Конспект урока по русскому языку 2 класс "Школа России" «Собственные и нарицательные имена существительные.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Песоцкая Александра Власовна

Предмет: русский язык

Класс: 2 «а»

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные.»

Цели урока: Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты:

·        Предметные: развивать умение различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; находить и справлять орфографические ошибки.

·        Личностные: развивать умение работать самостоятельно, в группах; развивать речь, внимание, мышление, память; воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник: ШР 2кл, 2 часть, учебная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_18.02.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Челябинск, 2016

Предмет: русский язык

Класс: 2 «а»

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные.»

Цели урока: Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты:

  • Предметные: развивать умение различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; находить и справлять орфографические ошибки.
  • Личностные: развивать умение работать самостоятельно, в группах; развивать речь, внимание, мышление, память; воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник: ШР 2кл, 2 часть, учебная презентация.

Этапы

Методы  и приёмы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словесный: слово учителя

17.30-17.31

Красиво встанем, выпрямимся, улыбнемся друг другу. Здравствуйте, ребята!  Тихо сели девочки, еще тише сели мальчики. Меня зовут Александра Власовна и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Приветствуют учителя

Актуализация знаний

Практический: словарная работа

17.31-17.35

Минутка чистописания

Запишите слова: тарелка, щавель, метель, народ, вдруг, сапог, обезьяна, месяц, январь, февраль, картина.

Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте правильность написания слов по словарю стр. 134-135.

Записывают словарные слова

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

Мотивационный

Практический: исправление ошибок в тексте

Словесный: учебный диалог

17.35-17.38

Ребята, в школе Незнайка писал контрольную работу, но учительница поставила ему двойку. Поможем Незнайке исправить ошибки?

Машина мчялась по глаткой дароге. Мы едем к бабушке дарйе. Скоро москва. Бабушка жывет на улице пушкинской.

Назовите в исправленном тексте слова, которые вы написали с заглавной буквы. (Дарье, Москва, Пушкинской)

К какой части речи они относятся? (К имени существительному.)

Какие существительные в тексте написаны со строчной буквы?

Как можно классифицировать эти слова?

Исправляют ошибки в тексте

Отвечают на вопросы

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: учебный диалог

17.38- 17.40

Попробуйте назвать тему нашего урока. (Тема урока «собственные и нарицательные имена существительные».)

Что мы знаем об именах собственных? Какие слова относятся к именам собственным?

Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Научиться различать имена собственные и нарицательные)

Определяют тему урока

Ставят цели урока

Р: целеполагание

Решение частных задач

Словесный: учебный диалог

Практический: письменное выполнение упражнения, чтение правила

Наглядный: работа с учебником

Практический: чтение правила

Словесный: учебный диалог

17.40-17.43

17.43- 17.48

17.48- 17.50

Ребята, а вы знаете, что обозначают термины «имя собственное»,

«нарицательное?» А хотите узнать?

Скажите, сколько городов можно назвать словом город? (Много)

А сколько городов можно назвать словом Москва? (Один)

Сколько рек можно назвать словом река? (Много)

А сколько рек можно назвать словом Волга? (Одну)

Что же обозначают имена собственные? Для чего они нужны? (Они называют предмет своим именем.)

Найдите общее слово для слов Москва, Тверь. (Город.)

Что обозначают имена нарицательные? (Они обозначают общее слово для группы похожих предметов.)

Сделайте вывод, что такое имена собственные и нарицательные.

Откройте учебники на странице 51 упражнение 87. Прочитайте текст упражнения по цепочке.

Спишите это упражнение и подчеркните заглавную букву в именах, отчествах и фамилиях. Вспомните какие произведения этих писателей и поэтов вы читали.

Прочитайте правило на странице 52 рядом с условным значком.

Какие имена существительные называются собственными?

Подберем примеры из окружающего мира.

В какой стране мы с вами живем?

Как называется наш город?

Сделаем вывод: какие слова относятся к собственным именам существительным?

Прочитайте правило на странице 53.

Как называются все остальные имена существительные?

Почему их так называют? Придумайте примеры из окружающего мира.

Отвечают на вопросы

Делают вывод

Читают текст упражнения

Списывают упражнение из учебника

Читают правило

Приводят примеры

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: выражение своего мнения с достаточной полнотой и точностью.

П: осознанное чтение

П: выполнение учебного действия

П: осознанное чтение правила

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Физминутка

17.50- 17.53

Давайте встанем и отдохнем.

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Раз-два, раз-два,

И за парты нам пора.

Выполняют двигательные упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: запись имен собственных

Практический: письменное выполнение упражнения с фронтальной проверкой

17.53- 17.58

17.58-18.02

18.02- 18.05

Какие слова кроме кличек относятся к именам собственным? (Имена, фамилии)

Сколько в классе девочек? Назовите их имена.

Сколько в классе мальчиков? Назовите их имена.

Как будем записывать   имена?

Назовите имя, отечество, фамилию своих родителей. Как будем записывать эти слова?

Запишите свое имя, отчество и фамилию в тетрадь. 

Упр.89 с.52

Прочитайте. Сколько заданий в упражнении? (2 задания)

А сейчас послушаем какие вы составили предложения.

Молодцы!

Прочитайте предложения. Выберите из скобок нужную букву и запишите предложения без ошибок.

В небе летит воздушный (Ш,ш)арик.

Дом охраняет (Ш,ш)арик.

На девочке надета (Б,б)елая блузка.

Мы плывем по реке (Б,б)елая.

Отвечают на вопросы

Записывают имена собственные

Выполняют упражнение

Выбирают нужную букву из скобок

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: выполнение учебного действия

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

Итог урока

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

18.05- 18.10

Наш урок подошёл к концу.

Что нового мы узнали на уроке?

Какие существительные называются собственными?

С какой буквы они пишутся?

Какие существительные называются нарицательными?

 Откройте дневники запишите домашнее задание: повторить правила на стр. 52-53, упражнение 91 стр. 53.

Подводят итоги урока

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Рефлексия

Наглядный: презентация

18.10- 18.15

А теперь сравните своё настроение с рисунками.

Поднимите руку те, у кого настроение как на первой картинке. Хорошо.

Поднимите руку те, у кого настроение как на второй картинке.

Сравнивают свое настроение с картинками

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме: "Имена существительные. Одушевлённые, неодушевлённые. Собственные, нарицательные.

Учащиеся научаться находить имена существительные, определять, одушевлённые они или неодушевлённые, собственные или нарицательные....

Конспект урока по русскому языку по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» 3 класс

Урок формирует умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, развивает память, внимание, мышление, орфографическую зоркость, воспитывает любовь к Родине, к русскому языку....

конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...

Конспект урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Предмет: русский язык.Класс: 3 «а»Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.Цели урока: формировать умения различать собственные и нарицательны имена существительные, писать заглав...

Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные  имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")...