Учебно-методический комплект по русскому языку тема: "Имя существительное" 2 класс (конспект+презентация)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Якупова Альбина Винеровна

Конспект урока по русскому языку

Тема "Имя существительное"

 

 

Цели деятельности учителя: формировать понятие об имени существительном; развивать наблюдательность, речь.

 

Планируемые результаты:

          предметные: учащиеся научатся различать слова - названия предметов; использовать специальную терминологию при определении части речи; распределять имена существительные в тематические группы предметов.

 

          личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Тип урока: "открытие" нового знания.

Оборудование: учебная презентация, учебник по русскому языку 2 класс 2 часть, рабочая тетрадь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема "Имя существительное"

Цели деятельности учителя: формировать понятие об имени существительном; развивать наблюдательность, речь.

Планируемые результаты:

          предметные: учащиеся научатся различать слова - названия предметов; использовать специальную терминологию при определении части речи; распределять имена существительные в тематические группы предметов.

          личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Тип урока: "открытие" нового знания.

Оборудование: учебная презентация, учебник по русскому языку 2 класс 2 часть, рабочая тетрадь.

Этап урока.

Методы и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг. Момент.

-Здравствуйте, ребята.

-Хлопните в ладоши 1 раз те, у кого сегодня хорошее настроение.

- Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Приветствуют учителя.

2.

Мотивационный

Словесный: организация подводящего диалога.

Практический: выполнение задания по инструкции.

Минутка чистописания

Словарная работа

Языковой анализ: репродуктивное задание; словарная работа.

- Какую тему вы изучали на прошлом уроке? ("Что такое части речи")

- Какие бывают части речи? (Имя сущ., имя прил., глагол)

- Имя существительное что обозначает? (Названия предметов)

- На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?)

- Имя прилагательное что обозначает? (Признаки предметов)

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Глагол что обозначает? (Действия предметов)

- На какие вопросы отвечают глаголы?

- Молодцы, вы правильно отвечали на вопросы.

- Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа.

- Для начала давайте проверим домашнее задание. Дома вы должны были придумать по 3 слова каждой части речи для соседа.

- Поменяйтесь тетрадями и определите части речи у тех слов, которые придумал вам сосед.

- Давайте проверим? Какие слова были? Какой части речи?

- На минутке чистописания мы пропишем букву Я я. Что вы можете сказать об этой букве? (Буква я может обозначать 2 звука - [й] и  [а]).

- Пропишите самостоятельно большую и маленькую букву я от начала до конца строки.

- Подчеркните самую красивую на ваш взгляд букву я.

- Молодцы!

- А сейчас посмотрите на доску и прочитайте слова. (Апрель, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, февраль, январь)  

- Что у них общего?

- Запишите слово месяц с большой буквы с красной строки. Поставьте ударение и подчеркните в этом слове непроверяемую гласную.

- А сейчас я буду показывать вам картинки разных месяцев, а ваша задача - определить что это за месяц и записать, поставить ударение и подчеркнуть непроверяемую гласную.

- Смотрим на первую картинку. Что это за месяц? (Январь). Давайте проговорим это слово хором по слогам. Записываем на той же строке, где слово "месяц". После слова "месяц" ставим запятую и продолжаем писать. Какую непроверяемую гласную подчеркнули? А какие гласные мы называем непроверяемые? (Те, которые не можем проверить, не можем подобрать проверочное слово)

- Смотрим на следующую картинку. Что это за месяц? (Апрель). (И .д. разбираем написание каждого месяца).

- Поднимите руку те, кто все слова записал правильно и правильно подчеркнул непроверяемые гласные во всех словах? Нарисуйте на полях напротив задания воскл. знак.

- Ну а те, кто допустил ошибки - постарайтесь быть повнимательнее в следующий раз и слушать ответы своих товарищей.

 Отвечать на вопросы учителя.

Повторять изученную тему при помощи участия в учебном диалоге.

Писать каллиграфически.

Видеть общие признаки, объединяющие слова.

Видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы.

Графически  обозначать орфограмму и  условия  выбора.

Самостоятельно оценивать выполненную работу.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге;

формулировать ответы и выводы;

обмениваться мнениями; строить речевые  высказывания.

Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий.

Познавательные: делить слова на слоги, ставить ударение.

3.

Постановка учебной задачи.

Словесный: побуждающий диалог

- На какой вопрос отвечают все эти слова? (Что?)

- А слова какой части речи отвечают на вопрос Что? (Имена существительные)

- А что обозначают или на что указывают имена существительные? (Предметы)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня на уроке будем говорить? (Об именах существительных)

- Да, сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с именами существительными, с вопросами имён существительных и с их значениями.

Находить критерий, объединяющий слова - вопрос.

Определять тему и цели урока.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цели деятельности на уроке с помощью учителя.

4.

Решение частных учебных задач.

Практический: выполнение разноуровневых заданий.

- Откройте учебники на странице 45. Вверху страницы,  в рамочке, вы видите правило. Давайте прочитаем его.

- Какие слова называются именами существительными?

- На какие вопросы отвечают имена существительные?

- Да, правильно.

- А теперь посмотрите на страницу 44, упр. 74.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Посмотрите на 1-ю картинку. Что это за предмет? Поставьте вопрос к этому слову. К какой части речи относится слово яблоко?

- В тетрадях запишите "Упражнение № 74".

- Теперь посмотрите на образец записи. Точно так же в тетрадях запишете на 1-й строке вопрос Кто? в скобках, отступите линейку вниз и напишите вопрос Что? в скобках.

- Слово яблоко на какой вопрос отвечает? Проговорите вслух, как будете записывать это слово. Куда запишем?(Напротив вопроса Что?) Запишите.

- Какие изученные орфограммы есть в этом слове? Подчеркните их. (Непроверяемая гласная о)

- Смотрим на следующий предмет. Точно так же кто сможет ответить полным ответом: что за предмет, на какой вопрос отвечает, к какой части речи относится, куда запишем и орфографически проговорить. Какие орфограммы в этом слове? ( Ит.д. разбираем каждое слово).

- Кто повторит, что такое имя существительное?

Читать правило.

Делать вывод из прочитанного правила.

Читать задание к упражнению.

Писать в тетрадях каллиграфически.

Отвечать на вопросы учителя.

Находить и подчёркивать изученные орфограммы.

Делать вывод после выполнения упражнения.

Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Познавательные: правильно записывать слова, проверять написанное, сравнивая с образцом.

5.

Физкультми-нутка.

Раз, два, три - веселей шагайте.

Раз, два, три - ноги поднимайте.

Раз, два, три - потянитесь дружно.

Раз, два, три - сели и привстали.

Раз, два, три - ручками похлопали.

Раз, два, три - ножками потопали.

Разминаться.

6.

Закрепление изученного материала.

Словесный: организация учебного диалога.

Эвристический: формулировка вывода.

- Теперь посмотрите на стр. 45, упражнение № 75.

- В тетрадях запишите "Упражнение № 75"

- Прочитайте задание к упражнению. Что нам нужно сделать?

- Давайте будем по очереди читать слово и ставить к нему вопрос. Например, кто? учитель и т.д. по цепочке.

- А теперь нам нужно разделить эти слова на группы.

- Посмотрите, на какие группы мы делим эти слова?

- Запишите в тетрадях название первой группы - Люди (Кто?). Посмотрите на данные слова и назовите те, которые имеют значение человек, люди. Какое первое слово? (Учитель). Запишите после двоеточия слово учитель. Подчеркните орфограммы. Ещё какие слова имеют значение человек? (и т.д.)

-Посмотрите на следующую группу. Как она называется? (Животные). Назовите 1-е слово, у которого лексическое значение - животное. Запишите это слово, подчеркните орфограммы. (и т.д.)

- Как называется следующая группа? (Растения)

- Запишите в эту группу самостоятельно все слова, которые относятся к растениям, подчеркните орфограммы.

- Давайте проверим. Какие слова записали и какие орфограммы подчеркнули?

- И последняя группа как называется? (Одежда)

- Так же самостоятельно запишите все слова, которые относятся к одежде и подчеркните орфограммы.

- Давайте проверим.

- Давайте сделаем вывод, какие лексические значения могут иметь слова, относящиеся к именам существительным? (Люди, животные, растения, одежда).

- Ещё, слова, которые обозначают черты характера, тоже относятся к именам существительным, например, такие слова как храбрость, нежность, скромность.

- И слова, которые обозначают какие-то события - это тоже имена существительные. Например, праздник, олимпиада.

- А теперь откройте учебники на странице № 46 и прочтите правило вверху странице.

- Что говорится в этом правиле?

- Сейчас я буду вам называть слово, которое будет отвечать на вопрос Кто? или Что?, а вы должны изменить слово так, чтоб оно отвечало на другие вопросы. Например, слово мама. Кто? мама. Измените слово так, чтоб оно отвечало на вопрос кому? (Маме). На вопрос о ком? (О маме) Кого? (Мамы)

Заяц (Кого? Кому? О ком?)

Вьюга (Чего? Чему? О чём?)

Карандаш, водитель, куст, дорога, лисица.

- Молодцы!

Находить нужное упражнение.

Ставить вопрос к словам.

Определять значение слов.

Находить слова, соответствующие данному лексическому значению.

Работать самостоятельно.

Производить самопроверку.

Слушать дополнения учителя.

Читать правило.

Выделять существенные и несущественные признаки.

Устно изменять слово, данное учителем.

Ставить вопросы к словам.

Познавательные: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях, в упражнениях и заданиях).

Познавательные: сравнивать и группировать предметы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Познавательные: видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

6.

Итог урока.

Словесный: фронтальный опрос, выясняющий как дети поняли тему урока.

- А теперь, прочитайте на странице 47 правило о значении имён существительных.

- Давайте подведём итог. Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Дополните моё высказывание: имена существительные отвечают на вопросы.... (Кто? Что?); Имена существительные могут обозначать ..... (Предметы и вещи, людей, животных, события, чувства людей, качества людей)

- Правильно. И завтра мы продолжим изучать имена существительные и узнаем много новых признаков имён существительных.

- А сейчас запишите домашнее задание. В учебнике страница 46 упражнение № 77.

Подводить итог.

Дополнять высказывания.

Записывать домашнее задание.

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

7.

Рефлексия.

-Оцените себя по шкале успеха на полях.

- Нарисуйте на полях зелёный кружочек те, кто понял сегодняшнюю тему и кому легко было справляться с заданиями.

- Нарисуйте жёлтый кружочек те, кому было интересно, но кто испытывал небольшие трудности.

- Нарисуйте красный кружочек те, кто совсем ничего не понял и у кого возникли большие трудности.

- Поднимите руки те, кто нарисовал зелёный кружок.

- Поднимите руки те, кто нарисовал жёлтый кружок?

- Поднимите руки те, кто нарисовал красный кружок?

Спасибо всем за активную работу и старание.

Урок окончен. Сдайте тетради.

Оценивать свою работу и активность на уроке.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

[ й ’] – согласный, непарный, мягкий [ а ] – гласный

Слайд 2

Апрель, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, февраль, январь

Слайд 3

апрель

Слайд 4

декабрь

Слайд 5

октябрь

Слайд 6

февраль

Слайд 7

сентябрь

Слайд 8

Имена существительные

Слайд 9

(Кто?) (Что?) яблоко , машина, девочка, ролики, сорока, кружка, карандаш, пенал, кролик, обезьяна, молоток , снегирь . капуста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по Изобразительному искусству на тему "Кимоно" 4 класс (конспект + презентация)

Конспект и презентация на урок Изобразительного искуства на тему "Кимоно" 4 класс ГОС УМК автор Б. М. НЕМЕНСКИЙ 4класс...

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка (развитие речи), 3 класс. Тема: "Текст-описание, текст-повествование"

Цель деятельности учителя: продолжить знакомить детей с признаками текстов описания и повествования; учить различать типы текстов; учить составлять собственные тексты разных типов....

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Птицы" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Птицы" 2 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по технологии на тему: "Пасха " 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по технологии на тему: "Пасха " 2 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку тема: "Глагол" 2 класс (конспект+презентация)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Глагол»Цель урока: познакомить с частью речи - глаголом, его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.Планируемые результаты:·...

Учебно-методический комплект по математике на тему: «Прямоугольник» 2 класс (конспект+презентация+приложение)

Технологическая карта урокаПредмет: математикаТема: «Прямоугольник»Тип урока: изучение нового материалаКласс: 2 (Школа России) Цели урока: Обеспечить усвоение понятия «прямоугольни...