Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится»"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема урока: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую природу.
Планируемые результаты:
· Предметные: учить прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение, определять его жанр; видеть и понимать чувства и поступки героев;
· Личностные: воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньшим; проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество; осозновать ценности семьи, родного очага.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс», автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shchchtenie_14.03.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема урока: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую природу.
Планируемые результаты:
- Предметные: учить прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение, определять его жанр; видеть и понимать чувства и поступки героев;
- Личностные: воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньшим; проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество; осозновать ценности семьи, родного очага.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс», автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент Словесный: слово учителя | 1 мин | Мне хочется вам пожелать, чтобы радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты. | Приветствовать учителя. Отвечать на вопросы учителя | Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы. Практ.: уст. и письм. упр. | 7 мин | Начинаем урок чтения. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое"). – О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.) – Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”). - Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев). К сегодняшнему уроку вы готовили пересказ от имени глухарки. Кто хочет пересказать? Ребята, догадайтесь, как расставить эти буквы (р, у, с ,и) в данное слово, чтобы получилась фамилия писателя, с произведением которого мы сегодня познакомимся. На доске карточка Д .аг .н .к .й. Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского: То погаснет, то зажжется Ночью в роще огонек. Угадай, как он зовется? Золотистый... (светлячок). Как вы думаете какая у нас сегодня будет тема на уроке? (Драгунсий рассказ про светлячка) Точное название рассказа мы узнаем попозже, а сейчас немного узнаем о самом писателе. | Отвечать на вопросы. Определять тему и цель урока. Пересказывать. | Личностные - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание Практ.: уст. и письм. упр. Словесный: чтение и повторение правил | 12 мин | Сегодня мы познакомимся с произведением Виктора Юзефовича Драгунского. В ноябре этого года ему исполняется 100 лет со дня рождения. Ребята, кто уже знаком с творчеством этого писателя? Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало. Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого. - Что вы знаете о светлячках? Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка. Рассказ, который мы будем читать, называется «Он живой и светится». Посмотрите на иллюстрацию к рассказу, прочитайте опорные слова и предположите, о чём может быть этот рассказ. Опорные слова: ждал маму, самосвал, светлячок, променял. А сейчас самостоятельным чтением рассказа, проверим, оправдаются ли ваши предположения. Приготовьте карандаш, чтобы отметить при чтении непонятные для вас слова. Разулись и прошли на ковёр. Приняли правильное положение для чтения, лежа, и читаем про себя. -Ребята, вы прочитали рассказ, какие предположения подтвердились? - А кто является главным героем рассказа? -Этот мальчик и есть Денис Кораблёв. | Слушать учителя. Участвовать в беседе, актуализировать знания. Строить речевое высказывание. Читать отрывки произведения. Пересказывать. | Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные – высказывать предположения; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. |
Физ. минутка | 1 мин | Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем! | Делать физ. разминку | Личностные - установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание | 11 мин | -На основе сюжетов рассказов Виктора Драгунского в своё время были созданы детские художественные фильмы, главным героем которых является Дениска Кораблёв. - Мы сегодня посмотрим фрагмент из фильма «Весёлые истории». Ваша задача, определить сходство и различие экранизации произведения и рассказа, который вы прочитали. -Что общего увидели? -А какие заметили различия? Ребята, когда вы читали рассказ и смотрели фрагмент, какие слова для вас оказались непонятными? - В рассказе встречаются и следующие слова: брынза, Гватемала. Барбадос, добрость. Значение, каких слов можете объяснить? Брызза – соленый сыр из овечьего молока Гватемала – название государства в Центральной Америке и название города, столицы Гватемалы Барбадос – название государства в Восточной Индии, название острова - А сейчас вам предстоит групповая работа. По своим рядам. Вы видите листочек с вопросами в тестовой форме. Работая вместе дружно, советуясь, вспомните содержание рассказа и выберите правильные ответы на вопросы. Правильный вариант ответа отметьте плюсом. Карточка с вопросами. О чём думал мальчик, когда ждал маму? А) где мама могла задержаться Б) чем ему заняться В) куда пропал его друг О чём стал просить пришедший во двор друг Мишка у Дениски? А) дать повозить самосвал по двору Б) дать самосвал домой В) дать немного поиграть Почему Дениска отказал другу? А) это была самая любимая игрушка Б) мама не разрешала давать свои игрушки В) это был подарок папы Как Мишка всё-таки получил самосвал? А) отобрал Б) выменял В) уговорил Проверка проводится коллективно. Я вам буду показывать иллюстрации к рассказу, а вы должны найти в тексте и прочитать соответствующий отрывок. Учитель показывает три иллюстрации: мальчики у песочницы, Дениска держит коробочку со светлячком, мама с Дениской. Ученики находит соответствующие отрывки, зачитывают их. | Отвечать на вопросы. Анализировать текст. Пересказывать. Актуализировать знания. Доказывать свою точку зрения. Работать в группах. | Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; Познавательные - учить анализировать, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы. |
Домашнее задание | 1 мин | Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: нарисовать рисунок к отрывку рассказа. | Записывать домашнее задание | |
Итог урока. Словесный: отвечают на вопросы | 5 мин | Понравился ли вам рассказ? -Как вы расцениваете поступок Дениски? -Почему авторы учебника поместили это произведение в раздел «Люби живое»? | Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Рефлексия | 2 мин | Закончи предложения Я узнал….. Мне было интересно… | Оценивать свои достижения | Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"
В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...
Конспект по литературному чтению 2 класса на тему: Г.Цыферов "Жил на свете слонёнок".
Конспект по литературному чтению 2 класса....
Урок литературного чтения 3 класс В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»
Осмысление проблемы дружбы на основе произведения В.Драгунского, "Он живой и светится".Задачи:совершенствовать навыки осознанного, выразительного чтения, расширять словарный запас, вызвать эмоциональн...
Конспект урока литературного чтения на тему "В. Ю. ДРАГУНСКИЙ «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ…» 3 класс. Школа России
Конспект урока литературного чтения...
Урок литературного чтения 3 класс В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»
Технологическая карта урока по литературному чтениюпо теме: В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»...
Конспект урока, литературное чтение 2 класс. Тема: Н.Н.Носов "Живая шляпа".
Конспект урока литературного чтения во втором классе Н.Н.Носов «Живая шляпа»ФИО (полностью)Кравченко Надежда ГригорьевнаМесто работыМБОУ «КСОШ №1»Должностьучитель начальных кла...