учебно -методический комплект по рус.яз Образование слов с помощью приставки
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Братцева  Оксана Олеговна

Образование слов с помощью приставки

Скачать:


Предварительный просмотр:

1гр. Вставь приставки.  Запиши новые слова, выдели в них приставки.

…лить                              …лить

…лить                …лить                      …лить

2гр. Вставь подходящую по смыслу приставку, запиши словосочетания.

…лить чай в чашку,

…лить цветы,

…лить воду из ведра,

…лить сок из банки в кувшин.

6 группа. Образуйте новые слова с помощью приставки –пере ,выделите приставку.

катить                                              плыть  

ползти                                              ехать

 бежать                                            тащить

3гр. Впиши в слова подходящие по смыслу приставки. Запиши текст. Выдели приставки.

___шла зима. Леса и поля ____крылись пушистым снегом. Трудно птицам в лесу.____летели они к людям. ____кормите птиц.

4гр Образуйте новые слова с помощью приставки- про, выделите приставку.

катить                                        плыть

   ползти                                   ехать

  бежать                                   тащить

5гр. Разобрать слова по составу: подчеркните слова с приставками.

Походный , перелесок , ветерок ,  запрыгала.



Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный этап

словесный метод;

1-2

мин

Здравствуйте!

Тихо сядут девочки,тихо сядут мальчики.

Приветствуют учителя.

Развитие коммуникативности.

II

Мотивационный этап

Словесный

метод

опрос;

фронтальная беседа;

Практический:

выполнение задания

7мин

Открыли тетради. Записали число, сегодня 2 марта. Классная работа.

Вчера вы писали словарную работу. И некоторые ребята меня огорчили. Поэтому , сделаем работу над ошибками.

Арина пойдет к доске, все остальные записывают в тетрадь.Выделяем орфограммы и ставим ударение.

Хорошо.

И сегодня у нас новое словарное слово. «Спасибо»Кто знает, что обозначает это слово? (благодарность)

Спасибо — вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность. Произошло от "спаси Бог".

Давайте прочтем это слово по слогам. Спа-си-бо. Сколько слогов в слове? (3) Прочтем с ударением. На какой слог падает ударение?(на 2,и)Хорошо. Какие орфограммы мы должны в этом слове запомнить и подчеркнуть?

Теперь в строчку пропишите это слово,выделяя  орфограммы и ударение.

Один человек к доске, все остальные работают в тетради. Необходимо сделать фонетический разбор этого слова.

Молодцы!
Давайте вспомним, из каких частей состоит слово?
Что такое окончание, корень, суффикс,основа.

Какая часть слова образует формы слов?

С помощью чего мы может образовать слова?

Вспомните суф-сы , с помощью ,которых образуется слова названия предметы, слова назв.признаки.А какие суф.указывают на жен .род, на муж.род.Как вы думаете, есть ли еще какая-нибудь часть слова, с поомощью которой,мы можем образовать новое слово?

 Записывают число ,классная работа

Записывают словарные слова

Знакомятся с новым словарным словом.

Отвечают на вопросы учителя.

планировать решение учебной задачи,  оценивать  и  корректировать деятельность.

III

Постановка учебной задачи

эвристический подход:

структурное планирование учебной деятельности (постановка целей);

2мин

Как вы думаете какая тема урока сегодня?прочтите тему урока.

Кто скажет чему мы должны сегодня научится? Какая цель урока? научиться образовывать новые слова с помощью приставки.

определяют цели и пути их достижения.

анализируют информацию;

самоопределение;

целеполагание;

планирование учебного

сотрудничес-тва с учителем и сверстниками

IV

Решение учебной задачи

наглядный практический, научный метод познания;

10 м

Откройте учебник на стр 59 найдите упр 64

Прочтите задание.

Что нужно сделать?(нужно открыть словарь и найти родственные слова к слову «бежать»

Откройте словарь на стр 149.Посмотрите. Сколько слов вы нашли? Прочтите их.Вы можете выделить в этих словах корень? Назовите его.

Зачем этим словам частички перед корнем?Эти частички придают словам разный смысл? От какого слова образовались все эти слова с частичкой перед корнем?

Предположите, как называется эта частичка перед корнем? Что же такое приставка?

Давайте прочтем правило,которое приготовила нам летучай мышь. Прочтите правило на стр 60.

А теперь повернитесь к друг другу, и расскажите это правило. Начиная с 1 варианта.

И так,делаем вывод. Что такое приставка,для чего она нужна, и как она обозначается?

А теперь найдите задание ,которое дано после правило. Прочтите, что нужно сделать?

(выбрать из родственных слов, слова подходящие по смыслу и дополнить словосочетание.

Давайте, первое словочетание разбирем вместе.
Как вы думаете, какое родственное слово подойдет по смыслу первому словосочетанию.

(добежать до аптеки.)Какая в этом слове приставка?(до)

Хорошо.Теперь поработайте в парах.Помогите друг другу. Подберите и дополните оставшиеся словосочетание. Запишите их и выделите корень с приставкой.Затем проверим.

Прочтите , что у вас получилось.

Молодцы!

Разделитесь на 6 групп. Групповая работа.

У каждой группы своя карточка с заданием. Читаем внимательно и выполняем задания. У кого возникли вопросы, поднимаем руку.

1гр. Вставь приставки.  Запиши новые слова, выдели в них приставки.

…лить

…лить

…лить

…лить

…лить

2грВставь подходящую по смыслу приставку, запиши словосочетания.

…лить чай в чашку,

…лить цветы,

…лить воду из ведра,

…лить сок из банки в кувшин.

3гр. Впиши в слова подходящие по смыслу приставки. Запиши текст. Выдели приставки.

___шла зима. Леса и поля ____крылись пушистым снегом. Трудно птицам в лесу.____летели они к людям. ____кормите птиц!

4гр образуйте новые слова с помощью приставки про,выделите приставку.

катить –

плыть -

        ползти -

        ехать -

        бежать -

        тащить

5гр. Разобрать слова по составу: подчеркните слова с приставками.

походный, перелесок, ветерок, , запрыгала.

6 группа. образуйте новые слова с помощью приставки –пере ,выделите приставку.

катить –

плыть -

        ползти -

        ехать -

        бежать -

        тащить

Молодцы!

Теперь,отдохнем. Все встали!

Работают с учебником.

Находят в словаре родственые слова.

Отвечают на вопросы

Знакомятся с новой частью слова

Работают в парах

Читают задание

Подбирают по смыслу родственные слова

Работают в парах

Работают в группах. Выполняют карточки

П: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

П: поиск и выделение необходимой информации; анализ информации; строят речевое высказывание

IV

Физкультминутка

Решение учебной задачи

методы: репродуктивный,

беседа,

практический,

2-3

Мин

20мин

Повторяйте движение .

Вы, наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по – приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и все настало время

С за – зарядку завершать.

Посмотрите на стр 61 два словосочетания.

Сравни их, почему в одном случаи пишется слитно, а в другом раздельно?

Это разные частички! В одних случаях это приставки. В других предлоги.

Как вы думаете, что мы пишем слитно, приставки или предлоги?

И так ,делаем вывод, приставки пишутся слитно, а предлоги пишутся раздельно.

Но,как различить же , где приставка, а где предлоги?

Как вы думаете?

Между предлогом и словом можно вставить еще одно слово, а между приставкой и оставшейся частью слова, нельзя.

Давайте , попробуем вставить между приставкой с корнем слово, и между предлогом и словом.

Добежать до аптеки. Мы можем вставить слово после приставки? А попробуем вставить между предлогом и словом., добежать до (какой) аптеки?Получается?
Попробуйте сами со словосочетанием забежать за лекарством( за бежать за (каким?) лекарством?

Умнички, вы заметили разницу?

Теперь, отпроем РТ на стр 32 и найдем упр 44.Прочтите задание.

Что нужно сделать? Посмотрим образец.

ПО широкой дороге.(по дороге( какой?) широкой?

У дома. ( у дома (какого?) красивого.

Выполните задание, затем проверим.

Молодцы!

Повторяют движение за мальчиком .

 

Отвечают на вопросы

Пробуют вставить слово между приставкой и корнем, предлогом и словом

Работают в рабочей тетради.

выполнение действия по образцу

К:умение работать в группе, сотрудничать с одноклассниками

Р: планировать решение учебной задачи

участвуют в учебном диалоге, оценивают процесс и результат решения коммуникативной задачи

планировать решение учебной задачи,  оценивать  и  корректировать деятельность.

V

Рефлексия

деятельности

фронтальный опрос;

2-3

Пришло время подвести итоги. Весь наш урок был посвящен ответу на вопрос… (что такое приставка?)

На доске слова, которые помогут нам сделать вывод.

Маленькое слово,Часть слова,Для образования новых слов,Для связи слов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значения

Имеет значение                  

Так что же такое приставка? Ответы детей.

Дз: РТ стр 31-32 упр 43.Правило

анализируют свою деятельность;

адекватное понимание причин

успеха в учебной деятельности.

Тема: Образование слов с помощью приставки

Цель урока: Сформировать представление об образовании слов с помощью приставки

Планируемые результаты:

Личностные:                                                                                                                                                         

           - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

          - воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;

           - понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

        - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Предметные: -иметь представление  об образовании слов с помощью приставки; находить слова, образованные с помощью приставки

учиться образовывать новые слова;.

Оборудование: учебник русского языка для  2 класса Чураковой Н. А.  части 2, 3;презентация к уроку.

Тип урока: урок открытия нового знания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СПАСИБО

Слайд 2

Спасибо — вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность. Произошло от "спаси Бог ".

Слайд 3

СПА-СИ-БО

Слайд 4

СП А С И БО

Слайд 5

Тема: Образование слов с помощью приставки Цель урока : Познакомиться с новой частью слова Научиться образовывать слова с приставками

Слайд 6

Дз : РТ стр 31-32 упр 43.Правило



Предварительный просмотр:

Приставка

Маленькое слово

Часть слова

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

После корня

Перед корнем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Слова, обозначающие действия предмета. Образование слов с помощью приставки и различие их по значению.

Образование слов префиксальным способом и дифференциация их по лексическому значению. Использование дидактических игр , презентации....

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образ...