуйте смайлику грустное выражение. Поднимите улыбающиеся смайлики. Давайте сосчитаем улыбки на 1 ряду, 2,3. Поднимите грустные смайлики. Давайте сосчитаем и их. Ребята, вы отлично справились с темой и очень активно работали! Спасибо вам!

Ну а те, кто поднял грустные смайлики, не переживайте, у вас все получиться! Наш урок закончен. Всем спасибо, до свидания!

Анализируют урок.

Оценивают учебный процесс и свою деятельность на уроке.

Л.: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

Презентация к выступлению на тему Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

ПМ 04. ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, ос

рабочая программа внеурочной деятельности по 1-2 направлениям; календарно – тематическое планирование;технологическую карту урока с учетом  особенностей возраста, класса и отдель...