3 класс. Технологическая карта урока. Определение рода имени существительного в единственном и множественном числе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 Урок с приминением ЭОР,

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_s_prilozheniem.zip245.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Определение рода имени существительного в единственном и множественном числе.

ФИО (полностью):

Вдовина Ольга Николаевна

Место работы

МБОУ ООШ№5 г. Меленки

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Определение рода имени существительного в единственном и множественном числе

Базовый учебник,

Русский язык, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник,

3 кл. в 2 частях

Цель  урока: формировать умение определять род имени существительного        

 Задачи:  

- обучающие:           научить определять род имени существительного, повторить правила правописания корня

-развивающие:        развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, наблюдательность, внимание

-воспитательные:  воспитывать интерес к предмету, к родному языку, правильное отношение к своему здоровью, привитие навыков

                                  культуры поведения        

Тип урока:        повторительно – обобщающий урок

Формы работы учащихся:   фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, нетбуки

Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

№ п\п

Этап урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Эмоциональное начало урока.

- Встанем в круг и поприветствуем друг друга.

- Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия.

Вы зарядились положительной энергией и теперь:

Прозвенел у нас звонок,

Начинается урок.

Мы урок наш начинаем,

Что учили повторяем

И новое узнаем.

Сегодня мы в гостях у сказки.

В некотором царстве,

В некотором государстве,

Жил – был царь в своей стране.

Мудрым царь и умным был.

Язык русский он любил.

Правила все знал,

И красиво он писал,

На досуге очень часто

Книги умные читал.

Но промчались годы спешно –

Царь состарился, конечно.

Уж пора бы на покой,

Только кто ж тогда страной

Этой править будет всей?

Бог не дал царю детей…

У решил царь к нам прийти,

Среди вас наследника найти:

Самый умный, самый смелый,

Самый быстрый и умелый,

И в тетради чтоб на диво

Было у него красиво!

К царскому придёт он трону

И получит царскую корону.

А условия такие:

- Если был ответ проекрасный –

Ты жетон получишь красный.

 - Если твой ответ похуже –

Жёлтый цвет тобой заслужен.

- Если ж плох был твой ответ –

Не получишь ты «монет».

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку

Учащиеся  встают в круг и произносят слова  приветствия




Настраиваются на работу.

Записывают число.


Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.


1)Минутка чистописания


















2)Словарно -орфографическая работа



















3)Индивидуальная работа

 ЭОР №1

ЭОР№2

Вот такое испытание –

Это первое задание:

Буквы ты определи

И красиво напиши.

В…сна, п…дар…к, пр…лес…ный,  л…сток.

-Какое слово лишнее?  Почему?

-Что такое имя существительное?

-Что такое имя прилагательное?

-Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

-Составьте цепочку из букв :

-первая буква – орфограмма в корне имени существительного и первая орфограмма в корне имени прилагательного;

- вторая буква – вторая орфограмма в корне имени прилагательного;

- третья буква – безударная гласная в приставке и суффиксе имени существительного.

Ето оте…

-Определите порядок следования букв в этой цепочке и запишите.

-Что за тайнопись такая?

Кто ребята угадает?

2 – 4 – 1 (два слова м.р., четыре слова ж.р., одно слово ср.р.)

М…г..зины, лес…ница, м…тро, м…рковь, м…сяц, М…сква, м…лина.

-Какие слова относятся к мужскому роду? (магазины, месяц)

- Какие слова относятся к женскому роду? (лестница, морковь, Москва, малина)

- Какие слова относятся к среднему  роду? (метро)

- Что объединяет все эти слова? (имена существительные)

- Какая же  тема  урока.? ( определение рода имени существительного)

-Запишите слова в соответствии с шифром.

-Покажите вставленную букву  карточками.

-Откроем нетбуки, задание №1,№2

- Чем же будем заниматься на уроке?

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятия"орфограмма",«имя существительное» «имя прилагательное».

Указывает объект наблюдения.
 












Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
 











Проводит инструктаж обучающихся

Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания




















Обосновывают выбор слов, производят взаимооценку. Определяют род. Устанавливают общее свойство ряда слов. Формулируют тему и задачу урока  

Записывают  в тетради слова в соответствии с шифром. Объясняют пропущенные орфограммы.







Учащиеся взаимодействуют в парах на нетбуках,

Формулируют задачи урока.

Регулятивные:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

-анализировать, проверять, фиксировать информацию

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

-умение  работать с нетбуком.


Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);


3.

Гимнастика для глаз

ЭОР№3

Мультимедийная презентация

Организует выполнение гимнастики для глаз

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

4.

Закрепление.

- Ворота открылись.  Прочитайте слова на островках.

- корабль, луч, восток, ветер, сторож;

-волна, просьба. ночь, помощь, фамилия;

-окно, чувство, солнце, сердце, облако.

-Что объединяет слова каждого острова?

-Посмотрите, нас встречает корабль. Он необычный. Прочитайте слова на корабле.

-Какое задание  можно предложить к этим словам? (распределить по островам в соответствии с их родом.).

 - Поработайтв в  парах, выскажите свои предположения. Проверим.

-А какие свои слова вы можете добавить на острова?

Организует  диалог, уточняет правило,

подводит детей к самостоятельному выводу. 

Читают слова, объясняют , сравнивают, обсуждают в паре, дополняют своими словами ,  делают выводы.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

 - знание основных моральных норм работы в паре


Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5

Работа с текстом. Самопроверка.

- К нам пришла телеграмма  от царя. Но некоторые слова потерялись.

Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив имена существительные. Определи род.

                         Лесная сказка.

Наступила_________ .   ______освещал ________  и  _______  .   Из  ________   я смотрел на лесную  __________.  Голодный ___________  поскакал к _________ .   Он начал строгать __________.  Приблизились лесные ___________.   Они стали есть ______.

Слова для справок:  сено, ночь, окно. Заяц, месяц, сосны, ели, поляна. Великаны, кора.

Организует работу.

Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями 
на доске, ставят констатирующую оценку

Коммуникативные:

 владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

6.

Релаксационная пауза (под музыку).

ЭОР №4

- Мы приплыли к дворцу. А теперь давайте встанем, возьмёмся за руки и подышим так, как дышит море в состоянии покоя. Вдох – поднимаем руки, выдох – опускаем. (три раза) Изобразим, как бьётся его большое сердце. Тук – шаг вперёд, тук – шаг назад. (три раза)

Организует выполнение релаксационной паузы.

Выполняют упражнения релаксационной паузы.

7.

Интерактивная игра «Школа разведки»

Вот мы и у царского дворца. Нас встречает сам царь.

Царь теперь желает знать:

Как вы можете играть,

И друг другу объяснять.

Предлагает вам игру «Школа разведчики»

Учитель в качестве фасилитатора проводит игру

Три разведчика  -  генерала отправляются в путь, собирают команды. Ребята каждой группы встают в круг, взявшись за руки. Доказывают правильность распределения в команды.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать в  парах сменного состава на основе сочетательного диалога. 

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Личностные:

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

8.

Итог урока.

ЭОР №5













ЭОР№6

Молодцы! Вот это дело!

Записали всё умело.

Вместе трудимся мы дружно,

Но ведь править будет нужно

Самому и без друзей.

Справитесь с проблемой сей?

Работа с использованием  нетбуков -  задание №2

Все достойны вы ребята,

Сей венец носить из злата.

Но один царём быть может.

В этом нам вопрос поможет:

Кто ответит всех точней,

Тот и будет всех умней.

Какие учебные задачи решали?

Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки

Одевает корону,

Вручает орден»Магистр наук»
 

Учащиеся взаимодействуют в парах на нетбуках.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения,

Подсчитывают жетоны.

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- умение  работать с нетбуком.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников

9

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценночная деятельность)


Работа с листом самооценки,

и «Волшебными линеечками»

Г. Цукермана, «лесенками продвижений»

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Приложение к плану-конспекту урока

«Определение рода имени существительного в единственном и множественном числе»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Как род появился (N 193341

рубрикатор хранилища

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6599923b-b1b2-44b5-9324-648da40cae15/%5BNS-RUS_3-19%5D_%5BQS_018%5D.html

2.

Род имён существительных (N 193697)

рубрикатор хранилища

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8248c2e0-aba7-45a6-85ef-08c60262833d/%5BNS-RUS_3-19%5D_%5BIG_020%5D.swf

3.

Электронная физкультминутка

презентация

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=1966

4.

Звуки моря – шум морских волн и крик чаек

Музыкальный фрагмент

аудиофайл

http://ecosounds.net/more/zvuki-morya-shum-morskix-voln-i-krik-chaek/

5.

Заполни таблицу (N 193577)

рубрикатор хранилища

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7c079b32-0ae4-431d-9a4d-2965b65e5d7e/%5BNS-RUS_3-20%5D_%5BIM_024%5D.swf

6.

Род (N 193599)

рубрикатор хранилища

Текст/Текст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9c2a73c7-f4c5-4d9e-a2ff-5592100a0962/%5BNS-RUS_3-19%5D_%5BTQ_017%5D.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока и презентация по теме Род имен существительных в единственном и множественном числе

конспект урока и презентация по теме "Род имен существительных в единственном и множественном числе"...

Урок русского языка в 4 классе (Школа 2100) Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах.

Урок дан с использованием электронного тренажера ("Русский язык 4 класс" - рабочая тетрадь и CD-диск, составитель Баркалова Н.М.). Электронный тренажер помогает обучающимся 4 класса в формировании осн...

Технологическая карта урока "Определение имени прилагательного"

Технологическая карта урока по русскому языку для 3 класса с учетом ФГОС.УМК «школа 2100» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе".

Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе."...

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В,П, Канакиной и др.

  Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В,П, Канакиной и др. ...

4 кл. (2017 год) Технологическая карта урока "Определение склонения имён сущ. в косвенных падежах" с ИКТ

Тема урока:  "Определение склонения имён существительных в косвенных падежах".Архив содержит технологическую карту урока,  презентацию к уроку (NOTEBOOK). На используемую в ходе ур...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Единственное и множественное число имен прилагательных" 2 класс

Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся об именах прилагательных единственного и множественного числа.П...