технологическая карта к уроку по теме "Падеж имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Представлена технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Начальная школа XXI века" по теме "Падеж имен существительных".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol_karta_padezh.docx | 38.47 КБ |
padezh_3_klass_urasimova_2.pptx | 890.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 3А Учитель: Урасимова Любовь Николаевна
Тема урока: «Падеж имен существительных. Косвенные падежи»
Тип урока: открытие знаний и способов действий
УМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 класс
Образовательная цель: способствовать ознакомлению с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении.
Планируемые результаты (предметные): применяют орфографические правила; проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть речи, член предложения.
Личностные результаты: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают умение преодолевать трудности; выражают желание осваивать новые приемы и действия, достигать положительных результатов труда.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: ориентируются в учебнике; находят ответы на вопросы в учебном тексте; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят необходимые коррективы в действия.
Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение.
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация и самоопределение к деятельности | Я приглашаю вас на урок русского языка. Сегодня мы работаем под девизом «Мудрым никто не родился, а научился». Мы продолжаем знакомиться с тайнами русского языка. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Чистописание | Достань слова из колодца. Запиши слова по памяти. Найди лишнее слово: определение, дополнение, падеж, сказуемое, подлежащее. Какая орфограмма в этом слове? Подбери проверочное. На какие группы можно разделить остальные слова? | Выполняют работу Называют лишнее слово падеж. 2 группы: главные и второстепенные члены предложения. | Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков. |
3.Постановка учебной задачи и составление плана урока | Какую часть речи мы изучаем? Работа с волшебной палочкой «Точная мысль» Сформулируйте тему урока от лишнего слова в чистописании. Чему мы будем учиться? Выводим цели урока. Познакомиться с…. Учиться … Развивать… Составление плана действий (картинный план на магнитной доске)
| Задают вопросы об имени существительном и передают волшебную палочку. Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи. Принимают участие в составлении плана. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
4.Усвоение новых знаний Физминутка |
Прочитайте еще раз тему урока. 1.Работа по учебнику с. 10 №1 Есть ли слова, которые вы употребили несколько раз? Все ли слова из справок вы использовали? Почему на месте пропусков необходимы определенные формы слова «река»? Проверка по слайду. Вывод. Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они должны употребляться в определенной форме, нужном падеже. 2.Сказка о падежах по слайдам
Каждая группа получила стихотворение об одном падеже. Задание на слайде: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова- подсказки для облегчения определения падежа существительного. Проверка у доски по слайдам. 1 группа. На какие вопросы отвечает существительное в им. падеже? Почему этих вопросов 2? Каким членом предложения бывает в им. п.? Какое вспомогательное слово? Употребляется ли с предлогами? И т.д. (на слайде постепенно появляется таблица падежей)
Все остальные падежи называются косвенными и сущ. в косвенных падежах являются второстепенными членами предложения. Значение слова Косвенный по словарю Ушакова: 1. непрямой, идущий в косом направлении. 2.Осуществляемый окольными путями, не непосредственно; непрямой. 3. Второстепенный, побочный. Косвенные падежи (грам.) - падежи, кроме именительного Физминутка Попробуем заучить падежи с вопросами, используя движения. Правая сторона – вопросы к одушевленным предметам, левая – к неодушевленным.
А как же определить падеж имени сущ. в предложении? Составим алгоритм, расставьте номера, в каком порядке надо выполнять действия. (на партах карточки с алгоритмами, в которых перепутан порядок действий)
| Работают самостоятельно над упражнением. Делают вывод. Подтверждают свое мнение правилом учебника на с. 10 Самооценка. Слушают сказку о падежах. Работа в группах. Чтение стихов, выполнение задания. Представители каждой группы выходят к доске и рассказывают о падеже по вопросам. Знакомятся со словом косвенный, читают словарную статью. Выполняют движения с названиями падежей и вопросами, используя таблицу. Работа в парах. Расставление порядковых номеров в алгоритме. | Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков. Коммуникативные: участие в диалоге, в общей беседе; выполнение принятых правил речевого поведения. Познавательные: поиск и выделение информации; составление целого из частей; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение. Регулятивные: умение контролировать свою деятельность; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; умение соотносить свои знания, определять проблему. |
5.Закрепление знаний и способов действий. | 4. Применение знаний на практике 1.Работа с предложением: За окном кружатся лёгкие снежинки. Определить по алгоритму падеж выделенного существительного. 2.А теперь возвращаемся к предложениям, записанным в начале урока. Определите падеж существительных река, выделить окончания. (упр.1). Коллективная работа по слайду. | Определяют падеж по алгоритму. Определяют падеж, записывают в тетрадь и выделяют окончания. | Личностные: самооценка и адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Подводим итоги урока. 1.Заполнить пропуски в таблице падежей, используя полученные знания. (у каждого на парте таблица падежей с пропущенными вопросами) 2.Распределить слова река по падежам на магнитной доске. 3.Игра «словотоки»: В русском языке … 6 падежей. Все падежи, кроме именительного, … называются косвенными. Каждый падеж имеет два вопроса,…потому что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. Имя существительное является в предложении подлежащим … в именительном падеже. 4. Оцените свою работу на уроке, выбрав лицо с грустным, спокойным или радостным настроением. | Один ученик работает у магнитной доски, расставляя вопросы по падежам. Другой ученик расставляет формы слова река по падежам. Делают выводы. Читают часть предложения, находят его продолжение. Выбирают нужную карточку. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка и адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
7.Домашнее зад. | Выучить названия падежей с вопросами. | Слушают задание |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мудрым никто не родился, а научился.
21 января Классная работа
подлежащее определение падеж сказуемое обстоятельство Достань слова из колодца :
Тема : падеж имен существительных Познакомиться с … названием падежей и их вопросами. Учиться … определять падеж существительных. Развивать… навыки грамотного письма.
1. Падежи в русском языке План урока 2. Составление таблицы падежей 3. Алгоритм «Как определить падеж имени существительного» 4.Применение знаний на практике
Падежи в русском языке
Работа по учебнику с.10 №1 На месте пропусков вставь слово река в нужной форме. Почти каждая … начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в большие … . Начало … называется истоком. То место, где … впадает в море, озеро или другую … , называется устьем. Слова для справок : река, реки, реке, реку, рекой.
Есть ли слова, которые вы употребили несколько раз? (Реки, река) 2. Все ли слова из справки использовали? (реке, рекой) 3. Почему на месте пропусков необходимы определённые формы слова река?
Почти каждая река начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в большие реки . Начало реки называется истоком. То место, где река впадает в море, озеро или другую реку , называется устьем.
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать - именительный.
Родился - стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…
Составление таблицы падежей
Работа в группах Задание: прочитать стихотворение узнать название падежа подчеркнуть падежные вопросы найти слова- подсказки для облегчения определения падежа существительного .
Полное название падежа Слово-помощник Падежные вопросы Предлоги Именительный е сть кто? что? - Родительный нет кого? чего? + Дательный рад кому? чему? + Винительный вижу кого? что? + Творительный любуюсь кем? чем? + Предложный говорю о ком? о чём? + косвенные падежи
Значение слова Косвенный по словарю Ушакова: КОСВЕННЫЙ 1 . непрямой, идущий в косом направлении. 2.Осуществляемый окольными путями, не непосредственно; непрямой. 3. Второстепенный, побочный. Косвенные падежи (грам.) - падежи, кроме именительного
Алгоритм «Как определить падеж имени существительного»
Алгоритм «Как определить падеж имени существительного» Найди слово , к которому относится имя существительное 2. Задай от этого слова падежный вопрос к имени существительному 3. Определи падеж . Для проверки подбери вспомогательное слово .
Применяем знания на практике
За окном кружатся лёгкие снежинки. кружатся (где?) за окном кружатся (за чем?) за окном За чем? – за окном – Т.п. любуюсь окном Т.п.
Почти каждая река начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в большие И.п. реки. Начало В.п. реки называется истоком. То место, где река впадает в море, озеро или другую реку , называется устьем. Р.п. И.п. В.п .
Словотоки В русском языке … Все падежи, кроме именительного, … 6 падежей. называются косвенными. Имя существительное в именительном падеже… Каждый падеж имеет два вопроса, потому что… имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. в предложении является подлежащим.
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 класс. Технологическая карта урока. Определение рода имени существительного в единственном и множественном числе.
Урок с приминением ЭОР,...
Технологическая карта к уроку русского языка "Имя существительное"
Урок-повторение по теме "Имя существительное"...
Технологическая карта открытого урока по теме:"Имя существительное как часть речи" 2 класс
2 класс по программе "Перспектива"...
Конспект урока с технологической картой к уроку русского языка, 3кл по теме "Три склонения имен существительных"
Урок открытия новых знаний. На протяжении всего урока применяется системно- деятельностный подход в обучении. При помощи подобранных интересных развивающих заданий у детей формируются образ...
Технологическая карта по русскому языку Склонение имен существительных мужского рода-3 класс
Склонение имен существительных мужского рода...