Учебно -методический комплект по рус.яз Образование слов с помощью приставки
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме

Братцева  Оксана Олеговна

Образование слов с помощью приставки

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Суббота

Слайд 2

Суб - бо -та

Слайд 3

Су бб о та

Слайд 4

соседка

Слайд 5

Со-сед-ка

Слайд 6

С о с е дка

Слайд 7

Разберите слово «Соседка» по составу

Слайд 8

Тема: Образование слов с помощью приставки Цель: Закрепить умения образовывать новые слова при помощи и приставок

Слайд 9

Я узнал… Мне понравилось … Я не понял…

Слайд 10

Дз:стр 62 упр 66 РТ стр 32№44



Предварительный просмотр:

1гр

 (до)ехал (до)деревни

(про)читал (про)город

2гр

(С)ъехал (с)горки

(До)шел (до)дома

3гр

(в)летел(в)окно

(под)полз(под)машину

4гр

(под)полз(под)яблоню

(по)бежал (по)дороге

5гр

(У)видел (у) горы

(на)рисовал(на)доске

6гр

(на)кричал (на)собаку

(у)бежать (от) собаки



Предварительный просмотр:

1вариант

1.Часть, без которой слово не может существовать.

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2. Родственные слова – это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова , которые  имеют общую часть и сходны по смыслу.

3. Окончание служит для образования новых слов.

А) нет;

Е) да.

4. Суффикс служит для связи слов в предложении.

М) да;

Т) нет.

5.Корень- это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6.Разбор слова по составу надо начинать с:

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7. Приставка служит для образования новых слов.

И) да;

Н) нет.

8.Какая соединительная гласная используется при образовании сложных после мягких согласных?

а) е; б) о.,в) а

9. Укажите слово, в котором пишется буква е.

а) неб…склон;

б) птиц…лов;

в) звезд…пад.

10. Укажите слово, в котором допущена ошибка.

а) водовоз;

б) пешиход;

в) овцевод.

11. Какие слова образовались сложением двух основ?

а) землеройка;

б) загибать;

в) паровозный.

12. Укажите слова, в которых есть приставка, корень, окончание.

а) заезд;

б) безбородый;

в) прошипят.

2вариант

1. Окончание служит для образования новых слов.

А) нет;

Е) да.

2. Родственные слова – это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова , которые  имеют общую часть и сходны по смыслу.

3.Разбор слова по составу надо начинать с:

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

4.Корень- это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

5.Часть, без которой слово не может существовать.

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

6. Суффикс служит для связи слов в предложении.

М) да;

Т) нет.

7. Приставка служит для образования новых слов.

И) да;

Н) нет.

8.Какая соединительная гласная используется при образовании сложных после мягких согласных?

а) е; б) о.,в) а

9. Укажите слова, в которых есть приставка, корень, окончание.

а) заезд;

б) безбородый;

в) прошипят.

10. Укажите слово, в котором допущена ошибка.

а) водовоз;

б) пешиход;

в) овцевод.

11. Укажите слово, в котором пишется буква е.

а) неб…склон;

б) птиц…лов;

в) звезд…пад.

12. Какие слова образовались сложением двух основ?

а) землеройка;

б) загибать;

в) паровозный.



Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный этап

словесный метод;

1-2

мин

Здравствуйте!

Тихо сядут девочки,тихо сядут мальчики.

Приветствуют учителя.

Развитие коммуникативности.

II

Мотивационный этап

Словесный

метод

опрос;

фронтальная беседа;

Практический:

выполнение задания

7мин

Открыли тетради. Записали число, сегодня 3 марта. Классная работа.
сейчас словарная работа. Один человек у доски, остальные в тетради записываем.Ставим ударение,подчеркиваем орфограммы.

Собака,сорока,спасибо,столица,скоро.

И сегодня у нас новые словарные слова

 «Суббота и соседка»

 Сколько слогов в слове суббота? (3)прочтем по слогам. Прочтем с ударением. На какой слог падает ударение?(на 2,о)Хорошо. Какие орфограммы мы должны в этом слове запомнить и подчеркнуть?

Соседка- Сколько слогов в этом слове?Прочтем по слогам, Прочтем с ударением. На какой слог падает ударение?(2,е)Какие орфограммы нужно запомнить?

Теперь в строчку пропишите эти  слова,выделяя  орфограммы и ударение.

Один человек к доске. Нужно разобрать слово «Соседка» по составу. По составу это как?

Молодцы . А теперь не большая см.работа в виде теста. Вам нужно  выбрать правильный вариант ответа.

1в.

1.Часть, без которой слово не может существовать.

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2. Родственные слова – это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова , которые  имеют общую часть и сходны по смыслу.

3. Окончание служит для образования новых слов.

А) нет;

Е) да.

4. Суффикс служит для связи слов в предложении.

М) да;

Т) нет.

5.Корень- это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6.Разбор слова по составу надо начинать с:

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7. Приставка служит для образования новых слов.

И) да;

Н) нет.

8.Какая соединительная гласная используется при образовании сложных после мягких согласных?

а) е; б) о.,в) а

9. Укажите слово, в котором пишется буква е.

а) неб…склон;

б) птиц…лов;

в) звезд…пад.

10. Укажите слово, в котором допущена ошибка.

а) водовоз;

б) пешиход;

в) овцевод.

11. Какие слова образовались сложением двух основ?

а) землеройка;

б) загибать;

в) паровозный.

12. Укажите слова, в которых есть приставка, корень, окончание.

а) заезд;

б) безбородый;

в) прошипят.

2в.

1. Окончание служит для образования новых слов.

А) нет;

Е) да.

2. Родственные слова – это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова , которые  имеют общую часть и сходны по смыслу.

3.Разбор слова по составу надо начинать с:

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

4.Корень- это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

5.Часть, без которой слово не может существовать.

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

6. Суффикс служит для связи слов в предложении.

М) да;

Т) нет.

7. Приставка служит для образования новых слов.

И) да;

Н) нет.

8.Какая соединительная гласная используется при образовании сложных после мягких согласных?

а) е; б) о.,в) а

9. Укажите слова, в которых есть приставка, корень, окончание.

а) заезд;

б) безбородый;

в) прошипят.

10. Укажите слово, в котором допущена ошибка.

а) водовоз;

б) пешиход;

в) овцевод.

11. Укажите слово, в котором пишется буква е.

а) неб…склон;

б) птиц…лов;

в) звезд…пад.

12. Какие слова образовались сложением двух основ?

а) землеройка;

б) загибать;

в) паровозный.

Кто готов сдали работы! Не забудьте подписать.

 Записывают число ,классная работа

Записывают словарные слова

Знакомятся с новым словарным словом.

Отвечают на вопросы учителя.

планировать решение учебной задачи,  оценивать  и  корректировать деятельность.

III

Постановка учебной задачи

эвристический подход:

структурное планирование учебной деятельности (постановка целей);

2мин

Над какой темой мы вчера работали?(приставки) Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

прочтите тему урока.

Кто скажет чему мы должны сегодня научится? Какая цель урока? 

определяют цели и пути их достижения.

анализируют информацию;

самоопределение;

целеполагание;

планирование учебного

сотрудничес-тва с учителем и сверстниками

IV

Решение учебной задачи

наглядный практический, научный метод познания;

10 м

И так. Кто скажет,что такое приставка? Для чего она нужна?

Выберите правильные пункты на доске,которые подходят к определению «приставки»

теперь найдите задание ,которое дано после правила. Прочтите, что нужно сделать?

(выбрать из родственных слов, слова подходящие по смыслу и дополнить словосочетание.

Давайте, первое словочетание разбирем вместе.
Как вы думаете, какое родственное слово подойдет по смыслу первому словосочетанию.

(добежать до аптеки.)Какая в этом слове приставка?(до)

Хорошо.Теперь поработайте в парах.Помогите друг другу. Подберите и дополните оставшиеся словосочетание. Запишите их и выделите корень с приставкой.Затем проверим.

Прочтите , что у вас получилось.

Молодцы! Теперь,отдохнем. Все встали!

Отвечает на вопросы

Подбирают по смыслу родственные слова

П: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

П: поиск и выделение необходимой информации; анализ информации; строят речевое высказывание

IV

Физкультминутка

Решение учебной задачи

методы: репродуктивный,

беседа,

практический,

2-3

Мин

20мин

Я читаю вам слова, если эти слова с приставкой вы присели,если без то хлопните. Будьте внимательно: Ветерок,прибежал,пролить,парта,солнечный,захватитть,добраться

Школьник.

Посмотрите на стр 61 два словосочетания.

Сравни их, почему в одном случаи пишется слитно, а в другом раздельно?

Это разные частички! В одних случаях это приставки. В других предлоги.

Как вы думаете, что мы пишем слитно, приставки или предлоги?

И так ,делаем вывод, приставки пишутся слитно, а предлоги пишутся раздельно.

Но,как различить же , где приставка, а где предлоги?

Как вы думаете?

Между предлогом и словом можно вставить еще одно слово, а между приставкой и оставшейся частью слова, нельзя.

Давайте , попробуем вставить между приставкой с корнем слово, и между предлогом и словом.

Добежать до аптеки. Мы можем вставить слово после приставки? А попробуем вставить между предлогом и словом., добежать до (какой) аптеки?Получается?
Попробуйте сами со словосочетанием забежать за лекарством( за бежать за (каким?) лекарством?

Умнички, вы заметили разницу?

Теперь, отпроем РТ на стр 32 и найдем упр 44.Прочтите задание.

Что нужно сделать? Посмотрим образец.

ПО широкой дороге.(по дороге( какой?) широкой?

У дома. ( у дома (какого?) красивого.

Выполните задание в парах, затем проверим, каждая пара прочтет по словосочетанию.

Молодцы!

Поделитесь на группы, 6 групп.

У всех одно задание, но словосочетания разные.

Вам необходимо понять где приставка , а где предлог. Если приставка ,то соединяем ее с корнем и выделяем ее, а если предлог то вставляем слово.

1гр

 (до)ехал (до)деревни

(про)читал (про)город

2гр

(С)ъехал (с)горки

(До)шел (до)дома

3гр

(в)летел (в)окно

(под)полз (под)машину

4гр

(под)полз (под)яблоню

(по)бежал (по)дороге

5гр

(У)видел (у) горы

(на)рисовал (на)доске

6гр

   (на)кричал               (на)собаку

(у)бежать (от) собаки

Один человек от группы , выходит и читает ,что у группы получилось

Приседают на слове с приставками

 

Отвечают на вопросы

Пробуют вставить слово между приставкой и корнем, предлогом и словом

Работают в рабочей тетради.

Работа в группах.

выполнение действия по образцу

К:умение работать в группе, сотрудничать с одноклассниками

Р: планировать решение учебной задачи

участвуют в учебном диалоге, оценивают процесс и результат решения коммуникативной задачи

планировать решение учебной задачи,  оценивать  и  корректировать деятельность.

V

Рефлексия

деятельности

фронтальный опрос;

2-3

Поднимите руку,те, кому было трудно?

Дополните фразы

Я узнал…

Мне понравилось…

Я не понял…

Молодцы!

ДЗ:стр 62 упр 65,66

анализируют свою деятельность;

адекватное понимание причин

успеха в учебной деятельности.

Тема: Образование слов с помощью приставки

Цель урока: закрепить умение учащихся образовывать слова с помощью приставки

Планируемые результаты:

Личностные:                                                                                                                                                         

           - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

          - воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;

           - понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

        - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Предметные: -учиться различать приставку от предлога, находить слова, образованные с помощью приставки

учиться образовывать новые слова;.

Оборудование: учебник русского языка для  2 класса Чураковой Н. А.  части 2, 3;презентация к уроку.

Тип урока: урок закрепление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Слова, обозначающие действия предмета. Образование слов с помощью приставки и различие их по значению.

Образование слов префиксальным способом и дифференциация их по лексическому значению. Использование дидактических игр , презентации....

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образ...