Учебно-методический комплект по русскому языку "Что такое аннотация и как её составлять", 4 класс, ПНШ
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме
Учебно-методический комплект по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Что такое аннотация и как её составлять" | 62 КБ |
Презентация "Что такое аннотация и как её составлять" | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока: «Что такое аннотация и как её составлять».
Цели урока: познакомить с понятием «аннотация» и различными её видами; научить её составлять.
Планируемые результаты
- предметные: формировать умение анализировать аннотации, определять тему, основную мысль текста, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос, развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать;
- личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Тип урока: УИПЗЗ
Оборудование: рабочие тетради, толковый словарь для определения понятия, презентация, карточки для групповой работы.
Этап урока. Методы и приёмы. | Хро номет раж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг.момент | ≈3 | Приветствие учителя. | Приветствовать учителя, настраиваться на работу. | Р: настраиваться на работу. |
Постановка учебной задачи и её решение Практич.: письменное грамматич.упр., взаимопроверка. Словесн.: формулировка темы и цели урока. | ≈5 | - Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вы должны слушать внимательно словарные слова и правильно их записать у себя в тетради. (Календарь, январь, иней, шоссе, столица, натюрморт, оценка, биография, рябина). - Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените своего товарища. - Кто написал без ошибок? - Кто допустил 1-2 ошибки? - Выпишите вторую букву каждого слова, если вы написали слова без ошибок, то из букв получится понятие, с которым мы сегодня познакомимся. - Какое слово у вас получилось? (аннотация) - Исходя из этого определите тему урока. - Запишите название темы в тетрадь. -Попробуйте сформулировать цели урока. (познакомиться с понятием «аннотация» и выяснить для чего она нужна; научиться анализировать аннотацию и составлять её самостоятельно). | Записывать словарные слова в тетрадь, проводить взаимопроверку, выводить новое понятие «аннотация». Определять тему и цель урока. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Р: целеполагание. |
Решение частных задач Словесн.: устный опрос. Практич.: работа со словарём. Практич.: работа в парах. Словесн.: слово учителя, ответы на вопросы. Словесн.: ответы на вопросы. Практич.: чтение и анализ аннотации. Словесн.: ответы на вопросы. Словесн.: устная работа с заданием. Практич.: физминутка. Практич.: работа в группах. Практич.: оценка выступлений других групп. | ≈25 | - Представьте себе, что вы пришли в библиотеку, перед вами много интересных книг. - Каждая книга ищет своего читателя, а вы ищете книгу. - Как вы обычно выбираете книгу? – На что обращаете внимание? - Правильно, вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация. - Я думаю, что вы хотели бы узнать, что это такое. - Предположите, что означает слово «аннотация». - Что вам поможет более точно узнать, что означает это слово? (толковый словарь). - Найдите это определение и запишите его в тетрадь. - Прочитайте определение, которое вы нашли. (Аннотация – короткая характеристика книги, произведения, учебника) - Обычно аннотация находится в начале или в конце книги. - Проверьте с вашим соседом по парте, есть ли аннотации в ваших учебниках по литературному чтению и окружающему миру? - Как вы догадались, что это аннотация? - Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести. - Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая вам интересна. - Послушайте аннотацию на знакомое вам произведение. - Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор? (Этот рассказ о маленьком мальчике по имени Геня. Он рос без отца с матерью и бабушкой. Возможно, именно по этой, а, может, и по другой причине его дразнили ребята во дворе. Мама с бабушкой очень переживали за мальчика и искали разные способы установить между ним и другими ребятами мир. Однако этот способ нашелся сам собой. Им оказался талант мальчика складывать игрушки из бумаги) - Вы догадались, к какому рассказу написана эта аннотация? («Бумажная победа») - Кто автор этого произведения? (Л.Улицкая) - Докажите, что это аннотация (кратко описывается произведение) - Ребята, а вы помните какие-нибудь произведения Виктора Драгунского? - Какие? - Сейчас на доске появится аннотация к сборнику Виктора Драгунского «Денискины рассказы» («В книгу вошли весёлые рассказы для детей») - Подходит ли эта аннотация к сборнику «Денискины рассказы?» - Почему вы так считаете? - Виктор Драгунский действительно писал весёлые рассказы для детей? - Докажите. - Ребята, это был пример очень короткой аннотации. - Выскажите предположения, а как же сделать аннотацию более подробной? -Узнаем, правы ли мы были. - Давайте воспользуемся советами Летучей Мыши (можно внести в аннотацию уточнения: перечислить рассказы, которые вошли в сборник, назвать имена главных героев и указать, что они школьники). - Ребята, а теперь дополните короткую аннотацию к сборнику рассказов Виктора Драгунского. - Пользуйтесь советами Летучей Мыши (в книгу вошли веселые рассказы для детей: «Сверху вниз, наискосок», «Друг детства» «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах» и другие. Герои этих рассказов – два друга, школьники Мишка и Дениска.) - Ребята, а теперь проведём физминутку. - Теперь поработаем в группах. - Ваша задача составить аннотацию на произведение и разыграть сценку «В библиотеке». - Один из вас будет – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать интересный рассказ. Библиотекарь должен рассказать о произведении, т.е. дать аннотацию. - В помощь вам несколько предложений, который могут входить в вашу аннотацию: 1.Писатель… рассказывает о … 2.Удивительные события происходят в книге… 3.Если вы прочтёте…, вы обязательно полюбите главного героя. 4.Ты хочешь узнать о…? Тогда прочитай… - Но вы можете самостоятельно составить план своего выступления. - Я выбрала то произведение, которое вам всем знакомо, так как совсем недавно вы его изучали на уроках литературного чтения. - Нужно составить аннотацию к рассказу Ирины Пивоваровой «Как провожают пароходы». - После выступления каждая группа должна дать оценку выступлениям своих товарищей из других групп. - Вспомните, как правильно оценить выступления (оценивая выступления своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны этого выступления. Никогда не начинай с критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.) - Молодцы, ребята! | Отвечать на вопросы. Объяснять лексическое значение слова. Находить в словаре определение слова «аннотация». Находить аннотацию к учебникам. Слушать аннотацию к произведению, анализировать аннотацию. Отвечать на вопросы. Читать и анализировать аннотацию к сборнику «Денискины рассказы». Строить речевые высказывания, предполагать правильное написание аннотации. Дополнять аннотацию к сборнику «Денискины рассказы». Проводить физминутку. Работать в группах, разыгрывать сценку «В библиотеке», составлять аннотацию произведения «Как провожают пароходы». Оценивать выступления других групп. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем. П: дополняют и расширяют знания. Р: осмысляют учебный материал. П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. |
Итог урока. Рефлексия Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов. Практич.: тестовая работа. | ≈5 | - С каким понятием мы сегодня познакомились? - С помощью теста я проверю, как вы усвоили эту тему. - Ваша задача, отметить в тесте буквы правильных ответов и записать их на листочек. ТЕСТ 1.Аннотация – это … у) краткий пересказ содержания; б) подробное изложение текста. 2.Какие сведения может содержать аннотация? р) сведения об авторе; т) иллюстрации к произведению; а) краткое содержание; г) перечень всех героев произведения; !) тема книги. - Назовите буквы правильных ответов (УРА!) - Ура, ребята! Вы окрыли для себя новое знание и теперь вы будете с лёгкостью выбирать интересные для вас книги и произведения. - Спасибо за урок! | Отвечать на вопросы учителя, решать тест, анализировать свою работу на уроке. | Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аннотация - ?
Этот рассказ о маленьком мальчике по имени Геня. Он рос без отца с матерью и бабушкой. Возможно, именно по этой, а, может, и по другой причине его дразнили ребята во дворе. Мама с бабушкой очень переживали за мальчика и искали разные способы установить между ним и другими ребятами мир. Однако этот способ нашелся сам собой. Им оказался талант мальчика складывать игрушки из бумаги.
« В книгу вошли весёлые рассказы для детей».
Можно внести в аннотацию уточнения: перечислить рассказы, которые вошли в сборник, назвать имена главных героев и указать, что они школьники.
1. Писатель… рассказывает о … 2. Удивительные события происходят в рассказе… 3. Если вы прочтёте…, вы обязательно полюбите главного героя. 4. Ты хочешь узнать о…? Тогда прочитай…
ТЕСТ 1. Аннотация – это … у) краткий пересказ содержания; б) подробное изложение текста. 2. Какие сведения может содержать аннотация? р) сведения об авторе; т) иллюстрации к произведению; а) краткое содержание; г) перечень всех героев произведения; !) тема книги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс к уроку русского языка (развитие речи), 3 класс. Тема: "Текст-описание, текст-повествование"
Цель деятельности учителя: продолжить знакомить детей с признаками текстов описания и повествования; учить различать типы текстов; учить составлять собственные тексты разных типов....
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Особенности диалогической речи " 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Особенности диалогической речи " 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Род имён существительных" 3 класс (конспект + презентация)
Конспект урока и презентация на тему: "Род имён существительных" 3 класс. ПНШ...
Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Сочинение. Золотая осень" 4 класс Школа России
Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Сочинение. Золотая осень" 4 класс...
Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Закрепление изученных букв" 1 класс Школа России
Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Закрепление изученных букв" 1 класс...
Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)
Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «обращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...