Технологическая карта по русскому языку Склонение имен существительных мужского рода-3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ткаченко Елена Анатольевна

Склонение имен существительных мужского рода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_konsp.docx315.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 «А» классе (УМК «Школа России»)

Студентка: Ткаченко Елена Анатольевна

Дата проведения: 22.03.2020 г.

Тема

Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе 1-го и 2-го склонения.

Педагогическая цель

Формировать умение различать имена существительные мужского рода 1,2 склонения; правильно употреблять их в речи, научить склонять имена существительные мужского рода во множественном числе и правильно писать падежные окончания.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Научатся различать имена существительные мужского рода; изменять имена существительные по падежам; научатся склонять имена существительные мужского рода во множественном числе и правильно писать падежные окончания.

Личностные результаты

Осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности. проявление положительного мотива к учебной деятельности; развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; оценивать результаты своей деятельности;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя); ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; устанавливать алгоритм распознавания склонения имени существительного;

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Основные понятия и термины

Части речи, имя существительное, род   имен существительных, падежи имен существительных 1,2 склонение.  

Методы, формы работы

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах; словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

Учебник  «Русский язык» 3 класс, 2 часть, автор А.В. Полякова; м/м презентация; карточки с заданиями.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Анатольевна Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

 

- Проверьте свою готовность к уроку – на столах у вас должны лежать учебник русского языка, рабочая тетрадь, дневник и письменные принадлежности.

- Не будем забывать о правилах посадки: спина касается спинки стула, между животом и партой помещается кулак, ноги под партой под прямым углом, а руки сложены на парте.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Минутка чистописания

Цель: содействовать выработке каллиграфических навыков письма.

Пальчиковая гимнастика

Оформление рабочей страницы в тетради

- Мы сегодня будем писать, поэтому давайте разомнем наши пальчики, чтобы все буквы получались красивыми и ровными.

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок) Потянули… (Тянем кисти в стороны)

Покрутили… (Волнообразные движения)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли! (Пальцы расцепились)

- Отлично! Пальчики мы размяли, а теперь приступим к письму.

- Откройте свои рабочие тетради. Отступите от предыдущей работы две строчки, запишите число и классная работа.

- Сегодня двадцать второе марта. Обратите внимание, что в слове «классная» пишется удвоенная буква «сс»

Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради

Повторяют движения за учителем, оформляют тетрадь

Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами

- Посмотрите на доску, что вы видите? (слоги жи, ши, чу, щу, ча, ща)

- Какое правило используется при написании этих сочетаний? (это орфограммы написание которых нужно запомнить)

- Назовите соединение между буквами в слогах.

- жи - верхнее

- ши - верхнее

- чу - верхнее

- щу - верхнее

- ча - нижнее

- ща - нижнее

- На новой рабочей строке запишите эти слоги, чередуя их до конца рабочей строки, соблюдая расстояние и наклон.

- Какие гласные буквы пишутся после шипящих ж, ш, ц, ч?

(после шипящих согласных ж, ч, ш, щ пишутся гласные а, у, и)

Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске.

Контролирует выполнение работы по образцу.

Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия.

Словарная работа

(обобщение изученных словарных слов, знакомство с новым словом)

Знакомство с новым словарным словом.

Сл. 1

- Ребята, а сейчас проведем словарную работу.

- Повторим изученные словарные слова.

- На новой рабочей строке запишите слово словарь и поставьте двоеточие.

- Я вам показываю картинки, а вы называете, что изображено на них, записываете слова в рабочую тетрадь через запятую, ставя ударение и подчеркивая орфограмму.

(Словарь: адрес, герой, земляника, космонавт, медленно)

Адрес – в слове адрес ударение падает на первый слог на гласную а, во втором слоге необходимо запомнить непроверяемую безударную гласную е в корне слова.

Герой – в слове герой ударение падает на второй на гласную о, в первом слоге необходимо запомнить непроверяемую безударную гласную е в корне слова.

Земляника – в слове земляника ударение падает на третий слог на гласную и, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную е, непроверяемую ударением, во втором слоге необходимо запомнить безударную гласную я в корне слова.

Космонавт – в слове космонавт ударение падает на третий слог на гласную а, в первом необходимо запомнить проверяемую безударную гласную о, проверочное слово космос, во втором слоге запомним непроверяемую безударную гласную букву о, в третьем слоге необходимо запомнить непроверяемую согласную в.

Медленно – в слове медленно ударение падает на первый слог на гласную е, во втором слоге непроверяемая безударная гласная е, и удвоенная согласная нн, на конце слова запомним гласную букву о.

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, посмотрите на предметную картинку.

- Что на ней изображено? (болото)

- Что такое болото? (ответы детей)

- Болото – это участок земли, где наблюдается высокая влажность, повышенная кислотность и низкая плодородность грунта.

- Как мы произносим это слово, произнесите. (болото)

- Произнесите это слово орфоэпически (как мы его произносим) (балота)

- Произнесите слово орфографически, так, как оно пишется? (болото)

- Сколько слогов в слове болото? (в слове болото три слога)

- На какой слог падает ударение в слове болото, на какую гласную букву? (на второй слог, на гласную о)

- В написании каких букв мы можем допустить ошибки? (в первом слоге нужно запомнить непроверяемую гласную «о», так как можно написать букву «а», так же и необходимо запомнить гласную букву «о»)

- Болото – в слове болото ударение падает на второй слог на гласную о, в первом слоге необходимо запомнить непроверяемую безударную гласную о в корне слова.

- Запишите слово болото в тетрадь, подчеркните орфограммы, поставьте ударение.

Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с новым словарным словом

Знакомит учащихся с новым словарным словом, контролирует правильность написания нового словарного слова в тетради

Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически;

Читают новое сл. Слово, определяют его лексическое значение, выделяют орфограмму, составляют словосочетания и предложения с новым словарным словом.

Знакомятся с новым словарным словом, записывают словарное слово в тетрадь.

Работа с предложением

(орфографический и синтаксический разбор предложения)

Сл.2

- Составьте предложение со словом болото.

- Посмотрите на доску, здесь вы видите слова, из которых нужно составить предложение. Составьте его.

Луна освещала тёмное бугристое болото. 

- Запишите предложение в свои тетрадь.

- Ребята, посмотрите внимательно на это предложение, назовите все орфограммы и подчеркните их карандашом.

- Луна – ударение падает на второй слог а, безударная гласная у.

- Освещала – необходимо запомнить правописание сочетания ща с буквой а.

- Болото - необходимо запомнить, словарное слово

- Назовите грамматическую основу предложения.

- Что такое грамматическая основа предложения? (подлежащее и сказуемое)

- О чем говорится в этом предложении? (в предложении говорится о луне. Что? Луна – это подлежащее, выражено существительным, подчеркнем в предложении одной чертой; луна что делает? освещала – это сказуемое, выражено глаголом, подчеркнём двумя чертами, грамматическая основа предложения луна освещала)

- Какой частью речи выражено подлежащее, сказуемое? (подлежащее выраженно существительным, а сказуемое выраженно глаголам)

- Надпишите части речи над подлежащим и сказуемым.  

- Дайте характеристику этому предложению устно.

- Какое это предложение по цели высказывания? (повествовательное) 

- Какое это предложение по эмоциональной окраске? (невосклицательное)

- Какое это предложение простое или сложное? (простое)

- Какое это предложение по наличию второстепенных членов предложения? (распространенное) 

Луна освещала тёмное бугристое болото. (Повеств., невоскл., простое, распр.)

Определяет учебную задачу и контролирует ее выполнение всеми учениками.

Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы.

Сл.3

- Посмотрите на доску, что вы видите? (слова)

- Прочитайте их. (сад, куст, дедушка, мотылёк)

- Скажите, что общего у всех этих слов? (все слова в единственном числе и мужского рода)

- А теперь изменим эти слова и поставим их во множественное число. (сады, кусты, дедушки, мотыльки)

- Определите склонение данных имен существительных? (данные имена существительные мужского рода 1-го и 2-го склонения)

- Какие имена существительные вы отнесли к 1-му склонению, по какому признаку?  (имена существительные мужского рода с окончаниями –а, -я, в именительном падеже единственного числа относятся к 1-му склонению и имена существительные мужского рода с нулевым окончанием, в именительном падеже единственного числа относятся ко 2 склонению)

- А когда изменили форму числа имён существительных, что изменилось? (изменилось окончание)

- Какие окончания существительные имеют во множественном числе? (имена существительные мужского рода 1-го склонения во множественном числе имеют окончания –ы, -и, а имена существительные мужского рода 2-го склонения во множественном числе имеют окончания –а, -я,)

Вывод: существительные первого склонения во множественном числе имеют окончания –ы, -и и существительные второго склонения во множественном числе имеют окончания –а, -я.

Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, мысленно входят в тему урока.

Определение темы и задач урока

- Итак ребята, кто же догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сегодня мы с вами будем говорить о именах существительных мужского рода во множественном числе 1-го и 2-го склонения.

Определим задачи урока:

- научимся распознавать имена существительные мужского рода 1-го и 2-го склонения во множественном числе.

- познакомимся с правописанием окончаний существительных 1-го и 2-го склонения во всех падежах.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

IV. Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала.

Открытие нового знания

Сл.4

- Прочитайте слова, которые нам необходимо изменить по падежам (просклонять)

- Какого рода данные имена существительные? (мужского рода)

- В каком числе употреблены все эти слова? (во множественном числе)

- А теперь давайте мы с вами просклоняем эти слова по падежам.

И.  (кто? что?)          сады        кусты       дедушки       мотыльки

Р.  (кого? чего?)       садов       кустов      дедушек       мотыльков

Д.  (кому? чему?)     садам      кустам      дедушкам     мотылькам

В.  (кого? чего?)       сады       кусты        дедушек        мотыльков

Т.  (кем? чем?)          садами   кустами    дедушками    мотыльками

П.  (о ком? о чём?)   о садах   о кустах    о дедушках    о мотыльках

- Выделите окончания имен существительных.

- Проанализируем окончания имен существительных мужского рода в 1,2 склонении.

- Сравните окончания существительных в каждом падеже.

- В каких падежах у существительных мужского рода множественного числа 1, 2 склонение одинаковые окончания?

(2 склонение -именительный и винительный падеж – окончание -ы, родительный и винительный падеж - окончание -ов,1 склонение - одинаковые окончания у существительных мужского рода в дательном и предложном падеже - окончание -е)         

Вывод: у существительных 1 склонения мужского рода множественного числа в дательном и предложном падежах одинаковое окончание -е, а у существительных мужского рода 2 склонения одинаковые окончание в именительном и винительном падеже -ы, родительном и винительном падеже

–ов.

Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала

Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание

Знакомство с правилом (учебник)

- Итак ребята, теперь ещё раз с вами повторим правило, что у существительных 1 склонения мужского рода множественного числа в дательном и предложном падежах одинаковое окончание -е, а у существительных мужского рода 2 склонения одинаковые окончание в именительном и винительном падеже -ы, родительном и винительном падеже

–ов.

Формулирует учебную задачу, контролирует ее выполнение, задает вопросы по содержанию правила, просит привести примеры слов на данное правило.

Читают правило, отвечают на вопросы учителя.

3.Упражнение 157, с.74

(с комментированием)

- Найдите на странице 74 упражнение 157-е.

- Прочитайте задание к упражнению, что необходимо сделать в этом упражнении? (Просклонять письменно существительные: плоды, звёзды, журавли, капли. Назвать склонение существительных. Назвать падежи, в которых данные существительные имеют одинаковые склонения)

И.  (кто? что?)          плоды        звёзды        журавли        капли

Р.  (кого? чего?)       плодов       звёзд          журавлей       капель

Д.  (кому? чему?)     плодами    звёздами    журавлями    каплями 

В.  (кого? чего?)       плоды        звёзды       журавлей       капли

Т.  (кем? чем?)          плодами    звёздами   журавлями     каплями

П.  (о ком? о чём?)   о плодах    о звёздах   о журавлях    о каплях

- Теперь назовите мне имена существительные мужского рода 1-го склонения. (звёзды – звезда, капли – капля)

- А теперь имена существительные мужского рода 2-го склонения (плоды - плод, журавли - журавль)

- Молодцы!

- Назовите падежи, в которых данные существительные имеют одинаковые окончания. (данные существительные имеют одинаковые окончания в именительном, дательном творительном и предложном падежах)

Вывод: итак, мы можем сделать вывод о том, что в дательном, творительном и предложном падежах имена существительные 1-го и 2-го склонения во множественном числе имеют одинаковые окончания.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

ФИЗМИНУТКА

- А сейчас немного отдохнем!

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (Вращения головой)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели. (Дети садятся за парты)

Осуществляет профилактику переутомления учащихся, показывает образец выполнения упражнения.

Повторяют за учителем упражнения.

V. Закрепление изученного материала

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы им для самостоятельной работы.

Упражнение 159 с.75

 (самостоятельно)

- Найдите в учебнике упражнение 159-е.

- Прочитайте первое задание, что необходимо сделать? (надо прочитать и узнать какое событие описывается)C:\Users\23\Desktop\Без имени1.png

- Читаем стихотворение.

- Кто понял какое событие описывается? (описывается салют)

- Правильно!

- Читаем второе задание, что необходимо сделать? (нужно объяснить орфограммы в окончаниях слов, списать, вставляя пропущенные буквы)

- Теперь нам надо объяснить орфограммы в окончаниях слов.

- Читаем первое слово светом.

- Какой падеж этого слова? (творительный падеж)

- Назовите окончание пропущено в этом слове? (окончание -ом)

- От какого слова мы должны задать вопрос? (от слова наполнено)

- Задайте вопрос. (наполнено чем? светом)

- Поставьте слово светом в начальную форму (свет)

- Какое будет склонение? (2 склонение)

- Правильно!

- Читаем следующее слово балконов.

- Назовите падеж этого слова. (родительный падеж)

- Назовите окончание пропущено в этом слове? (окончание -ов)

- От какого слова мы должны задать вопрос? (от слова смотрим)

- Задайте вопрос (смотрим с чего? С балконов)

- Поставьте слово балконов в начальную форму (балкон)

- Какое будет склонение? (2 склонение)

- Правильно!

- Читаем следующее слово стадионами.

- Назовите падеж этого слова. (творительный падеж)

- Назовите окончание пропущено в этом слове? (окончание -ами)

- От какого слова мы должны задать вопрос? (от предлога над)

- Задайте вопрос (над чем? над стадионами)

- Поставьте слово стадионами в начальную форму (стадион)

- Какое будет склонение (2 склонение)

- Правильно!

- Читаем следующее слово башнями.

- Назовите падеж этого слова. (творительный падеж)

- Назовите окончание пропущено в этом слове? (окончание -ями)

- От какого слова мы должны задать вопрос? (от слова древними)

- Задайте вопрос. (древними чем? башнями)

- Поставьте слово башнями в начальную форму. (башня)

- Какое будет склонение? (1 склонение)

- Правильно!

- Читаем следующее слово ромашками.

- Назовите падеж этого слова. (творительный падеж)

- Назовите окончание пропущено в этом слове? (окончание -ами)

- От какого слова мы должны задать вопрос? (от слова цветёт)

- Задайте вопрос. (цветёт чем? ромашками)

- Поставьте слово ромашками в начальную форму. (ромашка)

- Какое будет склонение? (1 склонение) 

- Правильно!

Вывод: в дательном, творительном и предложном падежах имена существительные 1-го и 2-го склонения во множественном числе имеют одинаковые окончания.

Организует деятельность по отработке изученных знаний и способов действий.

Распознают падеж, в котором употреблено имя существительное по падежному вопросу и предлогу.

Работа с карточками

- А сейчас послушайте меня внимательно.

- У каждого из вас на столах лежат карточки со словами, вам необходимо данные слова просклонять по падежам и определить какое у них склонение.

Карточка: Просклоняйте слова по падежам: дома, дяди, папы, шалаши.

И. п. (кто? что?)

Р. п. (кого? чего?)

Д. п. (кому? чему?)

В. п. (кого? что?)

Т. п. (кем? чем?)

П. п. (о ком? о чём?)

Организует самостоятельную работу учащихся, контролирует выполнение работы учащимися по карточкам.

Выполняют работу по карточкам, работают в парах.

VI. Итог урока

Цель: обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учебной деятельности.

Обобщающая беседа

               

- Подведём итого сегодняшнего урока.

- О чём мы сегодня говорили? (о именах существительных мужского рода во множественном числе 1-го и 2-го склонения)

- Какие окончания имеют имена существительные мужского рода в 1-е склонение? (окончания –а, -я)

- Какие окончания имеют имена существительные мужского рода во 2-ом склонении? (нулевое окончание)

- Какие падежи имеют одинаковые окончания у имён существительных 1-го и 2-го склонения? (в дательном, творительном и предложном падеже)

Подводит учащихся к выводам по результатам работы на уроке, оценивает работу учащихся.        .

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Самостоятельно подводят итоги.

Домашнее задание

- Ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание – с. 75 правило, упр. 158.

Сообщает домашнее задание.        

Записывают домашнее задание в дневник.

Рефлексия.

Выставление оценок

- Кто понял сегодняшний материал и с легкостью выполнял задание, покажите ладошку, а те, у кого возникли какие-то трудности сегодня  на уроке, покажите свой кулачок.

Мотивирует на дальнейшие успехи, оценивает работу на уроке.

Самостоятельно определяют работоспособность на уроке.

Учитель: ________________                    Методист: _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку"Склонение имён существительных"

Технологическая карта урока  по русскому языку, по УМК " Перспективная начальная школа". Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе" 4 класс. Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о склонении имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода,  формирование умения распознавать падежи и правильно писать безударные...

Урок русского языка: "Склонение имен существительных женского рода в единственном числе."

Урок русского языка: "Склонение имен существительных  женского рода  в единственном числе."...

Технологическая карта урока русского языка «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  умений  склонять  имена  прилагательные  женского рода единственного числа, определять их падеж.Задачи...

Технологическая карта урока русского языка "Род имен существительных" (3 класс, УМК "Перспектива")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока Род имен существительных.Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование понятия о грамматическом роде, способствование развитию ум...