Урок литературного чтения 3 класс В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Осмысление проблемы дружбы на основе произведения В.Драгунского, "Он живой и светится".
Задачи:
совершенствовать навыки осознанного, выразительного чтения, расширять словарный запас, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное;
развивать речь, умение подбирать характеристику персонажам, познавательный интерес к процессу чтения;
воспитывать положительные нравственные качества человека, ценности детства, основы развития личности, преданность в дружбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения 3 класс В.Ю.Драгунский «Он живой и светится» | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №218»
Урок литературного чтения
3 класс
В.Ю.Драгунский
«Он живой и светится»
Составила:
Кочергина Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №218
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: В.Драгунский "Он живой и светится"
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Цель урока: осмысление проблемы дружбы на основе произведения В.Драгунского, "Он живой и светится".
Задачи:
совершенствовать навыки осознанного, выразительного чтения, расширять словарный запас, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное;
развивать речь, умение подбирать характеристику персонажам, познавательный интерес к процессу чтения;
воспитывать положительные нравственные качества человека, ценности детства, основы развития личности, преданность в дружбе.
Задачи, направленные на формирование метапредметных УУД:
- Познавательные:
- Учиться находить нужную информацию в тексте;
- Учиться делать выводы и обосновывать их;
- Учиться понимать цель чтения.
- Регулятивные:
- Учиться высказывать свои предположения
- Учиться контролировать свою деятельность
- Оценивать результат своих действий
- Коммуникативные
- Развивать умение обосновывать и отстаивать своё высказывание и суждение
- Учится принимать суждение других
- Учиться вести диалог
- Развивать умение аргументировать свои предположения.
Задачи, направленные на формирование личностных УУД:
- Формировать умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного.
- Учиться самостоятельно делать выводы.
- Учиться эмоционально проживать текст.
Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение», Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка; портрет В. Драгунского; выставка книг писателя; ноутбук
Ход урока.
I.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие гостей, пожелание хорошего настроения.
- За работу, в добрый час!
II.Введение в тему. Постановка проблемы.
Слайд 1.
-Рассмотрите иллюстрацию и постарайтесь определить тему сюжета. (Тема дружбы.)
Слайд 2. Создание атмосферы дружбы.
- Продолжи фразу: "Дружба-это..."
(На контрольных листах слова-помощники.)
- Дружба-это взаимопонимание, доверие, забота, терпение, общие интересы и увлечения.
- Раскрыть проблему поможет рассказ В.Драгунского, "Он живой и светится".
- Что же предстоит нам сегодня на уроке?
Слайд 3. (Портрет автора, название произведения и слово "Дружба")
- Ребята формулируют тему урока.
Рассказ учителя об авторе: писателем В.Ю.Драгунский стал в 40 лет, когда у него родился сын Дениска. Первая книга называлась, "Он живой и светится". В неё вошли 16 рассказов о приключениях Дениски.
Слайд 4.Выставка книг на экране и в классе.
Обращаю внимание детей на выставку книг В.Драгунского.
III.Беседа по прочитанному дома произведению.
- Понравился ли рассказ, который я просила прочитать?
- Назовите главных героев.
(Мишка и ... догадались? - Дениска)
- Кто из них понравился больше? Почему?
-Можно ли мальчиков назвать друзьями?
(Да/Нет)
Дети выбирают на контрольных листочках ответ. Возможно мнения могут разойтись.
- Нам предстоит вдумчиво читать рассказ по частям, отвечать на вопросы, давать характеристику героям.
- Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы будем размышлять …
IV.Словарная работа. (Работа в парах)
- Какие незнакомые слова вам встретились?
- Кто смог найти объяснение?
Слайд 5.
Брынза – сыр из овечьего молока.
Моментально – мгновенно очень быстро.
Отвяжись – отстань
Гватемала - гос-во Америки
Барбадос - гос-во Америки
Добрость - доброта
V.Физминутка.
VI.Работа над содержание рассказа. (Прием «Чтение текста с остановкам»)
Чтение 1 части. (Чтение по цепочке).
-Попробуйте нарисовать словесную картину прочитанного сюжета.
Слайд 6.
(Вечер, двор, мальчик сидит возле песка и ждёт маму)
- Какое чувство вы, испытали когда читали эту часть?
(Грусть, жалость, сочувствие)
- Что вы узнали о нашем герое Дениске? Каким вы его представили?
(Скучает, переживает за маму, готов прийти на помощь маме...)
- Давайте обратимся к словам-помощникам и уточним черты характера героя.
(На парте у каждого лежит листочек, дети читают слова-помощники, чтобы дать характеристику героям).
Дениска
- Добрый, впечатлительный, любящий сын, заботливый.
Чтение 2 части. (Чтение по ролям). (Читают подготовленные дети)
-Назовём героев. (Мишка, Дениска, автор).
-Попробуйте нарисовать словесную картину прочитанного сюжета.
Слайд 7.
(Двор, Мишка, Дениска играет с самосвалом на песке)
- О чём рассказывалось в этой части?
(Как Мишка, просил у Дениски его новую игрушку).
- Почему Дениска не хотел отдавать самосвал?
(Это был подарок папы).
- Что предлагал за самосвал Мишка?
(Марки других стран: Гватемалы и Барбадоса, плавательный круг).
- Назовите слова, которыми автор даёт нам представить настроение героев?
(Мишка - надулся, рассердился, Дениска продолжает грустить).
- Мишка говорит, что он добрый, так ли это?
(Он продолжает выпрашивать игрушку).
- Давайте дадим более точную характеристику героям.
(Дети работают со словами-помощниками).
Мишка Дениска
завистливый верный
настырный бескорыстный
невежливый
любит собирать марки
интересуется механическими машинами
корыстный
Чтение 3 части (Читает один ученик)
-Попробуйте нарисовать словесную картину прочитанного сюжета.
Слайд 8.
(Дениска рассматривает содержимое коробочки, а Мишка убегает с самосвалом домой).
- Почему Дениска быстро согласился отдать ценный подарок отца за светлячка?
(Жучок был живой!)
Слайд 9.
Изображение светлячка, краткая информация.
-Его можно увидеть летним вечером в траве или на кустах. это крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом. Он может гореть долго и ярко несколько вечеров в одном и том же месте. В тельце светлячка есть особые клеточки с веществом, которые светятся когда соединяются в воздухе с кислородом. Это полезный жучок, он забирается в раковины улиток и уничтожают вредителей.
- Как описывает автор состояние Дениски?
(Не мог наглядеться, ровно дышать, стучало сердце, кололо в носу и хотелось плакать).
- Обратимся к словам-помощникам дадим характеристику героям и поступкам.
Дениска Мишка
чувствительный нечестный
нежный
любит природу
Чтение 4 части. (Чтение по ролям)
Автор, Дениска и мама.
-Попробуйте нарисовать словесную картину прочитанного сюжета.
Слайд 10.
Мама и Дениска дома, пьют чай и рассматривают светлячка.
- Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал?
(Она видела как радуется сын, она и сама была в восторге от светлячка).
- Как ответил Дениска маме, которая ещё раз решила спросить почему он решился отдать ценную вещь за этого червячка?
-Найдите и прочитайте этот отрывок.
-Дадим характеристику Дениске.
(Обратимся к словам - помощникам)
Дениска
радостный
счастливый
Обобщение характеристик героев.
Дети зачитывают ответы.
Слайд 11.
-Напомним наш главный вопрос.
-Можно ли ребят назвать друзьями? Нет.
-У мальчиков разные интересы.
- Люди дружат между собой, а с кем или чем ещё можно дружить?
- С природой.
- Подумайте и сделайте прогноз, а могут мальчики быть друзьями?
- А чему они могут научить друг друга?
(Любить природу, коллекционировать марки, играть вместе с машинками и т.д)
Слайд 12.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса с травою,
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
VII.Итог урока. Рефлексия.
Возьмите карточки-помогайки и сделайте вывод.
VIII.Домашнее задание.
- Озаглавить части, составить план, придумать другое название рассказа.
- Оцените свою работу на уроке.
На доске ребята прикрепляют ладошки:
Зеленые - на уроке всё удалось.
Жёлтые - работал хорошо, но могу лучше.
Красные - испытывал трудности.
Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"
Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...
Презентация "Виктор Драгунский" к уроку "Он живой и светится"
Знакомство с писателем, с его произведениями, слайды светлячков и викторина по произведениям писателя....
В.Драгунский.Он живой и светится
Презентация к уроку литературного чтения...
Драгунский. Он живой и светится
Презентация к уроку литературы по произведению "Он живой и светится" Драгунского...
Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"
В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...
Урок литературного чтения "В. Драгунский. Он живой и светится"
План проведения урока литературного чтения "В. Драгунский. Он живой м светится"...
Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится"
Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится" с презентацией...