Учебно-методические комплекты уроков Русского языка для 3 класса по программе Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Здесь представлены авторские конспекты уроков и презентации по Русскому Языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Предложный падеж
Цели урока: познакомить с особенностями предложного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- познакомятся с особенностями предложного падежа;
- разовьют умение определять падеж по вопросу и предлогу;
- умение определять безударные окончания по падежу и склонению существительных.
- Личностные:
- сформируют уважительное отношение к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, В.П. Канакина. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент | 1 мин | Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку. Записываем число, сегодня семнадцатое января. Классная работа. | Приветствовать учителя Проверять готовность к уроку | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Актуализация знаний Словесный: ответы на вопросы | 3 мин | С каким падежом мы познакомились на прошлом уроке? (Творительным) Давайте вспомним, на какие вопросы он отвечает и с какими предлогами употребляется?(Кем? Чем? С, со, перед, под, над, за, между) Сейчас прочитайте предложения, которые вы составили. Назовите имена существительные в творительном падеже. | Повторять правило Проверять свои знания | Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи | 3 мин | Я раздала каждой паре карточки с заданиями. Прочитайте словосочетания. Определите падеж имен существительных. (Написали в газете, растут в воде, лежит на столе.) Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в предложном падеже.) Сформулируйте тему урока. Какую цель перед собой поставим? (Опора на слайде) | Размышлять над темой урока Ставить перед собой цель урока | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы Практический: выполнение упражнений Практический: физические упражнения | 36 мин 3 мин | № 97(с. 54). Прочитайте выражения. Объясните их смысл. Определите падеж выделенных имён существительных в каждом предложении. Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос о ком? к каким — о чём? Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные. Выполните письменные задания к упражнению. Давайте еще раз назовем вопросы предложного падежа. С какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже? Почему предложный падеж так называется? Давайте прочитаем правило. Что мы не сказали о предложном падеже? Сведения о языке. №99 (с. 55). Прочитайте. Из каких произведений эти строки? Найдите устаревшие слова. Объясните их смысл. 1 вариант списывает 1 отрывок и определяет падеж выделенных имен существительных. (2 вариант-2 отрывок) Назовите падеж выделенных имён существительных. (2 человека у доски, проверка) Упр. 100 (с. 55). Прочитайте задание. С какими словами мы употребим глагол живет? Находится? Запишите 3 предложения. (1 в. -со словом живет, 2-находится) (2 человека у доски) Выделите окончания имен существительных в предложном падеже. Прочитайте предложения, которые вы составили. Назовите имена существительные в предложном падеже. Проверьте и оцените друг друга (в парах). Критерии на доске Физминутка Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной. | Выполнять упражнение Определять падеж имен существительных Самостоятельно выводить правило Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения Находить смысл устаревших слов Определять падеж имен существительных Выполнять упражнение самостоятельно Производить взаимопроверку и оценку Выполнять физические упражнения | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. Личностные: установка на ЗОЖ. |
Домашнее задание Словесный: слово учителя | 1 мин | Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: стр. 54, №98 по заданию. | Записывать домашнее задание | |
Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. | 2 мин | Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Давайте повторим, на какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже? С какими предлогами употребляются? Почему так называются? Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок. | Подводить итог урока Отвечать на вопросы Оценивать свои достижения | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
русского языка
Выполнила студентка 46 гр.
Попова Евгения
Проверила: Кузнецова В.В.
Отметка:
Дата:
Челябинск, 2016
Предмет: русский язык
Класс: 3 б
Тема урока: Творительный падеж
Цели урока: познакомить с особенностями творительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- познакомятся с особенностями творительного падежа;
- разовьют умение определять падеж по вопросу и предлогу;
- умение определять безударные окончания по падежу и склонению существительных.
- Личностные:
- сформируют уважительное отношение к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, В.П. Канакина. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент | 1 мин | Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку. Записываем число, сегодня двадцатое января. Классная работа. | Приветствовать учителя Проверять готовность к уроку | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Актуализация знаний Словесный: ответы на вопросы | 3 мин | С каким падежом мы познакомились на прошлом уроке? (Винительном) Давайте вспомним, на какие вопросы он отвечает и с какими предлогами употребляется? (Кого? Что? Через, про, на, за, под, о, во, в) С какими еще правилами познакомились? | Повторять правило Проверять свои знания | Регулятивные: осуществлять самоконтроль учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи | 3 мин | Он еще не родился, а все думали, как его назвать? Родился и стал родительным. Это имя ему больше понравилось. Он был малышом и ему все давали, от этого он стал дательным. Он был озорником, его часто винили за шалости. От этого он стал винительным. А потом он вырос и стал творить добрые дела. Как вы думаете , какое имя ему дали люди? Верно, творительный. Сегодня мы будем знакомиться с творительным падежом. Какую цель перед собой поставим? (Опора на слайде) | Размышлять над темой урока Ставить перед собой цель урока | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы Практический: выполнение упражнений Практический: физические упражнения | 32 мин 3 мин | № 94 (с. 52). Прочитайте предложения. Определите падеж выделенных имён существительных в каждом предложении. Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос кем ?, а к каким — чем? Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные. Выполните письменные задания к упражнению. Назовите вопросы творительного падежа. С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже? Давайте прочитаем правило на странице 53. Что мы не сказали о творительном падеже? №95 (с. 53). Давайте составим предложение, выбирая нужные слова из каждой группы. Запишите по 2 предложения. (1 человек у доски) Проверка. Прочитайте предложения, которые вы составили? Назовите падеж имён существительных. №96. (с.53) Прочитайте. Найдите имена существительные, которые стоят в форме творительного падежа. Найдите сравнения. Какой частью речи они выражены? (Именем существительным.) В каком падеже употреблено сравнение? (В творительном.) Подготовьтесь к записи под диктовку. Самопроверка. Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной. | Выполнять упражнение Определять падеж имен существительных Самостоятельно выводить правило Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения Определять падеж имен существительных Выполнять физические упражнения | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания. Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Личностные: установка на ЗОЖ. |
Домашнее задание Словесный: слово учителя | 1 мин | Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: стр.53, составить и записать 2 предложения с именами сущ. В Т.п. | Записывать домашнее задание | |
Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. | 2 мин | Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Давайте повторим, на какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? С какими предлогами употребляются? Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок. | Подводить итог урока Отвечать на вопросы Оценивать свои достижения | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Винительный падеж
Цели урока: познакомить с особенностями винительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- познакомятся с особенностями винительного падежа;
- разовьют умение определять падеж по вопросу и предлогу;
- умение определять безударные окончания по падежу и склонению существительных.
- Личностные:
- сформируют уважительное отношение к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, В.П. Канакина. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент | 1 мин | Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку. Записываем число, сегодня восемнадцатое января. Классная работа. | Приветствовать учителя Проверять готовность к уроку | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Актуализация знаний Словесный: ответы на вопросы | 3 мин | С каким падежом мы познакомились на прошлом уроке? (Дательным) Давайте вспомним, на какие вопросы он отвечает и с какими предлогами употребляется? (Кому? Чему? По, к) | Повторять правило Проверять свои знания | Регулятивные: осуществлять самоконтроль учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи | 3 мин | Я раздала каждой паре карточки с заданиями. Прочитайте словосочетания. Определите падеж имен существительных. (Перешел через дорогу, написал про победу, сел за стол) Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в винительном падеже.) Сформулируйте тему урока. Какую цель перед собой поставим? (Опора на слайде) | Размышлять над темой урока Ставить перед собой цель урока | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы Практический: выполнение упражнений Практический: физические упражнения | 32 мин 3 мин | № 86(с. 48). Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных в словосочетаниях. Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос кого?, а к каким — что? Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные. Запишите словосочетания без вопросов. Назовите вопросы винительного падежа. С какими предлогами употребляются имена существительные в винительном падеже? Давайте прочитаем правило на странице 48. Что мы не сказали о винительном падеже? Ребята, у какого падежа неодушевленные существительные отвечают на вопрос что? Давайте разберемся, чтобы не путаться в определении падежа. Каким членом предложения являются имена существительные, которые отвечают на вопрос что?», стоят в форме именительного падежа? (Подлежащее) Каким членом предложения являются имена существительные, которые отвечают на вопрос что? и стоят в форме винительного падежа? (Второстепенным) Прочитайте сведения о языке на с. 49. Верно ли мы определили правило? № 88 (с. 49). Прочитайте стихотворение. Объясните значение выделенных слов в каждом предложении. Спишите и определите падеж выделенных существительных. (1 человек у доски) Объясните, как вы определяли падеж неодушевленных имен существительных, отвечающих на вопрос что? №90. (с.50) Прочитайте. В каких падежах употреблены имена существительные со словами вижу, нет? Прочитайте сведения о языке. Что нужно сделать, чтобы распознать родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных? № 91 (с. 51). Прочитайте. Вставьте слово конь в предложения, назовите падеж. Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.) (1 человек у доски) Как вы определяли падеж имени существительного в каждом предложении? Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной. | Выполнять упражнение Определять падеж имен существительных Самостоятельно выводить правило Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения Объяснять значение слов в каждом предложении Определять падеж имен существительных Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения Выполнять упражнения самостоятельно Производить самопроверку по эталону Производить проверку Использовать правило для определения падежа Выполнять физические упражнения | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; Формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. Личностные: установка на ЗОЖ. |
Домашнее задание Словесный: слово учителя | 1 мин | Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: стр.48-50, №93 по заданию. | Записывать домашнее задание | |
Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. | 2 мин | Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Давайте повторим, на какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже? С какими предлогами употребляются? Какие еще правила мы сегодня изучили? Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок. | Подводить итог урока Отвечать на вопросы Оценивать свои достижения | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Имена существительные общего рода».
Цели урока: дать понятие о существительных общего рода; развивать умение определять род имен существительных.
Планируемые результаты:
- Предметные сформировать представления учащихся об общем роде имени существительного; уметь различать род имени существительного;
- Личностные понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; разрешать проблемные ситуации; реально оценивать свои успехи в освоении языка; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру.
Тип урока: Открытие нового знания
Оборудование: В. П. Канакина учебник русского языка 3 кл. 2 часть, презентация.
№ | Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание урока | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Орг.Момент Словесный: Слово учителя | 2 мин | Здравствуйте ,ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Присаживайтесь. | Слушать учителя. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. |
2 | Мотивационный Актуализация знаний | 6 мин | - Расскажите, что вы узнали на прошлых уроках об имени существительном? (имя сущ-е может принадлежать к определенному роду: м.р., ж.р., ср.р.; им. Сущ., которые можно заменить мест-м он, принадлежат м.р., сущ-е, которые можно заменить мест-м она, принадлежат ж.р., ср.р. – оно). - Что вы знаете о родовых окончаниях имен сущ-х? (м.р. – нулевое оконч-е, -я-,-а-; ж.р. – -а-, -я-, нулевое; ср.р. – -е-, -о-) - Сейчас запишите число, классная работа. Разделите тетрадь на 3 столбика. Первый столбик будет называться ж.р., второй – м.р., третий – ср.р. Я буду диктовать слова, ваша задача распределить слова в три столбика. (чувство, опасность, лестница, тростник, фамилия, облако, вторник, сердце, обезьяна, помидор, дедушка). Выделите в словах окончания. - Давайте проверим, читаем слова из первого столбика(ж.р.- опасность, лестница, фамилия, обезьяна), второго (м.р.- тростник, вторник, помидор, дедушка), третьего (ср.р.- чувство, облако, сердце). - У кого не было ни одной ошибки? У кого одна, две? Будьте внимательны. | Рассказывать о родах им.сущ. Выписывать слова, выделять окончания Проверять слова | Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы, строят речевые высказывания. |
3 | Постановка учебной задачи и ее решение Практический: Работа с учебником, с упражнениями | 12 мин | - Посмотрите на предложение Умница, все схватывает на лету. - Попробуйте определить род у слова Умница? -Кого из вас дома родители, дедушки, бабушки называют «Умница»? - Всех. Что мы можем сказать про это слово, если оно подходит и для мальчиков и для девочек? (оно общее). - Как вы думаете, какого рода будет это слово? (общего рода). - Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Имена сущ. общего рода). - Как вы думаете, чем же мы сегодня займемся? Какие цели поставим? (узнаем о им.сущ. общего рода, научимся их видеть в тексте) -Откройте учебник на стр. 29. Упр.48. Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Прочитайте стихотворение. Как вы считаете, что означает слово безделица? (пустяк, что-то, не имеющее значения). - Верно. - Кого называют словом жадина? -Можно ли точно сказать, какого рода слово жадина? (нет). Почему? (не сказано кого именно так назвали, оно может относится, и к мальчику и к девочке. Слово общего рода) - Верно. Следующее упражнение 49. - Давайте разберем значения слов. Кого так называют? - Какого рода эти слова? (общего). Как вы определили? - Прочитайте «Обратите внимание!». - Итак, скажите, какие существительные называют существительными общего рода? (Имена существительные, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду, называются существительными общего рода.) - Прочитайте предложения на слайде. - Запишите их к себе в тетрадь. (Тихоня не торопился домой. Наша Маша – хвастунишка.) Определите род им. сущ. - Проверим. (Тихоня – м.р. т.к. не торопился указывает на мужской пол; Хвастунишка – ж. р. т.к. Маша – имя девочки). - Верно! | Выявлять тему и цели урока Отвечать на вопросы Определять род им.сущ. Определять значения слов Делать вывод Записывать предложения, определять род имсущ. | П: Ориентация в собственной системе знаний. К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. |
4 | Физ.минутка | 1 мин | - Давайте теперь встанем и немного разомнемся. | Выполнять действия. | Л: установка на ЗОЖ. |
5 | Решение частных задачи Практический: Словесный: беседа Фронтальная проверка | 15 мин | - Откройте стр.29 упр.47. Прочитайте задание. Как вы думаете, почему имена существительные записаны в 3 группы? (1 группа – сущ., которые употребляются только в ед.ч., 2 группа – сущ., которые употребляются только во мн.ч., 3 группа – неизменяемые им. сущ., иноязычного происхождения). - У каких им.сущ. вы можете определить род? Запишите эти имена сущ-е. укажите их род. - Какие имена существительные вызвали у вас затруднения? (щипцы, клещи, ножницы, грабли, вилы). Почему? - Давайте прочитаем страничку для любознательных и узнаем, почему мы не смогли определить род у этих сущ-х. - Почему? (эти сущ-е употребляются только во мн.ч., не имеют родовой принадлежности). - Что вы еще узнали из странички для любознательных? - Какие иноязычные неизменяемые слова относятся к ср. роду? - Какие слова чаще всего относятся к м.р.? - Давайте теперь проверим, верно ли вы определили род им. сущ.. По одному слову по цепочке проверяем. На слайдах даны слова разных родовых принадлежностей. Ваша задача, определить род существительного и самостоятельно вставить слова в таблицу, как на доске. | Рассуждать Определять род им. сущ. Читать информацию Отвечать на вопросы Выполнять самостоятельную работу в тетради | Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы, строят речевые высказывания. Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания. |
6 | Инф. о д.з. | 1 мин | Запишите д.з., упр.50. | Записать задание в дневник | |
7 | Итог урока. Рефлексия. Словес.: ответы на вопросы | 4 мин | - Давайте вспомним, как называется тема нашего урока? -Какие цели мы ставили в начале урока? -Кто достиг этих целей? - А что еще интересного узнали о роде имен существительных? - Урок окончен, готовимся к следующему уроку. | Подводить итоги. Отвечать на вопросы. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания. |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Именительный падеж.
Цели урока: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- познакомятся с особенностями именительного падежа;
- разовьют умение определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу;
- закрепят знание падежей имен существительных.
- Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, В.П. Канакина. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность Учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент | 1 мин | Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку. Записываем число, сегодня февраля. Классная работа. | Приветствовать учителя Проверять готовность к уроку | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Актуализация знаний Практический: выполнение упражнения | 3 мин | Ребята, сейчас мы проверим, как вы научились склонять имена существительные. Ваша задача просклонять имена существительные. 1 вариант- земля, 2 вариант- слон. Записываете сначала падеж (кратко, одной буквой, затем 1 вопрос, слово и выделяете окончание). На доске образец выполнения. | Склонять имена существительные Проверять свои знания | Регулятивные: осуществлять самоконтроль учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи | 5 мин | Запишите предложение: Мышь пробежала по полу. Подчеркните главные члены предложения. Сделайте звукобуквенный разбор слова мальчик. Определите род слова мышь. Назовите орфограмму в этом слове. Давайте определим падеж. Уже догадались, как звучит тема нашего урока? (Именительный падеж) | Определять падеж подлежащего Размышлять над темой урока | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы Практический: выполнение упражнений Практический: физические упражнения | 15 мин 3 мин 15 мин | Стр. 42. Прочитайте сведения о языке. Как легко найти именительный падеж? (Существительное в И.п. в предложении всегда является подлежащим.) Что еще узнали об именительном падеже? (Существительные в именительном падеже не употребляются с предлогами). Упр. 74 (с. 42). Прочитайте. - Назовите имена существительные с орфограммами, объясните их написание. - Назовите имена существительные, которые стоят в именительном падеже. - Назовите синонимы. (Буран, вьюга; ветер, вихрь.) Прочитайте ниже сведения о языке. Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащими и никогда не употребляются с предлогами) Проведем физминутку. Упр. 75 (с. 42). — Прочитайте предложения. Назовите главные члены. — Назовите падеж выделенных имён существительных. Упр. 76 (с. 43). — Прочитайте стихотворение. — Определите падеж выделенных имён существительных. На какие вопросы они отвечают? — Что можно сказать о выделенных словах? — Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Самопроверка.) №64 в рабочей тетради (2 задание). № 65в рабочей тетради. Какие буквы вставили? Почему? Выделите главные члены в 1 предложении. Во 2.Укажите падеж имени существительного, которое является в предложении подлежащим. (Повторение правила) Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной. | Выполнять упражнения Анализировать правило Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения Находить существительное в именительном падеже в предложении Выполнять физические упражнения Выполнять упражнения Анализировать правило Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения Находить существительное в именительном падеже в предложении | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Личностные: установка на ЗОЖ. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. П: строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
Домашнее задание Словесный: слово учителя | 1 мин | Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: стр. 43, №76. | Записывать домашнее задание | |
Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. | 2 мин | Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Давайте повторим, что мы сегодня узнали об именительном падеже? Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок. | Подводить итог урока Отвечать на вопросы Оценивать свои достижения | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих»; «Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова».
Цели урока: познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных; умение писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.
Планируемые результаты:
- Предметные познакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце.
- Личностные понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; разрешать проблемные ситуации; реально оценивать свои успехи в освоении языка; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру.
Тип урока: Открытие нового знания
Оборудование: В. П. Канакина учебник русского языка 3 кл. 2 часть, презентация.
№ | Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание урока | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Орг.Момент Словесный: Слово учителя | Здравствуйте ,ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Присаживайтесь. | Слушать учителя. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. | |
2 | Мотивационный Актуализация знаний Практический: Выписывание слов-отгадок Определение рода им.сущ. Практический: Наблюдение над словом. | 6 мин | - Расскажите, что вы узнали на прошлом уроке об имени существительном? - Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Укажите род им.сущ.. 1) Четыре брата Под одной шапкой живут. (Стол – м.р.) 2) Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч – м.р.) 3) Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела Дуб, дуб Поломала зуб, зуб. (Пила – ж.р.) 4) Висит, болтается, Всяк за него хватается. (полотенце – с.р.) 5) Два братца пошли в воду купаться, А третий на берегу валяется. (ведро, коромысло – с.р.) 6) Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (календарь – м.р.) Догадайтесь, какие буквы пропущены? Сем..я, приятел.., луч.., в..юга, крыл..цо, реч.., ден.. . -Что заметили общего в написании слов? (В этих словах есть мягкий знак). - А что это за буква "ь знак"? - Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет). - Зачем же она тогда нужна в русском языке? - Давайте определим роль мягкого знака в словах: семья, вьюга (разделяет согласный и гласный); приятель, крыльцо, день (смягчает согласный); Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы: - указывать на мягкость предыдущего согласного; - разделять согласный и гласный. - В какую группу вы поставите слово “речь”? Почему? - Для чего в нем пишется ь знак? - На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, глухой, непарный). - Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком? (да) - Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']?(Нет). - Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже. (ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий). - Это какая-то новая работа ь знака. - Что вы можете сказать о написании слова “луч”? (Тоже на конце мягкий согласный, но мягкого знака нет). Может допущена ошибка? - Давайте сформулируем тему и цели нашего урока. -Что мы должны узнать? (почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака.) - Тема нашего урока «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.» | Отгадывать загадки Выписывать слова, определять род Наблюдать над словами Применять знания Делать вывод Выявлять тему и цели урока | Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы, строят речевые высказывания. П: Ориентация в собственной системе знаний. К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности; |
3 | Постановка учебной задачи и ее решение Практический: Работа с учебником, с упражнениями | 6 мин | Откройте учебники на стр.31. Найдите правило. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. -Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род). Есть ь знак после шипящего - ж. р. Нет ь знака после шипящего - м. р. - Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник? Откройте учебник на стр. 31. Прочитайте правило. - Верно ли мы сделали вывод? (да). Молодцы! Мягкий знак на конце им.сущ. после шипящих – это орфограмма.
| Читать правило Делать вывод | К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. |
4 | Решение частной задачи Словесный: беседа Практический: Упражения | 8 мин | - Выполним упр. 52. Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Прочитайте первую пословицу. Как вы ее понимаете? - Объясните написание выделенных слов. - Почему в слове речь на конце пишется мягкий знак? (ж.р.) и т.д. - Следующее упражнение 53. Выполните самостоятельно, а затем проверим. Обязательно укажите род им. сущ. Подчеркните изученные орфограммы. - Давайте проверять. Начинаем по цепочке с первого ряда. - Объясните, почему на конце одних имен сущ. вы написали Ь, а на других нет? - Хорошо, молодцы! | Объяснять пословицы Работать с упражнением | Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания. |
5 | Физ.минутка | 1 мин | - Давайте теперь встанем и немного разомнемся. | Выполнять действия. | Л: установка на ЗОЖ. |
7 | Решение частной задачи Словесный: беседа Практический: Упражения | 12 мин | - Следующее упражнение 55. Прочитайте задание. - Давайте вспомним, что такое антоним? - По цепочке у доски. Запишите слова парами. - Выделите орфограммы. - Откройте учебник на стр. 33. Упр. 57. Прочитайте задание. - Что нужно знать, чтобы правильно написать имена существительные с шипящим звуком на конце слова? Повторим правило написания таких слов. - В каких словах напишем ь? По ходу называем одуш. или неодуш. сущ. - Нужно записать все эти слова в 2 столбика. По какому принципу будем записывать слова в 2 столбика? Определите род им. сущ. Подчеркните орфограммы в этих словах. - Итак, какие слова вы выписали в первый столбик? Читайте слова и называйте, какую букву вставили. - Какие слова выписали во второй столбик? - У кого не было ни одной ошибки? - Молодцы! - упр. 58. Прочитайте стихотворение. - Какую картину вы себе представили, прочитав это стихотворение? С чем сравнивает автор синий свод небес? Что такое полог? (навес) - Объясните правописание выделенных слов. (ночь - Ь знак после шип., мороз – слов.слово, трескучий – безуд. гл. в корне слова – треск, шитый – жи-ши, полог – нужно запомнить, частыми – ча-ща.) | Подбирать антонимы Выделять орфограммы Работать со словами Классифицировать слова по заданному признаку Выделять орфограмму Анализировать стихотворение Повторять правило | Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания. К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания. |
8 | Инф. о д.з. | 1 мин | Запишите д.з. стр.34 упр. 60. | Записывать в дневник | |
9 | Итог урока. Рефлексия. Словес.: ответы на вопросы | 4 мин | - Давайте вспомним, как называется тема нашего урока? -Какие цели мы ставили в начале урока? (узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака). -Кто достиг этих целей? - В каких случаях в им.сущ., оканчивающихся на шипящий пишется мягкий знак, а в каких нет? - Молодцы! Запишите домашнее задание: повторять все, про имя сущ-е. - Урок окончен, готовимся к следующему уроку. | Подводить итоги. Обобщать знания Анализировать собственную деятельность | Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания. |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Обучающее изложение
Цели урока: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- повторяют написание слов с изученными орфограммами ;
- формируют умение составлять план к изложению.
- Личностные:
- формируют уважительное отношение к иному мнению;
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, В.П. Канакина. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.
№ | Этапы урока. Методы и приемы | Хро-но-мет-раж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Орг. момент Словесный, наглядный. | -Здравствуйте ребята, садитесь. Открываем тетради, записываем дату, классная работа. | Приветствовать учителя. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу | |
2 | Постановка темы урока. Словесный. | 2 | -Тема, нашего урока «Письменное изложение» -Скажите, что такое Изложение? (Письменный или устный пересказ чего-либо) - Сегодня на уроке мы пишем изложение. Для того, чтобы узнать о чем будем текст, я приготовила загадки. - Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки. Боится кошки. (Мышь) - Зверь уснул, укрывшись гривой. Хвостик с кисточкой игривой Я бы тронул, осмелев, Да боюсь, проснется … (лев) - Итак, как вы думаете, о чем будет текст? - Какую поставим цель перед собой? (подготовиться к написанию изложения, запомнить текст, написать изложение). | Отвечать на вопросы. Отгадывать загадки Определять цель урока | П: понимание информации Р: принимают и сохраняют учебную задачу |
3 | Знакомство с текстом изложения. Практический. | 3 | Давайте познакомимся с текстом. Откройте учебник на странице 35, прочитайте текст упражнения 62 про себя и подумайте, как его можно озаглавить. Встретились ли вам в тексте неизвестные слова? (нет). | Читать текст. Подобрать заголовок к тексту. | К: Умение выделять в тексте главное |
4 | Беседа по содержанию. Словесный, наглядный. Анализ текста | 1 | О чем рассказывается в тексте? Какой заголовок вы к нему подобрали? (За добро плати добром). А как вы понимаете фразу «За добро плати добром»? Почему мышь помогла льву? ( потому что лев отпустил мышь). | Анализировать текст. | Л: умение понимать нравственные идеи в тексте |
5 | Коллективное составление плана. Словесный. Практический. Анализ текста. | 5 | -Сколько частей в этом тексте? (4) - А как вы узнали? (4 абзаца) В парах составьте план текста. Прочитайте первую часть (ученик читает вслух) Как вы ее назвали? (Пробуждение льва) (Лучший вариант на доску и в тетрадь) Прочитайте вторую часть. Как вы ее озаглавили? (Лев отпустил мышь) Прочитайте третью часть. Как вы ее озаглавили? (Помощь льву) Прочитайте четвертую часть. Как вы ее озаглавили? (Добро за добро) . | Выделять части текста. Работать в группах. Составлять план текста | П: Умение проводить анализ прочитанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации. Р: умение выделить микротемы в тексте |
6 | Работа над частью. Словесная. Практическая. Анализ. | 6 | Прочитайте первую часть текста. От чего проснулся лев? (от того, что мышь пробежала по его телу) Объясните в этой части известные орфограммы (леВ -льВы, мышЬ –ж.р., прОбЕжала- прОбЕжка «о-в приставке пра –не бывает , е-в корне»). Прочитаем слово пробежала орфографически. Ребята, обратите внимание, что перед союзом И не стоит запятая ( проснулся , поймал- сказуемое). Перескажите первую часть. Прочитайте вторую часть текста. Почему лев отпустил мышь? (она обещала сделать ему добро) Объясните в этой части известные орфограммы (дОбро – дОбрый, засмЕялся- смЕх) Обратите внимание на запятые: перед союзом Но ставится запятая. Перескажите вторую часть. Прочитайте третью часть. Что сделала мышь, когда услышала рёв льва?( прибежала на помощь и перегрызла веревку) Объясните в этой части известные орфограммы (прИвязали – присоединение, прибежала- приближение, помощь –ж.р.). Перескажите третью часть. Прочитайте четвертую часть. Что сказала мышь льву? Объясните в этой части известные орфограммы . Обратите внимание на знаки препинания в этой части. -союз А, прямая речь. Перескажите четвертую часть. Перескажите полностью текст (1 ученик) Давайте проанализируем пересказ по критериям (на слайде) :
3.Правильно ли построены предложения. Физ.минутка | Читать первую часть текста. Анализировать. Выявлять известные орфограммы. Орфографически читать трудные слова. Пересказывать. Читать вторую часть текста. Анализировать. Выявлять известные орфограммы. Орфографически читать трудные слова. Пересказывать. Читать третью часть текста. Анализировать. Выявлять известные орфограммы. Орфографически читать трудные слова. Пересказывать. Анализировать начало каждой части. Пересказывать весь текст. Анализировать пересказ одноклассника по плану. | П: Умение проводить анализ прочитанного текста с целью выделения существенной и несущественной информации. П: Умение высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом. |
7 | Письмо изложения. Редактирование текста. Практический. | 20 | 1 минуту прочитайте текста про себя, старайтесь запомнить как можно больше. Учебники закрываем, записываем в тетрадь свой рассказ, опираясь на план, трудные слова (на доске).
Ребята, проверьте свой пересказ по алгоритму (на доске) :
| Читать текст про себя, запоминая его. Записать в тетрадь, опираясь на составленный план Проверить работу согласно алгоритму. | К: умение логично и связанно передавать информацию. Р: умение использовать приемы сжатия; умение сохранять основную мысль Л: Умение уважать авторскую позиции и адекватно ее передавать. |
8 | Итог. Словесный Анализ | 3 | - Давайте прочитаем несколько пересказов и проверим, соответствует ли он плану. - Понравился ли вам текст, с которым мы работали? - Хорошо поработали, спасибо за урок. | Анализировать работу одноклассников. | П: Контроль и оценка процессов и результатов деятельности. |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Имя прилагательное. Уточнение представлений об имени прилагательном»
Цели урока: познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи.
Планируемые результаты:
- Предметные: овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Тип урока: Открытие нового знания
Оборудование: Учебник Русский язык ШР В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 3 кл. 2 ч. 2013, Презентация.
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Синтаксическая функция имени прилагательного в тексте»
Цели урока: дать представление о тексте-описании; развивать умение употреблять имена прилагательные в тексте.
Планируемые результаты:
- Предметные: овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Тип урока: Открытие нового знания
Оборудование: Учебник Русский язык ШР В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 3 кл. 2 ч. 2013, Презентация.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1.Организационный этап | Проверьте готовность к уроку русского языка. Наведите порядок на партах. Давайте настроимся на совместную работу. Улыбнитесь сначала соседу по парте, затем мне. Можете садиться. | Приветствовать учителя | Р.:способность к мобилизации сил и энергии. | |
2. Проверка д.з. Сл.: опрос | 3 мин | Упражнение 113 - Какие цвета у радуги? (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) - Какие словосочетания выписали? Сразу же говорите, какой вопрос задали к прилагательному (красные маки, желтый песок, зеленый листок, жук фиолетовый, синяя река, оранжевым солнцем, голубые глаза). | Оперировать знаниями Отвечать по домашнему заданию | П.: структурирование знаний; моделирование; Р.: контроль; коррекция. |
3. Мотивационный этап Сл.: беседа | 3 мин | Посмотрите на экран. Тут зашифрованы 2 слова. Догадайтесь, какие? СПУРЩИЕЛСАТГВАИТТЕЕЛЛЬЬННООЕЕ - Что называется существительным? Прилагательным? - Как думаете, почему они стоят рядом? (образуют словосочетание). - Приведите примеры их связи. | Расшифровывать слова Рассказывать изученный материал | К.: планирование учебного сотрудничества; П.: Доказательство. |
4. Постановка учебной задачи и ее решение Сл.: беседа, опрос, слово учителя; Нагл.: демонстрация; Практ.: работа с учебником, упражнения. | 6 мин 5 мин | Прочитайте текст с экрана. Весной в лесу На деревьях лопнули душистые почки. Зеленеют чудные маленькие листочки. Из земли показалась свежая травка. В траве цветут молодые одуванчики. Летят из улья пестрые пчелы. Вот низкий берег ручья. В ручье вода холодная. Петька отдыхает около стройной березки. Лес весной наполнен жизнью. - Прочитайте этот текст без имен прилагательных. - Изменился текст? Обоснуйте свой ответ. - Какую роль играют прилагательные в речи. - Сформулируйте цель урока (Выяснить, какова роль прилагательных в тексте). Об этом мы начали говорить на предыдущем уроке. - К каким выводам мы пришли? ! Имена прилагательные делают речь более полной, точной, яркой, красочной, выразительной. Они описывают предмет всесторонне. ! Имена прилагательные связаны с именем существительным и согласуются с ним. Чтобы нам ответить на вопрос «Какую роль играет имя прилагательное в тексте» нужно вернуться к нашему тексту. - О чем текст? (о природе весной). Подумайте, какое назначение у этого текста? (рассказать о весне, описать весну). - Благодаря чему мы поняли, что в тексте описывается весна? (автор говорит о том, как все просыпается от зимнего сна). При помощи какой части речи? (прилагательных). Назовите их (душистые, пестрые, маленькие и т.д.). Текст, в котором автор использует много прилагательных, описывающих предметы, явления, живую природу, называется текстом-описанием. Упражнение 118 Прочитайте текст упр. 118 на стр.68. - О ком в нем говориться? (о синей птице) - Что такое Памир? А Тянь-Шань? (горные цепи в Азии). - Это текст-описание? Докажите, что это текст описание (много слов, описывающих птицу, много прилагательных). - Найдите в тексте описание внешнего вида птицы. Прочитайте. - Какой заголовок можно подобрать к тексту? (Синяя птица). - Какую роль в тексте выполняют прилагательные? (описывают внешность птицы). - С какой частью речи прилагательное составляет словосочетание? (с сущ.) - Какие прилагательные встретились в тексте? Назовите само прилагательное словосочетание с ним (синяя птица, оперение черное, оперение сине-лиловое, серебряные пятнышки, ярким цветом, синим цветом). Спишите текст. Подчеркните прилагательные. Что необычного встретилось в тексте (прилагательное, которое написано через дефис). - Как вы думаете, почему оно так написано? - Откроем стр.67 учебника. Найдите правило. - Что такое сложные имена прилагательные? (Это прилагательные, которые образованы из двух и более слов). - Правильно предполагали? Придумайте свое сложное прилагательное. ! Запомните, сложные прилагательные пишутся через дефис, если означают цвет или смешение нескольких цветов. | Вдумываться в прочитанное Распознавать прилагательные Размышлять над ролью прил. в речи Формулировать цель урока Вспоминать изученное ранее Высказывать свою точку зрения и аргументировать ее Распознавать прил. Осознавать и запоминать новую информацию Понимать тему текста Распознавать тип текста Аргументировать ответ Осуществлять поиск по тексту Распознавать прилагательные, обозначать их роль в тексте Работать в тетради Отвечать на вопросы Высказывать предположения Проверять предположения Подобрать прилагательное Запоминать | П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Р.: целеполагание; планирование. П.: структурирование знаний; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; подведение под понятие, выведение следствий К.: планирование учебного сотрудничества; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Р.: контроль, коррекция. |
5. Решение частных задач Сл.: беседа; Практ.: работа с учебником, упражнения | 5 мин | Упражнение 117 Прочитаем задание. Что необходимо сделать? (составить сложные прилагательные). - Найдите образец составления таких прилагательных. (Серебристо -белый). Из каких слов образовано? (серебристый и белый). - Попробуем составить еще одно след. прилагательное. Из каких слов составим? (темный, каштановый). Какое слово получится? (темно-каштановый). Как пишется такое прилагательное? (через дефис). Почему? (это сложное прилагательное, обозначающее цвет). - Самостоятельно запишите оставшиеся прилагательные, не забывайте правописание таких прилагательных. Проверяем. - Устно составим предложение с любым из получившихся прилагательных. | Сохранять учебную задачу Осуществлять поиск по учебнику Составлять слова Аргументировать свою точку зрения Проверять себя Составить предлож. | П.: структурирование знаний; моделирование; установление причинно-следственных связей; доказательство; Р.: саморегуляция; контроль; коррекция; К.: умение выражать свои мысли |
Физминутка | 2 мин | Пора отдохнуть, повторяйте движения за мной. | Повторять движения | Р.:способность к мобилизации сил и энергии. |
5. Решение частных задач Сл.: беседа; Практ.: работа с учебником, упражнения | 5 мин 4 мин 3 мин | Работа со словарными словами Найдите слова Красная площадь и Московский Кремль в учебнике, теперь в словаре. - Запишите слова в тетрадь. Почему некоторые слова записаны с большой буквы (Красная площадь –главная площадь Москвы, Московский Кремль - крепость в центре Москвы, это имена собственные). - Обозначьте орфограммы. - Составьте предложение со словами 1 вар: Красная площадь. 2 вар: Московский Кремль. Запишите его. Запомните написание этих слов. Упражнение 119 Прочитайте тексты. - Найдите описание цветка в каждом тексте. Прочитайте. - Сравните имена прилагательные, данные в текстах. Что мы заметили? - В каком тексте более точное описание? (во втором). Обоснуйте ответ. А более образно? (в первом). Почему? - Какая часть речи дает более полное описание ромашки? (прил.) - Что такое текст-описание? (текст – описание описывает какой то предмет или явление со всех сторон, используется много прилагательных). - Где можно встретить каждый из текстов? (1 – в художественной литературе, 2 – в научной). - С какой целью употреблены прилагательные в данных текстах? (в 1 – показать красоту ромашки, 2 – описать внешний вид ромашки как растения). Работа со словарным словом Найдите слово ромашка в учебнике, теперь в словаре. - Запишите слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму. - Составьте предложение со словом ромашка. Запишите его. Запомните написание этого слова. | Работать со словарем Записывать слова в тетрадь Оперировать знаниями Обозначать орфограммы Составлять предложение Запоминать написание слов Сравнивать тексты Искать описание растения Сравнивать прилагательные Определять точность описания Пользоваться определениями Распознавать стили Осознавать значение прилагательных в текстах Работать со словарем Обозначать орфограммы Составлять предложение Запоминать написание слова | П.: структурирование знаний; моделирование; построение логической цепи рассуждений; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; доказательство; выбор эффективных способов решения задач. Р.: саморегуляция; контроль; коррекция; К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества. |
6.Инф. о д.з. | 1 мин | Стр. 69 упр.116 (обвести зеленой ручкой слова, которые помогают доказать, что это текст-описание); индивид. задание. | Записывать в дневник | П.: осмысление информации |
7. Итог урока. Рефлексия Сл.: опрос | 3 мин | - Что такое текст – описание? - Как пишутся сложные прилагательные, обозначающие цвет? | Обобщать полученные знания Оценивать свою работу на уроке | Р.: контроль, оценка деятельности и самооценка. |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Склонение имен существительных
Цели урока: познакомить с изменением окончаний имён существительных в зависимости от вопроса.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- узнают что такое склонение имен существительных;
- познакомятся с изменением окончаний имен существительных в зависимости от вопроса;
- познакомятся с падежами имен существительных.
- Личностные:
- сформируют уважительное отношение к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Тип урока: Открытие нового знания.
Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, В.П. Канакина. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент | 1 мин | Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку. Записываем число, сегодня семнадцатое февраля. Классная работа. | Приветствовать учителя Проверять готовность к уроку | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи | 3 мин | -Прочитайте слова. Лиса, лисы, лисе, лисой. (слова на слайде) Это однокоренные слова? (Нет, это формы одного слова) Поставьте к каждому слову вопрос. Что изменяется в слове при изменении его по вопросам? (окончание) Что мы проделали со словами, чтобы они стали отвечать на другой вопрос? (изменили форму). Какую цель преследуем на уроке? (Научиться изменять имена существительные) | Размышлять над темой урока Ставить перед собой цель урока | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы Практический: выполнение упражнений | 35 мин | Открываем учебники на странице 36, упражнение 64. Прочитайте задание и текст. Какое слово нужно вставить вместо пропусков? (Сосна) Запишите слово аккуратно, карандашом. Что вы заметили? Что изменялось в слове? (Изменяется окончание слова) Из каждого предложения выпишите слова сосна вместе с вопросами и словами от которых ставится вопрос. (По образцу) Выделите в словах окончания. Давайте проверим. Сейчас мы с вами изменяли существительное сосна. Прочитайте сведения о языке на стр. 36. Что такое склонение? (Изменение по падежам/по вопросам) Сколько раз мы выписали (изменили) слово сосна? (6 раз) Как вы думаете, сколько падежей в русском языке? (6) Прочитайте сведения о языке на стр.37. Назовите падежи русского языка. Упр. 65. Прочитайте задание (коллективное выполнение). Ответы на вопросы после упражнения. На странице 38 написано, на что нужно обратить внимание. Работа в группах. С помощью таблицы на стр.37 просклоняйте имена существительные река, рыба, дерево, игра, вода и выделите окончания. Отвечает один человек из группы. А сейчас у себя в тетрадях самостоятельно, просклоняйте 1 вариант- слово книга, 2- вариант- слово берёза. (2 человека у доски) Проверка. Упр. 66, прочитайте задание. Что значит просклонять имя существительное? (Изменить по вопросам) Выполните задание у себя в тетрадях. (3 человека у доски) А чтобы вам легче запоминалось, вот вам предложение, каждое слово начинается с падежа Имя родители дали: Винни топтыжку прозвали. Упр. 66 стр.38, если остается время. | Выполнять упражнение Склонять имена существительные Выделять окончания Анализировать правило Самостоятельно выводить правило Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения Коллективно выполнять задание Работать в группе Самостоятельно выполнять задание Запоминать названия падежей и их вопросы Производить самопроверку по эталону | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Личностные: самооценка. |
Домашнее задание Словесный: слово учителя | 1 мин | Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: стр. 36-37, просклонять слова стрела и гроза. | Записывать домашнее задание | |
Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. | 2 мин | Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Давайте повторим, что такое склонение? Назовите падежи и падежные вопросы. Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок. | Подводить итог урока Отвечать на вопросы Оценивать свои достижения | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Текст-описание»
Цели урока: развивать умение работать с текстом-описанием; развивать умение употреблять прилагательные в речи.
Планируемые результаты:
- Предметные: овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Тип урока: Закрепление изученного материала
Оборудование: Русский язык ШР В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 3 кл. 2 ч. 2013, Презентация.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1.Организационный этап | Проверьте готовность к уроку русского языка. Наведите порядок на партах. Улыбнитесь сначала соседу по парте, затем мне. Можете садиться. | Приветствовать учителя | Р.:способность к мобилизации сил и энергии. | |
2. Мотивационный этап Сл.: слово учителя | 1 мин | Давайте настроимся на совместную работу. Долгожданный дан звонок Начинается урок. Слушаем внимательно, Работаем старательно. | Настроиться на работу | К.: планирование учебного сотрудничества; |
3. Актуализация знаний Сл.: беседа | 4 мин | Орфографическая работа - Сегодня наш урок начнём с орфографической работы. - Посмотрите на доску. Прочитайте данные предложения вслух. (На доске записаны предложения): На ……… дер.ве (при)строился дят.л. Какой он ……… , красивый! Голо.ка и спинка ……… , (на)затылк. ………. П.тно. А (на) …….. крыл.ях ……… пятнышки и п.лоски. Он весь ……..! Маленькая с.бачка б.жала (по)д.ро.ке. (Учитель приглашает нескольких учеников по очереди к доске. Дети вставляют пропущенную орфограмму и дают объяснение своему выбору. Остальные учащиеся проверяют правильность ответов). (- Объясняем правописание слова на дер.ве: дер.во – это словарное слово, ударная гласная – перваяе, безударная – вторая е. Её надо запомнить. - Объясняем правописание слова (при)строился: - это глагол, при – это приставка, т.к.без неё слово в речи не употребляется. Значит приставку при пишем слитно. - Объясняем правописание слова дят.л: - это словарное слово, ударная гласная – я, безударная –е, её надо запомнить. - Объясняем правописание слова голо.ка: пропущена парная согласная в, т.к.проверочное слово –головочка. В проверочном слове слышим в, значит в проверяемом пишем тоже в. - Объясняем правописание слова (на)затылк. : на – это предлог, т.к.между ним и словом можно поставить слово или вопрос (например, на красивом затылке или на каком? затылке). Значит предлог со словом пишем раздельно. На затылк. – это имя существительное, определяем падежное окончание: существительное в Предложном падеже, значит, имеет окончание е. - Объясняем правописание слова п.тно: это имя существительное, ударная гласная – о, для определения безударной в корне подбираем проверочное слово, чтобы безударная стала ударной –пятна. Под ударением слышим – я, значит, без ударения пишем тоже я. - Объясняем правописание слова (на)крыл.ях: на – это предлог, т.к. между ним и словом можно поставить другое слово или вопрос (например, на больших крыльях или на каких? крыльях ). Значит, предлог со словом пишем раздельно. В слове крыл.ях пропущен разделительный мягкий знак. Он разделяет согласную от гласной. - Объясняем правописание слова п.лоски: это имя существительное, ударная гласная – втораяо. Для определения безударной гласной в корне слова подбираем проверочное слово, чтобы безударная стала ударной – полосы. Под ударением слышим – о, значит, без ударения пишем тоже о. - Объясняем правописание слова с.бачка: это словарное слово. Ударная гласная – а, безударная – о. Её надо запомнить. - Объясняем правописание слова б.жала: это глагол, ударная гласная – а. Для определения безударной подбираем проверочное слово, чтобы безударная стала ударной – бег. Под ударением слышим – е, значит, без ударения пишем тоже е. - Объясняем правописание слова (по)доро.ке: по – это предлог, т.к. между ним и словом можно поставить другое слово или вопрос (например, по широкой дорожке или по какой? дорожке ).Значит, предлог со словом пишем раздельно. В слове по доро.ке пропущена парная согласнаяж, т.к. проверочное слово – дороженька. В проверочном слове слышим ж, значит, в проверяемом пишем тоже ж). | П.: структурирование знаний; моделирование; установление причинно-следственных связей; доказательство; Р.: саморегуляция; контроль; коррекция; К.: умение выражать свои мысли П.: структурирование знаний; моделирование; установление причинно-следственных связей; доказательство; Р.: саморегуляция; контроль; коррекция; К.: умение выражать свои мысли | |
4. Постановка учебной задачи и ее решение Сл.: беседа, опрос, слово учителя; Нагл.: демонстрация; Практ.: практ. работа | - Ребята, над какой темой мы работали на прошлых уроках? (Мы говорили об имени прилагательном: о роли прилагательного в речи, о том, с какими словами связаны по смыслу имена прилагательные, о тексте-описании). - Сегодня мы будем продолжать работать над текстом-описанием, потому ранее полученные знания очень вам пригодятся. Работа над текстом - А теперь внимательно посмотрите на эти предложения. Можем ли мы их назвать текстом? - Прежде, чем дать ответ, давайте вспомним, что же такое текст. (Текст - это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу). - Правильно, ребята. Итак в тексте предложения должны быть связаны между собой по смыслу (т.е. иметь одну тему) и дополнять друг друга. - А, что вы скажете о записанных предложениях? (Они связаны темой – о дятле. А последнее - не о дятле). - Какой сделаем вывод? (Последнее предложение не подходит под общую тему, его следует исключить). - Хорошо, давайте его исключим из нашего текста. - Давайте прочитаем полученный текст и подумаем, что мы с вами можем определить у текста. (Мы можем определить тип текста). - Правильно. Какие типы текста вы знаете? (Мы знаем типы текстов: тект-повествование, текст-описание и текст-рассуждение). - Правильно, ребята. К какому типу текста, на ваш взгляд, относится наш текст? (Данный текст относится к тексту-описанию). - Почему вы так решили? (в тексте описывается дятел). - Если бы вы рисовали иллюстрацию к тексту, сколько картинок нарисовали бы к этому тексту? (Только одну – птичку дятел). -Почему? (потому что нет никаких изменений, действий). - Как вы считаете, по этому описанию ваши сверстники смогли бы представить дятла точно? (Нет, не смогли бы). - А почему? (В этом тексте мало слов, которые точнее описывали бы дятла, т.е. нет имён прилагательных). - Верно, в этом тексте не обозначены признаки предметов. - Давайте попытаемся разнообразить текст, чтобы он ярче, выразительнее, более точно описывал дятла. - Слова какой части речи, на ваш взгляд, нам в этом помогут? (Нам помогут имена прилагательные). - Помимо работы над текстом, мы можем его еще озаглавить. Какова основная мысль текста? (В тексте даётся описание дятла). - Озаглавьте, но так, чтобы заголовок отражал основную мысль текста. (Красавец дятел, Шумная птичка, Лесной доктор, Дятел – яркая птица леса). - Давайте сделаем вывод. Итак, описывая какой-либо предмет, важно…(Важно выбрать именно те признаки этого предмета, которые точно помогают нам раскрыть мысль текста). - Верно, ребята, важно отобрать те признаки предмета, которые помогают нам раскрыть основную мысль текста | П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Р.: целеполагание; планирование. П.: структурирование знаний; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; подведение под понятие, выведение следствий К.: планирование учебного сотрудничества; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Р.: контроль, коррекция. | ||
Физминутка | 2 мин | Пора отдохнуть, повторяйте движения за мной. | Повторять движения | Р.:способность к мобилизации сил и энергии. |
5. Решение частных задач Сл.: беседа; Практ.: работа с учебником, упражнения С.р. | Самостоятельная работа учащихся - Послушайте задание: мы выяснили, что к данному тексту можно нарисовать одну картинку. Я вам в помощь даю картинку с изображением лесного доктора. В тексте вы видели пропуски слов. Спишите текст. Вставьте имена прилагательные. Анализ творческих работ учащихся - Зачитайте ваши творческие работы. (Учитель опрашивает 2-3 учащихся) (На высоком дереве пристроился дятел. Какой он красивый! Головка и спинка тёмные, на небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый!) - Ну вот, у нас получился более точный текст-описание. - Несколько ребят нашего класса на прошлой неделе получили моё задание: подготовить мини-проект под названием «Интересное о дятле». Давайте их послушаем. (Выходят трое учеников и рассказывают заранее ими подготовленную информацию). - Спасибо, ребята, вы очень хорошо подготовились и рассказали нам много интересного о птице. Откройте учебники на стр. 67, упр.120. Прочитайте вслух. - Можем назвать этот текст текстом-описанием? (да). Докажите. (В тексте использовано много прилагательных, ярко описывающих цветок, а так же в тексте отсутствуют действия, можно нарисовать по тексту одну картинку). - Какое это описание: научное или художественное? (художественное). Докажите. - Как в первом предложении описаны кошачьи лапки? (скромные лесные цветы). - С чем сравнивает автор этот цветок? (похож на мохнатую кошачью лапку). - Что «как бы застыло» в сердцевине цветка? (капелька теплой живой крови). - Как можно озаглавить такой текст? (Кошачьи лапки, Розоватый цветок и т.д.) - Какое предложение выражает главную мысль текста? - Почему цветок так называется? (мохнатый, как кошачья лапка). - Как вы считаете, как автор относится к цветку? (Он им восхищается). - Что привлекло автора во внешнем виде цветка? (крошечный розоватый цветок и сердцевина, как будто в ней застыла капелька живой теплой крови). - А какое имя прилагательное нам это доказывает? (скромные). - Спишите текст (по предложению у доски, остальные в тетрадях), вставляя и объясняя пропущенные буквы. Работа со словарным словом - Найдите слово растение в учебнике, теперь в словаре. - Запишите слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму. - Составьте предложение со словом растение. Запишите его. - Запомните написание этого слова. | П.: структурирование знаний; моделирование; построение логической цепи рассуждений; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; доказательство; выбор эффективных способов решения задач. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Р.: саморегуляция; контроль; коррекция; К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества. | ||
6.Инф. о д.з. | 1 мин | Записывать в дневник | П.: осмысление информации | |
7. Итог урока. Рефлексия Сл.: опрос | 2 мин | Обобщать полученные знания Оценивать свою работу на уроке | Р.: контроль, оценка деятельности и самооценка. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
За добро плати добром.
План текста: Пробуждение льва. Лев отпустил мышь. Помощь льву. Добро за добро.
Соответствует ли пересказ плану? Был ли он полным? Правильно ли построены предложения?
Проверьте свой пересказ по плану: Соответствует ли пересказ плану текста. Полный ли он. Правильно ли построены предложения. Проверь известные орфограммы, трудные слова.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Просклонять: 1 вариант- земля 2 вариант- слон.
Проверка: Падеж Скл . сущ. И. п. земля, слон. Р. п. земли, слона. Д. п. земле, слону. В. п. землю, слона. Т. п. землёй, слоном. П. п. о земле, о слоне.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имена существительные общего рода Узнаем о именах существительных общего рода; Научимся распознавать их в тексте.
Имена существительные, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду, называются существительными общего рода.
Тихоня не торопился домой. Наша Маша – хвастунишка .
Имена существительные употребляются только во множественном числе, не имеют родовой принадлежности .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мягкий знак ( ь ) на конце имен существительных после шипящих Познакомиться с новой ролью мягкого знака.
Какие буквы пропущены? Сем ..я, луч.., приятел .., в..юга, крыл.. цо , реч .., ден .. .
Весёлая молодежь, колючий ёж, скорая помощь, теплый плащ, хорошая речь, серая мышь, лесная глушь, ночная тишь, солнечный луч, русская печь, чудесный пейзаж, спелая рожь, второй этаж, ловкий циркач, морской пляж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России" "Гласные звуки"
Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России" "Гласные звуки"...
План -конспект урока по русскому языку (1 класс) по программе " Школа России"
Тема урока: Перенос слов с буквами «й, ь» в середине слов....
Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"
Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...
Учебно-методические комплекты уроков ИЗО для 3 класса по программе Школа России
Здесь представлены авторские конспекты и презентации к урокам изобразительного искусства [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9981201","attributes":{"alt":"","class":"media-image","...
Учебно-методические комплекты уроков Математики для 3 класса по программе Школа России
Здесь представлены авторские конспекты уроков по математике[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9981284","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"288","width":"480"}}]]...
Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"
Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....
Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)
Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно писать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...