2. | Мотивационный
Актуализация знаний
Практический: словарный диктант
| ≈ 7
| Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа. Сейчас я диктую вам слова, а вы в строчку, через запятую записываете в тетрадь: Телефон, тетрадь, тишина, лето, ужин, урожай, чудо, фиалка, море. Теперь давайте проверим! -Кто допустил ошибки? -К этим словам мы ещё вернёмся в конце нашего урока. |
Работать в тетради |
Р: принимают и сохраняют уч задачу
|
3. | Постановка учебной задачи и ее решение
Словесный: ответы на вопросы | ≈ 10
| - Ребята, сейчас я вам прочту сказку. Из этой сказки вы узнаете, как у слов-существительных род появился. -Давным-давно все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что все их путали. А случилось всё в далёкой сказочной стране, где правила прекрасная и мудрая королева. Захотелось ей однажды разобраться в этом сложном вопросе: как различать между собой слова-существительные? Собрала она своих подчинённых и объявила: «Кто придумает для слов-существительных знаки различия, тот будет щедро вознаграждён». В этой прекрасной стране была самая замечательная школа на земле, в которую ходили исключительно одни умники и умницы. В одном классе учились только мальчики, которые вырастали и превращались в сильных и смелых мужчин. А в другом классе учились только девочки, которые после окончания учёбы превращались в прекрасных женщин. И решили ученики этой школы попытать счастья, ведь вознаграждением являлось дальнейшее обучение в самом престижном Университете этой сказочной страны. Прибыли они ко двору королевы. С жаром принялись за работу. Для начала решили поделить все слова между собой. Слов-то много. Делили они, делили слова, да так и не разделили до конца. Много времени потратили на это занятие. Мальчики и девочки постоянно ссорились из-за того, что никак не удаётся им выполнить это задание. Очень сильно они расстроились, даже перестали ходить в школу и делать уроки! А работы оставалось ещё очень много, ведь не все слова были поделены. Королева была умна и мудра. Она решила покончить со всеми распрями и следующее: «Те слова, которые забрали себе будущие мужчины, пусть будут мужского рода (в эту группу попали стул и стол, дом и мир, луч и свет, сон и звон, и много других). Те слова, которые взяли себе будущие женщины, будут женского рода (это были слова земля, луна, страна, весна и многие другие). А те, что остались ничьи, иначе говоря, неопределёнными, пусть будут среднего рода (так и стали слова солнце, море, небо, яблоко и другие существительные среднего рода)». Так появился род у имён существительных. Дети были очень довольны таким исходом. Они с радостью приняли решение правительницы. Школа вновь наполнилась их голосами, радостным смехом. Каждый ученик был горд тем, что внёс свой маленький вклад в решение правительницы по поводу определения рода имён существительных. С той поры королева и все жители сказочной страны перестали путать существительные друг с другом. Им был известен секрет, благодаря которому все могли определять род существительных и даже сочинили маленькое стихотворение: Род мужской, конечно, мой: Мой сад, мой брат, стул мой. Женский род, помню я, То, про что скажу моя: Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя. Средний род — оно, моё: Моё окно, село моё. Давайте сформулируем тему нашего урока (Род имён существительных). Вы уже немного знакомы с этой темой. Какую же цель мы можем поставить на урок? ( закрепить понятие «род имен существительных). Молодцы! | Слушать сказку
Формулировать тему и цели урока
| Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.
Р:Умение самостоятельно формулировать цель, умение проговаривать последовательность действий на уроке
|
4.
| Решение частной задачи
Словесный: ответы на вопросы
Практический: работа с учебником
Практический: письменное упражнение
Итог урока. Рефлексия. Словес.: ответы на вопросы | ≈ 15-20
| Открываем учебник на странице 29. Выполните упражнение № 21. Кто-нибудь один читает в слух ( Запиши предложение : В лесу росли дубы, сосны и ели. Определи, какие существительные являются главными членами предложения, а какое существительное – второстепенным членом. Подчеркни основу предложения) . -Запишите существительные в два столбика: 1) существительные в форме ед. ч, 2) существительные в форме мн. ч. Определи род существительных и распредели их в два столбика по родам.
-Чтобы вспомнить, как определить род существительных, стоящих во мн. числе, мы обратимся к плакату летучей мыши. -Приступаем к выполнению задания.
-Итак, какие слова вы выписали в первый столбик? (лес, дуб) Какого они рода? (м.р.). Какие во второй? (сосна, ели) Род? (ж.р.).
-Что же можно сказать о такой части речи, как имя существительное? -Прочитайте определение на плакате летучей мыши. -Попробуйте подтвердить это определение своими примерами. -Молодцы!
Следующее упражнение №22. Прочитайте текст. Выпишите выделенные слова ( для верблюда, блюда, сыр, сметану, котлету) дважды: в той форме, в какой они стоят в тексте, и в начальной форме. Определи их одушевленность и неодушевленность, число, род. (для верблюда – верблюд (одуш., ед.ч., м.р.).
-Если нет вопросов, приступайте к выполнению задания. -Давайте проверим. -Молодцы! -Внимательно рассмотрите картину и назовите имена существительные мужского, женского и среднего рода. ( на слайде картина «Зима в лесу»). (Мужского рода: снег, лось, снегирь, тетерев, след. Женского рода: лиса, ель, береза, сорока. Среднего рода: небо, дерево, облако). Подберите и запишите подходящие по смыслу имена прилагательные ( слайд):
Снег – ........ Небо – ........ Воздух – ........ |
(Снег – пушистый, искристый, хрустящий. – Небо – синее, пасмурное, облачное. – Воздух – свежий, морозный, бодрящий). От чего зависит выбор формы имени прилагательного? (Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде).
- Над какой частью речи мы сегодня работали? - Что такое имя существительное? - Как узнать род имени существительного? - Ребята, а где вам пригодятся полученные знания?
-Что интересного для себя извлекли? В чем были затруднения? -Как бы вы оценили свою работу? Почему?
-Вы сегодня очень хорошо поработали. Каждый из вас добился определённого успеха.
Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать! До свидания! | Выполнять упражнение в тетради
Оценивать результат выполнения
Обобщать изученное.
| Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.
Л: поддержание здорового образа жизни
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.
Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.
Р: осуществлять итоговый контроль
П:Умение логически рассуждать, делать выводы
К:Умение слушать и понимать речь других.
|