Конспект урока литературного чтения на тему "В. Ю. ДРАГУНСКИЙ «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ…» 3 класс. Школа России
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ларина Анастасия Алексеевна

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

ТЕМА УРОКА: В. Ю. ДРАГУНСКИЙ «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ…»

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.

Планируемые результаты: 

  • Личностные: Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. Воспитывать интерес к литературным произведениям, любовь к животным.
  • Предметные:  Научатся прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение; определять жанр произведения, видеть и понимать поступки героев; придумывать свои рассказы о животных.

Оборудование: учебник, Литературное чтение, 3 класс под редакцией Л.Ф. Климановой, учебная презентация

Этап занятия (урока)

Время

Деятельность учителя (содержание)

Деятельность учащихся

УУД

(метапредметные результаты)

I

 Орг. момент

3 мин

Здравствуйте, ребята, встали, подравнялись.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Урок литературного чтения.

Дети встают, проверяют готовность к уроку и садятся.

II

Мотивационный

Речевая разминка.

Определение темы урока

Определение целей урока.

III

Решение частных задач.

Словесн.:

Рассказ учителя.

Словесн.:

Ответы на вопросы.

Словесн.:

Рассказ учителя.

Физминутка.

Практич.:

Чтение.

Словесн.:

Ответы на вопросы.

Практич.:

Чтение с интонацией.

Словесн.:

Ответы на вопросы.

5 ми

Н

27

мин

– Ребята, сели ровненько, ноги поставили на пол, руки положили на парту.

- Прочитайте и отгадайте загадки.

Не солнце, не огонь, а светит. (светлячок)

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый…(светлячок)

- Прочитайте шепотом (еще: громко, скороговоркой, выразительно).

- Как вы думаете, почему наш урок я начала с беседы о светлячках? Что вы о них знаете?  

- Итак, ребята, назовите тему нашего урока. (Рассказ « о светлячке»

- Какие цели мы с вами поставим? (познакомиться с рассказом « Он живой и светится», жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского.)

- Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? О может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд на одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.

- Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк – жук. В его тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки – через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.

- Жуки с крыльями – это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.

- На свете существует много видов святящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.  

- Что вы знаете о писателе, авторе рассказа «Он живой и светится»?

- Виктор Юзефович Драгунский – писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.

- Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо-громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле – не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским – сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.

- Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

- Итак, сейчас преступаем к  чтению рассказа. Я начну читать, а вы продолжите.

- Ребята, расскажите о чувствах мальчика, который сидел во дворе и ждал маму. (было уже темно, а мама долго не приходила. Мальчик сидел один во дворе, потому что все уже ушли по домам. Ему было очень плохо одному и хотелось есть)

- Расскажите, почему мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка?

- Понятен ли вам поступок мальчика?

- А вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка?

- Прочитайте разговор мальчиков. Попробуйте интонацией передать чувства мальчиков.

- Прочитайте конец рассказа, разговор мальчика и мамы. Попробуйте передать чувства мальчика при чтении.

- Чему нас научили авторы этих произведений? На что обратили наше внимание?

- Что вам нравится в природе больше всего? Что вы любите?

- А сейчас проверим ваше домашнее задание, кто готов пересказать текст «Капалуха» от имени глухарки?

Домашнее задание

- Повторить произведения этого раздела. Прочитать рассказ Дурова «Наша Жучка», М. Пришвина «Моя Родина», И. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Выполнять указания учителя

Определять тему урока.

Формулировать цели урока

Слушать информацию, которую рассказывает учитель.

Выполнять физминутку.

Следить за чтением, читать.

Отвечать на вопросы.

Читать

Записывать домашнее задание.

К: высказывать собственную точку зрения.

Р: Постановка и

формулирование проблемы.

Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

П: Уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения.

Р: Самооанализ.

П: Запоминание и рассказывание необходимой информации

К: Участвовать в диалоге.

П:  Свободно ориентироваться в текущей учебной книге

П: Адекватное восприятие информации.

 VI

Рефлексия 

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что вам захотелось сделать после этого урока?

Отвечать на вопросы учителя, проводить самоанализ.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме: Шарль Перро. Кот в сапогах. 2 класс. Школа России

Тема: Шарль Перро «Кот в сапогах»Задачи урока:1. В ходе организованной учителем познавательной деятельности уточнить содержание и последовательность событий в сказке.2. На основе анализа полученной ин...

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства) 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства)Цели урока:- расширять читательский кругозор детей. Ознако­мить учащихся со стихотворением С.В. Михалкова «Мо...

Конспект урока литературного чтения А.В. Жигулин «О Родина! В неярком блеске…» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство с биографией автора А.В. Жигулина и его стихотворением «О Родина! В неярком блеске…»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выра...

Конспект урока литературного чтения «А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией и творчеством А.В. Жигулина, его стихотворением «О, Родина! В неярком блеске…»; совершенствование навыка выразительн...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ . Тема: «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»»

Цель деятельности:-формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством В.Ю.Другунского и его произведений;Планируемые результаты:Предметные:Знать: автора произведения, основную мысль ...

Конспект урока литературного чтения "Басня Л. Н. Толстого "Как мужик убрал камень" (УМК "Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: Знакомство с басней Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»,Планируемые результатыПредметные: Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДи...