Урок литературного чтения 3 класс В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кочергина Наталья Владимировна

Осмысление проблемы дружбы на основе произведения В.Драгунского, "Он живой и светится".

Задачи:

совершенствовать навыки осознанного, выразительного чтения, расширять словарный запас, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное;

развивать речь, умение подбирать характеристику персонажам, познавательный интерес к процессу чтения;

воспитывать положительные нравственные качества человека, ценности детства, основы развития личности, преданность в дружбе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №218»

Урок  литературного  чтения

3 класс

В.Ю.Драгунский

«Он живой и светится»

                 

       

                                                              Составила:

Кочергина Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №218

 

   

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: В.Драгунский "Он живой и светится"

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы:  фронтальная, парная, индивидуальная.

Цель урока: осмысление проблемы дружбы на основе произведения В.Драгунского, "Он живой и светится".

Задачи: 

совершенствовать навыки осознанного, выразительного чтения, расширять словарный запас, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное;

развивать речь, умение подбирать характеристику персонажам, познавательный интерес к процессу чтения;

воспитывать положительные нравственные качества человека, ценности детства, основы развития личности, преданность в дружбе.

Задачи, направленные на формирование метапредметных УУД:

  1. Познавательные:
  • Учиться находить нужную информацию в тексте;
  • Учиться делать выводы и обосновывать их;
  • Учиться понимать цель чтения.
  1. Регулятивные:
  • Учиться высказывать свои предположения
  • Учиться контролировать свою деятельность
  • Оценивать результат своих действий
  1. Коммуникативные
  • Развивать умение обосновывать и отстаивать своё высказывание и суждение
  • Учится принимать суждение других
  • Учиться вести диалог
  • Развивать умение аргументировать свои предположения.

Задачи, направленные на формирование личностных УУД:

  • Формировать умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного.
  • Учиться самостоятельно делать выводы.
  • Учиться эмоционально проживать текст.

Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение», Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка; портрет В. Драгунского; выставка книг писателя;  ноутбук

Ход урока.

I.Оргмомент.   Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие гостей, пожелание хорошего настроения.

- За работу, в добрый час!

II.Введение в тему. Постановка проблемы.

Слайд 1.

-Рассмотрите иллюстрацию и постарайтесь определить тему сюжета. (Тема дружбы.)

Слайд 2. Создание атмосферы дружбы.

  - Продолжи фразу: "Дружба-это..."

(На контрольных листах слова-помощники.)

- Дружба-это взаимопонимание, доверие, забота, терпение, общие интересы и увлечения.

- Раскрыть проблему поможет рассказ В.Драгунского, "Он живой и светится".

- Что же предстоит нам сегодня на уроке?

Слайд 3. (Портрет автора, название произведения и слово "Дружба")

- Ребята формулируют тему урока.

Рассказ учителя об авторе: писателем В.Ю.Драгунский стал в 40 лет, когда у него родился сын Дениска. Первая книга называлась, "Он живой и светится". В неё вошли 16 рассказов о приключениях Дениски.

Слайд 4.Выставка книг на экране и в классе.

Обращаю внимание детей на выставку книг В.Драгунского.

III.Беседа по прочитанному дома произведению.

- Понравился ли рассказ, который я просила прочитать?

- Назовите главных героев.

(Мишка и ... догадались? - Дениска)

- Кто из них понравился больше? Почему?

-Можно ли мальчиков назвать друзьями?

(Да/Нет)

Дети выбирают на контрольных листочках ответ.  Возможно мнения могут разойтись.

- Нам предстоит вдумчиво читать рассказ по частям, отвечать на вопросы, давать  характеристику  героям.

 - Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

     • Мы будем размышлять …

IV.Словарная работа. (Работа в парах)

- Какие незнакомые слова вам встретились?

- Кто смог найти объяснение?

Слайд 5.

Брынза – сыр из овечьего молока.

Моментально – мгновенно очень быстро.

Отвяжись – отстань

Гватемала - гос-во Америки

Барбадос - гос-во Америки

Добрость - доброта

V.Физминутка.

VI.Работа над содержание рассказа. (Прием «Чтение текста с остановкам»)

Чтение 1 части.  (Чтение по цепочке).

-Попробуйте нарисовать словесную картину прочитанного сюжета.

Слайд 6.

(Вечер, двор, мальчик сидит возле песка и ждёт маму)

- Какое чувство вы, испытали когда читали эту часть?

(Грусть, жалость, сочувствие)

- Что вы узнали о нашем герое Дениске? Каким вы его представили?

(Скучает, переживает за маму, готов прийти на помощь маме...)

- Давайте обратимся к словам-помощникам и уточним черты характера героя.

(На парте у каждого лежит листочек, дети читают слова-помощники, чтобы дать характеристику героям).

Дениска

- Добрый, впечатлительный, любящий сын, заботливый.

Чтение 2 части. (Чтение по ролям). (Читают подготовленные дети)

-Назовём героев. (Мишка, Дениска, автор).

-Попробуйте нарисовать словесную картину прочитанного сюжета.

Слайд 7.

(Двор, Мишка, Дениска играет с самосвалом на песке)

- О чём рассказывалось в этой части?

(Как Мишка, просил у Дениски его новую игрушку).

- Почему Дениска не хотел отдавать самосвал?

(Это был подарок папы).

- Что предлагал за самосвал Мишка?

(Марки других стран: Гватемалы и Барбадоса, плавательный круг).

- Назовите слова, которыми автор даёт нам представить  настроение героев?

(Мишка - надулся, рассердился, Дениска продолжает грустить).

- Мишка говорит, что он добрый, так ли это?

(Он продолжает выпрашивать игрушку).

- Давайте дадим более точную характеристику героям.

(Дети работают со словами-помощниками).

Мишка                                                                                         Дениска

завистливый                                                                               верный

настырный                                                                                  бескорыстный

невежливый

любит собирать марки

интересуется механическими машинами

корыстный

Чтение 3 части (Читает один ученик)

-Попробуйте нарисовать словесную картину прочитанного сюжета.

Слайд 8.

(Дениска рассматривает содержимое коробочки, а Мишка убегает с самосвалом домой).

- Почему Дениска быстро согласился отдать ценный подарок отца за светлячка?

(Жучок был живой!)

Слайд 9.

Изображение светлячка, краткая информация.

-Его можно увидеть летним вечером в траве или на кустах. это крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом. Он может гореть долго и ярко несколько вечеров в одном и том же месте. В тельце светлячка есть особые клеточки с веществом, которые светятся когда соединяются в воздухе с кислородом. Это полезный жучок, он забирается в раковины улиток и уничтожают вредителей.

- Как описывает автор состояние Дениски?

(Не мог наглядеться, ровно дышать, стучало сердце, кололо в носу и хотелось плакать).

- Обратимся к словам-помощникам дадим характеристику героям и  поступкам.

Дениска                                                                Мишка

чувствительный                                                 нечестный

нежный

 любит природу

Чтение 4 части. (Чтение по ролям)

Автор, Дениска и мама.

-Попробуйте нарисовать словесную картину прочитанного сюжета.

Слайд 10.

Мама и Дениска дома, пьют чай и рассматривают светлячка.

- Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал?

(Она видела как радуется сын, она и сама была в восторге от светлячка).

- Как ответил Дениска маме, которая ещё раз решила спросить почему он решился отдать ценную вещь за этого червячка?

-Найдите и прочитайте  этот отрывок.

-Дадим характеристику Дениске.

(Обратимся к словам - помощникам)

Дениска

радостный

счастливый

Обобщение характеристик героев.

Дети зачитывают ответы.

Слайд 11.

-Напомним наш главный вопрос.

-Можно ли ребят назвать друзьями?  Нет.

-У мальчиков разные интересы.

 - Люди дружат между собой, а с кем или чем ещё можно дружить?

- С природой.

- Подумайте и сделайте прогноз, а могут мальчики быть друзьями?

- А чему они могут научить друг друга?

(Любить природу, коллекционировать марки, играть вместе с машинками и т.д)

Слайд 12.

Дружит с солнцем ветерок,

А роса с травою,

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

VII.Итог урока. Рефлексия.

Возьмите карточки-помогайки и сделайте вывод.

VIII.Домашнее задание.

- Озаглавить части, составить план, придумать другое название рассказа.

- Оцените свою работу на уроке.

На доске ребята прикрепляют ладошки:

Зеленые - на уроке всё удалось.

Жёлтые - работал хорошо, но могу лучше.

Красные - испытывал трудности.

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

Презентация "Виктор Драгунский" к уроку "Он живой и светится"

Знакомство с писателем, с его произведениями, слайды светлячков и викторина по произведениям писателя....

В.Драгунский.Он живой и светится

Презентация к уроку литературного чтения...

Драгунский. Он живой и светится

Презентация к уроку литературы по произведению "Он живой и светится" Драгунского...

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Урок литературного чтения "В. Драгунский. Он живой и светится"

План проведения урока литературного чтения "В. Драгунский. Он живой м светится"...

Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится"

Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится" с презентацией...