конспект урока по теме: Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего врем
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Никулина Юлия Владимировна

4 класс, Перспективная начальная школа

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Образование глаголов прошедшего времени»

    Дидактическая цель:

  • создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации  средствами ИКТ.

   Задачи урока:

  • познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;
  • развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;
  • формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
  • работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
  • воспитывать интерес к предмету.

   

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

Ход урока:

  1. Организация класса.

                                                Что без меня предметы?

                                                Лишь названья.

                                                А я приду –

                                                Всё в действие придет.

                                               Летит ракета.

                                               Люди строят зданья.

                                               Цветут сады.

                                               И хлеб в полях растёт.

- Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке?

- Верно, сегодня мы поговорим о глаголе,  узнаем о нём много нового.

- В чём смысл этого  стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать  и писать глаголы?

Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.

- Соберём уже известную информацию о глаголе.

Игра «Блиц – опрос»

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Глаголы изменяются по ….. (временам)

3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)

4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)

5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-?  (на форму глаголов прошедшего времени)  

9. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)

- Прочитайте вопросы, записанные на доске.

1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?

- Вернёмся к этим и снова попробуем дать на них ответ.

  1. Минутка чистописания.

На доске:            Ш  Ц  Ж

                          Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.

- Назовите буквы, записанные в минутке чистописания. Что в них общего?  (Заглавные, обозначают твёрдые согласные звуки).

- Какая буква лишняя и почему? ( Варианты: буква «Ц», так как она обозначает непарный звук, буква «Ж», так как она обозначает в сильной позиции звонкий звук)

(Написание букв.)

- Работа с пословицей. Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите. Подчеркните глаголы, определите их морфологические признаки.

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.

- Чем похожи все глаголы в пословице?  (Одинаковые морфологические признаки)

- Перечислите их.  (Будущее время, 2 лицо, единственное число)

- Какой глагол лишний, почему?  («Найдёшь» – глагол с ударным окончанием, а у двух других окончания безударные)

- Измените глаголы с безударными окончаниями в инфинитив.

Запись:  угадать, потерять.

- Найдите основу глаголов в неопределённой форме. Как это сделать?  (Основу инфинитива можно найти, отделив от глагола в неопределённой форме суффиксы                  -ть-, -ти-,  -чь-)

Слайд 1.

угадать – угадал

потерять - потерял

- Проверьте написаное, сравните с  данными глаголами (угадал, потерял). Что заметили интересного?  (Основа та же, только суффикс – -ть- поменялся на суффикс -л-). В каком времени стоят эти глаголы? Допишите глаголы в прошедшем времени к соответствующим инфинитивам.

- Как вы думаете, о глаголах какого времени будем говорить на уроке? Определим более точно  тему урока.  

Слайд 2. (Тема урока)

- Сегодня на уроке мы подробно поговорим о глаголах в прошедшем времени, научимся их образовывать и проверять написание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени 

Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-.

Слайд 3,4.

- Дадим определение основы слова глаголв в прошедшем времени.

 Основой слова называется часть слова без окончания или формообразующего суффикса  (говор-ит, говори-ть, говори-л)

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме  (посеять – посеял)

- Как вы думаете, а когда нам можно использовать знание, которое мы сейчас открыли? (Если ученики затрудняются с ответом, предложить им выполнить следующее задание)

Слайд 5.

Мысл_л, куш_л, закле_л.

- Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

- Почему они вызывают при написании сомнение?  (Безударные, стоят в слабой позиции)

- Какая это часть речи? А время? Вспомним только что изученное правило. Предложите свой алгоритм написания буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.

ТАБЛИЦА. «Алгоритм»

1. Поставь глагол в неопределённую форму.

2. Напиши в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве перед суффиксом -ть-.

ТАБЛИЦА. МЫСЛ?Л  - МЫСЛИТЬ  - МЫСЛИЛ

  1. Первичное закрепление изученного.

- Вставьте пропущенные суффиксы, напишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. Определите число глаголов, а где возможно и род.

Задание по рядам..

       1 группа.                         2 группа.                     3 группа.

пола_ла - …                     увид_л - ….                 брос_ли - …

выдерж_л - …                высуш_ла - …             вытерп_ла - …

выглад_ли - …               замяук_ли - …            советов_л - …

плак_ло - …                    сып_ло - …                  готов_ло - …

  1. Самостоятельная работа. Упр. 71
  2. Словарно-орфографическая работа.

- Запишите слова в форме прошедшего времени множественного числа. Какую букву написали перед формообразующим суффиксом -л-? Выделите основу глаголов.

Слайд 6

Веять

Сеять

Шествовать

Шефствовать

Строить

         Слайд 7

Веяли

Сеяли

Шествовали

Шефствовали

Строили

Самопроверка

  1. Итог урока.

«Блиц – опрос»  (дополните фразу)

Слайд 8.

Прошедшее время глагола образуется от  ___________ при помощи__________ ..Слайд 9.

Суффиксы -л-  и -ть-  служат для образования ____________________.

Слайд 10.

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________ .

- А теперь снова обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответ.

  1. Домашнеезадание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме" Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

Презентация к уроку русского языка по теме "Написание безударных суффиксов глагола в прошедшем времени" в 4 классе по ПНШ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

План- конспект урока русского языка в 4 классе по теме"Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени" по ПНШ...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

Методический материал опубликован в региональном сборнике статей "Учитель - учителю. Из опыта работы учителей начальных классов Белгородской области" в соавторстве с учителем начальных классов Л.А. Фу...

Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"...

Конспект урока по теме:"Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени" Русский язык 4 класс. УМК ПНШ

Тема: написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времениЦель: Ознакомление с написанием суффикса перед суффиксом –Л в глаголах прошедшего времени.Задачи:образовательные:...