Урок русского языка в 4 классе "Правописание глаголов с -тся и -ться"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Материал содержит конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание глаголов с -ться и -тся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_pravopisanie_-tsya_i_-tsya_v_glagolah.docx | 71.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание глаголов с –тся, -ться.
Цели:
Образовательная:
- Создать условия для знакомства обучающихся с правилом написания сочетаний -тся, -ться; научить безошибочно записывать глаголы с сочетаниями -тся, -ться, различая неопределённую форму и 3-е лицо глагола;
Развивающая:
- Способствовать развитию познавательных способностей и речи обучающихся, расширению их кругозора, орфографической зоркости;
Воспитательная:
- Содействовать воспитанию внимания, аккуратности, привитию понятия о красоте родного языка, интереса к знаниям.
Планируемы результаты:
(личностные результаты) дети будут учиться пониманию значения границ собственного знания и незнания, способности к самооценке на основе наблюдений над собственной речью, развивать самоконтроль, адекватную самооценку.
(метапредметные результаты) Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний, умение осуществлять синтез как составление целого из частей, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; Регулятивные: дети учатся способности принимать и сохранять учебную задачу, умение самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий и при необходимости их скорректировать;
Коммуникативные: активно использовать речь для решения разнообразных коммуникативных задач, ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения, уметь выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество, уметь работать в парах, группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению);
(предметные результаты) овладение обучающимися умения применять изученные орфографические правила, увидеть проблему и наметить пути её решения,
Формируемые УУД.
1)
2) ;
3) Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество, уметь работать в парах, группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).
4) Личностные: формирование ценностных ориентиров смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»,уметь нравственно-этически оценивать себя и своих товарищей, .
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы: коллективная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная (дифференцированная) работа обучающихся.
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический,
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, схемы – опоры, задания на карточках.
ХОД УРОКА
I.Мотивация.
Учитель. Начать урок мне хотелось бы словами Л. В. Успенского: «Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Из всех орудий язык – самое удивительное и сложное.
Продолжите фразу:
Если мы будем хорошо знать язык, то сможем... (лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать)
- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.Так достаточно ли мы знаем его?» Надеюсь, что помогла зажечь в вас “огонек любознательности” к открытию новых знаний. Но прийти к открытию вы должны сами! Будьте наблюдательны и внимательны на уроке.
II. Активизация знаний, умений и навыков.
Учитель. Сейчас мы будемработать со словарем. Слова в словаре подобны живым существам, у каждого свой нрав, свой характер. В словах заключаются человеческие чувства. Французский писатель Анатоль Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»
Спишите слова с доски:
лаборатория, резвишься, брить, извинюсь, сочинить, подготовимся.
Найдите “лишнее” слово, докажите свой выбор. Для определения “лишнего” слова прошу рассмотреть грамматические признаки данных слов.
Дети.
- “Лишнее” слово – лаборатория. Это существительное, а остальные слова – глаголы (данное слово убирается, и дети выбирают “лишнее” слово среди оставшихся слов).
- “Лишнее” слово – брить. Это глагол 1-го спряжения, а остальные 2-го спряжения.
- “Лишнее” слово – сочинить. Это глагол неопределённой формы, а все остальные – личные глаголы.
- “Лишнее” слово – резвишься. Это глагол 2-го лица, а остальные 1-го лица.
Учитель. У нас остались 2 глагола: извинюсь, подготовимся. Чем они похожи?
Дети. Это глаголы с возвратным значением, будущего простого времени, 2-го спряжения, 1-го лица.
- Рядом с выполненным заданием на листе самооценки поставьте отметку уровня вашего участия в интеллектуальной разминке.
III. Знакомство с новой темой.
Учитель. Глаголы с возвратным значением будут сегодня объектом наших наблюдений. Но какой именно будет наша тема – вы попробуете определить сами, глядя на данное задание
На доске запись:
Учится - учиться. Трудится – трудиться. Ленится – лениться.
Что интересного заметили?
Какие вопросы у вас возникли?
Разные это слова или в каком -то из них допущена ошибка? Поставьте ударение в словах.
- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Правописание глаголов с -тся, -ться)
Учитель.
Правописание сочетаний -тся, -ться в глаголах с возвратным значением.
Учитель. Чему мы должны научиться на уроке?
Дети. Мы должны научиться без ошибок записывать сочетания -тся, -ться.
Учитель. Что нам необходимо знать, чтобы правильно записывать сочетания -тся, -ться?
Дети. Мы должны знать, когда пишется -тся, -ться.
На магнитной доске появляются карточки:
Учитель. Отчего зависит написание данных сочетаний? Ваши гипотезы?(дети высказываются, на доске записывается имя ребёнка и его гипотеза.)
- Сравните предложения:
Саша учится на пятёрки. Саша хочет учиться на пятёрки.
- Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите число, время, лицо глаголов.
- В каком предложении вы не смогли определить у глагола время, число, лицо? Почему?
- Сделайте вывод: в какой форме ь пишется, а в какой –нет.
На доске:
(Что делает?) катается;
(что делать?) кататься;
(что делает?) купается;
(что делать?) купаться.
- Что помогло вам сделать правильный выбор правописания тся и ться в глаголах? (Вопросы)
- Значит, не только по форме слова можно определить выбор написания ь знака, но и по вопросам.
- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.117.
- Правильно ли вы его сформулировали?
Рассмотрите таблицу:
Определение правописания тся и ться в глаголах по форме слова | Определение правописаниятся и ться в глаголах по вопросу |
ТСЯ- 3 лицо, ед. число или множ.число. Например: кувыркается, кувыркаются. ТЬСЯ - неопределённая форма глагола. Например: кувыркаться. | (Что делает?) кувыркается, (что делают?) кувыркаются. (Что делать?) кувыркаться. |
- Вы вправе выбрать сами, как вам легче запомнить: определив форму слова или по вопросу.
ФИЗМИНУТКА «ДЕВОЧКИ-МАЛЬЧИКИ»
- Я называю глаголы. Девочки встают если глагол с Ь, а мальчики – если глагол без Ь.
ИГРАЕТСЯ, ИГРАТЬСЯ, ПРЯТАТЬСЯ, СЛЫШИТСЯ, ТОРОПИТСЯ, ТОРОПИТЬСЯ, ПОЛУЧАЕТСЯ, ПОЛУЧИТСЯ, КАТАТЬСЯ, ПРОБЕЖАТЬСЯ.
IV. Первичное закрепление изученного материала (работа в парах на компьютерах).
Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на -ца! ( Слайд 9)
Переносица – переносится
Водица – водиться
Спица – спится
девица – сущ. ( от девушка) - дивиться - глагол ( удивляться)
– Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.
Болит переносица – собрание переносится
Чистая водица – не надо с ним водиться
Острая спица – ему не спится
V. Самостоятельная работа по карточкам
Карточка № 1.
Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме.
Увлечение, наслаждение, раздражение, удаление.
Поставьте глаголы в неопределённой форме.
Тащимся, мчимся, рассержусь, улыбаюсь.
Карточка № 2.
Исправь ошибки в тексте и докажите.
В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвяться в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.
Карточка № 3.
Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в неопределённой форме и в форме 3 лица ед.ч.
- Проявлять стремление стремиться - стремится
- Испытывать волнение волноваться - волнуется
- Допускать ошибки ошибаться - ошибается
- Принять решение решиться - решится
- Чувствовать радость радоваться – радуется
Давайте проверим правильность выполнения задания с помощью взаимопроверки. Если вы будете не согласны с выбором буквосочетаний, попросите своего товарища по парте повторить алгоритм проверки написания данных сочетаний. Дети меняются тетрадями друг с другом и проверяют выполнение задания. Определяют результат работы своего товарища и меняются тетрадями.
VI. Итог урока.Рефлексия
Продолжите предложения
Я хорошо усвоил новое знание и научился применять его на практике.
Я усвоил новое знание, но мне еще нужна помощь.
Тема урока осталась мне непонятной.
Карточка № 1.
Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме.
Увлечение, наслаждение, раздражение, удаление.
Карточка № 2.
Поставьте глаголы в неопределённой форме.
Тащимся, мчимся, рассержусь, улыбаюсь.
Карточка № 3.
Поставьте глаголы в неопределённой форме.
Умываемся, собираемся, возвращаюсь, приближаюсь.
Карточка № 4.
Исправь ошибки в тексте и докажите.
В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвяться в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.
Карточка № 5.
Замените словосочетания одним словом. Запишите глаголы в неопределённой форме и в форме 3 лица ед.ч.
Н.ф. | 3 лицо ед.ч. | |
Проявлять стремление | ||
Испытывать волнение | ||
Допускать ошибки | ||
Принять решение | ||
Чувствовать радость |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе:" Правописание -тся и -ться в глаголах"
Урок разхработам с использованием ЦОР....
Урок русского языка по теме "Глагол. Форма глагола"
Урок русского языка во 2 класса по теме "Глагол, Форма глагола" по развивающей программе Л.В.Занкова. Конспект урока составлен в виде технологической карты в соответствии ФГОС....
Урок русского языка в 4 классе "Правописание -тся и ться в глаголах"
Урок пусского языка в 4 классе. УМК "Школа России"...
конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)
Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...
Урок русского языка 2 кл. «Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи».
Урок русского языка во 2 классе по теме: « Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи». Тип урока: комбинированный.Методы работы: словесные (рассказ, беседа), ...
Презентация- тренажер к урокам русского языка по теме "Глагол. Спряжение глагола"
Презентация- тренажер включает задания на определение спряжения глагола по личному окончанию, по начальной форме, на определение глаголов-исключений. К урокам русского языка по теме "Глагол. Спря...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание -ться и тся в глаголах"
Это урок повторения и закрепления пройденного материала по УМК "Начальная школа 21 века". Целью урока было закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах (общий случай) через выполн...