Конспект урока русского языка на тему "Звонкие и глухие согласные" для 2 класса по учебнику А.В. Поляковой
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока составлен согласно требованиям ФГОС с целью развития умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2-Д классе на тему «Звонкие и глухие согласные»
Учитель: Новоселова Елена Геннадьевна
Цель: развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные.
Предметные задачи: - формировать у учащихся представления о различиях между звонкими и глухими согласными звуками;
- учить на слух различать звонкие и глухие согласные; выделять среди них парные и непарные звуки;
- обучать анализу звукового состава слов.
Метапредметные задачи: - развивать умение принимать и сохранять учебную задачу;
- формировать умение определять общую цель и пути её достижения;
- совершенствовать способы работы с книгой и печатным раздаточным материалом;
- развивать освоение и активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог;
- учить работать в паре, ориентируясь на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Обеспечение: - учебник «Русский язык», 2 класс (автор А.В.Полякова);
- презентация для проведения чистописания;
- раздаточный материал ( карточки для групповой работы с текстом, карточки для индивидуального тестирования);
- магнитная доска и набор согласных букв;
- карточки слов для актуализации темы урока и рефлексии (согласные, звонкие, глухие, парные, непарные)
Ход урока: I. Актуализация знаний.
1.Чистописание в форме игры «Буква потерялась»: но…ги, ру…а, …уси, …уры, игруш…и, ку…ла, машин…а
Г г гг ггг Гг К к кк ккк Кк
2. Продолжи предложение: - Мы видим и пишем…. (буквы);
- Мы произносим и слышим……(звуки);
- [а], [о], [у], [ы], [и], [э] - это (какие?)…..звуки (гласные);
- Гласные звуки состоят только из ……(голоса);
- [ г ] и [ к ] – это (какие?) … звуки (согласные);
- Звук [ к ] состоит только из …….(шума);
- Звук [ г ] состоит из …… и ……..(голоса и шума).
3. Найди для каждого слова свою пару: (На доске карточки со словами).
Получаются пары слов: жар- шар, дом – том, зуд – суд, бока – пока, вол – фол, кол – гол.
- Чем отличаются слова в каждой паре слов? (Только одной буквой)
- Меняется ли смысл слов? (Да)- Уточняем значение некоторых слов. ( Например: фол – нарушение, пока – разговорное слово прощания, вол – бык, кол – палка с заострённым концом).
4. Раздели буквы: Буквы, которыми отличаются данные слова, раздели на 2 группы и дай название каждой группе. Но сначала произнесём и послушаем звуки этих букв.
Появляются группы: Звонкие согласные: б, д, г. з, ж, в. Глухие согласные: п, т, к, с, ш, ф.
II. Изучение нового материала:
- Определение темы урока, постановка проблемных вопросов.
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Тема урока «Звонкие и глухие согласные. ( Тему сообщают дети).
- Как вы думаете, ответы на какие вопросы нам сегодня нужно найти? Какие поставим проблемные вопросы?
- Какие бывают согласные?
- Чем глухие согласные отличаются от звонких?
- Какие согласные образуют пары?
2. Игра «Рассели двойняшек»: - Перед вами двухэтажный дом. Пока в этом доме будут жить только двойняшки.
- Сколько квартир на первом этаже? ( 6 )
- Эти квартиры займут глухие согласные, а над каждым из них, на втором этаже, - его пара: звонкий согласный. Для них есть специальные буквы. Рассели «двойняшек» по квартирам.
Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С
- Что можно сказать об этих согласных? (Они парные). Запишите эти пары в тетрадь.
- Сколько согласных букв в алфавите? (21)
- Сколько согласных букв мы записали? (12)
- Куда же поселить остальные согласные? Что вы можете о них сказать? (Есть непарные звонкие и непарные глухие согласные). Поселим их в оставшиеся квартиры и запишем в тетрадь.
3. Работа по учебнику ( с.13):
- Читаем тему урока.
- Выясняем, какие бывают согласные звуки.
- Выполняем упр. 21( устно ). Прочитай слова, сравни первые звуки в каждой паре:
Билет – пилот, ваза – фазан, глаза –коза, делить –пилить, жар – шар, земля –семя.
- Читаем правило на с. 13. (О звонких и глухих согласных).
4. Фонетические загадки: Запиши слова- отгадки в тетрадь.
А) С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким сам звеню я на просторе. ( Колос, голос).
Б) С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким – как огонь горячий. ( Шар, жар)
В) С «М» – приятен, золотист,
Очень сладок и душист.
С буквой «Л» зимой бывает,
А весною исчезает. ( Мёд, лёд)
- Подчеркни буквы, обозначающие непарные звонкие согласные.
5. Работа по учебнику (с.14):
-Выполняем упр.23 ( письменно). Списать слова и подчеркнуть непарные глухие согласные: Цыплёнок, чудеса, щука, птицы, стихи, сочинение, площадь, холм, палец, махровый.
Физкультминутка: Хомка, хомка, хомячок – полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт, щёчки моет, ушки трёт.
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать!
6. Работа с деформированным текстом по карточкам в паре:( Один ученик в паре получает карточку с началом пословиц, второй- карточку с их окончанием ).
* Без труда….
* Делу – время,….
* Хочешь есть калачи - ….
* Любишь кататься - …
…. а потехе – час.
….не лежи на печи.
….люби и саночки возить.
….не вытащишь и рыбку из пруда.
- Соберите пословицы и запишите 2 из них в тетрадь.
- Скажите кратко: о чём эти пословицы?
- Подчеркните 1 вариант: парные звонкие; 2 вариант: парные глухие согласные.
- Укажите знакомые части речи.
- Сделайте фонетический разбор и звуковую запись слов 1 вариант: «любишь», «рыбку», 2 вариант: «саночки», « возить».
7. «Проверь себя!» - Тестовая проверочная работа по теме урока (Задания 1-3).
III. Рефлексия. - 1. На какие вопросы мы сегодня нашли ответы? (Согласные звуки бывают звонкие и глухие, парные и непарные)
- Чем они отличаются?
- Какие образуют пары?
(Для обобщения используем карточки)
2.Оцените свою работу. (Используем сигнальные карточки)
- Кому было интересно? (Зелёный цвет)
- Кто всё понял?
- Кто собрал пословицы правильно?
- Кто выполнил аккуратно работу в тетради?
- Кто считает, что работал на уроке активно?
3.Запишите домашнее задание: В учебнике на с. 13 правило выучить, упр. 24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония
Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....
Конспект урока русского языка в малокомплектной школе 2-3 класс.
2 класс Тема «Раздельное написание предлогов со словами» 3 класс Тема «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...
Конспект урока русского языка "Имена собственные и нарицательные". 3 класс.
Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока русского языка. "Устная и письменная речь." 1 класс
Дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.Уметь различать речь устную и письменную...
Конспект урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс
Урок- путешествие по теме"Состав слова" 2 класс...
Урок русского языка "Повторение. Падежи имён существительных" 4 класс (по учебнику Рамзаевой Т.Н.)
Данный урок составлен для учащихся 4 специального ( коррекционного) класса II вида. Также здесь представлена презентация к уроку....
Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».
Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...