Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Птицы" 2 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Птицы" 2 класс (конспект + презентация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc | 70.5 КБ |
okruzhayushchiy_mir_2_ptitsy.ppt | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Птицы».
Тип урока: Открытие новых знаний;
Цели: -повторить отличительные признаки птиц;- дать учащимся знания о важности перьевого покрова в жизни птиц;- расширить знания о питании птиц; - проследить с помощью иллюстраций в учебнике взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи. Знакомство с птицами, как представителями животного мира.
Планируемые результаты:
Личностные: -формирует учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Предметные:-научатся называть признаки птиц, выделять главный из них; -научатся слушать и находить ответы в рассказе;-научатся работать с информацией, выводить умозаключения из полученной информации, преобразовывать одну информацию в другую; -научатся сравнивать, находить общее и различное.
Оборудование: Окружающий мир: 2 класс, 2 часть, Хрестоматия, тетрадь , доска.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хронометраж (мин) | Содержание урока. Деятельность уч - ля | Деятельность Уч - ка | УУД |
1. | Организационный Словесный | =1 | Здравствуйте ,ребята! Садитесь! Меня зовут Валерия Сергеевна. Сегодня я буду проводить у вас урок Окружающего мира. | -приветствовать учителя; -выполнять указания учителя. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. |
2. | Мотивационный Метод: Словесный, наглядный Приём: Фронтальный опрос | =10 | Для начала давайте мы с вами вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. А для того, чтобы повторить изученный материал вы должны будете ответить на вопросы, которые я приготовила для вас. А затем вы на слайде увидите утверждения, из которых вам нужно будет выбрать верные, а в неверных объяснить, как будет правильно. Вопросы: 1)какие пресмыкающиеся обитают в нашей стране?(ящерицы, змеи, черепахи) 2) в любое время года их можно увидеть? В какое?(нет, только в тёплое) 3) а где они спят зимой?( в норках под корнями деревьев) 4)на кого охотятся ящерицы?( на насекомых и пауков) Утверждения: 1)Добычей змей становятся крупные насекомые, а также лягушки, мыши и мелкие птицы; 2)Все змеи ядовиты;(есть не ядовитые); 3)При встрече с гадюкой, нужно ударить её чем- нибудь тяжелым и убежать( нужно не кричать не делать резких движений, не махать палкой. Постараться тихо уйти от этого места); 4)Для человека укус гадюки болезненный, но не смертельный; 5)На голове у гадюки рисунок в виде буквы «У» («Х»); 6)Уж похож на гадюку. (Верные: 1,4,6 Неверные: 2,3,5). Какая тема у вас была на прошлом уроке? ( Пресмыкающиеся). Молодцы, мы с вами вспомнили прошлую тему.
| - ответы на вопросы; -выбор верного суждения | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. |
3. 4. | Целеполагание Метод: Создание проблемной ситуации Прием: словесный, Фронтальный опрос,наглядный Актуализация знаний Этап повторение. Словесный. Прием закрепления и сравнения. Практич.: фронтальная проверка. | =5 =15 | Ребята, а сейчас мы с вами сыграем в игру «Кто в группе лишний». На доске вы видите ряд картинок из которых вам нужно будет выбрать лишнюю, и объяснить свой выбор. У каждого ряда будут свои картинки. 1 ряд: Жук, снегирь, шмель. (снегирь) 2 ряд: Белка, медведь, дятел.(дятел) 3 ряд: Крокодил, голубь, гадюка (голубь) Спрашиваю у каждого ряда какая картинка лишняя и почему? Назовите одним слово то, что вы убрали из ряда картинок? ( птицы). Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (о птицах) .Кто скажет ,какая тема нашего сегодняшнего урока?( Птицы) Правильно! Какова цель нашего урока? (Знакомство с птицами как представителями животного мира.). Птицы. Что вы о них знаете?(..) Теперь откройте учебник на странице 21. Рассмотрите рисунок. Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, лебедь, пингвин). - Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать). - Можно ли их отнести к одной группе?(Нет) А каких животных мы отнесем к птицам? (лебедь, пингвин). Но ведь пингвин не летает , а его ученые относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать - не самый главный признак птиц? Тогда что? Найдите общий признак всех птиц. (Это перья.) Обобщение: Так какие животные называются птицами? Обсудите в парах.(Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями). Как еще называют птиц? (пернатыми).Второй особенностью внешнего строения птиц является наличие двух ног и пары крыльев. Как вы думаете зачем птицам перья? (..).А теперь давайте проверим правильность ваших ответов ,прочитав рассказ «Зачем птицам перья?»из хрестоматии. Читаем по цепочке. Почему речь идет о гусе, а не о курице?(гуси при чистке смазывают свои перья жиром. От этого перья становятся водонепроницаемыми и не намокают при плавании. У курицы такой смазки нет, и ее перья в воде намокают.) Почему хищные птицы линяют постепенно, а гуси , утки, лебеди разом сбрасывают перья с крыльев и какое –то время не могут летать,?( хищные птицы ловят свою добычу в полете, и постепенная линька помогает добывать корм в период смены перьевого покрова. А гуси и утки могут добывать пищу и без перьев, т.к.всегда добывают ее в воде.) Перья у птиц разные. Одни перья защищают птиц от холода, другие помогают летать. С помощью клюва птицы добывают пищу, приводят свои перья в порядок , вьют гнезда, ухаживают за птенцами, подают сигналы. Рассмотрите рисунок в учебнике стр.22. Дети отвечают на вопросы учебника. Перья, расположенные на туловище, крыльях и хвосте птицы- разные. Маховые перья крыльев и рулевые перья хвоста играют важную роль при полете птицы. Перья, покрывающие все тело птицы, называют покровными. Покровные перья образуют обтекаемую поверхность, облегчая полет птицы. Под покровными перьями располагаются мягкие и пушистые пуховые перья. Между ними находится много воздуха, который плохо проводит тепло. Пуховые перья защищают птиц от охлаждения и перегрева. Расскажите, чем отличаются по внешнему виду маховые перья от рулевых, покровные перья от рулевых. Обратите внимание на размер перьев, ширину опахала птичьего пера. -А как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения) -Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями? А теперь смотря на рисунок в учебнике еще раз расскажите друг другу, чем отличаются по внешнему виду маховые перья от рулевых, покровные перья от рулевых .Обратите внимание на размеры перьев и ширину опахала птичьего пера. | -выявляют тему, называют цель. -слушают, отвечают на вопросы, сравнивают, работают в парах | Р: принимать и сохранять учебную задачу. К: оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
5. | Первичное закрепление. Практич: фронтальная проверка, Работа в группах | =5 | Давайте теперь поиграем в игру «Не ошибись». Я вам буду перечислять названия животных, а вы хлопаете в ладоши ,если услышите название птиц: Ворона, бабочка,крапивница,стрекоза,лебедь,сорока,шмель,кукушка,свиристель,ласточка,курица,соловей. Чем питаются птицы? На какие группы по способу питания делятся птицы?(зерноядные, насекомоядные, хищные) Назовите птиц на странице 23 учебника. (Ястреб, утка, синица, дятел) -Всех ли их можно увидеть зимой? - На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены? (Перелетные и зимующие) - Почему их так называют? Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.(слайд) Перелетные – утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки. Зимующие– воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока. -Каких птиц вы видели у нас? -А что помогает им добывать пищу?(клюв и когти).Дятел питается в основном насекомыми и их личинками ,пробивая кору «больного» дерева крепким и острым клювом. В получившееся отверстие дятел запускает свой длинный клейкий язык ,длина которого достигает 12 см.В зимний период пищей дятла являются семена хвойных деревьев, добытые им из шишек. Утка- широконоска- всеядная водоплавающая птица. У нее широкий клюв, который позволяет процеживать воду и задерживать мелкие растения и животных. Плаванию помогают перепонки между пальцами на ногах. Коршун- хищная птица. У него изогнутый крючковатый клюв и мощные ноги с острыми когтями, которыми он хватает и разрывает добычу. Сейчас у нас зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм. | -играют в игру; -слушают; -отвечают на вопросы | П: извлечение из текста необходимой информации. Р: осмысляют учебный материал, действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. К:понимать точку зрения другого Р:принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания. Л:самооценка на основе критерия успешности. |
6. | Физ.минутка | =1 | Повторяют за учителем | ||
7. | Итог урока Практич.: выполнение работы в группах Словесный: Фронтальный опрос | =8 | А теперь давайте разделимся на две группы с помощью красных и зеленых карточек. Одна группа читает рассказ в хрестоматии «Кормит ли песня соловья?». Другая- «Что на обед у кукушки?»После того как прочитали. Объединитесь в новые группы. В этих группах расскажите друг другу о том ,что нового узнали. А теперь давайте все вместе обсудим вопросы ,данные в конце каждого текста. Сейчас откройте страницу 93 и назовите птиц?( колибри, клест, пеликан).Найдите в тексте «Что птицы едят?» ,чем питаются эти птицы. Приходилось ли вам слушать соловьиные трели? Каких певчих птиц, кроме соловья вы знаете? (жаворонок, дрозд, иволга). Почему кукушонок выбрасывает из гнезда птенцов –хозяев? Кукушонок в течение первых четырех дней выбрасывает птенцов-хозяев бессознательно. На спине у кукушонка находятся чувствительные сосочки. Кукушонок сбрасывает с себя любой предмет, который к ним прикоснулся. Через четыре дня эта чувствительность исчезает. Если за это время кукушонок не успеет избавиться «от лишних ртов» в гнезде, то уже больше этого не сделает. | -работают в группах; -рассуждают -отвечают на вопросы -слушают | Р:принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания. К:умение высказывать свою точку зрения Л: умение работать в группах |
8. | Рефлексия | =2 | 1)Какова была тема урока?( птицы) 2)какова была цель урока?(познакомится с птицами) 3)достигли ли мы этой цели?(да) 4) Каких животных называют птицами? (Птицы –животные, тело которых покрыто перьями.) 5) Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? 6) Как мы находили ответы на свои вопросы? Оцените свою работу на уроке , и отметьте, понравился ли вам урок ? | Подводят итоги | К:участвовать в диалоге,слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. |
9. | Домашняя работа | =1 | Дома еще раз прочитаете параграф в учебнике на страницах 21-23. В тетради для самостоятельной работы выполните задания 23-25. Мы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок. Урок окончен. | Записывают домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1)какие пресмыкающиеся обитают в нашей стране?
2) в любое время года их можно увидеть? В какое?
3) а где они спят зимой?
4)на кого охотятся ящерицы?
1)Добычей змей становятся крупные насекомые, а также лягушки, мыши и мелкие птицы; 2)Все змеи ядовиты;(есть не ядовитые); 3)При встрече с гадюкой, нужно ударить её чем- нибудь тяжелым и убежать( нужно не кричать не делать резких движений, не махать палкой. Постараться тихо уйти от этого места); 4)Для человека укус гадюки болезненный, но не смертельный; 5)На голове у гадюки рисунок в виде буквы «У» («Х»); 6)Уж похож на гадюку.
. Птицы:
ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТСЯ С ПТИЦАМИ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЖИВОТНОГО МИРА.
Птицы- это животные, покрытые перьями
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ ГОЛОВА КЛЮВ ШЕЯ КРЫЛЬЯ НОГИ ТУЛОВИЩЕ ХВОСТ ГОЛУБЬ
МАЛЕНЬКИЕ И ПУШИСТЫЕ ПУХОВЫЕ ПЕРЬЯ ПОМОГАЮТ ПТИЦАМ СОХРАНЯТЬ ТЕПЛО. ЛЕТАЮТ ПТИЦЫ С ПОМОЩЬЮ ЖЁСТКИХ И УПРУГИХ КРОЮЩИХ И МАХОВЫХ ПЕРЬЕВ.
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
ПО СПОСОБУ ПИТАНИЯ хищные насекомоядные зерноядные
ПТИЧИЙ НОС НЕ ТОЛЬКО НОС, НО ЕЩЁ И РОТ, ПОЭТОМУ ЕГО НАЗВАЛИ КЛЮВОМ. КЛЮВ БЫВАЕТ ТОЛЬКО У ПТИЦ. КЛЮВЫ У ПТИЦ РАЗНЫЕ, ПОТОМУ ЧТО ПИЩА У НИХ ТОЖЕ РАЗНАЯ.
САМЫЙ БОЛЬШОЙ НОС- У ПЕЛИКАНА, А САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ – У ЛАСТОЧКИ. БЕЗ НОСА ПТИЦА – КАК МЫ БЕЗ РУК.
1)Какова была тема урока? 2)какова была цель урока? 3)достигли ли мы этой цели? 4) Каких животных называют птицами? 5) Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? 6) Как мы находили ответы на свои вопросы? Оцените свою работу на уроке , и отметьте, понравился ли вам урок ?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Дома еще раз прочитаете параграф в учебнике на страницах 21-23. В тетради для самостоятельной работы выполните задания 23-25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методический комплект по информатике "Кодирование информации. внимание" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно- методический комплект по информатике "Кодирование информации. внимание" 1 класс...
Учебно - методический комплект по технологии на тему: "Пасха " 2 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по технологии на тему: "Пасха " 2 класс (конспект + презентация)...
Учебно-методический комплект по русскому языку тема: "Глагол" 2 класс (конспект+презентация)
Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Глагол»Цель урока: познакомить с частью речи - глаголом, его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.Планируемые результаты:·...
Учебно - методический комплект - Маленькие большие советы страны Литературии (2 класс) Конспект + презентация
Учебно - методический комплект...
Учебно-методический комплект по математике на тему: «Прямоугольник» 2 класс (конспект+презентация+приложение)
Технологическая карта урокаПредмет: математикаТема: «Прямоугольник»Тип урока: изучение нового материалаКласс: 2 (Школа России) Цели урока: Обеспечить усвоение понятия «прямоугольни...