Урок русского языка в 4 классе "Правописание -тся и ться в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок пусского языка в 4 классе. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-м классе
Тема урока: Правописание тся и ться в глаголах.
Тип урока: получение новых знаний на основе проблемного метода.
Цель урока: наблюдать над правописанием глаголов на тся и ться.
Задачи урока:
- учить самостоятельному выводу о правиле правописания тся и ться
- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
- добиваться аккуратности в работе
1. Организационный момент. Мотивация деятельности.
Вступительное слово учителя:
- Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать следующий урок.
2. Минутка чистописания.
( Показ и объяснение учителем написания букв, соединений букв.)
К к ок кр кл кт
Октябрьск класс
3. Актуализация знаний.
- Прочитайте слова на доске.
танцевала, рассказал, споёт, веселят, заиграют, посмеёмся, аплодировали, , празднуют, радует
- О чем могут рассказать эти слова? (Это слова – глаголы, которые обозначают действия предметов.)
- Где чаще эти действия выполняются? ( На празднике.)
- Какую классификацию можно выполнить с данными глаголами? ( По временам и числам.)
- Какой формой являются данные глаголы? (Определённой формой, так как у них можно определить время и число.)
5 учеников, используя карточки со словами на магнитах, выполняют классификацию глаголов у доски.
будущее настоящее прошедшее
споёт веселят танцевала
заиграют празднуют рассказал
посмеёмся радует аплодировали
ед. ч. мн.ч.
споёт веселят
радует заиграют
танцевала посмеёмся
рассказал аплодировали
празднуют
Выполнение творческого задания.
( Остальные дети, пока идет работа на доске, составляют красивые предложения с использованием данных глаголов.
Проверяется выполнение работ.)
4. Введение в тему. Постановка проблемной ситуации.
- Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться –
Для супа не годится.
- Что интересного заметили?
- Какие вопросы возникли?
- Разные это слова или в каком-то слове допущена ошибка?
- Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
Проводится физ.минутка под музыку.
Мы сейчас все дружно встанем,
Руки на плечи поставим.
Влево, вправо повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы мои детишки.
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так.
А теперь мы сядем дружно
Нам работать ещё нужно.
5. Наблюдение над правописанием тся и ться.
- Сравните предложения:
Саша учится на пятёрки. Саша хочет учиться на пятёрки.
- Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите время, число, лицо глаголов.
- В каком предложении вы не смогли определить время, число, лицо? Почему?
( Во втором предложении глагол неопределённой формы)
6. Открытие нового знания.
- Откройте учебник с.87. Рубрика «Давай подумаем»
Ученик читает стихотворение.
-В каких словах услышали одинаковые окончания? ( сади(ца), струи(ца), пти(ца), сини(ца), гляди(ца), напьё(ца), звени(ца), поё(ца) ).
- Посмотрите , что пишется на конце этих слов? ( В некоторых словах пишется –ца, в некоторых – тся, а в других – ться).
- Как вы думаете от чего это зависит? ( От того какой частью речи является слово. У существительных и слышится (ца), и пишется ца. А у глаголов слышится (ца), а пишется тся или ться.).
- Молодцы. Сравните глаголы первого и второго столбика.
кусаться кусается
купаться купается
стараться старается
- Постарайтесь сделать вывод: когда будем писать мягкий знак, а когда нет.
( В первом столбике глаголы неопределённой формы. Мягкий знак пишем. Во втором столбике глаголы в форме 3-го лица. Мягкий знак не пишем.)
На доске:
(Что делает?) катается.
(Что делать?) кататься.
(Что делают?) купаются.
(Что делать?) купаться.
- Что ещё может вам помочь сделать правильный выбор в правописании тся, ться в глаголах? (Вопрос.)
- Значит, написание мягкого знака можно определить не только по форме глагола, но и по вопросам.
Рассмотрите таблицу и сформулируйте правило правописания.
Определение правописания тся и ться в глаголах | |
по форме слова | по вопросу |
ТСЯ- 3 лицо, ед. или множ. Число. Например: кувыркается, кувыркаются. ТЬСЯ- неопределённая форма глагола. Например: кувыркаться. | (Что делает?) кувыркается. (Что делают?) кувыркаются. (Что делать?) кувыркаться. |
- Сравните свой вывод с выводом в учебнике.
- Вы вправе выбрать сами, как вам легче запомнить: определив форму глагола или по вопросу.
7. Первичное закрепление. Упражнение в правописании.
Учебник: страница 88 упражнение 1.
- Работаем у доски по цепочке, объясняя выбор правописания, пользуясь таблицей и полученными знаниями.
8. Вторичное закрепление. Работа в парах.
Учебник: страница 88 упражнение 2.
Заменить транскрипцию буквенной записью.
- Ребята первого варианта выписывают глаголы, в которых не надо писать мягкий знак. Те, кто сидит на втором варианте, выписывают глаголы с мягким знаком. Затем проведите взаимопроверку.
9. Итоговое закрепление. Рубрика «Давай подумаем».
Ребятам предложили записать слово тепли(ца). Серёжа написал теплица. Женя написал теплится, а Юра написал теплиться. Как вы думаете, кто из ребят прав? Докажите.
10. Домашнее задание.
- Выучите правило правописания и запишите по 10 глаголов на тся и ться.
11. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какое знание «открыли»?
- Чему учились?
- Что было трудным?
- Кому было интересно? Почему?
Учитель оценивает работу класса и отдельных ребят на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе "Правописание ться и тся в глаголах"
Урок русского языка в 4 классе по программе 21 века (учебник Иванова С.В. и др.) Тема: Правописание ться и тся в глаголах. Тип урока: урок открытия нового знания. Технологическая карта урока русско...
Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс
Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....
презентация к уроку русского языка в 4 классе правописание -ться и тся в глаголах
Материал содержит презентационное сопровождение урока русского языка в 4 классе "Правописание -ться и -тся в глаголах"...
План – конспект урока русского языка по теме: «1 И 2 СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ. В КОРОЛЕВСТВЕ ГЛАГОЛА»
Цель: обучающиеся научатся отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи:Обучающие:- определяют спряжение глаголов,- отличают глаголы 1 и 2 спряжения по неопределенной форме.Развивающие:- анализ...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Особенности глаголов прошедшего времени. Грамматические признаки глаголов"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по системе Занкова...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Число глаголов. Изменение глаголов по числам" УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русский язык УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Число глаголов. Изменение глаголов по числам"...
Урок русского языка по теме " Провописание -тся, -ться в глаголах.( 4 класс УМК "Школа России")
На уроке русского языка ,учащиеся знакомятся с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся,-ться; научатся задавать вопросы к глаголам....