конспект урока по теме: Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего врем
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
4 класс, Перспективная начальная школа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bezudarnykh_suffiksov_v_glagolakh_prosh._vremeni._pnsh.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Образование глаголов прошедшего времени»
Дидактическая цель:
- создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;
- развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;
- формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
- работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
- воспитывать интерес к предмету.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта. |
Ход урока:
- Организация класса.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке?
- Верно, сегодня мы поговорим о глаголе, узнаем о нём много нового.
- В чём смысл этого стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать и писать глаголы?
Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.
- Соберём уже известную информацию о глаголе.
Игра «Блиц – опрос»
1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
2. Глаголы изменяются по ….. (временам)
3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)
4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)
5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)
7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)
8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)
9. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)
- Прочитайте вопросы, записанные на доске.
1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?
- Вернёмся к этим и снова попробуем дать на них ответ.
- Минутка чистописания.
На доске: Ш Ц Ж
Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.
- Назовите буквы, записанные в минутке чистописания. Что в них общего? (Заглавные, обозначают твёрдые согласные звуки).
- Какая буква лишняя и почему? ( Варианты: буква «Ц», так как она обозначает непарный звук, буква «Ж», так как она обозначает в сильной позиции звонкий звук)
(Написание букв.)
- Работа с пословицей. Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите. Подчеркните глаголы, определите их морфологические признаки.
- Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.
- Чем похожи все глаголы в пословице? (Одинаковые морфологические признаки)
- Перечислите их. (Будущее время, 2 лицо, единственное число)
- Какой глагол лишний, почему? («Найдёшь» – глагол с ударным окончанием, а у двух других окончания безударные)
- Измените глаголы с безударными окончаниями в инфинитив.
Запись: угадать, потерять.
- Найдите основу глаголов в неопределённой форме. Как это сделать? (Основу инфинитива можно найти, отделив от глагола в неопределённой форме суффиксы -ть-, -ти-, -чь-)
Слайд 1.
угадать – угадал
потерять - потерял
- Проверьте написаное, сравните с данными глаголами (угадал, потерял). Что заметили интересного? (Основа та же, только суффикс – -ть- поменялся на суффикс -л-). В каком времени стоят эти глаголы? Допишите глаголы в прошедшем времени к соответствующим инфинитивам.
- Как вы думаете, о глаголах какого времени будем говорить на уроке? Определим более точно тему урока.
Слайд 2. (Тема урока)
- Сегодня на уроке мы подробно поговорим о глаголах в прошедшем времени, научимся их образовывать и проверять написание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени
Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-.
Слайд 3,4.
- Дадим определение основы слова глаголв в прошедшем времени.
Основой слова называется часть слова без окончания или формообразующего суффикса (говор-ит, говори-ть, говори-л)
В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме (посеять – посеял)
- Как вы думаете, а когда нам можно использовать знание, которое мы сейчас открыли? (Если ученики затрудняются с ответом, предложить им выполнить следующее задание)
Слайд 5.
Мысл_л, куш_л, закле_л.
- Вставьте пропущенные буквы в данных словах.
- Почему они вызывают при написании сомнение? (Безударные, стоят в слабой позиции)
- Какая это часть речи? А время? Вспомним только что изученное правило. Предложите свой алгоритм написания буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.
ТАБЛИЦА. «Алгоритм»
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
2. Напиши в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве перед суффиксом -ть-.
ТАБЛИЦА. МЫСЛ?Л - МЫСЛИТЬ - МЫСЛИЛ
- Первичное закрепление изученного.
- Вставьте пропущенные суффиксы, напишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. Определите число глаголов, а где возможно и род.
Задание по рядам..
1 группа. 2 группа. 3 группа.
пола_ла - … увид_л - …. брос_ли - …
выдерж_л - … высуш_ла - … вытерп_ла - …
выглад_ли - … замяук_ли - … советов_л - …
плак_ло - … сып_ло - … готов_ло - …
- Самостоятельная работа. Упр. 71
- Словарно-орфографическая работа.
- Запишите слова в форме прошедшего времени множественного числа. Какую букву написали перед формообразующим суффиксом -л-? Выделите основу глаголов.
Слайд 6
Веять
Сеять
Шествовать
Шефствовать
Строить
Слайд 7
Веяли
Сеяли
Шествовали
Шефствовали
Строили
Самопроверка
- Итог урока.
«Блиц – опрос» (дополните фразу)
Слайд 8.
Прошедшее время глагола образуется от ___________ при помощи__________ ..Слайд 9.
Суффиксы -л- и -ть- служат для образования ____________________.
Слайд 10.
В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________ .
- А теперь снова обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответ.
- Домашнеезадание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме" Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"
Презентация к уроку русского языка по теме "Написание безударных суффиксов глагола в прошедшем времени" в 4 классе по ПНШ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"
План- конспект урока русского языка в 4 классе по теме"Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени" по ПНШ...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"
Методический материал опубликован в региональном сборнике статей "Учитель - учителю. Из опыта работы учителей начальных классов Белгородской области" в соавторстве с учителем начальных классов Л.А. Фу...
Конспект урока «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени», 4 класс
УМК "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку русского языка «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
УМК "ПНШ"...
Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"...
Конспект урока по теме:"Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени" Русский язык 4 класс. УМК ПНШ
Тема: написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времениЦель: Ознакомление с написанием суффикса перед суффиксом –Л в глаголах прошедшего времени.Задачи:образовательные:...