Постановка учебной задачи и её решение
Практич.: письменное упр.
Практич.: игра «Четвёртое лишнее».
Словесн.: формулировка темы урока.
Словесн.: ответы на вопросы. | ≈10 | - На доске вы видите слова, запишите их в три столбика по родам: пальто, облако, магазин, лопата, яблоко, урожай, улица, косынка, пенал. - Прочитайте имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода. - Проверьте со слайда. - У кого нет ошибок? В чём ошиблись? - Как вы определили род существительного? (Ж.р. – она, м. р. – он, ср. р. – оно.) - Теперь поиграем в игру, которая называется «Четвёртое лишнее» - Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее Я, он, на, ты (предлог) Мы, они, вы, но (союз) Нас, нами, нос, нам (существительное) Оно, его, ему, яму (существительное) Мной, меня, мни, мне (глагол повелительной формы) Тебя, тебе, тобой, табун (существительное) - Как называются оставшиеся слова? (местоимения) - Назовите тему урока (личные местоимения) - Эта тема новая или вы уже знаете что-то о местоимении? - Что же такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая заменяет в речи имя существительное. Местоимения не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.)
| Записывать слова в тетрадь в столбики по родам.
Играть в игру, находить лишнее слово в каждой строке, аргументировать своё мнение.
Определять тему урока.
Рассказывать, что такое местоимение. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Р: целеполагание.
|
Решение частных задач
Практич.: устное упражнение.
Практич.: работа с таблицей.
Словесн.: устный опрос.
Практич.: письменное упражнение.
Словесн.: фронтальн.проверка
Практич.: чтение правила.
Практич.: физминутка.
Практич.: устная работа с упражнением, работа по цепочке.
Практич.: письменное упражнение.
Практич.: взаимопроверка.
| ≈20 | - Откройте учебники на странице 49. - Выполним упражнение 42. - Прочитайте предложения. - Как избежать повторов слов? - Словами какой части речи можно заменить повторяющиеся слова? (местоимениями) - Замените повторяющиеся слова в предложениях подходящими местоимениями (Щенок ещё ничего не умеет, потому что он ещё маленький. Сестра не успела выгулять щенка, потому что она опаздывала в школу.) - Теперь рассмотрите таблицу ниже. - Назовите личные местоимения 1-го и 2-го лица в начальной форме. (Я, мы, ты, вы) - Какие из них являются формами ед. ч., а какие – формами мн.ч.? (формы ед. ч. – я, ты, формы мн. ч. – мы, вы) - Назовите местоимения 3-го лица в начальной форме (он, она, оно, они) - Что в этой таблице сделали с местоимениями я, мы, ты, вы, он, она, оно, они? (их просклоняли, т. е. изменили по падежам) -Посмотрите на местоимения 3-го лица ед. ч. - Что интересного вы увидели? (местоимения он и оно склоняются одинаково) - Докажите, что местоимения м.р. и ср. р. склоняются одинаково. - Для этого устно просклоняйте их, подставляя существительные «дом» и «облако». Например: Р.п. – нет дома (его), нет облака (его). - Назовите формы местоимений 3-го лица мн.ч. (они, их, им, их, ими, о них) - Различаются ли они по родам? (нет) - Что интересного ещё заметили в таблице? (формы Р.п. и В. п. одинаковые) - Что же делать, как распознать падежи? (подставить проверочное слово – лампа: нет лампы - Р.п., вижу лампу – В.п.) - Поработаем над упражнением 44. - Вам нужно прочитать и списать текст, далее найти и подчеркнуть личные местоимения и дать им характеристику: сверху указать лицо, число, падеж каждого из них. - Затем вам нужно найти словосочетания, где личные местоимения являются зависимыми словами, провести от них стрелки от глаголов, от которых они зависят. - Выполняем упражнение по образцу, который дан ниже текста (Мишка позвонил мне (1л,ед.ч.,Д.п.) по телефону….) 
- У кого всё получилось? В чём затруднения? - А теперь, вернитесь к таблице, вы заметили особенность в употреблении местоимений 3-го лица П.п.? - После предлога в местоимении появляется буква «н». - Познакомьтесь с содержанием плаката на странице 52, прочитайте правило. - Проведём физминутку, которая называется «Веселые задачки» - За какое местоимение можно спрятать букву «Ц», чтобы получилось животное породы грызунов? (заЯц) К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы получился предмет для принятия душа? (Мыло) Первый слог слова - местоимение, второй слог – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Тыква). Первый слог – личное местоимение, остальная часть слова – синоним к слову несчастье. Вместе обозначают жалобу (Ябеда). Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты). - Выполним упражнение 45 устно по цепочке. - Нужно поставить местоимения 3 лица в нужную падежную форму сначала в первом столбике, а затем во втором. лишился его, её, их дал ему, ей, им увидел его, её, их гордился им, её, ими | сделал для него, для неё, для них подошёл к нему, к ней, к ним посмотрел на него, на неё, на них играл с ним, с нею, с ними мечтал о нём, о ней, о них |
- Выполним упражнение 46. - Прочитайте стихотворение, назовите все пропущенные орфограммы. - Найдите в этом стихотворении все личные местоимения, выпишите их в столбик и укажите лицо, число, падеж (я-1л,ед.ч.,И.п.; ей-3л,ед.ч., Д.п.; ты-2л.,ед.ч.,И.п.; она-3л.,ед.ч.,И.п.; мне-1л,ед.ч.,Д.п.; меня-1л,ед.ч.,Р.п). - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сверьте с выполнением упражнения на доске. | Устно работать с упражнением.
Работать с таблицей изменения местоимений.
Отвечать на вопросы.
Письменно выполнять упражнение по заданию.
Анализировать свою работу над упражнением.
Отвечать на вопросы.
Читать правило.
Проводить физминутку.
Устно выполнять упражнение.
Называть пропущенные орфограммы в стихотворении, письменно выполнять упражнение.
Проводить взаимопроверку по эталону. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем. П: дополняют и расширяют знания. П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: адекватно воспринимают оценку учителя. |