Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Крупко Татьяна Михайловна

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока353.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.   Класс: 2. Учитель: Крупко Т.М.

Формирование функциональной грамотности с определением УУД


Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

        

Модель урока

Цель урока:

-научить переносить слова с мягким знаком в середине слова;

Планируемый результат:

-научиться переносить слова с мягким знаком в середине слова;

Задачи урока:

1) Воспитательная

  • Уметь построить взаимодействие  со сверстниками и учителем при общении

2) Развивающая

  • Построить логическую цепь рассуждений по переносу слов с Ь в середине слова типа «пеньки» и переводить в письменную речь при помощи плана действий.

3) Обучающая

  • Уметь вносить  необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия, в случае расхождения с эталоном при переносе слов с мягким знаком в середине слова.

Тип урока

Урок  «открытия» нового знания.

(По ДМО.Автор Л.Г.Петерсон)

Технологическая карта

1.Слово. Значение слова.

2. Согласные и гласные звуки ( их различие).

3. Количество гласных, количество слогов.

4. Слог.

5. Открытый и закрытый слог.

6. Перенос слов с мягким  знаком в середине.

6. ПРОВЕРКА (эталон, правило)

I    этап.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Я прошу вас по рисунку  узнать пословицу.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Почему на уроке вспомнили эту пословицу? (На каждом уроке мы трудимся)

Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий).

Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия, тогда все получится).

Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)       

     

Смыслообразование «для чего человеку трудиться»    

( ЛичностныеУУД)

II  этап.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:  

  1. Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.
  2. Организовать  самими  уч-ся фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Запись на доске:

  Пеньки     деньки    

     - Прочтите слова.

   -Определите значение этих слов.

- Определите количество гласных и согласных звуков.

-Определите количество слогов в данных словах.

- Разделите эти слова по слогам.

- Каким звуком заканчивается первый слог?

-Это открытый или закрытый слог?

У каждого ребенка на столе узкие полоски бумаги из тетради, на которых они должны записывать слова.

Два человека работают у доски.

Проверка результатов работы, сравнивание с доской.

- У всех слова полностью поместились на строке? (Нет)

- Как вы разделили слова? (Каждый ученик озвучивает свой вариант)

Вывод: мы выполняли одинаковые задания, но получили разные результаты, так как не знаем, как переносить слова с мягким знаком в середине слова.

     Уметь выбирать основания и критерии  для сравнения  (Познавательные УУД)

Уметь самостоятельно делать выводы, грамотно формулировать высказывания (Познавательные УУД)

Умение находить и формулировать проблему (Познавательные  УУД)

III этап
          Выявление места и причины затруднения.

 Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения

-Так чему мы сегодня будем учиться на уроке? (переносить слова типа «пеньки» «деньки» )

-Какая цель нашего урока? ( научиться переносить слова типа «пеньки» «деньки»)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД)

Уметь соотнести то, что уже известно и усвоено, и то, что ещё неизвестно. (Регулятивные УУД)

IV этап
 Построение проекта выхода из затруднения.


 
Цель: построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения проблемы.

-Прочитайте слова.

Пальто, письмо.

-Какие слова непонятны? Что вы можете сказать об этих словах?( С мягким знаком в середине слова)

-Какую роль выполняет мягкий знак в слове «пальто»? (Обозначает мягкость согласного)

- Можно ли сказать, что согласная буква и мягкий знак после нее обозначают один мягкий согласный звук? (Да)

-Какой звук?

- Можно ли разделить звук? (Нет)

- Сделайте вывод.

(Вывод: звук мягкий согласный нельзя разделить, значит и при переносе слова нельзя отделять мягкий знак от согласной.)

Работа со вторым словом «письмо» выполняется по алгоритму (ученик у доски)

- А теперь давайте сравним с эталоном.(учебник, правило)

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя       (Познавательные УУД)  

Уметь построить логическую          цепь рассуждений   (Познавательные УУД)

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

V этап

Реализация построенного проекта

Цель: реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.

Дети выполняют работу в группах со словами по алгоритму.

горький, огоньки, кольцо,

Повторить правила работы в группе.

  1. Говори негромко.
  2. Один говорит, другие слушают.
  3. Мнение группы представляет один человек.

Проверка  самостоятельной работы.

Каждый участник группы проговаривает вслух доказательство выбранного способа переноса слов   горький, огоньки, кольцо, коньки

 и сравнивает с эталоном (на доске)

Умение договариваться, работая  в группе, выполнять правила работы в группе (Личностные УУД)

Уметь проговаривать вслух доказательство, выбранного  способа   действия, уметь сравнивать с эталоном   (Познавательные УУД) 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)       

VI этап.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение новых знаний при помощи  тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи.

Работа по учебнику в парах.

Фронтальная проверка выполненной работы.

Вывод: мы выполняли одинаковые задания и получили одинаковые результаты, так как знаем, что делать и как делать.

Уметь вносить необходимые дополнения и кррективы в план и способ действий в случае расхождения с  эталоном (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)       

Уметь проговаривать во внешней речи последовательность действий (Регулятивные УУД)

Физминутка

Выполнение упражнений необходимых для эмоционального настроя  и снятия напряжения.

(Регулятивные УУД)

VII этап.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего  умения  применять новые знания.

1. Самостоятельная работа по зеленой карточке, сверка по эталону оранжевая карточка

.Задание: Найдите в тексте слова с мягким знаком в середине слова и разделите как для переноса.  Сравните с эталоном.

(Настали теплые деньки.
Синеют в поле васильки.
Словно шустрые зверьки,
Побежали ручейки.
Быстро мчат меня коньки,
Лишь мелькают огоньки.)      

(Настали теплые день-ки.
Синеют в поле василь-ки.
Словно шустрые зверь-ки,
Побежали ручейки.
Быстро мчат меня конь-ки,
Лишь мелькают огонь-ки.)

                                                                     

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь находить основания и критерии для классификации объектов (Познавательные УУД)

Уметь определить качество и уровень усвоения материала (Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: выявить границы применимости нового знания ;повторить содержание изученного знания.

Базовый уровень.

1.Прочитайте слова, запишите их самостоятельно для  переноса.

Коньки, линьки, Булька, крыльцо.

Фронтальная проверка выполненной работы с опорой на эталон. Каждый ученик доказывает свой ответ.

- Ребята, кто допустил ошибки? - Как ещё можно перенести слова беленький, стебельки? Почему?

Повышенный уровень.

2.Исправь ошибки в карточке и докажи.

Бор-ьба, зорь-ка, мел-ьница,   альб-ом,

окунь-ки,    огон-ьки,

угольк-и,    конь-ки

Фронтальная проверка выполненной работы с опорой на эталон. Каждый ученик доказывает свой ответ.

- Ребята, кто допустил ошибки?

-Давайте вернемся к эталону и хором проговорим.

Вывод: применив новое знание, мы смогли выполнить работу правильно.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)       

     

Уметь находить основания и критерии для классификации объектов (Познавательные УУД)

Уметь проговаривать вслух доказательство, выбранного  способа   действия, уметь сравнивать с эталоном   (Познавательные УУД) 

IX  этап.
            Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности 

-Какова же цель нашего урока?

-Почему мы научились?(работали  в группах, по правилу, самостоятельно)

-Смогли бы мы справиться с заданиями, если бы не трудились?(Обращаемся к пословице)

-Значит вы какие?(самостоятельные, целеустремленные, внимательные, дружные, трудолюбивые, ответственные)

-Как мы еще с вами работали?(по плану)

-Где вы можете применить полученные знания?

Урок заканчивается условным звуковым сигналом.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание звонких и глухих согласных в середине слова"

Цели урока: знать опознавательные признаки орфограмм; совершенствовать орфографические умения; развивать навыки самоконтроля; память, речь....

Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс

Конспект урока русского языка " Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс....

Урок русского языка по теме "Обозначение мягкости согласного мягким знаком". 2 класс.

Урок русского языка. 2 класс. Школа России. Урок с элементами применения мнемотехнического плана....

Конспект урока русского языка на тему: Обозначение мягкости согласного мягким знаком.

Конспект урока, проведенного во 2 классе по программе "Школа России"....