Конспект урока на тему "Слова-признаки", 2 класс, программа "Перспектива"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме

Тумаева Екатерина Александровна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Цель урока

воспитывать интерес к русскому языку и потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

наблюдение над словами – признаками;

вырабатывать умения ставить вопросы к словам – признакам.

Для учителя: Организовать деятельность обучающихся по формированию умений ставить вопросы к словам-признакам, наблюдение над словами-признаками.

Для обучающихся: Возможность научиться ставить вопросы к словам-признакам и находить эти слова среди других слов.

Основные термины, понятия

Слова - признаки

Регулятивные УУД

1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

2. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Развиваем умение высказывать своё предположение.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Умение работать в паре, группе

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

1. На основе анализа объектов делать выводы.

2. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, слов

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

5. Ориентироваться на развороте учебника.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, слов

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

5. Ориентироваться на развороте учебника.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Внимание, проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Открыли тетради и записали число и классная работа.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Учащиеся пишут в тетради

Создание проблемной ситуации

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Ребята, какое у нас сейчас время года?

Как вы догадались, что на улице осень?

Мне нужны два помощника, которые будут выполнять задание на доске, а остальные будут записывать в тетради.

На доске следующие слова:

Дерево, желтое, листья, красные, прохладный, ветер, листопад, птицы, люди, колесо, машина, стол, кровать, гриб

Задание будет следующим. Распределите эти слова в два столбика. И подумайте как назовете их.

Как назвали столбики?

Теперь, давайте посмотрим как выполнили ребята у доски.

Поднимите руку те, кто сделал как второй ученик. Все согласны с таким объяснением?

Кто выполнил задание как первый ученик?

Ребята, чего мы с вами еще не знаем?

Теперь, возьмем в руки простой карандаш и поработаем с таблицей первого ученика. Составим словосочетания и сразу будем ставить вопрос от слов-предметов.

Что показывают слова во втором столбике?

Значит как называются эти слова?

– Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

– Составим план урока.

План (примерный).

1.  Ставить вопросы к словам-названиям признаков.

2. Какую роль играют эти слова в речи

Что мы сейчас делали?

Осень

Похолодало, ветер стал дуть холодный, солнышко уже не так греет жарко, листья стали желтыми, красными, листопад

Первый ученик

Слова-предметы

???

Дерево

Листья

Ветер

Листопад

Птицы

Люди

Машина

Стол

Кровать

Гриб

Желтое

Красные

Прохладный

Грузовая

Письменный

Мягкая

Съедобный

Второй ученик

Слова относятся к осени

Слова-предметы

Дерево

Желтое

Листья

Красные

Прохладный

Ветер

Листопад

Птицы

Люди

Колесо

Машина

Стол

Кровать

гриб

Грузовая

Письменный

Мягкая

Съедобный

Учащиеся поднимают руку

Учащиеся поднимают руку

Мы не знаем, как называются слова во втором столбике.

Дерево (какое?) желтое

Листья (какие?) красные

Ветер (какой?) прохладный

Машина (какая?) грузовая

Стол (какой?) письменный

Гриб (какой?) съедобный

Признаки предметов

Слова-признаки

Слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Планировали свою деятельность

Поиск решения

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Упр. 63 – развивается умение ставить вопросы к словам-названиям признаков. Дети это упражнение могут выполнить самостоятельно в парах.

Дополнительно. 

Запишите предложение про ручейки, добавьте ещё слова, отвечающие на вопрос какие? 

Упр. 62 – формируется умение устанавливать связь слов-названий признаков со словами-названиями предметов и ставить к ним вопросы.

– Какие слова выделены? Что они называют?

– С какими словами они связаны?

– На какие вопросы отвечают?

- Прочитайте предложение (ловушка)

Слайд.  Ветер, с, листья, деревьев, срывает.

Это предложение?

А что такое предложение?

- Составьте предложение.

Слайд.  Ветер срывает листья с деревьев.

- Какую картину себе представили?

- О каком времени года говорится?

Доска: золотые

        холодный

        высокая

- Прочитайте слова.

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Используя эти слова, распространите предложение. Окончание слов можно менять.

Холодный ветер срывает золотые листья с высоких деревьев.

- Какое предложение вам больше понравилось? Почему?

- Так для чего нужны в речи слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

Теперь поработаем с предложением.

 (1 ученик у доски)

Холодный ветер срывает золотые листья с высоких деревьев.

- О чём говорится в предложении?

- Ветер какой? (холодный)

- Назовите ещё слова – предметы в этом предложении.

- Задайте вопрос

- О каком времени года говорится?

- Что, какие слова нам помогли с уверенностью сказать, что речь в этом предложении идёт о времени года – осень?

Учащиеся выполняют упражнение в парах

Быстрые ручейки

Звонкие ручейки

Шумные ручейки

Эти слова называют  признак предмета

Эти слова связаны со словами-предметами

Отвечают на вопросы: Какой?  Какая?  Какое? Какие?

Это не предложение, это просто слова.

 

Слова, связанные по смыслу

Какие? Какой? Какая?

Понравилось больше всего второе предложение, так как оно ярче описывает природу

слова помогают лучше нарисовать картину словами

В предложении говорится о ветре

Листья, деревья

листья (какие?) золотые

деревья (какие?) высокие

Физминутка

- Давайте вспомним летние, тёплые деньки. Многие из вас отдыхали на море. Послушайте шум моря. Расслабьтесь, отдохните. Но будьте внимательны.

Слайд.  Море бывает печальным,

Весёлым и грустным,

Задумчивым, даже смешным.

Синим, оранжевым, красным,

Бордовым, бирюзовым и голубым.

В штиль – оно тихое море,

В бурю бушует и даже рычит.

Белое море, холодное море,

Но и оно в себе тайны хранит.

 

- Какие слова – признаки услышали?

Печальным, веселым, грустным, задумчивым, смешным, бордовым, бирюзовым, голубым, тихое, белое, холодное.

Развитие умений – применение знания.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Умение работать в паре, группе

Игра «Отгадай предмет»

- Я загадываю предмет, но не называю его, а вы должны по признакам отгадать его.

Слайд.  Аккуратная, воспитанная, красивая…

Жёлтый, кислый …

Серый, зубастый, голодный…

 Работа в парах.

- А теперь вы поработайте в парах и придумайте слова – признаки предметов, т.е. слова, отвечающие на какие вопросы?

- А мы будем отгадывать предмет.

Работа в группах.

1 группа - Придумайте  и запишите только слова, отвечающие на вопрос какая?

2 группа  - Придумайте и запишите слова – признаки, отвечающие на вопрос какой?

3 группа – запишите  слова – признаки, отвечающие на вопрос какое?

- Как называются такие слова?

На какие вопросы отвечают?

- С какими словами связаны слова-признаки?

Девочка

Лимон

Волк

Какой?  Какая? Какие?

Хитрая, рыжая лиса

Бурый медведь

С длинной шеей жираф

Круглый, полосатый, сладкий, красный арбуз.

Шоссейная, широкая, асфальтированная, ухабистая дорога.

……..

Слова-признаки

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Слова-признаки связаны со словами-предметами

Итог урока. Рефлексия.

Регулятивные УУД

1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. На основе анализа объектов делать выводы.

- С какими словами мы познакомились на уроке?

- Нужны ли такие слова в нашей речи?

- Оцените работу на уроке

Работал отлично

Неплохо, но мог бы лучше

Пока гордиться нечем

- Вам понравился урок?

- Каким он был? Подберите слова – признаки, имена прилагательные.

Спасибо за работу на уроке.

Слова-признаки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...