Конспект урока на тему:"Антонимы и синонимы" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Технологическая карта урока русского языка
Тема: «Имена прилагательные, противоположные по смыслу»
Цели деятельности учителя: углубить представление учащихся об именах прилагательных, противоположных по смыслу; развивать умение правильно употреблять имена прилагательные, противоположные по смыслу.
Планируемые результаты:
Личностные: - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные и внешние мотивы;
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- проявление познавательной инициативы в оказании помощи соучастникам;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- развитие общеучебных компетенций.
Предметные:
- получат представление о значимости имени прилагательного в речи;
- закрепят умение подбирать противоположное по смыслу прилагательное;
- научатся оперировать понятиями «синоним», «антоним»;
- закрепят умение находить и объяснять орфограммы в слове.
Тип урока: урок «открытия» нового знания;
Оборудование: Учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2, автор Рамзаева Т.Г., рабочая тетрадь; раздаточный материал; компьютер с программой Microsoft Power Point, мультимедийный проектор, экран, презентация.
№ п.п | Этап урока Методы и приёмы | t | Содержание урока (деятельность учителя) | Деятельность ученика | УУД |
I | Организационный момент словесный метод | 0,5 | Здравствуйте, дети! Рада вас видеть в хорошем настроении. Нас ждёт впереди много нового и интересного, поэтому настройтесь на плодотворную и творческую работу. Присаживайтесь. Приступим к русскому языку. | Эмоциональнонастраиваютсянаработу; | Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке; |
II | Мотивационный этап актуализация знаний; фронтальная беседа; минутка чистописания; словарно – лексическая работа; | 3 | – Какие словосочетания вы составили? Прочитайте. – С какой частью речи связано прилагательное? На доске записаны слова: удивительный, изумительный, поразительный, сказочный. – Чем похожи данные слова? (Это имена прилагательные в форме единственного числа. Все слова близки по смыслу – синонимы.) – Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – сказочный, в нем нет приставки. Остальные слова – с приставками.) – Буква, которую мы будем писать сегодня, является приставкой одного из прилагательных. Какая это буква? (Это буква у. Она является приставкой в словеудивительный) – Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. Уу Ууу Уууу … | участвуют в диалоге ; испытываютвнутреннююпотребностьвключениявучебнуюдеятельность(«хочу»); | вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); |
III | Постановка учебной задачи Метод: эвристический; проблемный диалог; наблюдение за языковыми явлениями; | 7 | – Предметы можно противопоставлять друг другу по какому-либо признаку: ширине, силе, цвету, вкусу, размеру… Например, быстрый – медленный, высокий – низкий и т. д. Слова, имеющие противоположное значение, называются антонимами. Минус – плюс, огонь – вода, Дерзкий – осторожный, Все антонимы всегда Противоположны. В. Синицын Давайте ещё раз определим тему урока. Поставим цели. – Почему в речи мы часто противопоставляем один предмет другому? (Чтобы лучше представить себе особенности каждого предмета.) | находят основания для классификации слов; определяют грамматические признаки имён прилагательных; выбирают из ряда имён прилагательных слова, с заданными грамматическими характеристиками; определяют цели и пути их достижения; | самоопределение; целеполагание; сохранять учебную цель и задачу; |
IV | Решение учебной задачи метод: устная проверка; фронтальный опрос; чтение учебного материала; списывание; комментирование; | 7 | – Назовите предметы, которые можно противопоставлять друг другу по какому-нибудь признаку. (Можно противопоставить мёд и перец по вкусу, реку и ручей по ширине, уголь и мел по цвету и т. д.) На доске записаны слова: Орёл и воробей. Мёд и лимон. Перец и арбуз. Тропинка и дорога. Заяц и тигр. Зима и лето. – Противопоставьте один предмет другому по какому-либо признаку. Запишите получившиеся предложения. Образец записи: Камень тяжёлый, а пушинка лёгкая. – Прочитайте предложения. Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы). | решают учебную задачу, выполняют проверку; сравнивают; контролируют и осуществляют пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма; пересказывают правило; | ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание); определение основной и второстепенной информации; |
IV | Физкультминутка метод: наглядный | 2 | Выполнение упражнений подготовленными учениками. | выполняют упражнения; | выполнение действий по образцу. |
V | Самостоятельная работа репродуктивный самостоятельная – практическая работа; фронтальная проверка; | 5 | Работа над упражнениями 479–480. | выполняют задание; работают с текстом; устанавливают зависимость способа проверки от места орфограммы в слове; приводят примеры, связанные с заданным критерием; | дополнять и расширение свои знания; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; |
VI | Включение новых знаний в систему и повторение репродуктивный метод; дифференцированное задание; игровой методы; | 15 | 2. На доске записаны пословицы: Доброе слово лечит, … – калечит. Осенью дни ненастные, а весной … . Родная сторона – мать, а … – мачеха. Платье хорошо новое, а друг … . – Запишите пословицы, вставьте противоположные по смыслу имена прилагательные, подчеркните их волнистой линией. | контролируют и устраняют ошибки; играя, закрепляют способ подбора противоположного слова; | умение воспринимать текстовую информацию; умение применять знания в другой учебной ситуации; |
VII | Рефлексия деятельности методы анализа; приём: фронтальный опрос. | 2 | – Назовите тему урока. – Какова была ваша цель? Домашнее задание: упр. 480. Подготовиться к словарной работе по теме. На этом наш урок закончен. | подводят итоги урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока. | понимание успешности деятельности; адекватное восприятиеоценкиучителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.
Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...
Конспект урока по теме "Состав слова" 2 класс
Урок по русскому языку по теме "Состав слова" для 2 класса...
конспект урока по теме:"Имена существительные" 2 класс
конспект урока по теме: "Имена существительные" 2 класс...
Конспект урока по теме:"Свойства воды" 3 класс
УМК "Школа России" А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс...
План-конспект урока на тему "Рождество" для 3 класса
Новый год, Рождество…Сколько радости, веселья, подарков для детей. Услышав эти слова, у них поднимается настроение, возникает желание дарить друг другу подарки, тепло и доброту. Поэтому данная ...
Технологическая карта урока по теме "Антонимы" для 2 класса
конспект урока по теме "Антонимы" + презентация по учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого...