Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Захарова Мотрена Николаевна

Рабочая программа по предмету "Русский язык"   для 4 класса. УМК «Планета Знаний». Учебник «Русский язык». Автор Л.Я.Желтовская. 4 класс. 4 часа в неделю, всего в учебном году 136 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rya.zip114.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Абагинская средняя общеобразовательная школа им.А.Е. Кралина»

«Утверждаю»

Директор       МБОУ  АСОШ

____________ Александрова Л.К.

             «___» ____________ 2015 г

         

Рабочая программа по предмету

Русский язык

учителя начальных классов

Захаровой Мотрены Николаевны

4 класс

УМК «Планета Знаний». Учебник «Русский язык».

Автор Л.Я.Желтовская. 4 класс.

4 часа в неделю, всего в учебном году 136 часов.

2015-2016 учебный год

№ п/п

Дата

Тема урока

Вид деятельности

Тип урока, средства обучения

Планируемые результаты  УУД

Вид контроля

Примерное домашнее задание

Предметные

Метапредмет-

ные, личностные

ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем) (16 ч)

Вспоминаем качества устной речи (3 ч)

Вспоминаем качества русской речи.

Часть 1

С. 6—7, № 1—5

Выполнение упражнений для развития артикуляционных, интонационных, каллиграфических и правописных умений. Выражение собственных мыслей по поводу первого сентябрьского дня.

Списывание, говорение.

Работа в парах по образцу.

Выполнение взаимоконтроля.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Знать:

структуру построения учебника «Русский язык»;

основные словари русского языка;

Уметь:

пользоваться словом и его значением;

использование толковых словарей русского языка

Уметь:

сочинять свою "рекламу"; записывать стихотворение по памяти;

составлять и записывать предложения;

различать слова "стрЕлки" - "стрелкИ", "бЕлки - белкИ"; задавать вопросы к словам.

Знать:

что ударение может быть постоянным и подвижным; иногда ударение может переноситься на предлоги.

Знать:

произносительные нормы и правила письма;

непроизносимые согласные, разбор предложения,

синонимы

Уметь:

определять время глаголов; расставлять ударение в глагольных формах;

находить безударные гласные в корне;

пользоваться словарями; подбирать проверочные слова; определять части речи

Знать:

изученные орфограммы.

Знать:

что интонация - звуковое средство языка;

что логическое ударение - это выделение голосом слова в речи для подчеркивания его смысловой значимости. Уметь:

находить изученные орфограммы в словах; правильно писать слова с парными и непроизносимыми согласными в корне; определять род и число имен прилагательных;

выполнять разбор предложения;

записывать текст по памяти; выписывать из текста имена прилагательные;

подбирать синонимы

Знать:

овладение орфоэпическими нормами и нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Иметь

представление о словах - синонимах; о наличии в русском языке слов с полногласными и неполногласными сочетаниями оро-ра, оло-ла, ере-ре, оло-ле.

 

Познавательные:

наблюдать особенности устной народной речи: мелодичность, ритмичность, темп;

выразительно читать вслух литературные произведения разных жанров;

осознавать задачи изучения предмета в целях общения.

классифицировать типы орфограмм в словах;

решать орфографические задачи при записи слов;

обогащать свою речь синонимической лексикой (оттенки красного цвета);

выражать эмоции с помощью словесных и несловесных средств;

выявлять значение интонации, знаков препинания, их взаимосвязь;

преобразовывать интонационную мелодику предложений в использование на письме соответствующих знаков препинания;

анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла;

вникать в смысл и воспроизводить содержание речи, воспринятой на слух;

осознанно выбирать слова с логическим ударением при произнесении пословиц;

кратко воспроизводить содержание небольших частей текста;

правильно  использовать этикетные словесные средства в ситуации поздравления с днём рождения;

использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей.

Регулятивные:

оценивать правильность звучащей речи (собственной, собеседников) с позиций соблюдения произносительных норм;

замечать речевые недочёты и вносить  коррективы в  устные и письменные высказывания;

планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;

осмысленно

выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач

Коммуникативные:

связно высказываться о событиях (лето, 1 сентября); учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

Личностные:

восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа.

Фронтальный опрос

Р.т. с. 3 – 5 упр.1 -5, по заданию

Произносим внятно, читаем выразительно

С. 8—9, № 6—11

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Работа в парах

Р.т. с. 5 – 7 упр.1 -4, чистописание

Наблюдение над  свойствами русского ударения

Р.т. с. 8 – 10 упр.5 - 10,

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Взаимоконтроль

Задание по карточкам

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма (4 ч)

Актуализация сведений о нормах произношения и правописания гласных в словах

С. 10—12, № 12—17

Поиск ответов в словарях.

Работа поискового характера.

Списывание, письмо под диктовку с проговариванием основных  орфограмм.

Работа над словом.

Урок закрепления новых знаний и выработки умений

Работа в группах

С. 11 упр. 15 - таблица

Актуализация сведений о нормах произношения и правописания согласных в словах

С. 14—16, № 22—35

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

С. 15 упр. 26 по заданию, повторить словарные слова

Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм

С. 19—21, № 36—40

Коррекция недочетов в речи, предложениях.

Работа с информационными источниками.

Списывание.

Урок комплексного использования знаний

Фронтальный опрос

С. 21 упр. 40

Контрольное списывание №1 по теме «Соблюдаем произносительные нормы и правила письма»

Самостоятельное выполнение задания.

Урок проверки, оценки и контроля знаний

Списывание

В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация (12 ч)

Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение

С. 21—24, № 41—47

Проигрывание и запись текстов-диалогов.

 Деление «сплошного» текста на предложения.

Наблюдение над особенностями выделения в речи слов-обращений (звательная интонация, пунктуация).

Выполнение работ в паре.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Работа в группах

С. 21 – определение, с. 23 упр.46

Уточняем смысл высказывания

С. 27—29, № 54—58

Производят анализ; списывание.

Работа с учебником.

Письмо под диктовку.

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельнная работа по образцу

Р.т. с.11- 13  упр.1-5  

Проверочная работа по правильной записи «сплошного» текста.

Самостоятельное выполнение задания.

Урок обобщения и систематизации знаний

Проверочная работа

Творческая работа

с текстом

С. 43, № 1

Самостоятельное выполнение задания..

Комбинированный урок

Творческая работа

С.43 упр.1 – дописать и обозначить орфограммы

Выделяем  этикетные слова и фразы

С. 32—33, № 67—72

Работа с дополнительными источниками.

Списывание, проговаривание.

Урок закрепления новых знаний и выработки умений

Фронтальный опрос

С. 33 упр. 71 - словарик

Употребляем

знаки  препинания

С. 34—35, № 73—77

Работа в парах, выполнение упражнений по заданию.

Урок комплексного использования знаний

Работа в парах

С. 35 упр. 76 – по заданию

Контрольный диктант №1 по теме «В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация»

Письмо под диктовку с выполнением грамматических заданий.

Контрольный урок

Диктант

Работа над ошибками. Закрепление по теме «В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация»

С. 36—47

Работа над ошибками, письмо, проговаривание правил.

Работа с информационными источниками.

Урок обобщения и систематизации знаний

Совместная работа

С. 36 упр.2- орфограммы

Свободный диктант.

Закрепление по теме «В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация»

С. 41 -42, 44, № 5

Свободное письмо под диктовку.

Осуществление самопроверки.

Урок обобщения и систематизации знаний

Диктант

С. 40 упр. 7,8 – обозначить приставки

Упражнения в лингвистических разборах слов, предложений

С. 38—39

Осуществление разбора слов, предложений.

Урок обобщения и систематизации знаний

Фронтальный опрос

С.39 упр. 4 – по заданию

Обучающее изложение «В День рождения ёлочки»

С. 44—45, № 3—5

Написание по плану текста.

Урок развития речи

Изложение

Упражнения в лингвистических разборах слов, предложений.

С. 40—42

Презентация поздравлений.

Работа с таблицами.

Списывание деформированного текста.

Осуществление разбора слов, предложений.

Урок обобщения и систематизации знаний

Фронтальный опрос

Работа по карточке

АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (22 ч)

Главные и второстепенные  члены предложения (1 ч)

Знать о том, что сказуемое может обозначать состояние действующего лица - подлежащего.

Части речи и члены предложения

Знать признаки глагола; что у каждой части речи есть начальная форма.

Знать, что глаголы изменяются по временам.

Уметь находить главные члены предложения; распространять предложение, используя данные словосочетания; производить разбор словосочетаний; производить разбор предложения; уточнять значение словарных слов, состав их значимых частей, значение исторических корней; выписывать предложения, которые выражают основную мысль текста;

правильно писать частицу не с глаголами

Знать, что сложная форма будущего времени состоит из двух частей: форм глагола "быть" и неопределенной формы.

Знать, что изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением " Уметь определять части речи; составлять схему предложения; составлять предложения по данным схемам; анализировать строение предложений; озаглавливать текст

Уметь находить глаголы в тексте; образовывать неопределенную форму глагола; определять число, время глагола; выделять в глаголах приставки; делить глаголы на группы по вопросам (что делать? что сделать?); составлять словосочетания с данными глаголами

Знать личные окончания глаголов 2-го лица единственного числа

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Части речи. Члены предложения

Виды предложений

Практическое овладение диалогической и монологической речью.

Уметь писать на память текст в соответствии с изученными нормами правописания

Уметь выделять родовые окончания глаголов в прошедшем времени; восстанавливать связь слов в текстах; подчеркивать безударные гласные перед суффиксом -л

Уметь определять разницу в значениях форм глаголов настоящего и будущего времени; образовывать сложную форму будущего времени; отличать сложную форму будущего времени глаголов от сказуемых, в состав которых ходят два слова, одно из которых - неопределенная форма глагола.

 Знать изученные орфограммы.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Отличие письменной речи от устной.

Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания

Уметь определять спряжение глаголов; выделять личные окончания глаголов; определять лицо и число глагола; правильно употреблять глаголы "класть" и "положить.

Уметь объяснять смысл пословиц; указывать время и тип спряжения; выполнять звукобуквенный разбор и разбор слов по составу; образовывать формы настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа; выписывать из текста словосочетания; объяснять изученные орфограммы; производить синтаксический разбор предложения.

Уметь находить чередования согласных при образовании разных форм глаголов; образовывать повелительную форму глагола; анализировать омофоры; работать с деформированным предложением

Познавательные:

обобщать изученные языковые факты и ставить новые задачи по их углублению;

наблюдать над строением предложений;

устанавливать соподчинённость объектов (частей речи и членов предложений);

синтезировать:

составлять предложения;

обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола;

устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы;

устанавливать  зависимость общего значения высказывания (предложения) от выбора временных форм глагола;

участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов;

анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке;

обобщать материал об изученных явлениях языка;

различать варианты образования и употребления в речи форм настоящего и будущего времени глаголов;

решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов;

осуществлять выбор нужного глагола для достижения точности выражаемой мысли;

производить  разносторонний анализ высказываний (предложений);

воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания.

Регулятивные:

контролировать правильность записей;

анализировать  содержание и

работать в парах при решении орфографических задач:

Коммуникативные:

выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями,

прислушиваться к мнению собеседников;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Личностные:

понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

внимание к мелодичности народной звучащей речи.

Главные и второстепенные  члены предложения

С. 48—50, № 78—85

Упражняться в анализе словосочетаний

и предложений  с опорой на памятку.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Р.т. с. 14-14 упр. 1-3

Части речи и члены предложения (1 ч)

Части речи и члены предложения

С. 51—53, № 86—91

Списывание, составление предложений, проговаривание.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Работа в группах

С. 53 упр. 90 – 91 - учить правило.

Формы изменения и правописание глаголов (10)

Глагол как двигатель всей фразы

(вводный урок)

Работа по заданию учителя.

Словарный диктант.

Проговаривание правил.

Работа с информационными источниками.

Урок комплексного использования знаний

Самостоятельная работа по образцу

Задание на карточке, повторить словарные слова

Неопределённая форма глаголов. Словарный диктант.

С. 53—55, № 92—98

Наблюдение над употреблением неопределённой формы глаголов

Упражнение в образовании начальной формы глаголов.

Списывание.

Проговаривание правил.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Словарный диктант.

С.55 упр.97 – правило выучить

Времена глаголов. Изменение глаголов

в форме прошедшего времени

С. 55—57, № 99—105

Работа над правилом.

Списывание из учебника.

Выполнение заданий.

Урок закрепления новых знаний и выработки умений

Фронтальная беседа

С. 57 упр. 105, выучить правило

Формы глаголов

в настоящем

и будущем времени

С. 58—60, № 106—111

Наблюдение  над использованием глагольных форм в текстах-инструкциях.

Составление собственной инструкции.

Урок закрепления новых знаний и выработки умений

Самостоятельная работа

С. 60 упр. 110 – работа с глаголами

Глаголы  1  и  2  спряжения

С. 60—63, № 112—119

Наблюдение над признаками двух типов спряжения.

Упражнение над написанием слов, текстов.

Списывание и письмо под диктовку товарища.

Урок закрепления новых знаний и выработки умений

Самостоятельная работа

С. 60 – 63 упр. 118 – выучить правило

Глаголы  1  и  2  спряжения

С. 63—65, № 120—125

Урок закрепления новых знаний и выработки умений

Работа в парах

С. 63- 65 упр. 124, таблицы

Мягкий знак после шипящих в глаголах

С. 66—68, № 126—133

Сопоставление правил, написания.

Выполнение упражнений.

Списывание предложений с проговариванием и разбором.

 Выполнение анализа слов.

Работа с учебником.

Урок закрепления новых знаний и выработки умений

Фронтальный опрос

С. 66-67  упр. 131, правило

Мягкий знак после шипящих в глаголах. Словарный диктант.

С. 70—71, № 139—144

Урок обобщения и систематизации знаний

Словарный диктант.

С. 71 упр.142 – задание к тексту.

Правописание безударных личных окончаний глагола

С. 72—74, № 145—150

Выполнение анализа текста,

Списывание с предварительным заданием.

Работа с информационным источником.

Выполнение работы в паре.

Выполнение самопроверки.

Работа по образцу.

Урок закрепления новых знаний и выработки умений

Работа в группах

С.72 -74 упр. 150, выучить правило

Правописание безударных личных окончаний глагола

С. 76—77, № 158—162

Урок комплексного использования знаний

Самостоятельная работа по образцу

С. 77 упр. 162 – по заданию

Проверочные работы (5 ч)

Проверочная работа

С. 79, № 167

Выполнение самостоятельной работы.

Контрольный урок

Проверочная работа

С.79 упр. 168 – по заданию

Уроки-тренинги. Времена глаголов.

С. 80—81, № 170—175

Словарный диктант.

Работа с информационными источниками.

 Выполнение упражнений по заданию.

Урок комплексного использования знаний

Работа в парах

Р.т. с.18 – 20 упр. 1-4, повторить словарные слова

Контрольный диктант №2 по теме «Формы изменения и правописание глаголов»

Письмо под диктовку с выполнением грамматических заданий

Контрольный урок

Контрольный диктант

Работа над ошибками. Закрепление по теме «Формы изменения и правописание глаголов»

С. 93,  № 1 -3

Работа над ошибками, письмо, проговаривание правил.

Работа с информационными источниками.

Урок обобщения и систематизации знаний

Взаимоконтроль

С. 93 упр. 3

Повторение о правописании безударных личных окончаний глаголов.

С. 82—83, № 176—179

Орфографическая разминка,

письмо под диктовку.

Применение ранее полученных знаний.

Урок комплексного использования знаний

Совместная работа

Р.т. с.20 – 22 упр.5 -7

Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение)(6 ч)

Выражение сказуемого глаголами настоящего времени

С. 84 -85, № 185—187,

Орфографическая разминка,

письмо под диктовку.

Анализ предложений со стороны структуры их главных членов.

Наблюдение  над чередованием согласных при спряжении ряда глаголов.

Урок комплексного использования знаний

Фронтальный опрос

Р.т. с. 24 – 25 упр.1-2

Выражение сказуемого глаголами настоящего времени

С. 85, № 188—190

Урок комплексного использования знаний

Фронтальный опрос

Р.т. с. 26 – 27 упр.3-5

Сочинениепо картине «Утро в сосновом бору»  

Самостоятельное написание текста по теме.

Урок развития речи

Сочинение

Обобщение сведений

о формах времени глаголов. Словарный диктант.

С 88, № 195-197.

Словарный диктант.

Применение ранее полученных знаний.

Работа с таблицей.

Списывание, письмо под диктовку товарища в паре.

Урок обобщения и систематизации знаний

Словарный диктант.

Р.т. с. 27 – 29 упр.6-8

Глаголы-сказуемые

в побудительных

и других предложениях

С. 90—92, № 201—204

Наблюдение и анализ структуры частей текста.

Работа с информационными источниками.

Самостоятельная работа по образцу.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

С. 91 упр. 204 – по заданию

Синтаксический анализ предложений (обобщение)

С. 86—87, № 191—194,

Воспроизведение содержания, списывание, выполнение упражнений по заданию.

Урок обобщения и систематизации знаний

Фронтальный опрос

С. 87 упр. 192 – по заданию

Творческие работы (3 ч)

Проверочная работа по теме «Личные окончания глаголов»

Проверочная работа

Урок комплексного использования знаний

Самостоятельная работа

Контрольный диктант № 3 по теме «Личные окончания глаголов».

Письмо под диктовку с самостоятельным выполнением грамматических заданий.

Контрольный урок

Диктант

Творческое списывание

С. 96—97, № 3, 4, 5

Списывание с творческим заданием.

Урок комплексного использования знаний

Списывание

С. 96 упр. 3

РАЗВЁРТЫВАЕМ,  РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ… (19 ч)

Предложения с однородными членами (7 ч)

Знать особенности употребления однородных сказуемых и подлежащих в устной речи; что однородные члены предложения в устной речи часто соединяются с помощью перечислительной интонации или союзов "и", "да", "также".

Склонение имён существительных (с ударными окончаниями). Употребление предлогов с определенными падежами (с опорой на таблицу)

Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания

Отличие письменной речи от устной.

Знать, что однородные второстепенные члены предложения могут относиться к другому второстепенному члену.

Знать изученные орфограммы.

Однородные второстепенные члены предложения.

Уметь сравнивать предложения по составу; объяснять постановку занятых в предложении с однородными членами.

Уметь писать на память текст в соответствии с изученными нормами правописания

Знать, что изучает раздел языка «Пунктуация».

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Уметь писать по памяти; определять основную тему текста; объяснять изученные орфограммы; составлять схемы предложения.

Знать, что тексты отличаются друг от друга по своей речевой задаче (цели высказывания), по основной мысли, по строению.
Уметь обобщать с помощью таблицы; определять, какими основными признаками обладает каждый тип текста:
повествование, описание, рассуждение; выписывать из текста предложения с однородными членами предложения; находить в тексте сравнения; сочинять загадку о березе.

 

Познавательные:

ставить новые задачи по изучению известной единицы языка — предложения;

выявлять новые особенности, признаки  простых предложений, осложненных однородными членами;

ориентироваться в условиях (чувствовать)постановки запятой при однородных членах предложения;

соотносить варианты интонирования и варианты пунктуации в предложениях с однородными членами;

анализировать новый тип предложений, моделировать их с помощью схем;

 преобразовывать модели в словесные высказывания;

синтезировать: составлять предложения с однородными членами;

анализировать и составлять высказывания типа рассуждения;

воспроизводить содержание и составлять тексты типа описание.

Регулятивные: аргументировать выдвинутые положения, делать выводы;

действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи;

анализировать и корректировать собственные высказывания;

собирать материал к письменному высказыванию, к раскрытию темы проекта.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные:

положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Однородные подлежащие

и сказуемые

С. 100—102, № 209—213

Словарный диктант.

Наблюдение над структурой предложений.

Анализ структуры предложений.

Сопоставление нераспространенных и распространенных предложений.

Работа с информационными источниками.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

С. 102 упр.213- схемы

Однородные подлежащие

и сказуемые. Словарный диктант.

С. 105—107, № 222—227

Урок комплексного использования знаний

Словарный диктант.

С. 107 упр.227 – списать и вставить пропущенные буквы

Однородные  второстепенные члены предложения

С. 108—111,

№ 228—230, 235

Списывание письме по памяти, свободное письмо с опорой на схемы.

Наблюдение над использованием предложений с однородными членами в текстах-описаниях.

Работа с текстами.

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа в парах

С. 108 -109 упр.230 – выучить правило

Однородные  второстепенные члены предложения

С. 108—111,

№ 231—234

Урок обобщения и систематизации знаний

Фронтальный опрос

Р.т с. 32 – 34 упр 1,2,3 – по заданию

Знаки препинания при однородных членах предложения

С. 111—112, № 236—238

Упражнение в осложненном списывании текста с самостоятельной расстановкой знаков препинания.

Решение общих пунктуационных задач при списывании, письме под диктовку, свободном письме.

Урок комплексного использования знаний

Взаимоконтроль

Р.т. с.34 – 36 упр. 4 -6

  1.    

Решение общих пунктуационных задач

С. 112—114, № 239—241

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

С. 114 упр. 241 – по памятке

Знаки препинания при однородных членах предложения

С. 114-115, № 242—245

Урок комплексного использования знаний

Работа в группах

С. 115 упр.245 – по заданию

  1.    

Решение общих пунктуационных задач

С. 115—116, № 246—249

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

С. 115 -116 упр. 249, повторить словарные слова

Обозначение однородных членов предложения на письме.

Словарный диктант.

С. 116, № 250—251

Письмо под диктовку.

Работа с информационными источниками.

Коррекция текста.

Списывание.

Выполнение самостоятельных заданий.

Урок обобщения и систематизации знаний

Словарный диктант.

Р.т. с 36 – 37 упр. 7 -9 - схемы

Контрольный диктант №4 по теме «Предложения с однородными членами».

(с.46 (с.20 – 21) – КИМ)

Письмо под диктовку.

Контрольный урок

Диктант

Работа над ошибкам.

Закрепление по теме: «Однородные члены предложения».

С. 122—124

Работа над ошибками, письмо, проговаривание правил.

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа в парах

С. 124 упр.3

Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) (4 ч)

Сопоставление  признаков

разных типов текста

С. 117—118, № 252—254

Наблюдение над текстами.

Сопоставление.

Письмо по памяти, списывание  деформированного текста.

Работа с информационными источниками.

Урок комплексного использования знаний

Фронтальный опрос

Р.т. с. 41 – 43 упр. 1 - 4

Сопоставление  признаков

разных типов текста

С. 119, № 255, 256

Урок комплексного использования знаний

Фронтальный опрос

Р.т. с. 43 – 44 упр. 5 – 6 – по заданию

Сопоставление  признаков

разных типов текста

С. 119—120, № 257—259

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа по образцу

С. 120 упр. 259 – работа с текстом

Обучающее изложение «Переправа».

С. 125 упр.1

Самостоятельное изложение текста по плану.

Создание собственных высказываний.

Урок развития речи

Изложение

Работа над речевыми и орфографическими ошибками. Подготовка творческих проектов.

С. 126 -127

Работа над ошибками, письмо, проговаривание правил.

Творческий урок

Самостоятельная работа

Работа над проектом

  1.  

Презентация творческого проекта. «Мое любимое дерево»

Презентация работ.

Творческий урок

Проекты

ФОРМЫ ЧАСТЕЙ РЕЧИ,ИЛИ КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ РАЗНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (50 ч)

Вспоминаем части речи (1 ч)

Знать изученные части речи.

Иметь представление об использовании в речи союзов «как», «точно», «словно».


Знать связь слов в предложениях.

Уметь указывать части речи; выполнять синтаксический разбор предложения; определять время глагола; подбирать синонимы к словам «салазки», «взахлеб»; находить слова из словаря; определять основную тему текста;

объяснять изученные орфограммы.

Уметь устанавливать связь слов в предложении; выписывать из текста пары слов, которые сочетаются между собой в форме множественного числа; распространять предложения; указывать части речи и члены предложения; составлять предложения из данных слов.

Знать, что по числам изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Знать, что имена существительные в одном и том же падеже могут иметь разные окончания;

спряжение и склонение;

отличие письменной речи от устной.

Уметь изменять части речи по числам и родам; проверять безударные гласные в корне; подбирать проверочные слова; указывать род, число глаголов прошедшего времени.

Уметь обобщать сведения о глаголе по плану; делить на группы; составлять с глаголами-синонимами предложения, употребив их в форме прошедшего времени множественного числа.

Знать правописание безударных гласных падежных окончаний имен существительных.

Знать отличие письменной речи от устной;

правописание безударных гласных падежных окончаний имен прилагательных;

местоимение, значение и употребление.

Знать, какие части речи склоняются.

Иметь представление о полных и кратких именах прилагательных.

Иметь представление о том, что у действия тоже могут быть признаки (образ, время, место, направление, причина, цель, условие действий).

Знать, для чего используются предлоги, союзы, частицы.

Уметь письменно пересказывать текст; объяснять название текста; отвечать на вопросы по данному тексту; составлять план текста; находить в тексте глаголы; писать изложение.

Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания; давать этимологическую справку слову "странный"; составлять предложения с существительными в предложном падеже.

Уметь записывать текст, разбивая его на предложения; расставлять знаки препинания; вставлять пропущенные буквы.

Уметь списывать безошибочно; подчеркивать строки, в которых выражена основная мысль.

Познавательные:

обобщать известные языковые факты и выдвигать новые задачи по их изучению;

систематизировать сведения об изученных частях речи;

наблюдать над употреблением в речи нового способа выражения сравнительных отношений;

выявлять взаимосвязь форм слов и потребности связывать слова в высказывании;

Познавательные:

устанавливать общее в изменении частей речи по числам;

различать особенности рода у существительных и других частей речи;

различать суть терминов «спряжение», «склонение»;

соотносить известные падежные формы частей речи с вариантами склонения личных местоимений;

осознанно выбирать нужную форму слов при составлении предложений;

Познавательные:

 наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных;

осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов;

обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач;

выбирать буквы при обозначении конкурирующих безударных падежных окончаний;

выявлять случаи, противоречащие общим правилам написания;

использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным;

наблюдать над особенностью склонения личных местоимений;

понимать и воспроизводить содержание текстов, создавать собственные высказывания типа описания (первоцветов).

Регулятивные:

осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

Личностные:

понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

Вспоминаем части речи. Словарный диктант.

Часть 2

С. 6—7, № 1—4

Письмо под диктовку.

 Художественная зарисовка.

Самостоятельная работа над заданиями.

Работа с информационными источниками.

Урок обобщения и систематизации знаний

Словарный диктант.

С. 7 упр. 4 по заданию

  1.  

Ролью частей речи в художественной речи.

Урок развития речи

Самостоятельная работа

Творческое задание

Связь слов в предложениях. Употребление частей  речи в разных  формах (1 ч)

Связь слов в предложениях.

Употребление частей  речи в разных формах С. 8—9, № 5—10

Работа с информационными источниками.

Осуществление работы в паре.

Урок закрепления новых знаний и выработки умений

Работа в парах

С. 9 упр. 10 – составить рассказ

Письмо и презентация творческих работ на зимние мотивы.

Презентация работ.

Урок развития речи

Творческая работа

Изменение частей речи по числам и родам (повторение) (2 ч)

Изменение частей речи по числам и родам. (Повторение)

С. 10—11, № 11—16

Работа с информационными источниками.

Выполнение упражнений.

Работа с таблицей.

Письмо под диктовку товарища в паре.

Осуществление взаимоконтроля.

Проговаривание правил.

Урок комплексного использования знаний

Фронтальная беседа

С. 11 упр. 16 по заданию

Изменение частей речи по числам и родам. (Повторение)

С. 12—13, № 17—23

Урок комплексного использования знаний

Взаимоконтроль

Р.т.с. 3 -4 упр. 1-3, чистописание

Имеют ли личные местоимения значение рода и числа?

С. 14—15, № 24—39

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальная беседа

С.15 упр. 29

Имеют ли личные местоимения значение рода и числа?

С. 17—18, № 31—34

Урок комплексного использования знаний

Самостоятельная работа по образцу

Р.т.с. 5 - 6 упр. 4 – 8

Спряжение и склонение (повторение)(2 ч)

Глагол

и его личные формы

С. 16—17, № 30—34

Наблюдение, выполнение упражнений, осложненное списывание, письмо под диктовку, осуществление  взаимоконтроля.

Работа с деформированным текстом.

Составление ответа по плану.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

С. 17 упр. 34- повторить словарные слова

Глагол

и его личные формы. Словарный диктант.

С. 18—19, № 35—41

Урок комплексного использования знаний

Словарный диктант.

С. 19 упр. 40 – списать, вставляя окончание

Склонение  частей речи. Падежные формы имён существительных

С. 20—21, № 42—49

Урок комплексного использования знаний

Фронтальный опрос

Задания по карточкам

Склонение  имён прилагательных

(с ударными окончаниями)

Р.т. с. 7 - 9 упр. 1 -4 –

Урок обобщения и систематизации знаний

Взаимоконтроль

Задания по карточкам

Склонение личных местоимений (3 ч)

Склонение

личных местоимений

(дополн)

Наблюдение, анализ таблицы, работа с учебником, выполнение упражнений.

Урок обобщения и систематизации знаний

Совместная работа

Работа по карточкам

Склонение

личных местоимений

(дополн)

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

Работа по карточкам

Склонение

личных местоимений

(дополн)

Урок закрепления новых знаний и выработки умений

Фронтальный опрос

Работа по карточкам

Контрольный диктант № 5 по теме «Склоняемые части речи».

(с. 22-23 , 47- КИМ)

Письмо под диктовку с грамматическими заданиями.

Контрольный урок

Диктант

Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи(29 ч)

Анализ работ.

Имена существительные 1, 2 и 3 склонений

С. 22—24, № 50—56

Работа над ошибками.

Наблюдение, анализ таблицы, работа с учебником, выполнение упражнений.

Написание словарного диктанта.

Урок обобщения и систематизации знаний

Взаимоконтроль

С.24 упр. 55 повторить словарные слова

  1.    

Имена существительные 1, 2 и 3 склонений. Словарный диктант.

С. 25—27, № 57—64

Урок проверки, оценки и контроля знаний

Словарный диктант.

С. 27 упр. 63, 64

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе(7 ч)

Безударное окончание проверяем ударным

С. 28—29, № 65—67

Сопоставление слов.

Упражнение в проверке безударного [а] в падежных окончаний с опорой на слова-ключики.

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа по образцу

Таблица, Р.т. с. 10 упр.5-6

Употребление гласных еи  в падежных окончаниях имен существительных разных склонений

С. 30—31, № 68—73

Работа с информационными источниками, работа над правилом, списывание и проговаривание.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

С. 31 упр. 72,73 – по заданию

Употребление гласных еи  в падежных окончаниях имен существительных разных склонений

С. 34—35, № 82—88

Упражнения на вставку орфограмм, на употребление слов в требуемом падеже при осложнённом списывании, письме под диктовку с выбором правильных окончаний.

Урок обобщения и систематизации знаний

Взаимоконтроль

С. 35 упр.85 – по заданию.

Как  выбрать окончание: е или и?

С. 36—37, № 89—94

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

С. 37 упр. 94 - правило

Выбор: [а] — а, о;

[и] — и, е(обобщение)

С. 38—39,№ 95-101

Упражнения на вставку орфограмм, на употребление слов в требуемом падеже при осложнённом списывании, письме под диктовку с выбором правильных окончаний.

Урок комплексного использования знаний

Взаимоконтроль

С.39 упр. 98 – по заданию

Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

(с. 32 -33, 47 – КИМ)

Письмо под диктовку учителя с грамматическим заданием.

Контрольный урок

Диктант

Работа над ошибками. Закрепление по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

Р.т. с16  – 19 № 5 - 10

Работа над ошибками, письмо, проговаривание правил.

Урок обобщения и систематизации знаний

Совместная работа

Р.т с. 19 -21, упр. 11 -14 – по заданию

Употребление букв о-а, и-е в безударных падежных окончаниях существительных множественного числа  (3 ч)

Ознакомление

с падежными окончаниями по таблице. Словарный диктант.

С. 40—41, № 102—107

Словарный диктант.

Работа по таблице.

Сопоставление падежных форм в винительном падеже.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Словарный диктант.

С. 41 упр. 106 – указать падежи

  1.  

Гласные [и] — е, [а] — о в окончаниях родительного падежа

С. 42—43, № 108—113

Работа с информационными источниками.

Выполнение самостоятельных заданий с взаимоконтролем.

Совершенствовать умения в видах письма: осложненное списывание, письмо по памяти, письмо под диктовку.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Фронтальный опрос

С. 43 упр. 112 - таблица

Гласный [а] — а

в окончаниях дательного, творительного

и предложного падежей

С. 44—45, № 114—120

Урок закрепления новых знаний и выработки умений

Фронтальный опрос

С. 45 упр.119 – по заданию

Безударные падежные окончания существительных в единственном и множественном числе (закрепление, обобщение)(1 ч)

Безударные падежные  окончания имён существительных ед. и мн. чисел.

С. 46—47, № 121—126

Упражнения в разных видах письма.

Работа с информационными источниками.

Выполнение самостоятельных заданий с взаимоконтролем.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Взаимоконтроль

С. 47 упр. 126 – составить предложения

Безударные падежные  окончания имён существительных ед. и мн. чисел.

С. 48 - 49, № 127-133

Урок комплексного использования знаний

Самостоятельная работа по образцу

С. 50 упр. 136 – по заданию

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных  (6 ч)

Падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа

С. 52 – 53  (табл.)

Анализ таблицы, работа с учебником, выполнение упражнений.

Урок закрепления новых знаний и выработки умений

Работа в парах

Р.т. с. 34 – 36 упр. 1 – 3 - таблица

Проверка безударных окончаний

С. 54—55, № 144—148

Работа с учебником, выполнение упражнений, наблюдение над словами.

Урок закрепления новых знаний и выработки умений

Взаимоконтроль

С. 55 упр.148 – списать, вставить буквы.

Проверка безударных окончаний. Словарный диктант.

С. 56—57,№ 149—154

Работа с учебником, выполнение упражнений, работа со словарными словами.

Урок закрепления новых знаний и выработки умений

Словарный диктант.

С.57 упр. 153 – по заданию

Проверка безударных окончаний

С. 60—61, № 162—168

Урок комплексного использования знаний

Самостоятельная работа

Р.т с.21 – 23 упр.1- 3 - чистописание

Проверка безударных окончаний

С. 62—63, № 169—173

Урок комплексного использования знаний

Тест

С.63 упр.173 - списать

Закрепление написания падежных окончаний прилагательных.

С. 64—65, № 174—176

Самостоятельная работа,

Работа с информационными источниками, выполнение упражнений по заданию учителя.

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа по образцу

Р.т. с. 24 -26 упр. 4 - 6

Осложненное списывание (вариант — пересказ) текста с его предварительным анализом.

С. 65 упр.177

Осложненное списывание (вариант — пересказ) текста с его предварительным анализом.

Контрольный урок

Списывание

Употребление и правописание падежных форм личных местоимений(2 ч)

Употребление и правописание падежных форм личных местоимений  

С. 66—67,№ 178—182

Урок комплексного использования знаний

Взаимоконтроль

С.66 – таблица, словарные слова

Р.т. с. 30 – 32 упр.7 - 9

Употребление и правописание падежных форм личных местоимений. Словарный диктант.

С. 68—69,№ 183—188

Урок обобщения и систематизации знаний

Словарный диктант.

Р.т с.32 -33 упр. 10 -11 – по заданию

Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщ. и проверка)(8 ч)

Урок-тренинг по теме «Правописание падежных форм склоняемых частей речи»

С. 70—71, № 189—195

Работа с информационными источниками;

Выполнение работ в паре.

Урок комплексного использования знаний

Работа в группах

С. 71 упр.194, дописать еще 3 пословицы

Изложение «Первые шаги весны» (краткое).

Самостоятельное изложение текста по памяти.

Создание собственных высказываний.

Урок развития речи.

Изложение

  1.  

Анализ речевых и орфографических ошибок. Закрепление по теме «Правописание падежных форм склоняемых частей речи»

С. 72 – 73 , упр.196 - 202

Работа над ошибками, письмо, проговаривание правил.

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа

С.73 упр. 201 – записать текст

Проверочная работа. (подготовка к контрольному диктанту).

Письмо под диктовку с проговариванием «опасных мест».

Урок проверки, оценки и контроля знаний

Диктант объяснительный

Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание падежных форм склоняемых частей речи»

Письмо под диктовку с выполнением грамматических заданий.

Контрольный урок

Диктант

Анализ орфографических ошибок. Закрепление по теме «Правописание безударных падежных окончаний»

С.26 – 30 , упр. 7, 1- 6

Работа над ошибками, письмо, проговаривание правил.

Урок обобщения и систематизации знаний

Взаимоконтроль

Р.т.с. 29 – 30упр. 5-6 - падежи

Сочинение о подснежнике или других первоцветах.

С. 95, № 2 - 3

Самостоятельное изложение текста.

Создание собственных высказываний.

Урок развития речи.

Сочинение

Анализ речевых и орфографических ошибок. Закрепление по теме «Правописание безударных падежных окончаний»

Работа над ошибками, письмо, проговаривание правил.

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа

ЧАСТИ РЕЧИ  И ИХ РАБОТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ (систематизация изученного) (19 ч)

Используем  части речи и их формы для выражения мыслей и чувств (8 ч)

Уметь называть падежные формы склоняемых частей речи; использовать таблицу в качестве справочного материала при выборе "конкурирующих  гласных в падежных окончаниях существительных и прилагательных;  объяснять название текста;  

Знать отличие письменной речи от устной;

правописание безударных гласных падежных окончаний имен прилагательных;

местоимение, значение и употребление.

Знать, какие части речи склоняются.

Иметь представление о полных и кратких именах прилагательных.

Иметь представление о том, что у действия тоже могут быть признаки (образ, время, место, направление, причина, цель, условие действий).

Уметь описывать ситуации, изображенные на рисунке; указывать части речи в предложении; подчеркивать главные члены предложения; составлять предложения из набора слов; графически (стрелками) показывать смысловую связь слов в

предложении.

Иметь представление о том, какие части речи составляют словосочетания-подлежащее.

Уметь указывать, каким членом предложения является имя прилагательное в каждом предложении, на какой вопрос отвечает, какой признак определяет; объяснять постановку знаков препинания в конце предложения; определять тему текста; записывать текст, употребляя прилагательные из скобок в нужной форме; составлять схему предложения с однородными членами предложения;  составлять словосочетания по схеме прил.+сущ.; составлять свой вариант текста.

Уметь обобщать сведения о служебных частях речи с помощью таблицы; находить служебные части речи в тексте; писать по памяти; указывать разделительный союз "или" подчинительный союз "чтобы"; производить фонетический разбор слова "пачкать"; выполнять разбор по составу слов "закладка", "предохраняет"; записывать текст с восст. и названиями сам. частей речи

Коммуникативные:

презентовать творческие работы; оценивать, выражать собственные мнения, давать советы по корректировке высказываний;

выбирать критерии оценки творческих работ на основе сравнения работ одноклассников.

Познавательные:

Замечать общее в значениях зависимых слов в словосочетании и второстепенных членов предложения;

узнавать в речи числительные, наречия;

систематизировать способы и приёмы проверки конкурирующих написаний с помощью анализа и составления таблиц;

выявлять отличительные признаки служебных частей речи и осознанно использовать их для связи слов в предложении.

Регулятивные:

оценивать прочность усвоения знания о частях речи;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания

Личностные:

осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;

понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств.

Части речи как словесные средства  выражения

в предложениях мыслей

и чувств.

Словарный диктант.

С. 74 - 75, №203 - 208

Словарный диктант.

Составление и редактирование предложений. Работа с информационными источниками.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Взаимоконтроль

С. 75 упр. 206, - таблица

Части речи как члены предложения.

Главные члены предложения

С. 76—77, № 209—214

Работа с деформированным текстом;

построение предложений.

Урок закрепления новых знаний и выработки умений

Фронтальный опрос

С. 77  упр.213 – по заданию

Наблюдение

над назначением

и синтаксической ролью прилагательных

С. 78—79, № 215—219

Работа с информационными источниками. Выполнение упражнений.

Урок комплексного использования знаний

Фронтальный опрос

С. 79 упр. 219 – правило

Наблюдение

над назначением

и синтаксической ролью прилагательных

С. 80—81, № 220—225

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа в парах

С. 81 упр. 223 – по заданию

Систематизация сведений о частях речи

С. 82—83, № 226—229

Работа со словарем, таблицей. Выполнение упражнений.

Комбинированный урок

Взаимоконтроль

С. 83 упр. 229 – составить предложения

Частицы(закрепление)

С. 84—85, № 230—235

Наблюдение, самостоятельное списывания.

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа

С. 85 упр. 235 – по заданию

Комплексная контрольная работа.

(с. 36 – 41, - КИМ)

Самостоятельное списывание текста с выполнением грамматических заданий.

Контрольный урок

Самостоятельная работа

Работа над ошибками. Закрепление «Части речи».

С. 86 – 87 , №236 -241

Работа над ошибками, письмо, проговаривание правил.

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа по образцу

С.87 упр.238 – по заданию

Изменение и правописание частей речи(6 ч)

Формы частей речи,

или как изменяются части речи.

Словарный диктант.

С. 88—89, № 1—3

Работа с таблицей;

языковой и стилистический анализ текстов о радуге.

Устное воспроизведение основного смысла текста  как  рассуждение-обучение друг друга (работа в парах).

Урок обобщения и систематизации знаний

Словарный диктант

С. 88 упр.2 - списать

Правописание  слов разных частей речи

С. 89, № 4—5

Работа над текстами; Проведение анализа. Выполнение упражнений. Осуществление взаимоконтроля.

Урок комплексного использования знаний

Взаимоконтроль

Работа со словарными словами

Правописание  слов разных частей речи

С. 90—91, № 1-2(1)

Урок комплексного использования знаний

Самостоятельная работа

С. 91 упр. 2 (2,3)

Правописание  слов

с безударными гласными, проверяемыми

и не проверяемыми ударением

С. 91—92, № 3- 5 (1-2)

Письмо под диктовку учителя;

составление собственных предложений;

повторение правил.

Урок обобщения и систематизации знаний

Фронтальный опрос

С. 92 упр.5 (3,4) – по заданию

Правописание слов

с проверяемыми

и непроверяемыми орфограммами-согласными

С. 92 - 93, № 6 -8

Составления таблицы;

Повторение словарных слов.

Урок обобщения и систематизации знаний

Фронтальный опрос

С. 93 упр.8 – раскрыть скобки.

Проверочный словарный  диктант. Повторение правописания имён собственных.

С. 93, № 9

Словарный диктант.

Комплексный урок

Диктант

Работа по карточкам

Служебные части речи (2 ч)

Служебные части речи

(дополн.задания)

Письмо по памяти.

Сопоставление частей речи.

Урок обобщения и систематизации знаний

Фронтальный опрос

Работа по карточкам

Служебные части речи

(дополн.задания)

Урок обобщения и систематизации знаний

Взаимоконтроль

Задание по карточкам

Проверочные  работы (3 ч)

Предупредительный диктант

С. 89 упр.5

Письмо под диктовку с проговариванием «опасных мест».

Урок проверки, оценки и контроля знаний

Диктант

Контрольный диктант № 8 по теме «Части речи  и их работа в предложении и тексте».

Письмо под диктовку с самостоятельной проверкой и выполнением грамматических заданий.

Контрольный урок

Диктант

Работа над ошибками.  Закрепление по теме «Служебные части»

Работа над ошибками, письмо, проговаривание правил.

Урок обобщения и систематизации знаний

Взаимоконтроль

Подобрать по 5 примеров на каждое правило.

ВЫРАЖАЕМ МЫСЛИ И ЧУВСТВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ

Используем средства языка в речи (16ч)

Распространяем  предложения(4 ч)

Проверить степень осмысления выпускниками начальной школы вопросов мировоззренческого характера: 1) как происходит процесс общения с помощью языка, 2) почему слово называют  «великим делом», 3) почему язык называют национальным достоянием, почему его нужно беречь, сохранять чистоту и самобытность.

Практическое овладение диалогической и монологической речью.

Уметь списывать текст; записывать стихотворение по памяти; выписывать из текста глаголы, указывать род, число, лицо, спряжение; производить синтаксический разбор предложений; сравнивать предложения.

Знать лексическое и грамматическое значение слова;

правописание изученных орфограмм;

части речи.

Знать правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи;

правописание изученных орфограмм.

 Уметь различать лексическое и грамматическое значение слова.

Уметь выполнять работу над ошибками.

Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания.

Знать отличие письменной речи от устной.

Знать, что тексты отличаются друг от друга по своей речевой задаче (цели высказывания), по основной мысли, по строению.

Знать изученные части речи. Иметь представление об использовании в речи союзов «как», «точно», «словно».

Уметь обобщать с помощью таблицы; определять, какими основными признаками обладает каждый тип текста:
повествование, описание, рассуждение; выписывать из текста предложения с однородными членами предложения; объяснять изученные орфограммы;

записывать текст по памяти; находить в тексте сравнения; сочинять загадку о березе.

Уметь письменно пересказывать текст; объяснять название текста; отвечать на вопросы по данному тексту; составлять план текста; находить в тексте глаголы; писать изложение

Познавательные:

распознавать разные функции средств языка: слов,

словосочетаний и предложений;

распространять мысли в предложениях

с помощью второстепенных членов;

сравнивать варианты распространения мыслей в предложении и тексте;

анализировать строение (композицию);

текстов разных типов и жанров с целью выявления технологии развития авторской мысли.

воспроизводить содержание  и составлять высказывания (монологические, диалогические) на разные темы, используя разные типы речи;

составлять план при создании текста;

накапливать опыт в умении «читать» и описывать картину;

осознавать важность изучения языка для развития мышления и общения людей;

накапливать опыт в написании отзыва о прочитанной книге с опорой на план.

Личностные:

осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

проявлять чувство уважения к языку своего народа и познавательный интерес к постижению богатства русского языка;

внимание к мелодичности народной звучащей речи;

положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

Регулятивные:

оценивать прочность усвоения знания;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания

Коммуникативные:

презентовать

творческие работы;

 оценивать, выражать собственные мнения, давать советы по корректировке высказываний;

выбирать критерии оценки творческих работ на основе сравнения работ одноклассников.

Синтаксические средства языка: словосочетание, предложение

С. 98 - 99, № 242 - 248

Наблюдение над структурой предложений;

создание собственного текста.

Синтаксический анализ построенных предложений.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

С. 99 упр. 248 – написать свои мысли

Синтаксические средства языка: словосочетание, предложение.

Словарный диктант.

С. 100—101, № 249—254

Комбинированный урок

Взаимоконтроль

С. 101 упр 254 – по заданию

Предложения

в составе текста

С. 102—103,

№ 255 - 260

Наблюдение над смысловой связью предложений в тексте,

построение текста.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

С. 103 упр. 259 – по заданию

  1.  

Обобщение о синтаксических средствах языка

и их роли в речи

С.104 – 105,

№ 261- 266

Письмо под диктовку товарища

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа по образцу

С. 105 упр.266 – вставить буквы

Строим тексты, связывая их части и предложения(3 ч)

Композиция и средства связи частей в текстах повествовательного типа речи.

С. 114 упр. 290-291

Задания на выбор: 1) восстановить содержание текста по выписанным контекстуальным синонимам, самостоятельно озаглавить, 2) описать свое какое-либо наблюдение, 3) написать инструкцию или рецепт. Орфографическая пропедевтика.

Урок развития речи

Фронтальный опрос

С. 116 упр. 295

История (рассказ)

о случившемся событии

С. 115№ 292—293

Озаглавливание, самостоятельное составление плана.

Письменное воспроизведение текста.

Урок развития речи

Самостоятельная работа

С. 117 упр. 297 – по заданию

Мастерская слова. Сочинение «Однажды…»

С. 115—116, № 280—282

Урок развития речи

Сочинение

Композиционные особенности текста типа рассуждения и средства связи его частей  (1 ч)

Текст-рассуждение

и средства связи

его частей  

С. 118—119, № 299—303

Запись и устные рассуждения;

наблюдение над структурой и текстовыми синонимами текста-рассуждения.

Урок развития речи

Фронтальная беседа

С. 119 упр. 303 – написать текст

Проверочные и творческие работы (4 ч)

Предупредительный диктант.

С. 108, № 275

Письмо под диктовку с проговариванием «опасных мест».

Урок проверки, оценки и контроля знаний

Самостоятельная работа

Контрольный диктант

по теме № 9 «Строим тексты, связывая их части и предложения».

Письмо под диктовку с самостоятельной проверкой и выполнением грамматических заданий.

Контрольный урок

Диктант

Работа над ошибками. Закрепление по теме «Строим тексты, связывая их части и предложения».

С. 126 №10 -12

Работа над ошибками, письмо, проговаривание правил.

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа в парах

С.126 упр. 12 – по заданию

Контрольное изложение  текста повествовательного характера.

С.127 упр.13

Изложение

Урок развития речи

Изложение

Язык мой — друг  мой (итоговые уроки) (4 ч)

О роли языка

в жизни человека

с. 122 – 123упр. 306 - 311

Запись по памяти (по выбору) текстов.

Урок комплексного использования знаний

Фронтальный опрос

С. 123 упр. 310- найти и записать высказывание про книги.

Повторение правил составления текста письма.

Словарный диктант.

С. 124 упр. 1-5

Составление памятки по правилам составления текста письма.

Чтение и анализ текста.

Словарный диктант.

Урок обобщения и систематизации знаний

Словарный диктант.

С. 124 упр.5

Друзья мои — книги (составление отзыва

о прочитанной книге)

с. 129 упр.3

Составление отзыва с опорой на примерный план.

Выборочное списывание.

Обмен названиями любимых книг и кратким советом.

Урок развития речи

Самостоятельная работа

Дописать отзыв

Проектная деятельность «Язык мой – друг мой»

С. 130 – 131

Работа над проектом, работа с дополнительной литературой.

Презентация проекта.

Урок комплексного использования знаний

Работа в группах

Работа над проектом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...