Конспект урока на тему:"Антонимы и синонимы" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Першина Анна Сергеевна

конспект по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy_i_sinonimy.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Технологическая карта урока русского языка

Тема: «Имена прилагательные, противоположные по смыслу»

Цели деятельности учителя: углубить представление учащихся об именах прилагательных, противоположных по смыслу; развивать умение правильно употреблять имена прилагательные, противоположные по смыслу.

Планируемые результаты:

Личностные:                                                                                                                                                                                - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные и внешние мотивы;

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

                - проявление познавательной инициативы в оказании помощи соучастникам;

                  - понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

                - развитие общеучебных компетенций.

Предметные:

- получат представление о значимости имени прилагательного в речи;

- закрепят умение подбирать противоположное по смыслу прилагательное;

- научатся оперировать понятиями «синоним», «антоним»;

- закрепят умение находить и объяснять орфограммы в слове.

Тип урока: урок «открытия» нового знания;

Оборудование: Учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2, автор Рамзаева Т.Г., рабочая тетрадь; раздаточный материал; компьютер с программой Microsoft Power Point, мультимедийный проектор, экран, презентация.

п.п

Этап урока

Методы и приёмы

t

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный момент

словесный метод

0,5

Здравствуйте, дети! Рада вас видеть в хорошем настроении. Нас ждёт впереди много нового и интересного, поэтому настройтесь на плодотворную и творческую работу. Присаживайтесь. Приступим к русскому языку.

Эмоциональнонастраиваютсянаработу;

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке;

II

Мотивационный этап

актуализация знаний;

фронтальная беседа;

минутка чистописания; словарно – лексическая работа;

3

– Какие словосочетания вы составили? Прочитайте.

– С какой частью речи связано прилагательное?

На доске записаны слова: удивительный, изумительный, поразительный, сказочный.

– Чем похожи данные слова? (Это имена прилагательные в форме единственного числа. Все слова близки по смыслу – синонимы.)

– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – сказочный, в нем нет приставки. Остальные слова – с приставками.)

– Буква, которую мы будем писать сегодня, является приставкой одного из прилагательных. Какая это буква? (Это буква у. Она является приставкой в словеудивительный)

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

Уу     Ууу     Уууу …

участвуют в диалоге ;

испытываютвнутреннююпотребностьвключениявучебнуюдеятельность(«хочу»);

вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

III

Постановка учебной задачи

Метод: эвристический;

проблемный диалог;

наблюдение за языковыми явлениями;

7

– Предметы можно противопоставлять друг другу по какому-либо признаку: ширине, силе, цвету, вкусу, размеру…

Например, быстрый – медленный, высокий – низкий и т. д.

Слова, имеющие противоположное значение, называются антонимами.

              Минус – плюс, огонь – вода,

              Дерзкий – осторожный,

              Все антонимы всегда

              Противоположны.

                       В. Синицын

Давайте ещё раз определим тему урока. Поставим цели.

– Почему  в  речи  мы  часто  противопоставляем один предмет другому? (Чтобы лучше представить себе особенности каждого предмета.)

находят основания для классификации слов;

определяют грамматические признаки имён прилагательных;

выбирают из ряда имён прилагательных слова, с заданными грамматическими характеристиками;

определяют цели и пути их достижения;

самоопределение;

целеполагание;

сохранять учебную цель и задачу;

IV

Решение учебной задачи

метод: устная проверка; фронтальный

опрос; чтение учебного материала;

списывание;

комментирование;

7

– Назовите предметы, которые можно противопоставлять друг другу по какому-нибудь признаку. (Можно противопоставить мёд и перец по вкусу, реку и ручей по ширине, уголь и мел по цвету и т. д.)

На доске записаны слова: Орёл и воробей. Мёд и лимон. Перец и арбуз. Тропинка и дорога. Заяц и тигр. Зима и лето.

– Противопоставьте один предмет другому по какому-либо признаку. Запишите получившиеся предложения.

Образец записи: Камень тяжёлый, а пушинка лёгкая.

– Прочитайте предложения. Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).

решают учебную задачу, выполняют проверку;

сравнивают;

контролируют и осуществляют пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма;

пересказывают правило;

ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание);

определение основной и

второстепенной информации;

IV

Физкультминутка

метод: наглядный

2

Выполнение упражнений подготовленными учениками.

выполняют

упражнения;

выполнение действий по образцу.

V

Самостоятельная работа

репродуктивный

самостоятельная – практическая работа;

фронтальная проверка;

5

Работа над упражнениями 479–480.

выполняют задание;

работают с текстом;

устанавливают зависимость способа проверки от места орфограммы в слове;

приводят примеры, связанные с заданным критерием;

дополнять и расширение свои знания;

осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

VI

Включение новых знаний в систему и

повторение

репродуктивный метод; дифференцированное задание;

игровой методы;

15

2. На доске записаны пословицы:

Доброе слово лечит, … – калечит. Осенью дни ненастные, а весной … . Родная сторона – мать, а … – мачеха. Платье хорошо новое, а друг … .

– Запишите пословицы, вставьте противоположные по смыслу имена прилагательные, подчеркните их волнистой линией.

контролируют и устраняют ошибки;

играя, закрепляют способ подбора противоположного слова;

умение воспринимать текстовую информацию;

умение применять знания в другой учебной ситуации;

VII

Рефлексия деятельности

методы анализа;

приём: фронтальный опрос.

2

–  Назовите тему урока.

–  Какова была ваша цель?

 Домашнее задание: упр. 480. Подготовиться к словарной работе по теме.

На этом наш урок закончен.

подводят итоги урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока.

понимание

успешности

деятельности;

адекватное восприятиеоценкиучителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Конспект урока по теме "Состав слова" 2 класс

Урок по русскому языку по теме "Состав слова" для 2 класса...

конспект урока по теме:"Имена существительные" 2 класс

конспект урока по теме: "Имена существительные" 2 класс...

Конспект урока по теме:"Свойства воды" 3 класс

УМК "Школа России" А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс...

План-конспект урока на тему "Рождество" для 3 класса

Новый год, Рождество…Сколько радости, веселья, подарков для детей. Услышав эти слова, у них поднимается настроение, возникает желание дарить друг другу подарки, тепло и доброту. Поэтому данная ...

Технологическая карта урока по теме "Антонимы" для 2 класса

конспект урока по теме "Антонимы" + презентация по учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого...