Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Казакова (Желнова) Валерия Сергеевна

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chu-shchu.pptx1.88 МБ
Microsoft Office document icon pravopisanie_chu-_shchu.doc85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

- Мы грустим... - Мы молчим... - Мы летим.. - Мы тащим... - Мы стучим... - Мы пустим..

Слайд 5

рощ…, туч…, чащ.., щ .. вель , ч.. йник .

Слайд 7

На рыбалке не ворчу, щуку из реки … Волки рыщут, пищу … Я откликаться не хочу,меня зовут, а я … Пескарю, плотвице – мука,если близко рыщет … Я только нитки отыщу и змея в небо …

Слайд 10

Я грамотно писать хочу, Слова на ЧУ и ЩУ учу: Чулки, чулан, стучу, кричу, Тащу, ворчу, молчу, ищу.

Слайд 11

.. ка , .. лок , ..до, та.., .. жой .



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема: «Правописание ЧУ- ЩУ».

Тип урока: изучение нового материала ;

Цель:  развивать умения распознавать и правильно писать слова с сочетаниями чу, щу.

Планируемые результаты

предметные: -уточнить знания о написании слов в сочетаниях чу-щу;

-соотносить произношение ударных гласных в сочетании чу-щу и их обозначение буквами;

-подбирать примеры слов с таким сочетанием;

-применять правило при написании слов с данным буквосочетанием.

- личностные: - проявлять интерес к новым знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

Оборудование: компьютер, проектор, Азбука: 1 класс:  В.Г.Горецкий

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный

≈ 2

Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться. 
Работаем старательно,  
Слушаем внимательно.

- Девиз нашего урока "Один за всех, и все за одного"

-  Как понимаете девиз урока?

Эмоционально настраиваться на работу.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний.

Этап повторение.

Словесный

Приём закрепления и сравнения.

Фронтальный опрос.

Учебный диалог.

Чистописание

Минутка чистописания

≈ 5

Гулять сегодня некогда:

Мы заняты другим.

Пришли сегодня на урок мы

И всех мы удивим!

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок? 

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадки,

И линейку не забудь:

Отправляемся мы в путь!  

- Давайте расскажем, какой наш класс.

 (Наш класс дружный, наш класс веселый, наш класс умный.)

- А какое самое главное качество нашего класса?

( Дружный.)

-  Я в этом не сомневаюсь.

- Когда кому-то грустно, то грустно всем, когда всем весело, то весело каждому.

Все мы делаем с вами вместе.

- Согласны со мной?

- Вот давайте поиграем в игру "Один, как все"

- Будем дружно называть  действия всего класса, а кто-то из нас будет называть собственное действие.

- Мы грустим...

- Мы молчим...

- Мы летим..

- Мы тащим...

- Мы стучим...

- Мы  пустим..

(Дети по очереди, по одному называют действие.

- Я грущу.

- Я молчу.

- Я лечу.

- Я тащу.

- Я стучу.

- Я пущу.)

- Молодцы! Вы действительно дружные ребята.

Настраиваться  на работу

Готовить рабочее место

Рассказывать о своем классе

Играть в игру «Один, как все»

Поддерживать учебный диалог

Называть по очереди действия

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

К: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию

П: строить речевые высказывания в устной форме

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

3.

4.

5.

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод: создание проблемной ситуации.

Физ. Минутка

Решение частных задач

Итог урока. Рефлексия.

≈ 10

≈20

=5

- Скажите, а какое сочетание вы все время повторяли?

( Чу-щу)

А что интересного в этом сочетании?

( Чу-щу пиши с буквой у.)

Какова тема нашего урока? ( Дети высказывают предположения, формулируют тему урока.)

 А что вы знаете про буквы ч и щ?

( Они шипящие и каждый из них обозначает по одному мягкому согласному звуку.)

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на Чудо-остров "Чунга-Чанга" (появляется картинка с изображением острова. Приложение), где живу мягкие шипящие согласные звуки.

А теперь давайте встанем и разомнемся.

-Продолжаем нашу работу.

 -На чем мы будем добираться до Чудо-острова? (на корабле)

Чтобы построить наш корабль, мы должны с вами выполнить первое задание.

- Какие шипящие звуки вы знаете?( [ж],  [ш],  [ч,],  [щ,].)

 -Что вы о них знаете? ([ж]  и  [ш]   - твердые, а [ч,]  и  [щ,] - мягкие.)

С какими гласными буквами дружат буквы ч и щ?

- С какими гласными буквами они не дружат.

-Мы с вами дружная команда, давайте напишем о дружбе согласных букв ч, щ с гласными буквами.

- Давайте вспомним правила посадки при письме.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку я вот так держу (показывают).

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

Запишите в тетрадях число.

- Но вначале давайте подготовим руку к письму.

"Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

Этот пальчик хоть и мал, но он ловок и удал»

-Пропишите в тетради  сочетания Ча, ча, Чи, чи, Че, че, Чу, чу.

Ща, ща, Щи, щи, Ще, ще, Щу, щу.

Молодцы!

- Первое задание вы выполнили, и у нас теперь есть корабль, на котором мы отправимся в путешествие.

Появляется картинка с изображением корабля (Приложение).

- И так, поплыли.

- Мы проплываем с вами мимо небольшого острова. Там живут добрые маленькие дружные слова. (Картинка с изображением острова. )

- Но смотрите, что-то случилось на острове.

Появляется картинка с изображением Бармалея.)

- Злой Бармалей украл букву в словах, и слова плачут.

- Поможем им вернуть эту букву.

(карточка со словами: рощ…, туч…, чащ.., щ..вель, ч..йник.)

-Перепишите эти слова себе в тетрадь.

-Подчеркните сочетания ча-ща.

Каким правилом вы пользовались, при написании слов?

(Ча-ща пиши с гласной а.)

- Слова на острове опять стали веселыми. Вы им помогли.

А мы отправляемся с вами дальше

Поплыли  дальше.

- Смотрите, Русалочка. (Картинка с изображением Русалочки. Приложение). Она просит поиграть с ней в ее любимую игру "Продолжи словечко"

- Поиграем?

Учитель: На рыбалке не ворчу,

Щуку из реки …

Учащиеся: Тащу.

Учитель: Волки рыщут,

Пищу …

Учащиеся: Ищут.

Учитель: Я откликаться не хочу,

Меня зовут, а я …

Учащиеся: Молчу.

Учитель: Пескарю, плотвице – мука,

Если близко рыщет …

Учащиеся: Щука.

Учитель: Я только нитки отыщу

И змея в небо …

Учащиеся: Запущу.

- Молодцы! Русалочка довольна вами.

Она спрашивает, какие сочетания все время повторялись?

(чу-щу)

Расскажите Русалочке, что вы знаете об этих сочетаниях?

(  Чу-щу пиши с буквой у.)

-А почему не с ю?(  Звукам ч и щ не требуется дополнительное обозначение мягкости.            )

- Молодцы, все правильно.

- А мы поплыли дальше.      

- Смотрите, что это? Так это - бутылка. Кто же ее отправил по воде, и что в ней?

Учитель достает из бутылки записку. Картинка с изображением Морского царя.

"Я Морской царь. Хотя я уже старый, но люблю писать грамотно и хочу, чтобы вы, дети, тоже писали грамотно. Вот вам мой стих и задание.

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулки, чулан, стучу, кричу,

Тащу, ворчу, молчу, ищу.

Выпишите два слова с сочетанием чу и два слова с сочетанием щу. Подчеркнуть эти сочетания.

Морской царь остался вами доволен, он пожелал вам доброго плавания.

Появляется картинка с изображением шторма..

- Смотрите, на море разыгрался шторм и чтобы он успокоился, вы должны быстро и правильно выполнить задание.

Вставить сочетания чу-щу в слова.

(Щу)ка,  (чу)лок,  (чу)до, та(щу),  (чу)жой.

Проверка по образцу.

Подводим итоги урока: 

-  Мы с вами приплыли на чудо-остров "Чунга-Чанга".

(Картинка с изображением Чудо-острова. Приложение). Здесь нас ждут жители острова, наши новые друзья. Они приготовили вам танцевальную  игру. Но взамен просили, чтобы мы рассказали им все, что произошло с нами  во время пути, все, что мы с вами делали и чему научились.

Танцевальная физминутка по музыку "Чунга-Чанга"

- Жители острова Чунга-Чанга еще просили, чтобы вы указали им, с каким настроением вы добрались до их острова.

У вас на партах лежат  карточки с сочетаниями чу-щу. Если у вас хорошее настроение, закрасьте эти сочетания светлыми веселыми цветами, если нет –темными.

 

Формулировать тему урока. Знакомится с целями урока.

Отправляться в путешествие

Воспринимать информацию

Разминаться

Выполнять задание

Рассказывать о шипящих звуках

Поддерживать учебный диалог

Вспоминать правила посадки

Подготавливать руку к письму

проговаривать слова и разминать каждый пальчик по очереди, начиная с большого пальчика.

Рассматривать картинки

Вставлять пропущенные буквы

Записывать слова в тетрадь

Повторять правило

Дополнять предложения

Поддерживать учебный диалог

Находить сочетания

Рассказывать о найденных сочетаниях

Объяснять написание сочетаний

Получать задание

Слушать стихотворение

Выписывать сочетания

Выполнять задание

Вставлять сочетания

Сверять правильность выполнения по образцу.

Обобщать информацию

Подводить итог

Разминаться

Оценивать свою работу на уроке

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

Л: установка на ЗОЖ.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

Л:    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

К:  готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

П:  использование знаково-символических средств представления информации 

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Р:  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления, отвечать на итоговые вопросы. 

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему:"Правописание частицы не с глаголами" 2класс (УМК "Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему:"Правописание частицы не с глаголами" (УМК "Школа России") + презентация...

Учебно- методический комплект по Обучению грамоте на тему "Правописание ЖИ- ШИ" 1 класс (конспект+ презентация)

Учебно- методический комплект  по Обучению грамоте на тему "Правописание ЖИ- ШИ" 1 класс (конспект+ презентация)...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание шипящих с гласными" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание шипящих с гласными" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Признаки предложений" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Признаки предложений" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание парных звонких и глухих согласных  в конце слова" 1  класс...

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ча-ща, чу-щу" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ча-ща, чу-щу" 1  класс...

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание чк-чн, щн" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание чк-чн, щн" 1  класс Школа России...