Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лещёва Светлана Евгеньевна

 

Конспект урока по русскому языку

Тема: Что такое обращение

Цели деятельности учителя: ввести понятие «об­ращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их.

 

Планируемые результаты:

 предметные: научатся приме­нять обращение в устной и выделять знаками в письменной речи; применять правила орфографии.

личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.

 

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока32.02 КБ
Файл Презентация1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Этап урока.

Методы и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг. Момент

Словес.: приветствие

1 мин.

Доброе утро! Присаживайтесь!

2.

Мотивационный

Практич.: каллиграфическое упражнение

Словес.: ответы на вопросы 

Актуализация опорных знаний.

5 мин.

I. Работа над каллиграфией.

  • Какие слова здесь «спрятаны»? (Обращение, просьба.) Как вы понимаете эти слова?
  • Обращение - это слово, обозначающее того, к кому обращаются с речью.

Находить зашифрованные слова

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые  высказывания.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

2 мин.

- Сережа, попроси Веру передать тебе тетрадь. Аня, обратись к Оле и  попроси её подойти к окну. Катя, обратись к Вадиму и попроси его выйти к доске.

- Почему ваши просьбы  выполнили Вера, Оля и Вадим, а не другие ребята?

- К кому обращались Сережа, Аня и Катя? Как они это делали?

- Как вы думаете,  как это называется, когда к кому-нибудь обращаются?

- Где мы это можем узнать?

  • Сочините свои обращения по картинке к главе. («Барсик, какой же ты безобразник!» «Барсик! Как же тебе попадет от мамы!», «Миша, почему ты не помогаешь Маше?», «Миша, куда же ты спрятался? Помоги Маше!».)

Находить проблему

Составлять предложения с обращением

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

4.

Решение частных задач

Словес.: ответы на вопросы.

Практич.: устное граммат.упр.

Практич.: письм. граммат.упр.

Практич.: проверка.

20 мин

  • Прочитайте вполголоса два предложения: «Миша, подойди к Маше», «Миша подошел к Маше».
  • С разной ли интонацией вы читаете эти предложения? Где вы голосом выделяете слово «Миша»? Где не выделяете? В каком предложении о Мише что-то сообщается? (Во втором.)
  • В каком предложении к Мише обращаются? (В первом.)
  • Прочитайте правило Летучей Мыши. Какие слова называются обращением?
  • Как выделяются обращения в устной речи?
  • А как выделяются в письменной речи?
  • Сравните предложения:

Миша, сядь ближе.        Сядь, Миша, ближе.

Сядь ближе, Миша. Миша сел ближе.

  • Какое предложение здесь лишнее? Почему? (В четвертом предложении нет обращения.)
  • В каком случае при обращении ставится одна запятая? (Если обращение в начале или в конце предложения.)
  • В каком случае при обращении ставится две запятых? (Если обращение стоит в середине предложения.)
  • Сравните начало двух записей.

Маша, позвони мне обязательно.

Маша! Позвони мне обязательно!

  • Какое слово в каждой из них является обращением? В каком случае обращение нужно читать с большим чувством? (Во второй записи.)
  • Какие знаки выделяют обращение в первом и во втором случаях? (Запятая и восклицательный знак.)
  • Прочитайте стихотворение Э. Мошковской (упражнение 61).
  • Вы догадались, что в этом тексте не хватает знаков? Почему? (Нет запятых при обращении.)
  • Спишите текст правильно, учитывая, что в нем много обращений.

Кран, откройся! Хорошенько!

Нос, умойся!        Мойся, мойся,

Мойтесь, уши,        Обливайся!

Мойся, шейка.        Грязь, смывайся!

Шейка, мойся        Грязь, смывайся!

  • Подчеркните обращения в тексте.

• Задание «Если буква заблудилась».

  • Прочитайте двустишие М. Дружининой.
  • Произнесите оба слова - «фантики» и «бантики». Поменялся только один звук? (Да.)
  • Дайте характеристику прежнему и новому звукам. (Звук [ф] - глухой, твердый согласный. Звук [б] - звонкий, твердый согласный.)

Различать предложения по интонации

Находить предложения с обращением

Находить лишнее предложение (без обращения)

Сравнивать предложения

Находить слова, которые являются обращением

Понять как выделяется обращение на письме

Находить обращения в тексте

Характеризовать звуки

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

К: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

Р: выполнять учебный действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

П: составлять опорные схемы,таблицы.

П: строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

5.

Физминутка.

1 мин.

Решение частных задач

Практич.: устное граммат.упр.

Практич.: письм. граммат.упр.

Взаимопроверка.

10

Работа в печатной тетради: задания 39, 40.

Задание 39.

Словарные слова: До свидания! Русские.

Задание 40. Найдите обращения.

Плачет серый воробей (воробушек):

- Выйди, солнышко, скорей!

И бегут они к Медведю (медом ведает) в берлогу: «Выходи ты, Медведь, на подмогу». - Говорю тебе, злодей (зло), Выплюнь солнышко скорей!

  • Назовите сказку, из которой приведены данные отрывки. (Сказка «Краденое солнце» К. Чуковского.)
  • Выпишите из этой сказки 2-3 отрывка, в которых есть обращения.

Расти, коса (косы), до пояса, Не вырони ни волоса, Как прохладно в чаще еловой! Я цветы (цвет) в охапке несу. Одуванчик белоголовый, Хорошо ли тебе в лесу (лес)?

Осторожней, детвора (дети), Дальше, дальше от костра.

Дай мне, зайка, ножки (ноженьки) в руки, Я тебе надену брюки.

И скачут лягушки За мной по пятам (пятки) И просят меня:

  • Прокати, капитан!

(Слово, написание которого подчиняется правшу ча-ща под ударением, пиши с буквой а: в чаще. Слово-название предмета, которое не имеет формы единственного числа: брюки.)

Запоминать написание словарных слов

Находить обращения

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: осмысливают текстовый материал; применяют освоенные способы действия; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

6.

Итог урока. Рефлексия.

5 мин.

Р: осуществлять итоговый контроль по результату.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найди слова

Слайд 2

Что такое обращение.

Слайд 3

Обращение - это слово, обозначающее того, к кому обраща­ются с речью.

Слайд 7

« Миша, подойди к Маше», Миша подошел к Маше».

Слайд 8

Кран, откройся! Хорошенько! Нос, умойся! Мойся, мойся, Мойтесь, уши, Обливайся! Мойся, шейка. Грязь, смывайся! Шейка, мойся Грязь, смывайся!

Слайд 9

До свидания Русские


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Что такое обращение?"

Урок русского языка для обучающихся по УМК "Перспективная начальная школа"....

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка (развитие речи), 3 класс. Тема: "Текст-описание, текст-повествование"

Цель деятельности учителя: продолжить знакомить детей с признаками текстов описания и повествования; учить различать типы текстов; учить составлять собственные тексты разных типов....

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образ...