Конспект урока по теме: "Написание Ь после шипящих во всех формах глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Поперечная Екатерина Витальевна

 

Тема: «Написание Ь после шипящих во всех формах глагола»

Тип урока: изучение нового материала

 

Цели урока:

1.    Познакомить с правилом правописания Ь после шипящих во всех формах глагола.

2.    Формировать умение определять орфограмму в глаголе.

3.    Закрепить умение пользоваться моделью правила.

 

Планируемые результаты:

- личностные: научатся осознавать свои возможно­сти в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием;

- предметные: смогут определять орфограмму; научатся писать Ь после шипящих во всех формах глагола; научатся анализировать правило и составлять по нему модель (схему).

 

Оборудование: учебник: Русский язык: 3 класс, часть 2; презентация, сигнальные карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napisanie_posle_shipyashchih_vo_vseh_formah_glagola.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Тема: «Написание Ь после шипящих во всех формах глагола»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

  1. Познакомить с правилом правописания Ь после шипящих во всех формах глагола.
  2. Формировать умение определять орфограмму в глаголе.
  3. Закрепить умение пользоваться моделью правила.

Планируемые результаты:

- личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием;

- предметные: смогут определять орфограмму; научатся писать Ь после шипящих во всех формах глагола; научатся анализировать правило и составлять по нему модель (схему).

Оборудование: учебник: Русский язык: 3 класс, часть 2; презентация, сигнальные карточки.


Этап урока

Метолы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Практич.: каллиграфическое упражнение.

Словес.: ответы на вопросы.

Наглядный: презентация.

≈ 5

Минутка чистописания.

- Здравствуйте ребята!

- Прочитайте стихотворение на доске и подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Найдёшь листок, напишешь письмо,

Посмотришь в окно, сходишь в кино,

Увидишь друга, скажешь «привет»,

Спросит что-то, дашь дельный совет.

-Верно! Сегодня мы с вами будем разговаривать о глаголах. Каллиграфически выпишите глаголы из этого стихотворения.

- Скажите, какое слово здесь  лишнее.

- Правильно! Объясните почему?

- Молодцы!

Писать каллиграфически.

Образовать форму настоящего времени

Определять цели и пути их достижения.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: чтение правила, раскодировка слов, составление модели правила.

Наглядный: презентация.

15

Актуализация знаний

- Ребята мы продолжаем путешествие по стране русского языка.

Давайте сыграем в игру под названием «Шифр». Посмотрите на слайд, каждой цифре соответствует определенная буква, ваша задача составить слова по кодам.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
е р с ч ь а л п ж т

3012145 – стеречь
39145 – сжечь
87645 – плачь
8764 - плач

-Что вы можете сказать о двух последних словах? Почему в одном случае на конце слова есть ь, а в другом случае его нет? Как вы думаете, во всех ли  формах глагола после шипящих пишется «Ь»?

-Ну что ж, раз вы не можете объяснить, давайте обратимся за помощью к нашему учебнику. Но для начала посмотрите на слайд, там написана тема нашего урока.

(Насианпие ь псоле шияпщих во весх фомарх глгоала)

-Ой, а что это? Все буквы перепутали места! Ребята, кто поможет мне назвать тему урока. Молодцы!

-Теперь, откройте содержание нашего учебника,  найдите страничку, на которой начинается изучение нашей сегодняшней темы урока.

-Мы с вами повторили, что такое глагол, что такое ь. Что еще нам нужно повторить для изучения этой темы? Действительно! Осталось перечислить шипящие звуки, назовите мне их.

-Верно! Какие же цели сегодня мы поставим перед собой?

У – узнаем, пишется ли Ь после шипящих в глаголах;
Р – будем развивать внимание и орфографическую зоркость;
О – объяснять написание слов;
К – корректировать ответы товарищей.

-Давайте прочитаем хором общее правило, которое закреплено в рамочку.

-Обратите внимание на пример приведенный после правила. Давайте определим формы глагола в этих предложениях. Какие 2 формы мы знаем? На какие вопросы они отвечают? А кто может определить форму у глагола не плачь? Попробуйте задать вопросы к этому словосочетанию.

-Не получается? А дело в том, что этот глагол стоит в повелительном наклонении.

- Как вы понимаете слово повелительный?

-Давайте познакомимся с вопросами в повелительном наклонении. Прочитаем хором правило в рамочке на стр. 182.

-Кто может привести примеры таких глаголов? -Молодцы!

Посмотрите на слайде правописание глаголов в повелительном наклонении

( Ед. ч.: отрежь, не плачь, поешь;

Мн.ч.: отрежьте, не плачьте, поешьте.)

- А теперь составим модель этого правила.

Ь в глаголах:

Ш, …, …, …, + Ь

Составляют слова по цифрам

Обосновывают написание слов

Составляют тему урока из анаграммы

Отвечают на вопросы

Устанавливают  цели урока

Отвечают на вопросы
 

Работают по теме урока

Составляют модель правила

3.

Решение частных задач

Наглядный: работа с сигнальными карточками

Практический: чтение стихотворения

Практический: выполнение упражнения, анализ слова

15-20

-А сейчас давайте проверим, как хорошо вы усвоили правило.

-Приготовьте к работе свою сигнальную карточку с ь. На доске будут появляться слова, если нужно вставить ь, то поднимите свою  карточку. Поднимите руку, кому непонятно задание? Отлично! Тогда начинаем!

(( Слова на слайде): Стриж…, доч…, поёш…, мыш…, скрипач…, гореч…, трубач…, стрич…, играеш…, сторож…, печ…, спряч…, береч…

Где дети вставляют ь, фронтально спросить, почему поставили ь)

-Молодцы, вы хорошо поработали!

-Посмотрите на слайд. Ветер сдул некоторые буквы в стихотворении. Прочитайте его про себя.

-..., прочитай вслух выразительно. А кто мне скажет, из какого произведения эти строки? Кто  автор?
-Запишите этот отрывок к себе в тетради и подчеркните на месте пропусков орфограммы. Поднимите руки, кому задание понятно.

(На слайде:

Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч… .
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…)

-А теперь давайте проверим, как вы справились с заданием. По цепочке называем слово с пропуском и объясняем что вставили и почему.

-Отлично! Вы хорошо усвоили новое правило! Кто мне его напомнит?

Работают с сигнальными карточками и анализируют написание слов, опираясь на знания правил

Выразительно читают про себя и вслух

Вспоминают автора и название произведения

Письменно выполняют упражнение

Проверяют выполненное упражнение

Повторяют изученное правило

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют контроль полученного результата

К: оформляют свои мысли в устной форме

П: анализ

4.

Итог урока. Рефлексия

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Написание О,Ё после шипящих в наречиях

Урок по теме: "Написание О,Ё после шипящих в наречиях...

Тема «Написание ь после шипящих во всех формах глагола»

Перспективная начальна школа.Тема «Написание ь после шипящих во всех формах глагола». Повелительная форма глагола. 3 класс....

Задание на тему: "Написание И, Ы после шипящих и Ц"

Задание на тему : "Написание И, Ы после шипящих и Ц"...

Конспект урока русского языка Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Перспектива"....

Конспект урока по русскому языку "«Ь» после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные. Прилагательные. Краткая форма" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: закрепление у обучающихся знаний о правописании мягкого знака в разных частях речи после шипящих.Планируемые результатыПредметные:     • Знать:...

Конспект урока по теме:"Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени" Русский язык 4 класс. УМК ПНШ

Тема: написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времениЦель: Ознакомление с написанием суффикса перед суффиксом –Л в глаголах прошедшего времени.Задачи:образовательные:...