Адаптированная программа по русскому языку для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Сорокина Светлана Владимировна

Программа для коррекционных классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirovannaya_programma_russkiy_yazyk_2v_sorokina_sv.doc445.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский

«Согласовано»                                                                                                                         «Утверждаю»

заместитель директора по учебно-воспитательной  работе                                               директор МБОУСОШ № 1 г. Советский

________________________ Т.В.Дидич                                                                               ________________А.В. Бричеев

«28» августа 2014 г.                                                                                                                «01» сентября 2014 г.

Адаптированная программа учебного предмета

 «Русский язык»

для Абдуллиной Марии, Глухих Юрия, Кабановой Ангелины, Оглы Эйнара,

обучающихся 2 «в» класса

2014 - 2015 учебный год

Учитель: Сорокина Светлана Владимировна

Квалификационная категория: без категории

Программа составлена в соответствии с  Программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. – М.: Парадигма, 2010. Авторы: Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина и др., авторской программой  Т.Г. Рамзаевой «Русский язык». 1-4 классы. – М.: «Дрофа», 2010 г.

Количество  часов по учебному плану на 2014-2015 уч. гг.: 170 часов.

Рассмотрено на заседании школьного методического совета

Протокол № 1 от «28» августа 2014 г.

г. Советский

2014 г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Т.В. Кузьмичева, Е.Б. Новикова, Е.Н. Морсакова, И.Н. Волкова, авторской программы Т.Г. Рамзаевой "Русский язык". Данная авторская программа программа выбрана потому, что она соответствует уровню развития детей  и может быть усвоена в течение учебного года.

Учебник: Т.Г. Рамзаева.  Русский язык. Учебник для  2 класса в 2 частях. - М: Дрофа, 2008.

Курс русского языка занимает ведущее место в начальном образовании, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. От успехов в изучении русского языка во многом зависит качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Изучение курса русского языка направлено на достижение следующей основной цели – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает  формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

         Задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны:

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфология и синтаксис), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова);
  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
  • обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
  • эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Абдуллина Мария, Глухих Юрий, Кабанова Ангелина, Оглы Эйнар, обучающиеся 2 «в» класса решением районной ПМПК выведены на обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития. 

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

Учащаяся Абдуллина Мария испытывает трудности в фонематическом восприятии (недоразвито, нарушен фонематический слух), навыки звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно.  Имеет маленький словарный запас (пассивный и активный словарный запас не соответствует возрасту), нет точного значения слов, плохо развита связная речь. Часто не понимает инструкции, соответственно не может выполнить задание сама, только с помощью взрослых. Плохо ориентируется во времени. Трудности в словообразовании, словоизменении, окончаниях.  Не может самостоятельно составить рассказ по картинкам, сложности в пересказе(очень скудный). Сложно самостоятельно составить небольшой текст. Рассказ неполный, предложения короткие, ответы односложные. Чтение слоговое - словесное, медленное, очень тихое, иногда про себя, а потом повторение вслух. Путает парные согласные буквы; гласные: е, ё. я, ю. Понимание прочитанного нарушено.  Есть проблемы в письме: Списывание и письмо под диктовку проблематичны (не справляется) пропускает буквы(чаще всего гласные), слоги иногда целые слова, медленный темп письма. Неправильное соединение букв, путает буквы- их написание, не соблюдает границы предложения.  Кроме того очень низкий уровень развития внимания, памяти и работоспособности. Несформированность языковых и речевых средств языка. Не умение слышать и видеть самостоятельно изученные орфограммы.  

Учащийся Глухих Юра испытывает трудности в фонематическом восприятии (недоразвито, нарушен фонематический слух), навыки звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно.  Имеет маленький словарный запас(пассивный и активный словарный запас не соответствует возрасту), нет точного значения слов, плохо развита связная речь. Иногда не понимает инструкции, соответственно не может выполнить задание сам, только с помощью взрослых. Плохо ориентируется во времени. Трудности в словообразовании, словоизменении, окончаниях.  Не может самостоятельно составить рассказ по картинкам, сложности в пересказе(очень скудный). Сложно самостоятельно составить небольшой текст. Рассказ неполный, предложения короткие, ответы односложные. Чтение слоговое - словесное, медленное, очень тихое, иногда про себя, а потом повторение вслух. Путает буквы: т-д, т-н, м-н, д-б, ж-ш, к-г, ц-ч; гласные: е, ё. я, ю. Понимание прочитанного нарушено.  Есть проблемы в письме: Списывание и письмо под диктовку проблематичны (не справляется), медленный темп письма. Неправильное соединение букв, путает буквы- их написание, не соблюдает границы предложения.  Кроме того очень низкий уровень развития внимания, памяти и работоспособности. Школьная незрелость. Несформированность языковых и речевых средств языка.

Учащаяся Кабанова Ангелина испытывает трудности в фонематическом восприятии (недоразвито, нарушен фонематический слух), навыки звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно.  Имеет маленький словарный запас (пассивный и активный словарный запас не соответствует возрасту), нет точного значения слов, плохо развита связная речь. Часто не понимает инструкции, соответственно не может выполнить задание сама, только с помощью взрослых. Плохо ориентируется во времени. Трудности в словообразовании, словоизменении, окончаниях.  Не может самостоятельно составить рассказ по картинкам, сложности в пересказе(очень скудный). Сложно самостоятельно составить небольшой текст. Рассказ неполный, предложения короткие, ответы односложные. Чтение слоговое - словесное, медленное, очень тихое, иногда про себя, а потом повторение вслух. Путает буквы: т-д, т-н, м-н, д-б, ж-ш, к-г, ц-ч; гласные: е, ё. я, ю. Понимание прочитанного нарушено.  Есть проблемы в письме: Списывание и письмо под диктовку проблематичны (не справляется) пропускает буквы(чаще всего гласные), слоги иногда целые слова, медленный темп письма. Неправильное соединение букв, путает буквы- их написание, не соблюдает границы предложения.  Кроме того очень низкий уровень развития внимания, памяти и работоспособности. Несформированность языковых и речевых средств языка. Не умение слышать и видеть самостоятельно изученные орфограммы.  

Учащийся Оглы Эйнар испытывает трудности в фонематическом восприятии (навыки звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно), звуковом анализе слова, имеет маленький словарный запас (пассивный и активный словарный запас не соответствует возрасту), не всегда понимает значение слов, плохо развита связная речь. Сложно самостоятельно составить предложение и небольшой текст. Трудности в словообразовании, словоизменении, окончаниях.  Не может самостоятельно составить рассказ по картинкам, сложности в пересказе.  Не сформированы языковые и речевые средства языка.  Чтение побуквенное-послоговое, искажает структуру слова, не дочитывает слова, придумывает окончания. Понимание прочитанного нарушено.  Есть проблемы в письме: дисграфия, зеркальность, пропуск букв, слогов, не дописывание элементов, незнание написания ряда букв, неправильность соединения букв, плохо развита моторика, нетвердость письма (тремор). Списывание и письмо под диктовку проблематичны (не справляется). Кроме того очень низкий уровень развития внимания и работоспособности.  

В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: 

  • формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения непосредственных представлений об окружающем мире;
  • развитие связной речи;
  • формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка;
  • развитие общего объёма относительно простых знаний;
  • расширение активного и пассивного словаря;
  • развитие зрительного анализа;
  • развитие памяти, внимания и работоспособности;
  • развитие эмоционально-волевой сферы, умения действовать по устной и письменной инструкции.

       При обучении русскому языку необходимо придерживаться следующих правил:

  • Новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся;
  • Систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
  • Используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;
  • Выполнение письменных заданий предварять  анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

      Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

       В курс предмета «Русский язык»  входят разделы: грамматика, правописание, развитие речи и чистописании.

       Задача курса грамматики, правописания и развития речи заключается в том, чтобы выработать у детей умение владеть устными и письменными формами речи, развить интерес к родному языку. Обучение включает в себя изучение следующих языковых явлений: звуки и буквы и их соотношение, гласные и согласные звуки, ударение, слог, ударные и безударные гласные, глухие и звонкие согласные, состав слова (корень, окончание, приставка, суффикс), части речи и их различие на основе лексического значения, вопросов, форм словоизменения (склонение и спряжение).

       Задачей курса чистописание является развитие глазомера учащихся, письмо букв в порядке усложнения их начертания, слов, предложений и связных текстов; формирование двигательных навыков руки, умение располагать написанное на листе тетради, ориентироваться в строках, клетках тетради. Содержание графических упражнений составляет письмо наиболее трудных букв и соединений, списывание  с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счёт. Письмо учащихся должно быть опрятным, чётким и правильным. 

Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении.

С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса русского языка в программу более широко включены задания развивающего характера, уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире; развитие  связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку; развитие приёмов умственной деятельности, необходимых для успешного овладения программой русского языка.

Учитывая психологические особенности и возможности детей с задержкой психического развития, материал даётся небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического и  формального заучивания правил, списывания готовых заданий и т. д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают.

Общая характеристика учебного предмета

Учебно-методический комплект по русскому языку  направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку в средней школе. В основе учебно-методического комплекта лежит Обязательный минимум содержания стандарта по русскому языку для общеобразовательных школ, а также идеи традиционной программы. Однако содержание, языковой материал, последовательность его изучения, сам подход к его изучению усовершенствованы в связи с достижениями психолингвистики, методики обучения русскому языку, школьной практики и современных требований общества в школе. Продолжая традиции российского образования, авторы уделяют большое внимание духовному и нравственному развитию младших школьников. В программе и учебниках реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку и всему курсу придана деятельностная основа.

Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:

1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).

Данное направление связано с развитием дара слова, формированием умения выражать свои мысли в устной и письменной форме. Речевое развитие детей — основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников. Осознавание детьми изучаемых единиц языка и синтаксиса речи, специальных речевых умений заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи, позволит младшим школьникам правильно воспринимать, анализировать свою и чужую речь, а также создавать собственное речевое высказывание.

2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.

Предметом изучения и языкового анализа становится для учащихся широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.

Программа и учебники построены так, чтобы дать детям основы знаний о языке (о тексте как единице языка и речи, типах текста, предложении, типах предложений по цели высказывания и интонационной оформленности, главных и второстепенных членах предложения, об обращении, о простых и сложных предложениях, о словосочетании, слове и его составе, частях речи, слоге, звуке, ударении, ударных и безударных гласных, твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих согласных звуках). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, связи и отношения.

3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.

Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русского языка является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов толкового и других словарей, иных материалов справочного характера учебника, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.

В процессе языковой деятельности младшие школьники овладевают приемами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым -единицам языка и речи), приемами сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, будет способствовать умственному и речевому развитию, развитию потребности в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

Условием реализации этого направления может стать содержание языкового материала учебника и рабочей тетради. Оно создаст хорошую языковую базу для организации работы на уроке, позволит учителю использовать его для решения определенных учебно-познавательных задач, будет способствовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, способности понимать, чувствовать его богатство и емкость, красоту и выразительность. Методический аппарат учебника, рабочей тетради, методического пособия позволит поддержать у младших школьников устойчивый познавательный интерес к изучению родного языка.

Программа и учебники построены с учетом дидактико-психологических и лингвометодических подходов к обучению и развитию учащихся в процессе изучения языка и речи.

В программе каждого класса имеются центральные, основные темы или разделы. Однако при распределении учебного материала в учебнике учитываются степень подготовки учащихся к восприятию сведений о языке, постепенность и осознанность восприятия школьниками определенных сторон языковых единиц, возрастание сложности материала, комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Сведения по языку, грамматические выводы и определения, орфографические и пунктуационные правила, разъяснения и комментарии учителя должны занимать на уроке определенное время и место. Все это будет обеспечивать необходимый уровень осознавания языковых явлений.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ на 2014-2015 уч. год (приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 27.08.2014 г. № 1138) на изучение предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 5 часов в неделю, то есть 170 часов в год. Курс рассчитан на 34 учебные недели.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

В конце второго года обучения учащиеся должны знать:

  • названия букв русского алфавита;
  • признаки гласных и согласных звуков;
  • гласные ударные и безударные;
  • согласные твердые и мягкие; глухие и звонкие;
  • правила переноса слов.

        В конце второго года обучения учащиеся должны уметь:

  • каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты (35–45 слов) без пропусков, вставок, искажений букв;
  • делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и "Ь";
  • писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, кличках животных;
  • писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ;
  • правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов, безударные гласные в двусложных словах;
  • писать слова с двойными согласными, с разделительным "Ь";
  • писать раздельно предлоги со словами;
  • производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв;
  • правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета или действие предмета;
  • различать слова, отвечающие на вопрос "КТО?", и слова, отвечающие на вопрос "ЧТО?";
  • устанавливать связь слов в предложении из трех-четырех слов; выделять подлежащее и сказуемое;
  • составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;
  • употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
  • определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
  • делить сплошной текст на предложения;
  • устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);
  • писать (по вопросам) изложение текста (30–45 слов);
  • составлять и записывать текст из трех-пяти предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
  • употреблять при записи текста красную строку.

Содержание учебного предмета

Распределение  учебного материала соответствует схеме «речь-текст - предложение – слово».

Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:

  1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).
  2. Формирование научных, доступных младшим  школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
  3. Активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
  4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
  5. Закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.
  6. Формирование скорописи письма и упражнения по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Повторение (6 ч) Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов.

Речь (4 ч) Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения).

Звуки и буквы (12ч)

Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв "Е", "Ё", "Ю", "Я". Слова с буквой "Э". Согласный звук [Й] и гласный звук [И].

Шипящие согласные звуки (10 ч)

Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы "И", "А", "У" в сочетаниях ЖИ-ШИ,
ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Алфавит, или азбука (2 ч)Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.

Слово и слог (2 ч)Слог. Деление слов на слоги.

Перенос слов (3 ч)Правила переноса слов.

Предложение и текст (9 ч)

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложении. Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте. Заголовок. Опорные слова в тексте. Текст – повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.

Мягкие и твердые согласные звуки (7 ч)

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами "А", "О", "У", "Ы", "Э". Обозначение мягкости согласных звуков буквами "Е", "Ё", "И", "Ю", "Я". Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Звонкие и глухие согласные звуки (5 ч)

Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.

Ударение. Обозначение гласных звуков (11 ч)

Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог.

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка путем изменения формы слова.

Разделительный "Ь" (9 ч)Разделительный "Ь". Сопоставление "Ь" – показателя мягкости согласных и разделительного "Ь".

Двойные согласные (3 ч)Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.

Слово и предложение. Имя существительное (15 ч)

Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление).

Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы: "КТО?", "ЧТО?". Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных (в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.

Глагол (7 ч)Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы: "ЧТО ДЕЛАТЬ?", "ЧТО ДЕЛАЕТ?", "ЧТО ДЕЛАЮТ?", "ЧТО ДЕЛАЛ?", "ЧТО СДЕЛАЛ?" и "ЧТО СДЕЛАТЬ?", "ЧТО СДЕЛАЕТ?", "ЧТО СДЕЛАЮТ?", "ЧТО СДЕЛАЛ?", "ЧТО СДЕЛАЛИ?" и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.

Имя прилагательное (8 ч)

Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы: "КАКОЙ?", "КАКАЯ?", "КАКОЕ?", "КАКИЕ?". Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).

Предлог (6 ч) Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов: В, НА, О, ОБ, С, ИЗ, БЕЗ, НАД, ПОД, ОТ, ДО, У, ОКОЛО.

Родственные (однокоренные слова) (11 ч)

 Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор  однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.

Безударные гласные в корне (10 ч)

Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах.

Парные согласные в корне (10 ч)

Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Предложение (5 ч)

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам).

Повторение в конце учебного года (15 ч)

Речь устная и письменная. Звуки и буквы. Алфавит. Буквы "И", "А", "У" в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Обозначение мягкости согласных звуков буквами "И", "Е", "Ё", "Ю", "Я", "Ь". Разделительный "Ь". Двойные согласные. Главные члены предложения. Слова, обозначающие предмет, признаки предмета, действие предмета. Предлоги. Корень, однокоренные слова. Проверка безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема раздела

Кол–во

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Коррекционно-

развивающая направленность

1

Повторение

6

Выяснение, какие темы забыты во время каникул, а какие остались в памяти

Развитие процессов зрительного анализа. Достаточная гибкость  мыслительной деятельности. Усвоение соответствующих правил

2

Речь

4

Расширять знания о языке. Язык - как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная.

Уметь выделять предложения в письменной и устной речи.

Развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; работоспособности.

3

Звуки и буквы

12

Расширять знания о роли звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки).

Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы, давать их характеристику.

Развитие объёма внимания, оперативной памяти, саморегуляции и произвольной деятельности, отработка практических навыков.

Достаточное развитие процессов самоконтроля, мышления. Формировать мыслительную операцию синтеза.

4

Шипящие согласные звуки

10

Знание  шипящих согласных звуков[Ж], [Ш], [Ч], [Щ].

Умение писать сочетания слов с шипящими ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Развитие непосредственной кратковременной памяти,  глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования;  фонематического восприятия.

Отработка практических навыков.

5

Алфавит, или азбука

2

Знание алфавита, названий букв русского алфавита.

Развитие объёма внимания Отрабатывать связь букв  со  звуковой формой и графической формой письма

6

Слово и слог

2

Расширять знания о слогах. Уметь делить слова на слоги, выделять ударный слог.         

        

Отработка практических навыков.

7

 Перенос слов

3

Знакомство с  правилами  переноса слов. Уметь переносить слова по слогам.        

        

Отработка практических навыков. Развитие концентрации и устойчивости внимания, работоспособности.

8

Предложение и текст

9

Расширять знания о предложении и тексте. Уметь правильно ставить знаки препинания  в конце предложений: точку, вопросительный, восклицательный знаки, устанавливать связь слов в предложении из трех-четырех слов; выделять подлежащее и сказуемое; составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам.

Достаточное развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия и ориентировки в пространстве; работоспособности.

9

Мягкие и твердые согласные звуки

7

Расширять знания о твердых и мягких согласных звуков. Различать согласные твердые и мягкие. Уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и "Ь".

Знать способы обозначения мягкости согласных на письме.

        

        

        

        

        

Развитие непосредственной кратковременной памяти,  глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования;  фонематического восприятия. Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой.

10

Звонкие и глухие согласные звуки

5

Расширять знания о звонких и согласных звуках. Знать особенности произношения звонких и глухих согласных. Уметь различать парные звонкие и глухие согласные и обозначать их буквами. Уметь проверять согласные на конце слова.

Достаточное развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия и ориентировки в пространстве; работоспособности.

11

Ударение. Обозначение гласных звуков

11

Расширять знания о гласных звуках и ударении. Уметь правильно выделять в слове ударный слог, обозначать гласные звуки в ударных и безударных слогах. Выполнять проверку путем изменения формы слова.        

        

Развитие непосредственной кратковременной памяти,  глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования;  фонематического восприятия.

Отработка практических навыков.

12

Разделительный "Ь"

9

Расширять знания о Ь и Ъ знаках. Знакомство с понятием «Разделительный «Ь». Уметь сопоставлять "Ь" – показателя мягкости согласных и разделительного "Ь".

Развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия и ориентировки в пространстве; работоспособности.

13

Двойные согласные

3

Знакомство с орфограммой «Двойные согласные». Уметь писать слова с двойными согласными, выполнять перенос слов с двойными согласными

Отработка практических навыков

14

Слово и предложение. Имя существительное

15

Знакомство с понятием «Имя существительное». Различать слова, отвечающие на вопрос "КТО?", и слова, отвечающие на вопрос "ЧТО?". Понимать роль имен существительных в речи. Уметь писать заглавную букву в собственных именах существительных (в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Уметь изменять имена существительных по числам.

Развитие непосредственной кратковременной памяти,  глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования;  фонематического восприятия. Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой.

15

   Глагол

7

Знакомство с понятием «Глагол».

Знать роль глаголов в речи. Уметь находить в речи глаголы, задавать к ним вопросы. Уметь изменять глаголы по числам. Наблюдать за употреблением глаголов в различных временных формах.

Развитие мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании.

16

Имя прилагательное

8

Знакомство с понятием « Имя прилагательное». Знать роль имен прилагательных в речи. Уметь изменять имена прилагательные по числам. Находить имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдать за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного.

Развитие памяти, мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании.

17

Предлог

6

Знакомство с предлогами. Знать предлоги. Уметь раздельно писать со словами наиболее распространенные предлоги.

Развитие процессов зрительного анализа. Достаточная гибкость  мыслительной деятельности, концентрация внимания; достаточное артикулирование слов при  письме.  Усвоение соответствующих правил.

18

   Родственные (однокоренные слова)

11

Расширять знания об однокоренных словах. Знать что такое однокоренные слова.

Уметь находить корень слова. Знать признаки однокоренных слов. Уметь выполнять подбор  однокоренных слов и выделение корня.

Развитие памяти, мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании

19

Безударные гласные в корне

10

Расширение знаний об орфограмме безударная гласная в корне слова.

Знать способы проверки безударных гласных в корне. Уметь выполнять проверку безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Развитие непосредственной кратковременной памяти,  глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования;  фонематического восприятия.

20

Парные согласные в корне

10

Знать способы проверки парных глухих и звонких согласных. Выполнять проверку парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов

Развитие непосредственной кратковременной памяти,  глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования;  фонематического восприятия.

Отработка практических навыков.

21

Предложение

5

Понимать роль предложения в общении. Уметь находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Определять распространенные и нераспространенные предложения. Находить связь слов в предложении

Развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия и ориентировки в пространстве; работоспособности.

22

Повторение в конце учебного года

15

Закрепляются и проверяются знания  по основным темам программы: «Состав слова», «Части речи», «Синтаксис и пунктуация», « Связная речь».

Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение

Итого

170

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Список литературы для учащегося

Т.Г. Рамзаева.  Русский язык. Учебник для  2 класса в 2 частях. - М: Дрофа, 2008.

Список литературы для учителя

  1. В.И. Круковер, Л.И.Шелестова Поурочные разработки уроков по русскому языку 2 класс М.:"Вако" 2012г
  2. Зубарева Л.И. Коррекция письма на уроках. 1-2 классы: практические и тренировочные занятия и упражнения.- Волгоград: Учитель, 2008
  3. Рамзаева Т. Г., Щеголева Г. С. Русский язык. 2 кл.: кн. для учителя. - М.: Дрофа, 2008.

Цифровые образовательные ресурсы

Электронное аудиоприложение к учебнику Т.Г. Рамзаева.  Русский язык 2 класс

Технические учтройства

Компьютер

Интерактивная доска

Магнитная доска

Мультимедийный проектор

Календарно – тематическое планирование на 2014-2015 учебный год

                                                  № п/п  

Дата

план    факт

Название темы

Кол-во час

Тип урока

Характеристика деятельности

Коррекционно – развивающая направленность

                                                                                                 Повторение (6ч)

   1

1.09

Текст  и  предложение

       1

Обобщение знаний

Слово, предложение, текст – единицы речи.

Повторение  основных понятий из разделов: «Фонетика и графика», «Синтаксис и пунктуация»

Развитие процессов зрительного анализа. Усвоение соответствующих правил.

   2

2.09

Слово  и  предложение  – единицы  речи

       1  

Обобщение знаний

   3

4.09

Слово  и  слог

       1

Обобщение знаний

   4

5.09

Звуки  и  буквы

       1

Обобщение знаний

   5

6.09

Звуки  и  буквы русского языка

       1

Обобщение знаний

   6

8.09

Развитие речи, ответы на вопросы.

       1

Обобщение знаний

Речь  (4ч)

   7

9.09

Речь  в  жизни  человека.  Общие  понятия речи

       1

Изучение нового материала

Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная.

Уметь выделять предложения в письменной и устной речи.

Развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; работоспособности.

   8

11.09

Устная  и  письменная  речь

       1

Изучение нового материала

   9

12.09

Выделение  предложений  в  устной  и письменной  речи

       1

Изучение нового материала

  10

13.09

Развитие речи. Деление  текста  на предложения

       1

Закрепление изученного

Звуки и  буквы (12ч)

  11

15.09

Сущность  звуков  и  букв

       1

Изучение нового материала

Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки).

Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы, давать их характеристику.

Развитие объёма внимания, оперативной памяти, саморегуляции и произвольной деятельности, отработка практических навыков.

  12

16.09

Главные  признаки  гласных  и  согласных звуков

       1

Изучение нового материала

  13

18.09

Гласные  и  согласные  звуки

       1

Закрепление изученного

  14

19.09

Признаки  и  особенности  гласных  звуков и  букв

       1

Закрепление изученного

  15

20.09

Слова  с  буквой   «э»

       1

Обобщение знаний

  16

22.09

 Написание слов с  буквой   «э»

       1

Закрепление изученного

Достаточное развитие процессов самоконтроля, мышления. Формировать мыслительную операцию синтеза.

  17

23.09

Письмо слов с буквой «э»

       1

Обобщение знаний

 18

 19

25.0926.09

Согласные  звуки  

Согласные буквы  и  звуки            

       2

Закрепление изученного

  20

27.09

Согласный  звук  [й]  и  буква  «й»

       1

Обобщение знаний

  21

29.09

Диктант  по  теме:  «Гласные и  согласные  звуки  и  буквы»

       1

Контроль знаний

  22

30.09

Закрепление. Гласные  и  согласные  звуки  и  буквы

       1

Закрепление изученного

Шипящие согласные звуки  (10ч)

  23

2.10

Шипящие  согласные  Ж,  Ш,  Ч,  Щ

       1

Изучение нового материала

Знать шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ].

Уметь писать сочетания слов с шипящими ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Развитие непосредственной кратковременной памяти,  глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования;  фонематического восприятия.

Отработка практических навыков.

  24

3.10

Сочетания  « жи»  и   «ши»  

       1

Закрепление изученного

  25

4.10

Правописание  слов  с  сочетаниями  «жи»  и  «ши»

       1

Закрепление изученного

  26

6.10

Списывание текста

       1

Закрепление изученного

  27

7.10

Слова  с  сочетаниями  «ча»,  «ща»,  «чу», «щу»

       1

Изучение нового материала

 28

9.10

Правописание  слов  с  сочетаниями  «ча», «ща»,  «чу»,  «щу»

       1

Обобщение знаний

  29

11.10

Фонетическое  понимание  сочетаний  «чк», «чн»

       1

Изучение нового материала

  30

13.10

Слова  с  сочетаниями  «чк»,  «чн»,  «чт»

       1

Обобщение знаний

  31

14.10

Контрольный  диктант  по  теме: «Правописание слов с шипящими»

       1

Контроль знаний

  32

16.10

Работа над ошибками.

       1

Урок рефлексии

Алфавит, или азбука  (2ч)

  33

17.10

Алфавит

      1      

Обобщение знаний

Знать названия букв русского алфавита.

Развитие объёма внимания

  34

18.10

Алфавит.  Умение  пользоваться  алфавитом.

      1

Изучение нового материала

Слово и слог  (2ч)

  35

20.10

Слово  и  слог

      1

Изучение нового материала

Уметь делить слова на слоги, выделять ударный слог

Отработка практических навыков

  36

21.10

Деление  слов  на  слоги

      1

Изучение нового материала

Перенос слов  (3ч)

  37

23.10

Перенос  слов

      1  

Изучение нового материала

Знать правила переноса слов. Уметь переносить слова по слогам.

Отработка практических навыков. Развитие концентрации и устойчивости внимания, работоспособности.

  38

24.10

Слова,  которые  не  переносятся.  Перенос слов  с  буквой « Й» в  середине.

      1

Изучение нового материала

  39

25.10

Перенос  слов

      1

Закрепление изученного

Предложение и текст  ( 9ч)

  40

27.10

Предложение  как  единица  речи.  

      1

Изучение нового материала

Уметь правильно ставить знаки препинания  в конце предложений: точку, вопросительный, восклицательный знаки, устанавливать связь слов в предложении из трех-четырех слов; выделять подлежащее и сказуемое; составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам.

Достаточное развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия и ориентировки в пространстве; работоспособности.

  41

28.10

Знаки  препинания  в  конце  предложения.

      1

Изучение нового материала

 42

 43

30.10

31.10

Главные  члены  предложения

Нахождение главных членов предложения

      2

Изучение нового материала

  44

1.11

Контрольный  диктант  за  1 четверть

      1

Контроль знаний

  45

10.11

Работа над ошибками. Предложение  как  составляющая  текста.

      1

Закрепление изученного

  46

11.11

 Виды  текстов:  повествование,  описание, рассуждение.

      1

Изучение нового материала

  47

13.11

Развитие  речи.  Изложение  зрительно  воспринятого  текста.

      1

Закрепление изученного

  48

14.11

Работа  над  ошибками.  Повторение  по  теме:  «Предложение  и текст»

      1

Закрепление изученного

Мягкие и твёрдые  согласные  (7ч)

  49

15.11

Обозначение  мягкости  и  твёрдости согласного  звука.

      1

Изучение нового материала

Различать согласные твердые и мягкие.

Уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и "Ь".

Знать способы обозначения мягкости согласных на письме.

Развитие непосредственной кратковременной памяти,  глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования;  фонематического восприятия. Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой.

  50

17.11

Мягкий  знак – показатель  мягкости согласного  звука  в  конце  слова.

      1

Изучение нового материала

  51

18.11

Слова с мягким знаком.

      1

Закрепление изученного

  52        

20.11

Обозначение мягкости согласных в  конце и в середине слова.

      1

Изучение нового материала

  53

21.11

Перенос слов с мягким знаком.

      1

Изучение нового материала

  54

22.11

Контрольный диктант по теме:  «Мягкие и твёрдые согласные»

      1

Контроль знаний

  55

24.11

Работа над ошибками. Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных.

      1

Закрепление изученного

Звонкие и глухие согласные звуки  (5 ч)

  56

25.11

Звонкие и глухие согласные звуки.

      1

Изучение нового материала

Знать особенности произношения звонких и глухих согласных. Уметь различать парные звонкие и глухие согласные и обозначать их буквами. Уметь проверять согласные на конце слова.

Достаточное развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия и ориентировки в пространстве; работоспособности.

  57

27.11

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

      1

Изучение нового материала

 58

 59

28.11

29.11

Особенности проверочных и проверяемых слов.

Способ проверки парных согласных на конце слова.

      2

Изучение нового материала

  60

1.12

Написание слов с парными согласными на конце слова.

      1

Закрепление изученного

Ударение ( 11 ч )

  61

2.12

Ударение. Ударный и безударный слог.

      1

Изучение нового материала

Уметь правильно выделять в слове ударный слог, обозначать гласные звуки в ударных и безударных слогах. Выполнять проверку путем изменения формы слова.

Развитие непосредственной кратковременной памяти,  глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования;  фонематического восприятия.

Отработка практических навыков.

  62

4.12

Обозначение гласных звуков.

      1

Изучение нового материала

  63

5.12

Написание проверяемых гласных в безударных слогах.

      1

Изучение нового материала

  64

6.12

Проверка безударных гласных в корне слова.

      1

Изучение нового материала

  65

8.12

Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах.

      1

Изучение нового материала

  66

9.12

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

      1

Закрепление изученного

  67

11.12

Написание слов с безударной  гласной.

      1

Закрепление изученного

  68

12.12

Развитие речи.  Обучающее изложение по вопросам.

      1

Закрепление изученного

  69

13.12

Работа над ошибками. Обобщение по теме: «Безударные  гласные. Ударение»

      1

Закрепление изученного

  70        

15.12

 Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные в корне слова»

      1

Контроль знаний

  71

16.12

    Работа над ошибками. Формирование умения находить орфограммы в словах.

      1

Обобщение знаний

Разделительный мягкий знак   (9 ч)

  72

18.12

 Разделительный мягкий знак.

      1

Изучение нового материала

Уметь сопоставлять"Ь" – показателя мягкости согласных и разделительного "Ь".

Развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия и ориентировки в пространстве; работоспособности.

  73

19.12

 Написание слов с разделительным мягким знаком.

      1

Изучение нового материала

 74

 75

20.12

22.12

Слова  с разделительным мягким знаком.

Разделительный мягкий знак в словах.

      2

Закрепление изученного

 76

 

 77

23.12

25.12

Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком.

Слова с разделительным  Ь.

      2

Закрепление изученного

  78

26.12

Контрольный диктант за 2 четверть

      1

Контроль знаний

  79

27.12

Работа над ошибками. Формирование умений находить орфограммы в словах.

      1

Закрепление изученного

  80

12.01

Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком.

      1

Закрепление изученного

Двойные согласные  (3 ч)

  81

13.01

Слова с двойными согласными.

      1

Изучение нового материала

Уметь писать слова с двойными согласными, выполнять перенос слов с двойными согласными

Отработка практических навыков

 82

 83

15.01

16.01

Перенос слов с двойными согласными.

Слова с двойными согласными.

      2

Изучение нового материала

Слово и предложение. Имя   существительное  (15ч)

  84

17.01

Слово и предложение.

      1

Изучение нового материала

Различать слова, отвечающие на вопрос "КТО?", и слова, отвечающие на вопрос "ЧТО?".

Понимать роль имен существительных в речи. Уметь писать заглавную букву в собственных именах существительных (в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Уметь изменять имена существительных по числам.

Развитие непосредственной кратковременной памяти,  глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования;  фонематического восприятия.

Отрабатывать связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой.

  85

19.01

Имена существительные.

      1

Изучение нового материала

  86

20.01

Распознавание существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»

      1

Изучение нового материала

  87

22.01

 Развитие речи. Сочинение по картине.

      1

Закрепление изученного

  88

23.01

Работа над ошибками. Составление предложений из слов.

      1

Закрепление изученного

  89

24.01

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

      1

Изучение нового материала

  90

26.01

Обобщение знаний об имени существительном.

      1

Обобщение знаний

  91

27.01

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.

      1

Изучение нового материала

  92

29.01

Закрепление умений писать с заглавной буквы имена, отчества, фамилии, клички.

      1

Закрепление изученного

  93

30.01

 Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.

      1

Изучение нового материала

  94

31.01

Закрепление умений писать имена собственные с заглавной буквы.

      1

Закрепление изученного

  95

2.02

Развитие речи. Изложение по вопросам с дополнением текста.

      1

Закрепление изученного

  96

3.02

Работа над ошибками. Восстановление деформированного текста.

      1

Закрепление изученного

  97

5.02

Контрольный диктант по теме: «Заглавная буква в словах»

      1

Контроль знаний

  98

6.02

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

      1

Закрепление изученного

Глагол  (7 ч )

  99

7.02

Понятие о словах, обозначающих действия предметов.

      1

Изучение нового материала

Знать роль глаголов в речи. Уметь находить в речи глаголы, задавать к ним вопросы. Уметь изменять глаголы по числам. Наблюдать за употреблением глаголов в различных временных формах.

Развитие мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании.

 100

9.02

Слова, отвечающие на вопросы « что делает?»  «что делают?»

      1

Изучение нового материала

 101

10.02

Распознавание слов, обозначающих действие предмета.

      1

Изучение нового материала

 102

12.02

Слова, отвечающие на вопросы  «что делать?», «что сделать?»

      1

Изучение нового материала

 103

13.02

Употребление глаголов в речи.

      1

Закрепление изученного

 104

14.02

Восстановление и запись текста по картинному плану.  

      1

Закрепление изученного

 105

16.02

Закрепление знаний о глаголе.

      1

Закрепление изученного

Имя прилагательное ( 8 ч )

 106

17.02

Понятие о словах, обозначающих признаки предметов.

      1

Изучение нового материала

Знать роль имен прилагательных в речи. Уметь изменять имена прилагательные по числам. Находить имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдать за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного.

Развитие памяти, мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании.

 107

19.02

Различие слов, отвечающих на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

      1

Изучение нового материала

 108

20.02

Различие прилагательных в единственном и во множественном числе.

      1

Изучение нового материала

 109

21.02

Противоположные по смыслу слова – антонимы.

      1

Изучение нового материала

 110

24.02

Употребление прилагательных в речи.

      1

Закрепление изученного

 111

26.02

Обобщение о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий.

      1

Закрепление изученного

 112

27.02

Списывание текста.

      1

Закрепление изученного

 113

28.02

Контрольный диктант по теме: « Части речи»

      1

Контроль знаний

Предлог  (6 ч)

 114

2.03

 Работа над ошибками.

Роль предлогов в нашей речи.

      1

Изучение нового материала

Знать предлоги. Уметь раздельное писать со словами наиболее распространенные предлоги.

Развитие процессов зрительного анализа. Достаточная гибкость  мыслительной деятельности, концентрация внимания; достаточное артикулирование слов при  письме.  Усвоение соответствующих правил.

 115

3.03

Роль предлогов в нашей речи.

      1

Изучение нового материала

 116

5.03

Раздельное написание предлогов со словами.  

      1

Закрепление изученного

 117

6.03

Упражнение в правильном написании предлогов.

      1

Закрепление изученного

 118

7.03

Развитие речи. Восстановление деформированного текста

      1

Контроль знаний

 119

10.03

Проверочная работа по теме: «Предложение. Части речи».

      1

Закрепление изученного

Родственные (однокоренные ) слова  (11ч)

 120

12.03

Работа над ошибками. Речевой этикет

       1

Изучение нового материала

Знать что такое однокоренные слова.

Уметь находить корень слова. Знать признаки однокоренных слов. Уметь выполнять подбор  однокоренных слов и выделение корня.

Развитие памяти, мышления: достаточности операции абстрагирования; анализа пространственных отношений, слуховой памяти, фонетико – фонематического анализа, произвольного внимания, глубокой смысловой обработки материала при запоминании

 121

13.03

Общее понятие об однокоренных словах

       1

Изучение нового материала

 122        

 123

14.03

16.03

Признаки однокоренных слов

Написание корня в однокоренных словах.

       2

Изучение нового материала

 124

17.03

Упражнение в написании корня в однокоренных словах

       1

Закрепление изученного

 125

19.03

Однокоренные слова

       1

Закрепление изученного

 126

20.03

Упражнение в написании корня в однокоренных словах 

       1

Изучение нового материала

 127

21.03

Контрольный диктант за 3 четверть.

       1

Изучение нового материала

 128

30.03

Работа над ошибками. Способы проверки безударных гласных в корне

       1

Закрепление изученного

 129  

 

130

31.03

2.04

Распознавание проверочных слов.  Подбор однокоренного проверочного слова. Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне

       2

Закрепление изученного

Безударные гласные в корне  (10 ч)

 131

 

3.04

Проверка безударных гласных в корне слова.

       1

Изучение нового материала

Знать способы проверки безударных гласных в корне. Уметь выполнять проверку безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Развитие непосредственной кратковременной памяти,  глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования;  фонематического восприятия.

 132

4.04

Развитие речи.  Изложение по опорным словам.

       1

Изучение нового материала

 133

6.04

Проверка  безударных гласных в корне.

       1

Изучение нового материала

 134

7.04

Упражнение в проверке безударных гласных в корне слова.

       1

Изучение нового материала

 135

9.04

Написание и проверка безударных гласных в корне слова.

       1

Изучение нового материала

 136

10.04

Упражнение в проверке безударных гласных в корне слова.

       1

Закрепление изученного

 137

11.04

Упражнение в написании слов с безударными гласными

       1

Закрепление изученного

 138

13.04

Обобщение способов проверки безударных гласных в корне слова.

       1

Обобщение знаний

 139

14.04

Контрольный диктант по теме: «Безударная гласная в корне слова»

       1

Контроль знаний

140

16.04

Работа над ошибками.  Способы проверки безударных гласных в корне.

Парные согласные в корне  (10 ч)

 141

17.04

 Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне

       1

Изучение нового материала

Знать способы проверки парных глухих и звонких согласных. Выполнять проверку парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов

Развитие непосредственной кратковременной памяти,  глубокой смысловой обработки материала при запоминании, произвольного внимания; достаточности мыслительной операции обобщения, анализа, абстрагирования;  фонематического восприятия.

Отработка практических навыков.

 142

18.04

Проверка звонких и глухих согласных в корне слова

       1

Изучение нового материала

 143

20.04

Проверка парных согласных путём подбора однокоренных слов

       1

Изучение нового материала

 144

21.04

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне

       1

Закрепление изученного

 145

23.04

Слова  с глухими и звонкими согласными в корне

       1

Закрепление изученного

 146

24.04

Развитие речи.  Изложение по плану

       1

Закрепление изученного

 147

25.04

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными

       1

Закрепление изученного

 148

27.04

Написание парных согласных в корне слова . Закрепление

       1

Закрепление изученного

 149

28.04

Контрольный диктант по теме: «Парные согласные в корне»

       1

Контроль знаний

 150

30.04

Работа над ошибками. Проверочные и проверяемые слова.

       1

Закрепление изученного

Предложение  (5ч)

 151

2.05

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения .

       1

Изучение нового материала

Понимать роль предложения в общении. Уметь находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Определять распространенные и нераспространенные предложения. Находить связь слов в предложении

Развитие зрительного анализа, гибкости мыслительной деятельности; концентрации и устойчивости внимания; восприятия и ориентировки в пространстве; работоспособности.

 152

4.05

Связь слов в предложении

       1

Изучение нового материала

 153

5.05

Развитие речи. Сочинение по серии картинок

       1

Закрепление изученного

 154

7.05

Упражнение в установлении связи слов в предложении

       1

Закрепление изученного

 155

8.05

Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи

       1

Обобщение знаний

Повторение  (15ч)

 156

11.05

Обобщение знаний об алфавите

       1

Обобщение знаний

Знать основные правила и орфограммы за курс 2 класса

Развитие процессов зрительного анализа. Достаточная гибкость  мыслительной деятельности, концентрация внимания; достаточное артикулирование слов при  письме.  Усвоение соответствующих правил.

 157

12.05

Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге

       1

Обобщение знаний

 158

14.05

Правописание слов с разделительным мягким знаком

       1

Обобщение знаний

 159

15.05

Обобщение правил переноса слов с мягким знаком и буквой « й» в середине слова

       1

Обобщение знаний

 160

16.05

Слова с сочетаниями  «жи-ши»

       1

Обобщение знаний

 161

18.05

Слова с сочетаниями  «ча-ща», «чу-щу»

       1

Обобщение знаний

 162

19.05

Контрольный диктант за год

       1

Контроль знаний

 163

21.05

Работа над ошибками. Правописание безударных гласных в корне слова

       1

Обобщение знаний

 164

22.05

Правописание безударных гласных в корне.

       1

Обобщение знаний

 165

23.05

Правописание парных согласных в корне слова.

       1

Обобщение знаний

166

25.05

Правописание предлогов.

1

Повторение

167

26.05

Части речи.

1

Повторение

168

28.05

Повторение об имени существительном

1

Повторение

169

29.05

Повторение об имени прилагательном.

1

Повторение

170

30.05

Урок – путешествие по океану орфографических знаний

1

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8 вида) в 5классе: "Существительное по Азбуке города".

Тема урока: Существительное по «Азбуке города». Задачи:1.Образовательные: закрепить ЗУН учащихся по имени существительному; закрепить  представления детей о назначении светоф...

Конспект урока по русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8вида) во 2 классе на тему: «Правописание заглавной буквы в именах людей».

Цель: развитие умений осознанного написания заглавной буквы в именах людей.Задачи:Образовательные:-актуализировать имеющиеся  знания учащихся по данной теме,-продолжить работу по формирован...

Рабочая программа по русскому языку для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"

Рабочая программа разработана на основе  программы «Русский  язык» для  4 класса общеобразовательных учреждений «Школа России», рекомендованной Департаментом общего среднего образования...