№ | Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий |
1. | Мотивация к учебной деятельности.(2-3 мин.) 1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2)актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
| Дети отгадывают букву ц
согласный, твердый, глухой Вспомнить и и закрепить каллиграфическое письмо буквы ц
Дети прописывают буквы ц Ц в тетради Произносим одинаково, а пишем по – разному.
Дети отгадывают загадки
Не можем?
-Мы не знаем правило.
| -Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка. Послушайте и отгадайте, с какой буквой сегодня мы будем работать на чистописании. Встречается в ЦЕПИ, ЛИЦЕ, Такая буква …..Ц -Правильно , это буква Ц -Расскажите, какой звук она обозначает -Молодцы! Повторили, а сейчас проведем минутку чистописания. _- Какую цель поставим? Пропишем заглавную, строчную буквы, а на следующей строке сочетание цы ци -Что вы заметили?
Правильно, это проблема , но к ней мы вернемся немного позже.
-А сейчас послушайте и отгадайте загадки: Он двуногий , но храмой, Чертит лишь одной ногой, В центр встал одной ногой Чтоб не вышел круг кривой. (циркуль) - Молодцы! (картинка на доске) слайд 2 Все глядят на середину. В середине – волшебство: Там чудак зайчишку вынул. Из кармана своего. Там под купол танцовщица. Улетела, как синица. Там собачки танцевали... (Цирк) - Молодцы! (картинка на доске) слайд3 На кормушку к нам зимой Прилетают птицы С жёлтой грудкой пуховой – Шустрые … (Синицы). - Молодцы! (картинка на доске) слайд 4 Сами гнезда они вьют И заливисто поют Могут быстро в небо взвиться Кто же это? Это… (Птицы) - Молодцы! (картинка на доске) слайд 5 Спортивная..,… ( Секция) - Молодцы! (картинка на доске) слайд 6 Железнодорожная …(.Станция)7 - Молодцы! (картинка на доске) слайд Чтобы правильно считать, Нужно знаки эти знать, Десять их, но знаки эти, Сосчитают все на свете. (цифры) - Молодцы! (картинка на доске) слайд 8 Они прилетают каждый год Туда, где домик ждёт. Чужие песни петь умеют, А всё же голос свой имеют. (скворцы) - Молодцы! (картинка на доске) слайд 9 Род кустарников, высокое с кистями белых душистых цветков. (Акация) - Молодцы! (картинка на доске) слайд 10 На доске появляются слова с пропущенными буквами. Слайд 11 Ц…ркуль, ц…рк, синиц…, птиц…, секц…я, ц…фры, скворц…, станц…я, акац…я. -Вставьте пропущенные буквы. - Почему? - В чем затруднения? | Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность. Коммуникативные УУД: -формировать умение слушать и понимать других. Личностные УУД: -формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности. Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке.
|
| 2 Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. (3-4 мин.) 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение; 2) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление; 3) фиксация учащимися затруднений. | Дети делят слова на группы.
Ц…рк синиц… секц…я
Ц…ркуль скворц… акац…я
Ц…фра птиц… станц…я
| Посмотрите на слова и попробуйте их разделить на группы. Ц…ркуль, ц…рк, синиц…, птиц…, секц…я, ц…фры, скворц…, станц…я, акац…я. Проверка. Слайд 12
-Что заметили? -Правильно | Формирование личностных, регулятивных, познавательных УУД. Коммуникативные УУД: -формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные УУД: -определять и высказывать самые простые правила. Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке, планировать свои действия.
|
| 3. Выявление места и причины затруднения.(2мин.) 1) выполняется реконструкция выполненных операций, где возникло затруднение; 2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют затруднения. | -Вставить пропущенные буквы. -Нет ,
-Мы не знаем правило
| Какое задание вы должны выполнить?
Вы можете это сделать
Почему возникло затруднение ?
| Формирование личностных, коммуникативных, Познавательных УУД. Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности. |
| 4.Построение проекта выхода из затруднения. (7мин.) Устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. |
- Узнать когда пишется И, а когда Ы после ц
-Правописание звука [ы] после звука [ц].
Дети комментируют свои действия. | Какую цель вы поставите перед собой на уроке.
Сформулируйте тему урока .
Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану. На доске вывешивается план. Слайд 13, 14.
1.Провести анализ предложенных групп слов . Выяснить общее в каждой группе. 2. Сравнить между собой группы слов. 3.Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока. 4.Создать эталон (правило) о правописании ы и после ц. Прочитайте каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать? Дети комментируют свои действия. | Формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала. Формирование регулятивных. Познавательных, Коммуникативных
|
| 5 Реализация построенного проекта.(7 мин.) На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. |
Дети получают задания на карточках: 1.Прочитайте слова каждого столбика. 2.Сравни их. 3.Попробуй выделить части слова, сделай вывод. 4.Изобрази графически.
Ребята, анализируя слова в столбиках, делают вывод, что в корне слова пишется после Ц буква И, в окончании после Ц пишется буква Ы и в словах на -ЦИЯ пишется тоже И
Цирк синицы секция
Циркуль скворцы акация Цифра птицы станция -Нужно посмотреть в учебнике (чтение правила в учебнике ) - Слова исключения. Дети повторяют правило. Да , смогли. Писать слова с И, Ы после буквы Ц) | - Я предлагаю работать в парах.
Если возникнут вопросы, поднимайте руку.
Попробуйте выразить это графически Молодцы! На доске появляется вывод: Слайд 15,16 В корне пишем И, в окончании Ы в словах на ция – И
Как теперь проверить свое открытие (нужно посмотреть в учебнике)
Правило: В корнях слов после ц звук ы обозначается буквой и: цирк, цифра, Исключение составляют слова: Цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках. В окончаниях после ц пишется буква ы огурцы, певицы. В словах на –ция пишется и полиция станция Что еще прочитали нового в учебнике? - Слова исключения. Да, ребята, во многих правилах бывают исключения. Чтобы лучше запомнить эти слова послушайте предложение: Слайд 17 Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул «цыц». Давайте, повторим хором. (Картинка) Слайд 18 Сделайте вывод. -Смогли вы преодолеть затруднение? -Что мы теперь можем делать. | Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. |
| 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5мин.) На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух |
Дети выполняют физкультминутку.
Дети выполняют задания по по вариантам
Каждая группа читает слова, которые выписала.
рукавицы Дети еще раз повторяют правило | Физкульминутка Когда вы слышите слова с Ы присесть с И подпрыгнуть Циркуль, цирк, синицы, птицы, секция, цифры, скворцы, станция, акация. -Молодцы, а сейчас применим свои знания на практике. Будем отрабатывать умение правильно определять часть слова, где находится наша орфограмма. Откроем учебник на странице 103 и выполним упражнение №1 Задание: Распределить слова по столбикам. В первый - записать слова с сочетанием ци в корне, во второй - слова исключения, в третий – слова с окончание – ы. Обратить внимание на слова исключения (цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул «цыц») Даны слова: Циркач, спицы, куницы, цыпленок, традиция, циклон, цыган, рукавицы, нарцисс, зайцы, концы, цыплячий, цилиндр, цыкать, акация. 1группа записывает слова с сочетанием ци в корне 2 группа - слова – исключения 3 группа - слова с окончание – ы. 4 группа - выписывают слова, которые не подходят ни в один столбик. (Лишние слова: акация традиция) Проверка. Слайд 19 У кого возникли затруднения? Еще раз повторим правило. |
Формирование личностных, коммуникативных, познавательных УУД. Личностные УУД: Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
|
| 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.(3 мин.)
(индивид. форма работы) Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Это поможет тебе решить, какую букву вписать И или Ы.
Дети самостоятельно выполняют упражнение. Самопроверка по образцу ( у каждого ребенка образец выполнения упражнения). цИрк синицЫ цИркуль певицЫ цИфра цИрковой цИлиндр птенцЫ скворцЫ улицЫ огурцЫ пальцЫ Дети еще раз повторяют правило написания и ы после ц Дети по выбору, оценивая свои знания по новой теме, выполняют задания. | А мы продолжаем применять свои знания на практике, т.е. закрепляем правило. Выполним упражнение, в задании , которого необходимо обозначить часть слова, в которой пропущена буква. Это поможет тебе решить, какую букву вписать И или Ы. - Ребята, нужно вставить пропущенные буквы, а чтобы не ошибиться, сначала выделите часть слова , где пропущена буква, а затем вставляйте. Ц…рк синиц… ц..ркуль Певиц… ц…фра ц…рковой Ц..линдр птенц… скворц… Улиц… огурц… пальц -У кого возникли затруднения? Повторить еще раз правило написания и ы после ц -У кого были затруднения, выполняют в тетради упражнение №3 стр.34 Соединить слова с буквой , которая пропущена Ц…фры |
| Ц..ркач | Ц…ферблат | ы | Ц…клон | Ц…линдр |
| Молодц.. | На ц…почках | и | Пальц.. | Ц..ган |
| Акац..я |
У кого затруднений не было упражнение № 2 страница 34 проверка Записать к каждому слову – исключению несколько родственных слов Цыган Цыпленок |
|
| 8. Включение в систему знаний и повторение.(8мин.) На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
|
Дети получают карточки со стихотворением и вставляют пропущенные буквы.
Ц…пленок в ц…рке выступал Играл он на ц…мбалах На мотоц…кле разъезжал И ц…фр он знал немало Он из ц…линдра доставал Морковь и огурц… И только одного не знал Где и, а где же ы. Самопроверка по образцу Дети записывают предложений под диктовку.
| Что нужно знать, чтобы правильно написать слова с цы или ци? Правильно, сейчас мы потренируемся уже в более усложненном задании. Послушайте стихотворение: Цыпленок в цирке выступал Играл он на цимбалах На мотоцикле разъезжал И цифр он знал немало Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал Где и, а где же ы. Ребята, какое незнакомое слово встретилось в стихотворении? Цимбала Посмотрите на картинку и послушайте. Слайд 20 Цимбала - это струнный инструмент. Дети получают карточки со стихотворением и вставляют пропущенные буквы. Ц…пленок в ц…рке выступал Играл он на ц…мбалах На мотоц…кле разъезжал И ц…фр он знал немало Он из ц…линдра доставал Моковь и огурц… И только одного не знал Где и, а где же ы. И ц…фр он знал немало Он из ц…линдра доставал Морковь и огурц… И только одного не знал Где и , а где ы. Проверка Слайд 21. У кого не было затруднений?
Молодцы, тогда вы готовы выполнить следующее задание. Покажите, как вы научились на уроке писать слова с ЦЫ и ЦИ. Запись предложений под диктовку: Замолкли лесные певцы. Затрепетали под дождем листья акации. Прижались к земле длинные стебли нарциссов. Дождь рисовал циркулем круги на лужах. | Формирование личностных, коммуникативных, познавательных УУД. Личностные УУД: Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности. |
| 9.Рефлексия. (3мин.) самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. |
Дети оценивают свою работу на уроке.
| Какую цель вы перед собой ставили? Удалось ли достичь цели? Кто из вас сам смог открыть новое знание? Кто встретил трудности? В чем? Почему? -Оцените свою работу 1.Я все понял, но есть вопросы. 2.Я все понял, могу работать по эталону. 3. Я все понял, могу работать, объяснять другим. Что будете делать дома? (учить правило, еще раз потренироваться в написании слов с ци цы) Для 1 и 2 групп упражнение 2 стр. 103 У кого 3 группа упражнение 3 стр.103. -Молодцы. Мне очень понравилось, как вы работали. Урок окончен. | Регулятивные УУД: Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности. Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов. |