Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме: "Имена существительные. Одушевлённые, неодушевлённые. Собственные, нарицательные.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Калинина Елена Николаевна

Учащиеся научаться находить имена существительные, определять, одушевлённые они или неодушевлённые, собственные или нарицательные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Технологическая карта урока.

   Ф.И.О. учителя:             Калинина Елена Николаевна

   Класс:                       2   МБОУ Сош № 9, г. Елабуга        Предмет: русский язык

  Тема урока: «Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные. Собственные и нарицательные».

  Место и роль урока в изучаемой теме: закрепление изученного о непроизносимых согласных, словарных словах, безударных гласных и парных согласных.

  Цели урока: актуализировать знания о группе слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы кто? что?; ввести понятие «имя существительное»; научить: определять существительные одушевлённые и неодушевлённые и обосновывать свое мнение; строить предложения, используя существительные одушевлённые (неодушевлённые), собственные (нарицательные); писать слова с изученными орфограммами; отличать имена существительные от других частей речи; выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы; формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя понятия: имя существительное, одушевлённое (неодушевлённое), собственное (нарицательное).

Характеристика этапов урока.

   Этап урока

Время, мин.

   Цель

      Содержание

учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

Организационный

   

Проверка готовности учащихся, их настроя на работу.

                   

     

Приветствует учащихся, сообщает о необычности урока, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Минутка чистописания

Выработка каллиграфического письма

Кк, Чч

Письменная работа

И

Пишет буквы на доске

Прописывают буквы в тетради

Постановка темы и цели урока

   

Подведение детей к формулированию темы  и постановке задач урока.

На доске висят ребусы:

ТУЧА, ОГОРОД, ЛИСА, ТИГР

- На какие вопросы отвечают эти слова?

Сегодня мы с вами начнем изучать новую часть речи — имя существительное. Но я думаю, что многое об этой части речи вам уже известно. Просто раньше мы называли слова этой части речи по-другому. Как? Подумайте и ответьте после выполнения заданий.

Проблемная ситуация. Наблюдение. Работа по плану урока.

 Ф

Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует понятие «имя существительное», формулирует некоторые задачи урока.

Записывают отгаданные слова на доске, проговаривают, на какие вопросы отвечают слова. Формулируют тему и задачи урока.

Основная часть урока

Введение термина «имя существительное» при чтении сообщения Самоварова

Физминутка.

Введение терминов «одушевлённые и неодушевленные

имена существительные»

Введение терминов «собственные и нарицательные

имена существительные»

32

Выписывание из текста слов, отвечающих на вопросы кто? что?

Показать различия между одушевленными и неодушевленными существительными

Расширить представление учащихся о категории одушевленности-неодушевленности имен существительных

Вспомнить функциональные различия между именами собственными и нарицательными

Установление соответствия между нарицательными и собственными именами существительными.

 Стр.76  упр.99

Выписать слова из текста надо в начальной форме, чтобы они отвечали именно на вопрос кто? или что?

- Какие слова отвечают на вопрос кто?

-Какие слова отвечают на вопрос что?

Работа по вопросам учителя: Вы можете теперь отгадать мою загадку? Как мы называли эту группу слов раньше? А как будем называть теперь? Какие имена существительные называются одушевленными? а неодушевленными?

Нахождение неодушевленных (стр. 77 упр. 100)  и одушевленных (стр. 77 упр.101) имен существительных.

Подумайте, растения — это живая или неживая природа. А какие вопросы можно поставить к названиям растений, например к слову лук? Кто? или что? А к слову капуста? Значит, названия растений — это неодушевленные имена существительные. Может быть, вы приведете другие слова — названия растений, к которым можно будет поставить вопрос кто? Не получается? Почему? Прочитайте диалог Совенка, Ани и Самоварова (стр. 79).

Определение различий между собственными и нарицательными именами существительными

-Мой бывший ученик прислал мне письмо. Там есть такие строчки: Я побывал в Городах белый и архангельск. Там я познакомился с Мальчиком Ваней кошкиным. (Текст показан на интерактивной доске.) 

-Я не могу понять, где побывал мой ученик, с кем познакомился. Помогите мне.

-А теперь, ребята, давайте определим, к какому нарицательному существительному подходит собственное имя существительное.

Слайд на интерактивной доске.

Проблемная ситуация, работа упражнением

Монолог ученика, наблюдение.

Выполнение физкультурных упражнений.

Наблюдение, работа со словами. Самостоятельная работа, рефлексия, взаимопроверка.

Доказательство.

Ф, И

Ф

И, Ф

Ф, И

И, Ф

Ф

Ф

Указывает объект наблюдения

Организует подводящий диалог, уточняет название данной темы урока.

Организует внимание на сообщении учеников.

Показывает физкультурные движения.

Организует диалог, в ходе которого учащиеся находят одушевлённые или неодушевлённые имена существительные.

Подводит итог.

Задает вопрос учащимся, подводит их к самостоятельному ответу на вопрос. Предлагает прочитать диалог Ани и профессора Самоварова.

Организует диалог, в ходе которого учащиеся исправляют ошибки в письме, находят нарицательные или собственные имена существительные.

Подводит итог.

Организует диалог, в ходе которого учащиеся находят соответствующие имена нарицательные и имена собственные.

Называют и записывают слова в начальной форме, которые отвечают на  вопрос кто? что?

Проговаривают раннее изученный материал, знакомяться с новым определением.

Выполняют физкультурные движения.

Объясняют способ нахождения одушевлённых или неодушевлённых имен существительных.

Учащиеся пытаются ответить на поставленный вопрос. Находят ответ на данный вопрос на страницах учебника.

Определение различия в написании собственных и нарицательных имен существительных: сначала дети формулируют правило самостоятельно, затем уточняют его при чтении сообщения Самоварова.

Называют подходящие по смыслу имена нарицательные и имена собственные.

Итог урока

   2

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых знаний, постановка дальнейших целей.

Рефлексия, контроль.

 Ф

Задаёт вопросы о задачах урока.

Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.

Домашнее задание

   1

Развитие внимания, умения передать свои впечатления от урока.

Рабочая тетрадь2.

 Стр.29 упр. 150, 151

 И

Даёт инструктаж о написании домашних упражнений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"

Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....

Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных c презентацией...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Школа Росии" «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»Цели урока: Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос что?; учить находить имена сущест...

План - конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме "Большая буква в именах собственных"

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе составлена по ФГОС....