Конспект урока по теме "Состав слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок по русскому языку по теме "Состав слова" для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Состав слова39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Тема урока: Состав слова

Цели:

  1. объединить знания учащихся о частях слова в целостное представление о том, что у каждого слова есть определённая структура, состав;
  2. учить разбирать слова по составу;
  3.  формировать навык работы  с  Обратным словарём;
  4. развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь.
  5. воспитывать навыки самостоятельной работы, взаимопроверки.
                                     
         Ход урока

I. Организационный момент.

- Прозвенел опять звонок.

Начинается урок.

Должно на парте всё лежать:

Дневник, учебник и тетрадь,

Карандаш, линейка, ручка.

Вижу класс готов.

А девиз у нас каков?

Дети: - Больше дела,

Меньше слов!

Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму.

 Откройте тетрадь, правильно положите её на столе.

II. Упражнения по чистописанию

- Выписать  каллиграфическим  почерком  буквы, буквосочетания,  которые  являются частями слова  (например: «Окончание  в слове «метели?», дети записывают «и» и т. д.)

метели,  зимний,  пушистый, играть, измениться  (и, ий,  ист,  игр, из).

- Что вы сейчас записали? (части слова).

    III.  Работа по теме урока

На доске запись: состав

Какое значение имеет слово состав?

  -Как вы  понимаете? (состав лекарства, например в состав лекарства входит йод; состав числа, например 123 т.е в состав числа входят цифры 1,2,3; состав поезда – это сцепленные вместе вагоны).

На уроке русского языка изучаем состав слова.

Какова тема нашего урока? (состав слова)

- Как вы думаете, в чём будет заключаться наша работа? Кто нам будет помогать в работе? (Анишит Йокоповна,  Миша и Маша – герои учебника).

Интрига учебника ( читает учитель) стр 74

Вы знаете, что поезд иногда называют составом? – спросила Анишит Йокоповна. – А ты знаешь? Сможешь объяснить – почему?
Железнодорожный состав – это ряд сцепленных вагонов, – сказала Волшебница. Он из них состоит. А что такое состав слова? – спросила она.
– Это ряд сцепленных вместе частичек, из которых состоит слово! – догадался Миша.
Анишит Йокоповна с одобрением улыбнулась. – Возьмём, например слово проводник и выделим в нём части: про-вод-ник
– Кто скажет, сколько частей в этом слове – каков его состав?
– Две части! – сказал Миша.
– Три части! – сказала Маша.
– А ты как думаешь?

- Какие части слова вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание)

Что такое корень? Суффикс? Приставка? Окончание?        


После ответа на вопрос, заселяю слово «проводник» в вагончики: приставка корень суффикс окончание.


1. Поселю я приставку в первом вагоне,
Потому что стоит она перед корнем.
2. Ну, а корень – общая часть – во втором вагоне выспится всласть.
3. Суффикс  купит во второй  вагончик билет.
4. Окончание – это кончик, пусть идёт в последний вагончик.

Что такое корень?

Что такое окончание?

Что такое суффикс?

Что такое приставка?

Работа по учебнику                                            

Упражнения 79. Работа со словарём (обратный словарь на «А» в 3  части учебника «Русский язык», стр.75 ). Группа слов на – иха, прочитать вслух:
еж их а
морж их а
слон их а
портн их а
повар их а
лос их а
ткач их а
Какой суффикс в этой группе слов? На что он указывает? (Показывает, что все прочитанные слова обозначают людей и животных женского пола. Окончание а – все слова женского рода).
Работа в тетрадях с комментированием: записать из этих слов три любых и выделить корень, суффикс и окончание.

Игра    «Молчанка».

На доске написаны  слова в 2 столбика. Одновременно выходят к доске 2 ученика и поочерёдно   выделяют в словах окончания,  другой ученик – основу и т. д.

1. Портниха                     Львица     Что можно сказать о суффиксах? их, - иц  (ж. р.)          

    поговорка                  подснежник

    дворник                      обманщик   Что можно сказать о суффиксах ник, - щик? (м.р.)  

Упражнение № 80 Работа со словарём (обратный словарь на «К» в 3  части учебника «Русский язык», стр. 76).

- Найдите слова на –ИК. Что вы можете сказать о составе этих слов? ( Эти слова состоят из трёх частей: корня, суффикса, окончания.)

- Как называются такие окончания? ( Нулевые окончания.)

- Какой общий оттенок смысла сообщает всем этим словам суффикс? ( Уменьшительно – ласкательный оттенок.)

- Выпишите и разберите по составу три слова из списка.

5.Работа в парах (у детей карточки со стихотворением Е. Измайлова Как растут слова)

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

- О каком саде идёт речь? (сад – это слова)

- Почему слова сравнивают с деревьями?

- Какие плоды принесло это дерево? ( родственные слова)

- Какие слова называются РОДСТВЕННЫМИ? (родственные слова – это не просто слова, имеющие общую часть: важно то, что эта общая часть хранит общий смысл этих слов.)

- Найдите родственные слова в стихотворении и выпишите их в тетрадь (сад, рассада, посадка, садовод, садовник).  – Какое здесь слово-корень? Выпишите однокоренные слова.
– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.

IV. Итог урока

Рефлексия   (на доске плакат со словами, дети  подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

  1. Урок полезен, всё понятно.
  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  3. Ещё придётся потрудиться.
  4. Да, трудно всё-таки учиться!

        

V. Домашнее задание  рабочая тетрадь  стр 43 упр. 57

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...