Конспект урока русского языка на тему "Звонкие и глухие согласные" для 2 класса по учебнику А.В. Поляковой
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Новоселова Елена Геннадьевна

Конспект урока составлен согласно требованиям ФГОС с целью развития умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-Д классе на тему «Звонкие и глухие согласные»

Учитель: Новоселова Елена Геннадьевна

Цель: развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные.

Предметные задачи: - формировать у учащихся представления о различиях между звонкими и глухими согласными звуками;

- учить на слух различать звонкие и глухие согласные;  выделять среди них парные и непарные звуки;

- обучать  анализу звукового состава слов.

Метапредметные задачи: - развивать умение принимать и сохранять учебную задачу;

- формировать умение определять общую цель и пути её достижения;

- совершенствовать способы работы с книгой и печатным раздаточным материалом;

- развивать освоение и активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог;

- учить  работать в паре, ориентируясь на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Обеспечение: - учебник «Русский язык», 2 класс (автор А.В.Полякова);

- презентация для проведения чистописания;

- раздаточный материал ( карточки для групповой работы с текстом, карточки для индивидуального тестирования);

- магнитная доска и набор согласных букв;

- карточки слов для актуализации темы урока и рефлексии (согласные, звонкие, глухие, парные, непарные)

Ход урока: I.   Актуализация знаний.

1.Чистописание в форме игры «Буква потерялась»:  но…ги,  ру…а, …уси,  …уры,   игруш…и,    ку…ла, машин…а      

 Г г   гг   ггг   Гг                              К  к   кк   ккк   Кк

2. Продолжи предложение:   - Мы видим и пишем…. (буквы);

- Мы произносим и слышим……(звуки);

- [а], [о], [у], [ы], [и], [э]  - это (какие?)…..звуки (гласные);

- Гласные звуки состоят только из ……(голоса);

- [ г ] и [ к ] – это (какие?) …  звуки   (согласные);

- Звук [ к ] состоит только из …….(шума);

- Звук [ г ] состоит из …… и ……..(голоса и шума).

3. Найди для каждого слова свою пару: (На доске карточки со словами).      

Получаются пары слов:  жар- шар, дом – том, зуд – суд, бока – пока, вол – фол, кол – гол.

- Чем отличаются слова в каждой паре слов? (Только одной буквой)

- Меняется ли смысл слов? (Да)- Уточняем значение некоторых слов. ( Например: фол – нарушение, пока – разговорное слово прощания, вол – бык, кол – палка с заострённым концом).

4. Раздели буквы:  Буквы, которыми отличаются данные слова, раздели на 2 группы и дай название каждой группе. Но сначала произнесём и послушаем звуки этих букв.

Появляются группы:  Звонкие согласные: б, д, г. з, ж, в.   Глухие согласные: п, т, к, с, ш, ф.

II. Изучение нового материала:

  1. Определение темы урока, постановка проблемных вопросов.

-  Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Тема урока «Звонкие и глухие согласные. ( Тему сообщают дети).

- Как вы думаете, ответы на какие вопросы нам сегодня нужно найти?  Какие поставим проблемные вопросы?

- Какие бывают согласные?

- Чем глухие согласные отличаются от звонких?

- Какие согласные образуют пары?

2. Игра «Рассели двойняшек»: - Перед вами двухэтажный дом. Пока в этом доме будут жить только двойняшки.

- Сколько квартир на первом этаже? ( 6 )

- Эти квартиры займут глухие согласные, а над каждым из них, на втором этаже, - его пара: звонкий согласный. Для них есть специальные буквы. Рассели «двойняшек» по квартирам.

Б    В    Г    Д    Ж    З

П    Ф    К   Т   Ш    С

- Что можно сказать об этих согласных? (Они парные). Запишите эти пары в тетрадь.

- Сколько согласных букв в алфавите? (21)

- Сколько согласных букв мы записали? (12)

- Куда же поселить  остальные согласные? Что вы можете о них сказать? (Есть непарные звонкие и непарные глухие согласные). Поселим их в оставшиеся квартиры и запишем в тетрадь.

3. Работа по учебнику ( с.13):

- Читаем тему урока.

- Выясняем, какие бывают согласные звуки.

- Выполняем упр. 21( устно ). Прочитай слова, сравни первые звуки в каждой паре:

Билет – пилот, ваза – фазан, глаза –коза, делить –пилить, жар – шар, земля –семя.

- Читаем правило на с. 13. (О звонких и глухих согласных).

4. Фонетические загадки: Запиши слова- отгадки в тетрадь.

А) С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким сам звеню я на просторе. ( Колос, голос).

Б) С глухим шипящим  кругл, как мячик, со  звонким – как огонь горячий. ( Шар, жар)

В)    С   «М» – приятен, золотист,

        Очень сладок и душист.

       С буквой   «Л»  зимой бывает,

       А весною исчезает. ( Мёд, лёд)

- Подчеркни буквы, обозначающие непарные звонкие согласные.

5. Работа по учебнику (с.14):

-Выполняем  упр.23 ( письменно). Списать слова и подчеркнуть непарные  глухие согласные: Цыплёнок, чудеса, щука, птицы, стихи, сочинение, площадь, холм, палец, махровый.

Физкультминутка:      Хомка, хомка, хомячок – полосатенький бочок.

                                        Хомка раненько встаёт, щёчки моет, ушки трёт.

                                         Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.

                                         Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать!

6. Работа с деформированным текстом по карточкам в паре:( Один ученик в паре получает карточку с началом пословиц, второй- карточку с их окончанием ).

* Без труда….

* Делу – время,….

* Хочешь есть калачи - ….

* Любишь кататься - …

                                       …. а потехе – час.

                                      ….не лежи на печи.

                                     ….люби и саночки возить.

                                      ….не вытащишь и рыбку из пруда.

- Соберите пословицы  и запишите 2 из них  в тетрадь.

- Скажите кратко: о чём эти пословицы?

- Подчеркните 1 вариант: парные звонкие; 2 вариант: парные глухие согласные.

- Укажите знакомые части речи.

- Сделайте фонетический разбор и звуковую запись слов 1 вариант: «любишь»,  «рыбку», 2 вариант: «саночки», « возить».

7. «Проверь себя!» - Тестовая  проверочная  работа  по теме урока (Задания 1-3).

III.  Рефлексия. -        1. На какие вопросы мы сегодня нашли ответы? (Согласные звуки бывают звонкие и глухие, парные и непарные)

- Чем они отличаются?

- Какие образуют пары?

(Для обобщения используем карточки)

2.Оцените свою работу. (Используем сигнальные карточки)

- Кому было интересно? (Зелёный цвет)

- Кто всё понял?

- Кто собрал пословицы правильно?

- Кто выполнил аккуратно работу в тетради?

- Кто считает, что работал на уроке активно?

3.Запишите домашнее задание: В учебнике на с. 13 правило выучить, упр. 24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

Конспект урока русского языка в малокомплектной школе 2-3 класс.

2 класс Тема «Раздельное написание предлогов со словами»    3 класс     Тема «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...

Конспект урока русского языка "Имена собственные и нарицательные". 3 класс.

Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка. "Устная и письменная речь." 1 класс

Дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.Уметь различать речь устную и письменную...

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс

Урок- путешествие по теме"Состав слова" 2 класс...

Урок русского языка "Повторение. Падежи имён существительных" 4 класс (по учебнику Рамзаевой Т.Н.)

Данный урок составлен для учащихся 4 специального ( коррекционного) класса II вида. Также здесь представлена презентация к уроку....

Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».

Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...