урок русского языка 1 класс«Родина. Правила переноса слов.» 21 век
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Грибова Светлана Александровна

Урок русского языка на тему «Родина. Правила переноса слов.» составлен в соответствии с требованиями ФГОС по учебному комплекту 21 век. Автор С.Иванов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 1 класс.

Тема: «Родина. Правила переноса слов.»

Цели: - продолжить знакомство  с правилами переноса слов; систематизировать знания учащихся о Государственных символах России;

- развивать речь, интерес к истории своей страны;

- воспитывать патриотические чувства, гражданственность.

Оборудование: учебник, изображения карты России, символов России.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

-умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные:

Познавательные УУД: использует знако-символические средства при оформлении правил переноса; знакомятся с нормами переноса слов

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока

-умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД:

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Предметные:

- умение  переносить слова с одной строки на другую по   алгоритму

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап.

        Прикоснитесь ладошками друг к другу. Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.  О чем мы должны помнить на каждом уроке? (должны открывать для себя что-то новое..)

– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь).

– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным).

- Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.

II. Актуализация знаний.

- Что помогает людям понимать друг друга? (речь)

- Для чего нужна речь? (для общения и воздействия)

- Какие виды речи вы знаете? (устная речь и письменная речь)

- В чём отличие устной речи от письменной?

  1. Отгадывание загадок. Определение количества слогов в словах-отгадках.

1. Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички.
(Ромашки)

2. Ежик вырос в десять раз,
Получился (Дикобраз)

3.У дядюшки у Никона
Вся лысина истыкана.
(Наперсток)

III. Чистописание.

-Сейчас мы с вами вспомним написание 18-ой буквы алфавита.

Р р Р р

Составить из первых слогов слов-отгадок слово.(Родина)

Что означает слово «Родина»? (ответы детей)

Ученик. 

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовём.

-Запишите один раз слово «Родина».

-Какое словарное слово вы знаете, относящееся к слову «Родина»? (Россия)

-Запишите один раз слово «Россия».

III. Мотивация обучения.

  1. Наша Родина называется (Россия) 
  2. Наша страна очень большая. Чтобы ее пересечь с востока на запад, надо ехать на скором поезде целую неделю, а самолетом лететь 15 часов.
  3. Как можно назвать ещё нашу Родину? (Отчизна, Отечество)

-Как вы думаете, почему мы заговорили о Родине?

IV. Самоопределение к деятельности.

  1. Работа в парах. Соединить начало и конец пословиц.

Жить —                                 своя сторона.

Всякому мила                       служи Отчизне.

Не жалей жизни –                 Родине служить.

  1. Чистописание.

Каким словом, похожим по смыслу, названа Родина? (Отчизна)

Списать эту пословицу. (на доске)

Не жалей жизни – служи Отчизне.

  1. -Что нужно делать, если слово полностью не входит на строчку?(Перенести на другую строку.)

-        Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? (Мы перенесем это слово.)

-        Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? Что бы вы предложили?

-        Определите тему урока и поставьте задачи.

V. Объявление темы урока.

- Сегодня мы будем учиться делить слова для переноса.

Напомните мне правило.

VI. Работа по теме урока.

Посмотрите, как один ученик разделил это слово на слоги. Ро-сси-я.

-А вы знаете, как правильно делить на слоги слова, с удвоенной буквой?

-Вы столкнулись с проблемой. А где можно посмотреть подсказку? (в учебнике) Сейчас, проделав групповую работу, попробуем сформулировать эти правила. А затем проверим по книге.

(Работа в группах)

  1. Рассмотрите таблицу «Правила переноса слов» и

сформулируйте эти правила.

Маль-чик                               -1-я  группа

объ-ехал

суб-бота                   2 –я  группа

ал-лея

май-ка                  3-я группа

чай-ка

Теперь прочитайте правила переноса слов в учебнике на с. 21.

  • Все ли правильно мы сформулировали? Эти правила надо запомнить.

  1. - Во всём мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна.

- Каждое государство имеет три основных символа. Назовите их. (герб, флаг, гимн) 

- Сегодня мы поговорим о Государственном гимне, гербе и флаге России.

1)Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, во время воинских ритуалов и спортивных соревнованиях. Слово гимн греческое и означает ВОСХВАЛЕНИЕ. Новые слова гимна России были написаны Сергеем Михалковым в 2000г. Музыку написал композитор Александр Александров в 1938г.

Звучит гимн РФ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (для глаз)

Задание: Записать словосочетание «Главная песня», разделив слова для переноса.

2) Перед вами Государственный герб России.

На фоне щита красного цвета изображён двуглавый орёл. Правой лапой он сжимает скипетр – это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе – держава – это золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим три короны.

В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство и независимость России.

На груди орла помещён Герб Москвы – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьё, которое помогало ему победить змея. Змей – символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Государственный герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Задание:

  • Прочитай стихотворение, вставь пропущенные слова. Герб России.

У ______ величавой
На гербе ______ двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - ________ дух свободный.

Слова для справок: орёл, России.

  • Запиши слова, которые вставили, разделив их для переноса.

3)А как выглядит Государственный флаг России?

Во все времена цвету придавали особый смысл. Что означают цвета Российского флага?

У историков существует несколько версий происхождения цветов в Государственном флаге.

Первая версия относится к временам правления Петра I, который взял эти цвета у герба Москвы:

  • Белый - это белый конь.
  • Синий – это синий плащ на Георгии Победоносце.
  • Красный – это красный щит герба.

Вторая точка зрения утверждает, что появление триколора имеет историческое значение. Чередующиеся белая, синяя и красная полосы появились во времена правления отца Петра I – царя Алексея Михайловича.

В те времена Россия была многонациональным государством, и основными народами считались:

  • Белорусы ( белый цвет ).
  • Украинцы ( синий цвет ).
  • Русские ( красный цвет ).

По – иному объясняют расцветку Российского флага геральдисты

( учёные, которые изучают символы государства). Они полагают, что белый и синий цвета издревле считались цветами Русской православной церкви.

  • Белый – означает откровенность, благородство, совершенство.
  • Синий – верность и честность.
  • Красный – мужество, отвагу, героизм.

ФИЗМИНУТКА

3) Работа по учебнику.

Отработка материала предшествующей рубрики (упр.3, с.50)

Учитель.  Разделите слова для переноса. Какие слова нельзя перенести? (язык, въезд) Почему?

Анализируется каждое слово и записывается на доске деление для переноса: стра-на, ро-ди-на, на-род, па-льто (паль-то), лей-ка, де-ньки (день-ки).

VII. Подведение итогов урока. 

 Как переносятся слова с одной строки на другую? Какие слова нельзя переносить с одной строки на другую?

VIII. Рефлексия.

- А как вы работали на уроке, определим с помощью цветов у вас на столе. Если материал урока был сложным, и вам было тяжело работать, закрасьте серединку цветка красным цветом. Если было легко и у вас осталось радостное настроение, закрасьте желтым. Если испытали сложность кое-где, лишь в некоторых заданиях, закрасьте зеленым. Поместите цветы в вазу на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе. Перенос слова.

Урок русского языка в 1 классе по образовательной программе «Планета знаний» Учителя Волковой Н.В. МАОУ «СОШ №50 с углублённым изучением английского языка», г.Пермь Тема: «Перенос слов...

Урок русского языка в 1 классе "Перенос слов"

На данном уроке показан пример использования документ-камеры на уроках русского языка по системе "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка в 1 классе "Перенос слова"

Урок составлен по учебнику Канакиной В.П. с использованием электронных образовательных ресурсов....

Урок русского языка в 1 классе "Перенос слов" (УМК "Школа 2100")

Представляю конспект открытого урока (с презентацией) русского языка в 1 классе по теме "Перенос слов"...

Урок русского языка во 2 классе "Перенос слов"

Урок русского языка во 2 классе "Перенос слов" УМК "Школа России"...

Урок русского языка в 1 классе "Перенос слов".

Урок русского языка в 1 классе "Перенос слов"....

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....