Адаптированная программа по русскому языку для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Программа для коррекционных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_russkiy_yazyk3_g_sorokina_sv.doc | 453 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом № _____
________________________ Т.В. Дидич «___» __________ 20____ г. «___» __________ 20____ г.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета (курса)
«Русский язык»
3в класс
2015 – 2016 учебный год
Учитель: Сорокина С.В.
Квалификационная категория: без категории
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «___» _______ 20____г.
г. Советский
2015 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Т.В. Кузьмичева, Е.Б. Новикова, Е.Н. Морсакова, И.Н. Волкова, авторской программы Т.Г. Рамзаевой "Русский язык". Данная авторская программа программа выбрана потому, что она соответствует уровню развития детей и может быть усвоена в течение учебного года.
Учебник: Т.Г. Рамзаева. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях. - М: Дрофа, 2010.
Курс русского языка занимает ведущее место в начальном образовании, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. От успехов в изучении русского языка во многом зависит качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Изучение курса русского языка направлено на достижение следующей основной цели – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфология и синтаксис), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова);
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Абдуллина Мария, Глухих Юрий, Кабанова Ангелина, Оглы Эйнар, обучающиеся 3«в» класса решением районной ПМПК выведены на обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Учащаяся Абдуллина Мария испытывает трудности в фонематическом восприятии (недоразвито, нарушен фонематический слух), навыки звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно. Имеет маленький словарный запас (пассивный и активный словарный запас не соответствует возрасту), нет точного значения слов, плохо развита связная речь. Часто не понимает инструкции, соответственно не может выполнить задание сама, только с помощью взрослых. Плохо ориентируется во времени. Трудности в словообразовании, словоизменении, окончаниях. Не может самостоятельно составить рассказ по картинкам, сложности в пересказе(очень скудный). Сложно самостоятельно составить небольшой текст. Рассказ неполный, предложения короткие, ответы односложные. Чтение слоговое - словесное, медленное, очень тихое, иногда про себя, а потом повторение вслух. Путает парные согласные буквы; гласные: е, ё. я, ю. Понимание прочитанного нарушено. Есть проблемы в письме: Списывание и письмо под диктовку проблематичны (не справляется) пропускает буквы(чаще всего гласные), слоги иногда целые слова, медленный темп письма. Неправильное соединение букв, путает буквы- их написание, не соблюдает границы предложения. Кроме того очень низкий уровень развития внимания, памяти и работоспособности. Несформированность языковых и речевых средств языка. Не умение слышать и видеть самостоятельно изученные орфограммы.
Учащийся Глухих Юра испытывает трудности в фонематическом восприятии (недоразвито, нарушен фонематический слух), навыки звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно. Имеет маленький словарный запас(пассивный и активный словарный запас не соответствует возрасту), нет точного значения слов, плохо развита связная речь. Иногда не понимает инструкции, соответственно не может выполнить задание сам, только с помощью взрослых. Плохо ориентируется во времени. Трудности в словообразовании, словоизменении, окончаниях. Не может самостоятельно составить рассказ по картинкам, сложности в пересказе(очень скудный). Сложно самостоятельно составить небольшой текст. Рассказ неполный, предложения короткие, ответы односложные. Чтение слоговое - словесное, медленное, очень тихое, иногда про себя, а потом повторение вслух. Путает буквы: т-д, т-н, м-н, д-б, ж-ш, к-г, ц-ч; гласные: е, ё. я, ю. Понимание прочитанного нарушено. Есть проблемы в письме: Списывание и письмо под диктовку проблематичны (не справляется), медленный темп письма. Неправильное соединение букв, путает буквы- их написание, не соблюдает границы предложения. Кроме того очень низкий уровень развития внимания, памяти и работоспособности. Школьная незрелость. Несформированность языковых и речевых средств языка.
Учащаяся Кабанова Ангелина испытывает трудности в фонематическом восприятии (недоразвито, нарушен фонематический слух), навыки звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно. Имеет маленький словарный запас (пассивный и активный словарный запас не соответствует возрасту), нет точного значения слов, плохо развита связная речь. Часто не понимает инструкции, соответственно не может выполнить задание сама, только с помощью взрослых. Плохо ориентируется во времени. Трудности в словообразовании, словоизменении, окончаниях. Не может самостоятельно составить рассказ по картинкам, сложности в пересказе(очень скудный). Сложно самостоятельно составить небольшой текст. Рассказ неполный, предложения короткие, ответы односложные. Чтение слоговое - словесное, медленное, очень тихое, иногда про себя, а потом повторение вслух. Путает буквы: т-д, т-н, м-н, д-б, ж-ш, к-г, ц-ч; гласные: е, ё. я, ю. Понимание прочитанного нарушено. Есть проблемы в письме: Списывание и письмо под диктовку проблематичны (не справляется) пропускает буквы(чаще всего гласные), слоги иногда целые слова, медленный темп письма. Неправильное соединение букв, путает буквы- их написание, не соблюдает границы предложения. Кроме того очень низкий уровень развития внимания, памяти и работоспособности. Несформированность языковых и речевых средств языка. Не умение слышать и видеть самостоятельно изученные орфограммы.
Учащийся Оглы Эйнар испытывает трудности в фонематическом восприятии (навыки звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно), звуковом анализе слова, имеет маленький словарный запас (пассивный и активный словарный запас не соответствует возрасту), не всегда понимает значение слов, плохо развита связная речь. Сложно самостоятельно составить предложение и небольшой текст. Трудности в словообразовании, словоизменении, окончаниях. Не может самостоятельно составить рассказ по картинкам, сложности в пересказе. Не сформированы языковые и речевые средства языка. Чтение побуквенное-послоговое, искажает структуру слова, не дочитывает слова, придумывает окончания. Понимание прочитанного нарушено. Есть проблемы в письме: дисграфия, зеркальность, пропуск букв, слогов, не дописывание элементов, незнание написания ряда букв, неправильность соединения букв, плохо развита моторика, нетвердость письма (тремор). Списывание и письмо под диктовку проблематичны (не справляется). Кроме того очень низкий уровень развития внимания и работоспособности.
В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:
- формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения непосредственных представлений об окружающем мире;
- развитие связной речи;
- формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка;
- развитие общего объёма относительно простых знаний;
- расширение активного и пассивного словаря;
- развитие зрительного анализа;
- развитие памяти, внимания и работоспособности;
- развитие эмоционально-волевой сферы, умения действовать по устной и письменной инструкции.
При обучении русскому языку необходимо придерживаться следующих правил:
- Новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся;
- Систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
- Используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;
- Выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
В курс предмета «Русский язык» входят разделы: грамматика, правописание, развитие речи и чистописании.
Задача курса грамматики, правописания и развития речи заключается в том, чтобы выработать у детей умение владеть устными и письменными формами речи, развить интерес к родному языку. Обучение включает в себя изучение следующих языковых явлений: звуки и буквы и их соотношение, гласные и согласные звуки, ударение, слог, ударные и безударные гласные, глухие и звонкие согласные, состав слова (корень, окончание, приставка, суффикс), части речи и их различие на основе лексического значения, вопросов, форм словоизменения (склонение и спряжение).
Задачей курса чистописание является развитие глазомера учащихся, письмо букв в порядке усложнения их начертания, слов, предложений и связных текстов; формирование двигательных навыков руки, умение располагать написанное на листе тетради, ориентироваться в строках, клетках тетради. Содержание графических упражнений составляет письмо наиболее трудных букв и соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счёт. Письмо учащихся должно быть опрятным, чётким и правильным.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении.
С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса русского языка в программу более широко включены задания развивающего характера, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире; развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку; развитие приёмов умственной деятельности, необходимых для успешного овладения программой русского языка.
Учитывая психологические особенности и возможности детей с задержкой психического развития, материал даётся небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического и формального заучивания правил, списывания готовых заданий и т. д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают.
Общая характеристика учебного предмета
Учебно-методический комплект по русскому языку направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку в средней школе. В основе учебно-методического комплекта лежит Обязательный минимум содержания стандарта по русскому языку для общеобразовательных школ, а также идеи традиционной программы. Однако содержание, языковой материал, последовательность его изучения, сам подход к его изучению усовершенствованы в связи с достижениями психолингвистики, методики обучения русскому языку, школьной практики и современных требований общества в школе. Продолжая традиции российского образования, авторы уделяют большое внимание духовному и нравственному развитию младших школьников. В программе и учебниках реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку и всему курсу придана деятельностная основа.
Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:
1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).
Данное направление связано с развитием дара слова, формированием умения выражать свои мысли в устной и письменной форме. Речевое развитие детей — основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников. Осознавание детьми изучаемых единиц языка и синтаксиса речи, специальных речевых умений заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи, позволит младшим школьникам правильно воспринимать, анализировать свою и чужую речь, а также создавать собственное речевое высказывание.
2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
Предметом изучения и языкового анализа становится для учащихся широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.
Программа и учебники построены так, чтобы дать детям основы знаний о языке (о тексте как единице языка и речи, типах текста, предложении, типах предложений по цели высказывания и интонационной оформленности, главных и второстепенных членах предложения, об обращении, о простых и сложных предложениях, о словосочетании, слове и его составе, частях речи, слоге, звуке, ударении, ударных и безударных гласных, твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих согласных звуках). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, связи и отношения.
3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русского языка является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов толкового и других словарей, иных материалов справочного характера учебника, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.
В процессе языковой деятельности младшие школьники овладевают приемами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым -единицам языка и речи), приемами сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, будет способствовать умственному и речевому развитию, развитию потребности в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Условием реализации этого направления может стать содержание языкового материала учебника и рабочей тетради. Оно создаст хорошую языковую базу для организации работы на уроке, позволит учителю использовать его для решения определенных учебно-познавательных задач, будет способствовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, способности понимать, чувствовать его богатство и емкость, красоту и выразительность. Методический аппарат учебника, рабочей тетради, методического пособия позволит поддержать у младших школьников устойчивый познавательный интерес к изучению родного языка.
Программа и учебники построены с учетом дидактико-психологических и лингвометодических подходов к обучению и развитию учащихся в процессе изучения языка и речи.
В программе каждого класса имеются центральные, основные темы или разделы. Однако при распределении учебного материала в учебнике учитываются степень подготовки учащихся к восприятию сведений о языке, постепенность и осознанность восприятия школьниками определенных сторон языковых единиц, возрастание сложности материала, комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Сведения по языку, грамматические выводы и определения, орфографические и пунктуационные правила, разъяснения и комментарии учителя должны занимать на уроке определенное время и место. Все это будет обеспечивать необходимый уровень осознавания языковых явлений.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ на 2014-2015 уч. год (приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 27.08.2014 г. № 1138) на изучение предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 5 часов в неделю, то есть 170 часов в год. Курс рассчитан на 34 учебные недели.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
В конце второго года обучения учащиеся должны знать:
- названия букв русского алфавита;
- признаки гласных и согласных звуков;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твердые и мягкие; глухие и звонкие;
- правила переноса слов.
В конце второго года обучения учащиеся должны уметь:
- каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты (35–45 слов) без пропусков, вставок, искажений букв;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и "Ь";
- писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, кличках животных;
- писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ;
- правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов, безударные гласные в двусложных словах;
- писать слова с двойными согласными, с разделительным "Ь";
- писать раздельно предлоги со словами;
- производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв;
- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета или действие предмета;
- различать слова, отвечающие на вопрос "КТО?", и слова, отвечающие на вопрос "ЧТО?";
- устанавливать связь слов в предложении из трех-четырех слов; выделять подлежащее и сказуемое;
- составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;
- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
- определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
- делить сплошной текст на предложения;
- устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);
- писать (по вопросам) изложение текста (30–45 слов);
- составлять и записывать текст из трех-пяти предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
- употреблять при записи текста красную строку.
Содержание учебного предмета
Распределение учебного материала соответствует схеме «речь-текст - предложение – слово».
Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:
- Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).
- Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
- Активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
- Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
- Закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.
- Формирование скорописи письма и упражнения по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Распределение учебного материала соответствует схеме «речь-текст - предложение – слово».
«Морфология»
«Состав слова».
Корень и окончание. Однокоренные слова. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Способы проверки безударных гласных в коне слова. Термины корень слова, окончание.
Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. Умение пользоваться школьным орфографическим словарем.
Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках (в-, до-, за-, над-, о-, от-, по-, под-, про-, с-) и в созвучных с ними предлогах. Способы различения приставки и предлога. Термины приставка, предлог. Образование однокоренных слов при помощи приставок. Выделение приставки из слова. Разделительный твердый знак.
Раздельное написание со словами предлогов в, из, к, на, от, по, с, у.
Суффикс. Вычленение суффиксов в простых по составу словах. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов. Термин суффикс. Подбор однокоренных слов с приставками и суффиксами.
Части речи.
Устные упражнения, направленные на систематизацию и уточнение знание, полученных во 2 классе об имени сущ., глаголе, имени прилагательном на материале рассказов детей об их непосредственных впечатлениях и представлениях о предметах и явлениях природы и социальной жизни, почерпнутых из литературных произведений.
Имя существительное: его значение, грамматические вопросы начальной формы. Род имен существительных: мужской, женский, средний. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце сущ. женского рода и его отсутствие у сущ. Мужского рода.
Изменение имен сущ. По числам: единственное и множественное число.
Изменение имен сущ. По падежам в ед. числе (склонение). Знание падежей. Умение различать падежи. Практическое изменение имен сущ. При сочетании с другими словами. Преобразование косвенных падежей имен сущ. В начальную форму. Составление предложение с сущ., стоящими в различных падежах. Выделение изученных орфограмм, проверка безударных гласных и парных глухих и звонких согласных в корне сов.
Имя прилагательное: его значение, вопросы, на которые оно отвечает. Имя прилагательное, сходные и противоположные по значению. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными. Правописание окончаний –ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, ие. Изменение имен прилагательных по падежам.
Глагол: его значение, вопросы, на которые он отвечает. Практические упражнения в употреблении глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее. Не с глаголами.
Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Слова, близкие и противоположные по смыслу. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли. Употребление слов в прямом и переносном значении. Использование школьного толкового словаря.
Синтаксис и пунктуация.
Интонация высказывания. Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Условно-графическая модель предложения.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Выделение из предложений словосочетаний. Установление связи слов в словосочетании. Термины главные и второстепенные члены предложения, подлежащее, сказуемое. Различение членов предложения и частей речи.
Устные упражнения в использовании интонации перечисления. Предложения с однородными членами предложениями без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложениями. Составление и запись предложений, включающих слова, которые выражены частями речи.
«Связная речь» - упражнения проводятся в процессе изучения всего программного материала.
Составление и запись под руководством учителя вопросов и ответов по сюжетным картинам, по серии картин, по прочитанному, по наблюдениям.
Составление под руководством учителя плана рассказа при помощи вопросительных или повествовательных предложений;
написание изложения небольшого текста;
составление и запись рассказа по серии картин;
описание конкретных предметов.
Написание письма, объявления, отказа, почтового адреса дома, школы, самостоятельно продуманной сказки, рассказа.
Чистописание.
Ускоренное связное, ритмичное письмо слов и предложений. Закрепление навыка безотрывного письма при соединении букв, совершенствование письма сходных по начертанию букв.
Процесс обучения русскому языку строю таким образом, что каждое грамматическое понятие раскрывается на основе изученного, формируются навыки культуры речи, проводится работа со словарями учебника.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 2 класс
№ | Тема раздела | Кол–во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Коррекционно- развивающая направленность |
1 | Повторение | 6 | Выяснение, какие темы забыты во время каникул, а какие остались в памяти | Развитие процессов зрительного анализа. Достаточная гибкость мыслительной деятельности. Усвоение соответствующих правил |
2 | Речь | 4 | Расширять знания о языке. Язык - как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Уметь выделять предложения в письменной и устной речи. | Развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; работоспособности. |
3 | Звуки и буквы | 12 | Расширять знания о роли звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы, давать их характеристику. | Развитие объёма внимания, оперативной памяти, саморегуляции и произвольной деятельности, отработка практических навыков. Достаточное развитие процессов самоконтроля, мышления. Формировать мыслительную операцию синтеза. |
4 | Шипящие согласные звуки | 10 | Знание шипящих согласных звуков[Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Умение писать сочетания слов с шипящими ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и сочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования; фонематического восприятия. Отработка практических навыков. |
5 | Алфавит, или азбука | 2 | Знание алфавита, названий букв русского алфавита. | Развитие объёма внимания Отрабатывать связь букв со звуковой формой и графической формой письма |
6 | Слово и слог | 2 | Расширять знания о слогах. Уметь делить слова на слоги, выделять ударный слог.
| Отработка практических навыков. |
7 | Перенос слов | 3 | Знакомство с правилами переноса слов. Уметь переносить слова по слогам.
| Отработка практических навыков. Развитие концентрации и устойчивости внимания, работоспособности. |
8 | Предложение и текст | 9 | Расширять знания о предложении и тексте. Уметь правильно ставить знаки препинания в конце предложений: точку, вопросительный, восклицательный знаки, устанавливать связь слов в предложении из трех-четырех слов; выделять подлежащее и сказуемое; составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам. | Достаточное развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия и ориентировки в пространстве; работоспособности. |
9 | Мягкие и твердые согласные звуки | 7 | Расширять знания о твердых и мягких согласных звуков. Различать согласные твердые и мягкие. Уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и "Ь". Знать способы обозначения мягкости согласных на письме.
| Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования; фонематического восприятия. Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой. |
10 | Звонкие и глухие согласные звуки | 5 | Расширять знания о звонких и согласных звуках. Знать особенности произношения звонких и глухих согласных. Уметь различать парные звонкие и глухие согласные и обозначать их буквами. Уметь проверять согласные на конце слова. | Достаточное развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия и ориентировки в пространстве; работоспособности. |
11 | Ударение. Обозначение гласных звуков | 11 | Расширять знания о гласных звуках и ударении. Уметь правильно выделять в слове ударный слог, обозначать гласные звуки в ударных и безударных слогах. Выполнять проверку путем изменения формы слова.
| Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования; фонематического восприятия. Отработка практических навыков. |
12 | Разделительный "Ь" | 9 | Расширять знания о Ь и Ъ знаках. Знакомство с понятием «Разделительный «Ь». Уметь сопоставлять "Ь" – показателя мягкости согласных и разделительного "Ь". | Развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия и ориентировки в пространстве; работоспособности. |
13 | Двойные согласные | 3 | Знакомство с орфограммой «Двойные согласные». Уметь писать слова с двойными согласными, выполнять перенос слов с двойными согласными | Отработка практических навыков |
14 | Слово и предложение. Имя существительное | 15 | Знакомство с понятием «Имя существительное». Различать слова, отвечающие на вопрос "КТО?", и слова, отвечающие на вопрос "ЧТО?". Понимать роль имен существительных в речи. Уметь писать заглавную букву в собственных именах существительных (в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Уметь изменять имена существительных по числам. | Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования; фонематического восприятия. Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой. |
15 | Глагол | 7 | Знакомство с понятием «Глагол». Знать роль глаголов в речи. Уметь находить в речи глаголы, задавать к ним вопросы. Уметь изменять глаголы по числам. Наблюдать за употреблением глаголов в различных временных формах. | Развитие мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании. |
16 | Имя прилагательное | 8 | Знакомство с понятием « Имя прилагательное». Знать роль имен прилагательных в речи. Уметь изменять имена прилагательные по числам. Находить имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдать за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного. | Развитие памяти, мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании. |
17 | Предлог | 6 | Знакомство с предлогами. Знать предлоги. Уметь раздельно писать со словами наиболее распространенные предлоги. | Развитие процессов зрительного анализа. Достаточная гибкость мыслительной деятельности, концентрация внимания; достаточное артикулирование слов при письме. Усвоение соответствующих правил. |
18 | Родственные (однокоренные слова) | 11 | Расширять знания об однокоренных словах. Знать что такое однокоренные слова. Уметь находить корень слова. Знать признаки однокоренных слов. Уметь выполнять подбор однокоренных слов и выделение корня. | Развитие памяти, мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании |
19 | Безударные гласные в корне | 10 | Расширение знаний об орфограмме безударная гласная в корне слова. Знать способы проверки безударных гласных в корне. Уметь выполнять проверку безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. | Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования; фонематического восприятия. |
20 | Парные согласные в корне | 10 | Знать способы проверки парных глухих и звонких согласных. Выполнять проверку парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов | Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования; фонематического восприятия. Отработка практических навыков. |
21 | Предложение | 5 | Понимать роль предложения в общении. Уметь находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Определять распространенные и нераспространенные предложения. Находить связь слов в предложении | Развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия и ориентировки в пространстве; работоспособности. |
22 | Повторение в конце учебного года | 15 | Закрепляются и проверяются знания по основным темам программы: «Состав слова», «Части речи», «Синтаксис и пунктуация», « Связная речь». | Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение |
Итого | 170 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 3 класс
№ | Тема раздела | Кол–во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Коррекционно- развивающая направленность |
1 | Повторение | 16 | Выяснение, какие темы забыты во время каникул, а какие остались в памяти | Развитие процессов зрительного анализа. Достаточная гибкость мыслительной деятельности. Усвоение соответствующих правил |
2 | Предложение. Словосочетание. | 12 | Знакомство с видами предложений по интонации высказываний: повествовательными, восклицательными и вопросительными; со словосочетаниями. | Достаточное развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия и ориентировки в пространстве; работоспособности. |
3 | Текст | 3 | Расширить знания о тексте. Научить письменному пересказу (изложение) и передаче своих мыслей на бумаге (сочинение). Познакомить с черновиком, в котором ребёнок записывает предварительный вариант работы и вносит в неё свои правки | Развитие объёма внимания, оперативной памяти, саморегуляции и произвольной деятельности; достаточное развитие процессов самоконтроля, мышления. Формировать мыслительную операцию синтеза. Развитие устной речи посредством правильного построения ответа на вопрос. |
4 | Состав слова | 66 | Знакомство с частями слова; с образованием однокоренных слов; с разбором слов по составу. | Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования; фонематического восприятия. Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой. |
5 | Части речи | 4 | Общее понятие о частях речи и их название. | Развитие мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании. |
6 | Имя существительное | 25 | Расширить знания о части речи – имени существительном: начальной форме; роде: мужском, женском, среднем; падежах (склонении); написании мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода. Научить определять его род, число, падеж; правильно писать существительные женского и мужского рода с шипящим на конце. | Развитие мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании. |
7 | Имя прилагательное | 13 | Расширить знания о части речи – имени прилагательном: сходном и противоположном по смыслу; изменении по родам , числам, падежам при сочетании с существительным. Упражнять в правильном написании окончаний. Познакомить с текстом-описанием и научить его писать. | Развитие процессов зрительного анализа. Достаточная гибкость мыслительной деятельности, концентрация внимания; достаточное артикулирование слов при письме. Усвоение соответствующих правил |
8 | Глагол | 20 | Расширить знания о части речи – глаголе: изменение по временам; близком и противоположном по смыслу; неопределённой форме; изменение в прошедшем времени по родам. Упражнять в употреблении глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. Научить отдельно писать частицу НЕ с глаголами. Познакомить с текстом – рассуждением и практическим его написанием. | Расширение, уточнение, активизация, словарного запаса, при усвоении содержания; увеличение запаса лексики. Развитие устной речи через умение составлять предложения по картине. Слова с непроверяемым написанием |
9 | Повторение | 11 | Закрепляются и проверяются знания по основным темам программы: «Состав слова», «Части речи», «Синтаксис и пунктуация», « Связная речь». | Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение |
Итого | 170 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список литературы для учащегося
Т.Г. Рамзаева. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях. - М: Дрофа, 2010.
Список литературы для учителя
- В.И. Круковер, Л.И.Шелестова Поурочные разработки уроков по русскому языку 2 класс М.:"Вако" 2012г
- Зубарева Л.И. Коррекция письма на уроках. 1-2 классы: практические и тренировочные занятия и упражнения.- Волгоград: Учитель, 2008
- Рамзаева Т. Г., Щеголева Г. С. Русский язык. 2 кл.: кн. для учителя. - М.: Дрофа, 2008.
Цифровые образовательные ресурсы
Электронное аудиоприложение к учебнику Т.Г. Рамзаева. Русский язык 2 класс
Технические учтройства
Компьютер
Интерактивная доска
Магнитная доска
Мультимедийный проектор
Календарно-тематическое планирование на 2014-2015 учебный год
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Тип | Компетенции | Коррекционно – развивающая направленность | ||
Повторение- 16 ч | ||||||||
1 | Однокоренные слова. | 2.09 | 2.09 | Вводный | Выяснить в начале изучения русского языка, какие темы у детей с ограниченными возможностями здоровья забыты во время каникул, а какие остались в памяти.( На основании входного диктанта и списывания текста. Тексты подбираются те, которые были использованы в конце 2 класса) Повторить основные понятия из разделов: «Фонетика и графика», «Части речи», «Синтаксис и пунктуация». Провести работу над трудными словами: до свидания, горох, земляника, Красная площадь, чёрный, коллектив, месяц, малина, хороший, урожай. | Развитие процессов зрительного анализа. Достаточная гибкость мыслительной деятельности. Усвоение соответствующих правил. | ||
2 | Звуки и буквы. | 3.09 | 3.09 | Вводный | ||||
3 | Текст. Предложение. | 4.09 | 4.09 | Закрепление знаний | ||||
4 | Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. | 7.09 | 7.09 | Закрепление знаний | ||||
5 | Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов. | 8.09 | 8.09 | Закрепление знаний | ||||
6 | Правописание собственных имён. | 9.09 | 9.09 | Закрепление знаний | ||||
7 | Слово и слог. Перенос слов. | 10.09 | 10.09 | Закрепление знаний | ||||
8 | Мягкий знак – показатель мягкости согласных. | 11.09 | 11.09 | Закрепление знаний | ||||
9 | Сочетания ЖИ, ШИ, ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ, ЧК, ЧН. | 14.09 | 14.09 | Закрепление знаний | ||||
10 | Разделительный мягкий знак. | 15.09 | 15.09 | Закрепление знаний | ||||
11 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. | 16.09 | 16.09 | Закрепление знаний | ||||
12 | Входная контрольная работа. | 17.09 | 17.09 | Закрепление знаний | ||||
13 | Ударные и безударные гласные. Обозначение их буквами. | 18.09 | 18.09 | Закрепление знаний | ||||
14 | Списывание текста. | 21.09 | 21.09 | Закрепление знаний | ||||
15 | Проверочный диктант по теме «Повторение». | 22.09 | 22.09 | Проверки знаний | ||||
16 | Работа над ошибками. Повторение по теме. | 23.09 | 23.09 | Закрепление знаний | ||||
Предложение. Словосочетание - 12ч | ||||||||
17 | Повествовательные предложения. | 24.09 | 24.09 | Изучение нового | Познакомить детей с ограниченными возможностями здоровья с видами предложений по интонации высказываний: повествовательными, восклицательными и вопросительными; со словосочетаниями. Научить их правильно ставить знаки препинания в конце предложений: точку, вопросительный, восклицательный знаки; выделять из предложений словосочетания. Провести работу над трудными словами: жёлтый, крестьяне, помидор. | Достаточное развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия и ориентировки в пространстве; работоспособности. | ||
18 | Вопросительные предложения. | 25.09 | 25.09 | Изучение нового | ||||
19 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 26.09 | 26.09 | Изучение нового | ||||
20 | Главные и второстепенные члены предложения. | 28.09 | 28.09 | Закрепление знаний | ||||
21 | Распространённое и нераспространённое предложения. | 29.09 | 29.09 | Изучение нового | ||||
22 | Связь слов в предложении. | 30.10 | 30.10 | Изучение нового | ||||
23 | Простые и сложные предложения. | 01.10 | 01.10 | Изучение нового | ||||
24 | Словосочетание. | 02.10 | 02.10 | Изучение нового | ||||
25 | Связь слов в словосочетании. | 05.10 | 05.10 | Изучение нового | ||||
26 | Главное и зависимое слово в словосочетании. | 06.10 | 06.10 | Изучение нового | ||||
27 | Проверочный диктант по теме «Предложение» | 07.10 | 07.10 | Проверки знаний | ||||
28 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала по теме « Предложение» | 08.10 | 08.10 | Закрепление знаний | ||||
Текст- 3 ч | ||||||||
29 | Тема текста. Деление сплошного текста на предложения. | 09.10 | 09.10 | Изучение нового | Расширить знания детей с ограниченными возможностями здоровья о тексте. Научить письменному пересказу (изложение) и передаче своих мыслей на бумаге (сочинение). Познакомить с черновиком, в котором ребёнок записывает предварительный вариант работы и вносит в неё свои правки, а в чистовик переписывается работа уже в готовом виде. Провести работу над трудным словом: дорога. | Развитие объёма внимания, оперативной памяти, саморегуляции и произвольной деятельности; достаточное развитие процессов самоконтроля, мышления. Формировать мыслительную операцию синтеза. | ||
30 | Признаки текста. | 12.10 | 12.10 | Изучение нового | ||||
31 | Связь предложений в тексте. | 13.10 | 13.10 | Закрепление знаний | ||||
Состав слова - 66 ч | ||||||||
32 | Корень слова. | 14.10 | 14.10 | Изучение нового | Это наиболее трудная грамматическая тема. Дети с ограниченными возможностями здоровья знакомятся с частями слова; с образованием однокоренных слов; с разбором слов по составу. Идёт продолжение знакомства с типами текстов: текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение и обучение их письму; редактированию. Особое внимание уделяется правилам правописания корней слов: с безударным гласным, парным согласным и непроизносимым согласным. Дети с ограниченными возможностями здоровья находят отличия приставки и предлога; учатся правильно писать их со словами, также упражняются в правильном написании слов с разделительным Ь и Ъ знаками. Провести работу над трудными словами: погода, обед, север, восток, улица, завтрак, картофель, осина, потом, морковь, праздник, чувство, здравствуй, лестница, метро, комната. Это наиболее трудная Дети с ограниченными возможностями здоровья знакомятся с частями слова; с образованием однокоренных слов; с разбором слов по составу. Идёт продолжение знакомства с типами текстов: текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение и обучение их письму; редактированию. Особое внимание уделяется правилам правописания корней слов: с безударным гласным, парным согласным и непроизносимым согласным. Дети с ограниченными возможностями здоровья находят отличия приставки и предлога; учатся правильно писать их со словами, также упражняются в правильном написании слов с разделительным Ь и Ъ знаками. Провести работу над трудными словами: погода, обед, север, восток, улица, завтрак, картофель, осина, потом, морковь, праздник, чувство, здравствуй, лестница, метро, комната. Идёт продолжение знакомства с типами текстов: текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение и обучение их письму; редактированию. Особое внимание уделяется правилам правописания корней слов: с безударным гласным, парным согласным и непроизносимым согласным. | Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования; фонематического восприятия. Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой. Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования; фонематического восприятия. Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой. Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования; фонематического восприятия. Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой. Развитие непосредственной кратковременной памяти, глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования; фонематического восприятия. Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой. | ||
33 | Правописание корня в однокоренных словах. | 15.10 | 15.10 | Закрепление знаний | ||||
34 | Окончание слова. | 16.10 | 16.10 | Изучение нового | ||||
35 | Окончание и его роль в предложении. | 19.10 | 19.10 | Изучение нового | ||||
36 | Приставки и суффиксы. | 20.10 | 20.10 | Изучение нового | ||||
37 | Образование однокоренных слов с помощью приставок. | 21.10 | 21.10 | Изучение нового | ||||
38 | Разбор слов по составу. | 22.10 | 22.10 | Изучение нового | ||||
39 | Нахождение суффиксов в простых словах. | 23.10 | 23.10 | Изучение нового | ||||
40 | Образование однокоренных слов с помощью приставок . | 26.10 | 26.10 | Изучение нового | ||||
41 | Образование однокоренных слов при помощи приставок и суффиксов. | 27.10 | 27.10 | Закрепление знаний | ||||
42 | Проверочный диктант по теме «Состав слова». | 28.10 | 28.10 | Закрепление знаний | ||||
43 | Работа над ошибками. Разбор слов по составу | 29.10 | 29.10 | Закрепление знаний | ||||
44 | Р/р Сочинение по серии картинок. | 30.10 | 30.10 | Изучение нового | ||||
45 | Работа над ошибками. Окончание слова. | 09.11 | Проверка знаний | |||||
46 | Разбор слов по составу. | 10.11 | Закрепление знаний | |||||
47 | РР Обучающее изложение на основе его слухового восприятия по вопросам. | 11.11 | Изучение нового | |||||
48 | Работа над ошибками. Редактирование текста | 12.11 | Закрепление знаний | |||||
49 | Правописание слов с парными согласными. | 13.11 | Изучение нового | |||||
50 | Парные согласные в корне слова. | 16.11 | Закрепление знаний | |||||
51 | Проверка парных согласных в корне слова. | 17.11 | Закрепление знаний | |||||
52 | Проверочное и проверяемое слово. Подбор проверочных слов | 18.11 | Закрепление знаний | |||||
53 | Образование однокоренных слов. Разбор слов по составу. | 19.11 | Закрепление знаний | |||||
54 | Правописание слов с парными согласными. | 20.11 | Закрепление знаний | |||||
55 | Проверка парного согласного в корне слова путём подбора однокоренного слова. | 23.11 | Закрепление знаний | |||||
56 | Проверочный диктант по теме «Правописание слов с парными согласными в корне слова». | 24.11 | Проверки знаний | |||||
57 | Работа над ошибками. Проверка парного согласного. | 25.11 | Закрепление знаний | |||||
58 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 26.11 | Закрепление знаний | |||||
59 | Подбор проверочных слов с безударным гласным | 27.11 | Закрепление знаний | |||||
60 | Безударный гласный в корне слова | 30.11 | Закрепление знаний | |||||
61 | Подбор проверочных однокоренных слов. | 01.12 | Закрепление знаний | |||||
62 | Правописание проверяемых безударных гласных | 02.12 | Закрепление знаний | |||||
63 | Слова с буквой Е в корне, которая проверяется буквой Ё. | 03.12 | Изучение нового | |||||
64 | Слова с двумя безударными гласными в корне. | 04.12 | Изучение нового | |||||
65 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. | 07.12 | Закрепление знаний | |||||
66 | Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». | 08.12 | Проверки знаний | |||||
67 | Слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | 09.12 | Изучение нового | |||||
68 | Правописание непроизносимых согласных в словах. | 10.12 | Закрепление знаний | |||||
69 | Нахождение и подбор слов с непроизносимыми согласными. | 11.12 | Закрепление знаний | |||||
70 | Три правила правописания корней слов. | 14.12 | Изучение нового | |||||
71 | Контрольное списывание. | 15.12 | Закрепление знаний | |||||
72 | Правописание орфограмм в корне | 16.12 | Закрепление знаний | |||||
73 | Контрольный диктант за 1 полугодие. | 17.12 | Проверки знаний | |||||
74 | Работа над ошибками. Подбор слов с непроизносимыми согласными. | 18.12 | Закрепление знаний | |||||
75 | Нахождение слов в тексте на правописание корней | 21.12 | Закрепление знаний | |||||
76 | Подбор проверочных слов к словам на правописание корней | 22.12 | Закрепление знаний | |||||
77 | Приставка. Нахождение приставки. | 23.12 | Изучение нового | |||||
78 | Правописание гласных в приставках | 24.12 | Изучение нового | |||||
79 | Правописание безударных гласных в приставках. | 25.12 | Закрепление знаний | |||||
80 | Правописание приставок | 28.12 | Закрепление знаний | |||||
81 | Предлог и приставка. | 29.12 | Изучение нового | |||||
82 | Способы отличия приставки и предлога. | 11.01 | Закрепление знаний | |||||
83 | Правописание предлогов со словами. | 12.01 | Закрепление знаний | |||||
84 | Правописание приставок и предлогов. | 13.01 | Закрепление знаний | |||||
85 | Упражнения в написании слов с приставками и предлогами. | 14.01 | Закрепление знаний | |||||
86 | Разделительный твёрдый знак. | 15.01 | Изучение нового | |||||
87 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 18.01 | Закрепление знаний | |||||
88 | Проверочный диктант по теме «Разделительный твёрдый знак». | 19.01 | Проверки знаний | |||||
89 | Работа над ошибками. Ъ и Ь знаки. | 20.01 | Закрепление знаний | |||||
90 | Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. | 21.01 | Закрепление знаний | |||||
91 | Типы текстов. | 22.01 | Изучение нового | |||||
92 | Текст – повествование. | 25.01 | Изучение нового | |||||
93 | Текст – описание. | 26.01 | Изучение нового | |||||
94 | Текст – рассуждение. | 27.01 | Изучение нового | |||||
95 | Изложение – повествование (со зрительной опорой). | 28.01 | Закрепление знаний | |||||
96 | Изложение – повествование (написание текста). | 29.01 | Закрепление знаний | |||||
97 | Работа над ошибками. Редактирование текста. | 01.02 | Закрепление знаний | |||||
Части речи - 4 ч | ||||||||
98 | Понятие о частях речи. Названия частей речи. | 02.02 | Изучение нового | Даётся общее понятие о частях речи и их название. Дети с ограниченными возможностями здоровья упражняются в определении частей речи. Предварительное знакомство с частью речи – местоимением и с числом имён существительных, прилагательных , глаголов. | Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья мышления: достаточности операции абстрагирования. | |||
99 | Определение, какой частью речи является слово. | 03.02 | Закрепление знаний | |||||
100 | Личные местоимения. | 04.02 | Изучение нового | |||||
101 | Число имён существительных, имён прилагательных, местоимений и глаголов. | 05.02 | Изучение нового | |||||
Имя существительное - 25ч | ||||||||
102 | Имя существительное как часть речи. | 08.02 | Закрепление знаний | Расширить знания детей с ограниченными возможностями здоровья о части речи – имени существительном: начальной форме; роде: мужском, женском, среднем; падежах (склонении); написании мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода. Научить определять его род, число, падеж; правильно писать существительные женского и мужского рода с шипящим на конце. Провести работу над трудными словами: спасибо, магазин, яблоко, вокруг, кровать , тарелка. | Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании. | |||
103 | Вопросы имени существительного. | 09.02 | Закрепление знаний | |||||
104 | Роль в предложении имени существительного. | 10.02 | Изучение нового | |||||
105 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 11.02 | Изучение нового | |||||
106 | Собственные имена существительные. | 12.02 | Изучение нового | |||||
107 | Заглавная буква в собственных именах существительных. | 15.02 | Изучение нового | |||||
108 | Род имён существительных. | 16.02 | Изучение нового | |||||
109 | Определение рода имён существительных во множественном числе. | 17.02 | Закрепление знаний | |||||
110 | Определение рода имён существительных. | 18.02 | Закрепление знаний | |||||
111 | Изменение имён существительных по числам. | 19.02 | Изучение нового | |||||
112 | Изменение имён существительных по падежам (склонение). | 22.02 | Закрепление знаний | |||||
113 | Проверочная работа по теме « Род имён существительных» | 24.02 | Проверка знаний | |||||
114 | Работа над ошибками. Род имён существительных. | 25.02 | Закрепление знаний | |||||
115 | Название падежей, их отличие. | 26.02 | Изучение нового | |||||
116 | Именительный падеж. | 29.02 | Изучение нового | |||||
117 | Родительный падеж. | 01.03 | Изучение нового | |||||
118 | Дательный падеж. | 02.03 | Изучение нового | |||||
119 | Винительный падеж. | 03.03 | Изучение нового | |||||
120 | Творительный падеж. | 04.03 | Изучение нового | |||||
121 | Предложный падеж. | 09.03 | Изучение нового | |||||
122 | Определение падежа имени существительного. | 10.03 | Изучение нового | |||||
123 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих звуков. | 11.03 | Изучение нового | |||||
124 | Правописание мягкого знака на конце у существительных женского рода после шипящих звуков. | 14.03 | Закрепление знаний | |||||
125 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 15.03 | Проверка знаний | |||||
126 | Работа над ошибками. Правописание имён существительных. | 16.03 | Закрепление знаний | |||||
Имя прилагательное - 13 ч | ||||||||
127 | Имя прилагательное как часть речи. | 17.03 | Закрепление знаний | Расширить знания детей с ограниченными возможностями здоровья о части речи – имени прилагательном: сходном и противоположном по смыслу; изменении по родам , числам, падежам при сочетании с существительным. Упражнять в правильном написании окончаний. Познакомить с текстом-описанием и научить его писать. Провести работу над трудным словом: растение. | Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании. | |||
128 | Роль в предложении имени прилагательного | 18.03 | ||||||
129 | Имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу. | 28.03 | Изучение нового | |||||
130 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 29.03 | Изучение нового | |||||
131 | Изложение – описание. | 30.03 | Изучение нового | |||||
132 | Сочинение – описание «Волк». | 31.03 | Изучение нового | |||||
133 | Изменение имён прилагательных в единственном числе по родам . | 01.04 | Изучение нового | |||||
134 | Правописание окончаний имён прилагательных. | 04.04 | Закрепление знаний | |||||
135 | Изменение имён прилагательных по числам. | 05.04 | Изучение нового | |||||
136 | Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе. | 06.04 | Изучение нового | |||||
137 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 07.04 | Закрепление знаний | |||||
138 | Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» | 08.04 | Проверки знаний | |||||
139 | Работа над ошибками. Правописание окончаний имён прилагательных. | 11.04 | Закрепление знаний | |||||
Глагол - 20 ч | ||||||||
140 | Глагол как часть речи. | 12.04 | Закрепление знаний | Расширить знания детей с ограниченными возможностями здоровья о части речи – глаголе: изменение по временам; близком и противоположном по смыслу; неопределённой форме; изменение в прошедшем времени по родам. Упражнять в употреблении глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. Научить отдельно писать частицу НЕ с глаголами. Познакомить с текстом – рассуждением и практическим его написанием. Провести работу над трудными словами: ужин, библиотека, топор. | Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании. | |||
141 | Значение и употребление в речи глаголов. | 13.04 | ||||||
142 | Упражнения в употреблении глаголов. | 14.04 | Закрепление знаний | |||||
143 | Глаголы близкие и противоположные по смыслу. | 15.04 | Изучение нового | |||||
144 | Изложение – рассуждение. | 18.04 | Изучение нового | |||||
145 | Сочинение – рассуждение по сказке В. П. Катаева «Цветик – семицветик». | 19.04 | Изучение нового | |||||
146 | Изменение глаголов по числам. | 20.04 | Изучение нового | |||||
147 | Упражнение в изменении глаголов по числам. | 21.04 | ||||||
148 | Изменение глаголов по временам. | 22.04 | Изучение нового | |||||
149 | Отличие глаголов прошедшего времени от глаголов настоящего времени. | 25.04 | Изучение нового | |||||
150 | Упражнение в изменении глаголов по временам. | 26.04 | Закрепление знаний | |||||
151 | Неопределённая форма глагола. | 27.04 | Изучение нового | |||||
152 | Изменение по временам глаголов, которые отвечают на вопросы: что делать? и что сделать? | 28.04 | Изучение нового | |||||
153 | Род глаголов в прошедшем времени. | 29.04 | Изучение нового | |||||
154 | Изменение глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. | 03.05 | Изучение нового | |||||
155 | Упражнение в изменении по родам глаголов прошедшего времени. | 04.05 | Закрепление знаний | |||||
156 | Частица Не с глаголами. | 05.05 | Изучение нового | |||||
157 | Правописание частицы Не с глаголами. Обобщение знаний о глаголе. | 06.05 | Закрепление знаний | |||||
158 | Проверочный диктант по теме «Глагол». | 10.05 | Проверки знаний | |||||
159 | Работа над ошибками. Правописание глаголов. | 11.05 | Закрепление знаний | |||||
Повторение 11ч | ||||||||
160 | Текст. Предложение. | 12.05 | Закрепление знаний | Закрепляются и проверяются знания детей с ограниченными возможностями здоровья по основным темам программы: «Состав слова», «Части речи», «Синтаксис и пунктуация», « Связная речь». Провести работу над трудными словами: пшеница, трамвай. | Развитие процессов зрительного анализа. Достаточная гибкость мыслительной деятельности, концентрация внимания; достаточное артикулирование слов при письме. Усвоение соответствующих правил. | |||
161 | Контрольное списывание. | 13.05 | Контроля умений | |||||
162 | Предложения по цели высказывания и интонации. | 16.05 | Закрепление знаний | |||||
163 | Контрольный диктант по теме «Повторение». | 17.05 | Проверки и контроля знаний | |||||
164 | Работа над ошибками. Редактирование текста. | 18.05 | Закрепление знаний | |||||
165 | Состав слова. | 19.05 | Закрепление знаний | |||||
166 | РР Контрольное изложение - повествование со зрительной опорой на текст. | 20.05 | Проверки и контроля знаний | |||||
167 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | 23.05 | Закрепление знаний | |||||
168 | Части речи. | 24.05 | Закрепление знаний | |||||
169 | Правописание парных и непроизносимых согласных в корне слова. | 25.05 | Закрепление знаний | |||||
170 | Игра «Знатоки русского языка» | 26.05 | Закрепление знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8 вида) в 5классе: "Существительное по Азбуке города".
Тема урока: Существительное по «Азбуке города». Задачи:1.Образовательные: закрепить ЗУН учащихся по имени существительному; закрепить представления детей о назначении светоф...
Конспект урока по русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8вида) во 2 классе на тему: «Правописание заглавной буквы в именах людей».
Цель: развитие умений осознанного написания заглавной буквы в именах людей.Задачи:Образовательные:-актуализировать имеющиеся знания учащихся по данной теме,-продолжить работу по формирован...
Рабочая программа по русскому языку для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"
Рабочая программа разработана на основе программы «Русский язык» для 4 класса общеобразовательных учреждений «Школа России», рекомендованной Департаментом общего среднего образования...
Адаптированная программа по литературному чтению для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 2класс
Программа расчитана на учащихся специальных коррекционных классов...
Адаптированная программа по окружающему миру для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 2 класс
Программа по окружающему миру для коорекционных классов...
Адаптированная программа по русскому языку для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 2 класс
Программа для коррекционных классов...
Адаптированная программа по математике для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 3 класс
Программа для коррекционных классов...