"Обобщение знаний об имени существительном" №2 (технологическая карта к уроку).
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Гузенко Ирина Юрьевна

урок обобщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass._russkiy_yazyk.chasti_rechi.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

УМК « Планета знаний»

Русский язык  

Технологическая карта  

Автор разработки:

Гузенко Ирина Юрьевна

Тема

Обобщение знаний об имени существительном

Цели

Повторить и обобщить знания об имени существительном

Актуализировать умение  определять имя существительное  по морфологическим признакам.

Научить использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний об имени существительном и его морфологических признаках. Актуализация умений определять:

- морфологические признаки имён существительных ( одушевлённое, неодушевлённое, собственное, нарицательное, род, склонение, число, падеж)

Составление  предложений  по опорным словам.

Термины и  понятия

 имя существительное, начальная форма, морфологические признаки

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- эмоционально-ценностное отношение к проблеме исправление текста

- желание составлять текст, используя опорные слова

- осознание успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- определять часть речи  и обосновывать своё мнение;

- определять морфологические признаки части речи и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении  текста, с использованием опорных слов

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

-  формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- Формулировать вопрос к имени существительному.

- Определять части речи по  ее признакам.

- Обозначать морфологические признаки изучаемой  части речи.

- Образовывать начальную форму имени существительного.

- Составлять и писать предложения  с опорными словами.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

 Литературное чтение

Развитие речи

Тема – «Составление словосочетаний и предложений, используя опорные слова».

Информационный материал

Маршрутный лист, карточки для работы в группах,  

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Интерактивный  материал

Индивидуальные мышки для работы на интерактивной доске

Фронтальная.

• индивидуальная –

• групповая -  

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

- Мотивировать учащихся к изучению темы.

- Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме.

К нам на урок пришла Мудрая Сова. Выполняя задания Совы, вы попадёте в необычное место.

 

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы.

- проявлять желание выполнять задания Мудрой Совы.

П этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый  результат

Блок А.  Части речи                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Цели:

• Актуализировать знания:

- о частях речи, о словах-омонимах.

• Актуализировать умения:

- рассказывать алгоритм определения части речи;

- формулировать вопрос к слову;

- определять части речи, омонимы, обосновывать своё мнение;

- строить предложения со словами, имеющими разные значения;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Задание 1 (З)

Назовите значение слова « попугай».

Назовите значение выражения  «части речи».

Задание 2  (П)         с взаимопроверкой

Можно ли утверждать, что  в выражении «попугай друга» слово «попугай» являются прилагательным? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3  (У) 

Поставьте к каждому словосочетанию: «попугай друга», «попугай меня» вопрос и определите его значение.

Составьте с каждым словосочетанием  предложение.

                     

Алгоритм определения части речи

Для того чтобы определить часть речи, надо:

  1. сформулировать вопрос к данному слову;
  2. определить, что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета);
  3. определить часть речи:

– если слово обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?, то  это имя существительное;

- если слово обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?,  то  это имя прилагательное;

- если слово обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что делает? что делают, то  это глагол.

Например:

- слово « корм» обозначает предмет, отвечает на вопрос что? значит, это имя существительное;

 - слово «кормовой» обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? значит, это имя прилагательное;

 - слово «кормить» обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делать? значит, это глагол.

Задание 4 (З)

Расскажите алгоритм определения части речи.

Назовите значение слова «омонимы».

Задание 5  (П)              с взаимопроверкой

Можно ли утверждать, что в предложении  «Белое покрывало всю землю покрывало» слово «покрывало» является глаголом? Обоснуйте своё мнение.

Задание 6 (П) с взаимопроверкой

Прочитайте предложения и определите часть речи каждого омонима:

«Посадила мама в печь пироги с капустой печь».

Диагностические задания

1) Продолжите ряд одноимённой частью речи

- книга, …,  …, (бегемот, гроза, революция)

- красивый, …, …,(зеленый, добрый, ласковый)

- сверкает, ...., …,(молчит, болеет, бежит)

2) Укажите части речи каждого  слова в предложении.

Старое ведро дало течь, и вода стала течь.

Познавательные умения:

- определять части речи и обосновывать своё мнение;

- определять омонимы и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- выполнять задание в рамках учебного диалога.

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

- рассказывать алгоритм определения части речи;

- формулировать вопрос к слову;

 - строить предложения со словами, имеющими разные значения.

Блок Б. Имя существительное

Цели:

• Актуализировать знания  об имени существительном.

• Актуализировать умения:

- определять имена существительные и обосновывать свое мнение;

- определять постоянный признак имени существительного и обосновывать свое мнение;

- рассказывать об имени существительном и его признаках;

- выделять  морфологические признаки имени существительного;

- составлять различные варианты имен существительных, используя одни и те же буквы;

- составлять и писать предложения, используя предложенные слова;

- обозначать морфологические признаки имени существительного;

 -  писать слова с изученными орфограммами;

- составлять и написать  фразу-конструкт об имени существительном;

- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины:

имя существительное, одушевлённое (неодушевлённое), единственного или множественного числа, женский род, мужской род, средний род.

Задание  1 (З) 

Укажите имена существительные в предложенных словах.

Облако, зелёный, зелень, доброта, добрый, позеленел, прыгать, бег, вечер, сметана, свет, любить, ненависть.

Расскажите о существительном и его признаках.

Задание 2 (П)          с взаимопроверкой

Можно ли утверждать, что слова  «прыжок» и «прыгать» являются именами существительными? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У)

Допишите по два–три имени существительных в каждую группу.

Определите постоянный признак имени существительного, который присутствует в каждой группе слов, и обозначьте его графически.

Люди: девочка, …

Явления природы: дождь, …

Состояние человека: радость, …

События: каникулы, …

Задание 4 (У)

 Прочитайте слова, и составьте из букв каждого слова  новое, сохранив все буквы: весна,  валик, лето, атлас, сосна, кулак  (весна – навес, валик – вилка, лето – тело, атлас – салат, сосна – насос, кулак – кукла).

Весна -……

Навес - ….

Определите постоянный  признак, по которому различаются данные  слова, обозначьте его  графически.

Задание 5 (У)

Составьте и напишите предложения,  используя  слова: «тёплый, ласкает, деревьев, верхушки, ветер».

Обозначьте  морфологические признаки  имени  существительного  (род, число, одуш.,. неодуш.).

Диагностические  задания

1.Составьте и напишите  фразу-конструкт:

 Часть речи, которая  отвечает на вопросы ………………, и обозначает …………, - это имя существительное.

 На вопрос «кто?» отвечают …............................. имена существительные, а на вопрос что? ………………………….... Например:

кто? ………………,

что? ……………….. .

Имена существительные бывают…………………..рода. Например:

……..род - …………………….,

……..род - …………………….,

……..род - ……………………..

Имена существительные изменяются по ……………… .

Например:

……..число - …………………,

…….число - ………………… .

2. Прочитайте фрагмент стихотворения  и выполните морфологический разбор, выделенного существительного.

Царь Салтан дивится чуду:

«Коли жив я только буду,

Чудный остров навещу

И у князя погощу». А.С.Пушкин

Познавательные умения:

- определять имена существительные и обосновывать свое мнение;

- определять постоянный признак имени существительного и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

 - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

- Предметные умения:

- рассказывать об имени существительном и его признаках;

- выделять  морфологические признаки имени существительного;

- составлять различные варианты имен существительных, используя одни и те же буквы;

- составлять и писать предложения, используя предложенные слова;

- обозначать морфологические признаки имени существительного;

 -  писать слова с изученными орфограммами;

- составлять и написать  фразу-конструкт об имени существительном.

Блок В.  Имя прилагательное

Цели:

• Актуализировать знания  об имени прилагательном.

• Актуализировать умения:

- определять имена прилагательные и обосновывать свое мнение;

- рассказывать об имени  прилагательном и его признаках;

- выделять  морфологические признаки имени прилагательного;

- составлять и писать предложения, используя имена прилагательные;

- обозначать морфологические признаки имени прилагательного;

 -  писать слова с изученными орфограммами;

- составлять и написать  фразу-конструкт об имени  прилагательном;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- формулировать понятные высказывания,  используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание 1  (З)

Прочитайте слова и назовите  имена прилагательные.

«Сказка, гриб, скользкий, гладкий, гладить, белизна, белый, светлый, светлячок, молчун, молчаливый».

Расскажите об имени прилагательном и его признаках.

Задание 2 (П)

Можно ли к словам «короткий, крепкий, ранний, санаторий» поставить один и тот же вопрос? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3  (У)        с взаимопроверкой

Определите признак, благодаря которому  различаются  имена прилагательные в тексте стихотворения и обозначьте его, используя сокращенную форму (ж.р., м.р, с.р..).

Солнце синее пылает.

Лебедь синий вдаль плывёт.

Чайка синяя взлетает,

В синеву небес зовёт.

Выделите графически окончания имен прилагательных.

Задание 4  (У)

Прочитайте текст и определите прилагательное,  которые необходимо вписать в каждое предложение.

Впишите прилагательные, используя слова для справок, поставив их в нужную форму. Определите  род и число имен прилагательных.

Прошло …лето. Наступила…осень. По небу плывут… тучи. Дует… ветер. Закружились в воздухе…. листочки. Покраснела… осина. … и … листья клена устилают землю. Красив….ковер!

Слова для справок:  жаркий, дождливый, тяжёлый, холодный, разноцветный, домашняя,  красный, жёлтый, вкусное, осенний.

Диагностические  задания:

1. Составьте  и напишите  фразу-конструкт:

Имя прилагательное - это часть ………………, которая отвечает  на ………………..  и обозначает …………………. .

Имя прилагательное всегда связаны с именем ……………., потому что…………………… .

Имя прилагательное изменяется по ………… и ………………………. .

Имена прилагательные делают нашу речь……………….. . .

2. Составьте словосочетания

 «прил. + сущ.» из слов каждого столбика. Напишите их и укажите признаки имен прилагательных.

Яркое                  озеро

Глубокое            солнце

Желторотые        забавы

Пушистые           птенцы

Зимние                 усы

 

Познавательные умения:

- определять имена прилагательные и обосновывать свое мнение.

- Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

- Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания,  используя термины, в рамках учебного диалога.

 -  Предметные умения:

- рассказывать об имени  прилагательном и его признаках;

- выделять  морфологические признаки имени прилагательного;

- составлять и писать предложения, используя имена прилагательные;

- обозначать морфологические признаки имени прилагательного;

 -  писать слова с изученными орфограммами;

- составлять и написать  фразу-конструкт об имени  прилагательном.

Блок Г.  Глагол

Цели: 

• Актуализировать знания  о глаголе.

• Актуализировать умения:

- определять глаголы среди других частей речи и обосновывать свое мнение;

- рассказывать о глаголе и его признаках;

Формулировать вопросы к глаголам;

- выделять  морфологические признаки  глагола;

- группировать глаголы по ведущему признаку;

- составлять и писать предложения, используя имена прилагательные;

- обозначать морфологические признаки имени прилагательного;

 -  писать:

• глаголы в разных временных формах;

• слова с изученными орфограммами;

- составлять и написать  фразу-конструкт о глаголе.

- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины: глагол единственного или множественного числа, настоящее время, прошедшее время, будущее время, совершенный  и несовершенный вид;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Задание 1  (З)

Прочитайте слова,  и назовите  глаголы:  прыжок, прыгать, белизна, белить, ходьба, ходить, сон, спать, любить, цвести, улыбчивый.

Расскажите о глаголе и его признаках.

Задание 2  (П))              с взаимопроверкой

Можно ли к словам «стук»  и « стучать» поставить один и тот же вопрос? Обоснуй свое мнение.

Задание 3 (У)

Прочитайте стихотворение,  спишите его текст, и выделите графически глаголы.

Выпишите глаголы и укажите морфологические  признаки.

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Задание 4  (У)

Определите признак, по которому можно распределить слова на группы.  Вредить, лететь, повстречать, хвалить трещать, построить, зарядить, хлопотать, завязать, обновить.

Напишите глаголы в два столбика.

Диагностические  задания

1. Составьте  и напишите  фразу-конструкт:

Глагол – это часть………., которая отвечает на ………… и обозначает………………… .

Глаголы  изменяются по  …….и …………….

Глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?»  имеют …………. .

2. От каждого глагола образуйте глаголы  прошедшего, настоящего и будущего времени.

Читать - ….

Погулять -

Познавательные умения:

- определять глаголы среди других частей речи и обосновывать свое мнение.

 - Регулятивные умения:

 - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины: глагол единственного или множественного числа, настоящее время, прошедшее время, будущее время, совершенный  и несовершенный вид

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

- рассказывать о глаголе и его признаках;

Формулировать вопросы к глаголам;

- выделять  морфологические признаки  глагола;

- группировать глаголы по ведущему признаку;

- составлять и писать предложения, используя имена прилагательные;

- обозначать морфологические признаки имени прилагательного;

 -  писать:

• глаголы в разных временных формах;

• слова с изученными орфограммами;

- составлять и написать  фразу-конструкт о глаголе.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цели -  установить степень усвоения темы, а именно:

- определять части речи;

- определять морфологические признаки частей речи;

- образовывать неопределенную форму глаголов;

- писать слова с известными орфограммами;

- выполнять задания в соответствии с целью; 

–  проверять написание текст, вносить исправления.

Контрольное задание

Диктант

На лесной полянке

        Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ёжик.

          Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

Грамматические задания:

  1. В первом предложении  укажите часть речи над каждым словом.
  2. Выпишите из текста 2 -3 словосочетания, которые состоят из «прил .+ сущ.». Определите род, число  имен прилагательных.
  3. Выпишите из текста 3-4 глагола разных временных форм. Определите время глаголов. Напишите эти глаголы в неопределенной форме.

Регулятивные умения:

- выполнять задания в соответствии с целью; 

проверять написание текста, вносить исправления.

Предметные умения:

- определять части речи;

- определять морфологические признаки частей речи.

- образовывать; неопределенную форму глаголов;

- писать слова с известными орфограммами.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат  деятельности

 Цели:

• Стимулировать интерес и желание составлять текст, используя слова-омонимы.

• Научить:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- составлять и писать текст со словами-омонимами;

-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант

1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение, используя данные предложения:

______ ребёнок плохо спал.  __________ был на приёме у врача. Чтоб не лез _______, ты его__________. Стало тепло и с крыши все ___________. Плотник поменял  разбитое __________.  

Слова для справок: пила, попугай, стих, стекло, ели, больной.

2. Укажите часть речи каждого вписанного в предложение слова.

Импровизационный вариант

1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение, составив по два предложения со  словами «больной», «попугай», «стекло», которые являются разными частями речи.

2. Укажите часть речи каждого из этих слов  «больной», «попугай», «стекло» в предложениях.

Эвристический вариант

1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение. Для этого составьте рассказ, в котором используйте  омонимы «больной», «попугай», «стекло».

2. Укажите часть речи  каждого омонима.

* Больной ребёнок плохо спал.  Больной был на приёме у врача. Чтоб не лез попугай, ты его попугай. Стало тепло и с крыши все  стекло. Плотник поменял  разбитое стекло.  

Личностные умения:

-  проявлять интерес и желание составлять текст, используя слова-омонимы.

Уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для составления текста.

Регулятивное умение:

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативное умение:

-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметное умение:

- составлять и писать текст со словами-омонимами.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ.

Закончите предложения:

1. Мне важно, правильно использовать слова-омонимы при составлении предложений с разными частями речи, потому что……..

2. Чтобы написать предложения с омонимами, надо……..

II. Задание на самооценку.

Закончите предложения:

Я (очень, не очень)  доволен(льна) собой, потому что (смог(ла), не смог(ла)) написать текст самостоятельно.

Личностные умения:

- оценивать результат учебной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

- Соотнести полученный результат с поставленной целью;

- Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Актуализировать знание о частях речи и словах-омонимах.

Актуализировать умение  определять часть речи по морфологическим признакам.

Научить использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности.

Ключевые умения  темы

Личностные умения:

- проявлять желание составлять текст, используя слова-омонимы.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении  текста, с использованием омонимов.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- составлять и писать предложения  со словами-омонимами.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном»Цели деятельности учителя: обобщить знания детей об имени существительном, находить эту часть речи среди других слов, различать одушевлённые и неодушев...

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. "Обобщение знаний об имени существительном"

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Обобщение знаний об имени существительном" Учитель: Макаревич А.М....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»(УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся об имени существительном и имени прилагательном, повторение грамматических признаков имени сущест...

Технологическая карта урока "Обобщение знаний об имени существительном 2 кл.

Разработка урока выполнена для обучающихся с ОВЗ. Школа России 2 кл....