| Формирование функциональной грамотности с определением УУД |
Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».
Модель урока Цель урока: -научить переносить слова с мягким знаком в середине слова; Планируемый результат: -научиться переносить слова с мягким знаком в середине слова; Задачи урока: 1) Воспитательная - Уметь построить взаимодействие со сверстниками и учителем при общении
2) Развивающая - Построить логическую цепь рассуждений по переносу слов с Ь в середине слова типа «пеньки» и переводить в письменную речь при помощи плана действий.
3) Обучающая - Уметь вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия, в случае расхождения с эталоном при переносе слов с мягким знаком в середине слова.
Тип урока Урок «открытия» нового знания. (По ДМО.Автор Л.Г.Петерсон)
|
|
Технологическая карта 1.Слово. Значение слова. 2. Согласные и гласные звуки ( их различие). 3. Количество гласных, количество слогов. 4. Слог. 5. Открытый и закрытый слог. 6. Перенос слов с мягким знаком в середине. 6. ПРОВЕРКА (эталон, правило)
|
|
I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Я прошу вас по рисунку узнать пословицу. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Почему на уроке вспомнили эту пословицу? (На каждом уроке мы трудимся) Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий). Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия, тогда все получится). Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Смыслообразование «для чего человеку трудиться» ( ЛичностныеУУД)
|
II этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: - Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.
- Организовать самими уч-ся фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Запись на доске: Пеньки деньки - Прочтите слова. -Определите значение этих слов. - Определите количество гласных и согласных звуков. -Определите количество слогов в данных словах. - Разделите эти слова по слогам. - Каким звуком заканчивается первый слог? -Это открытый или закрытый слог? У каждого ребенка на столе узкие полоски бумаги из тетради, на которых они должны записывать слова. Два человека работают у доски. Проверка результатов работы, сравнивание с доской. - У всех слова полностью поместились на строке? (Нет) - Как вы разделили слова? (Каждый ученик озвучивает свой вариант) Вывод: мы выполняли одинаковые задания, но получили разные результаты, так как не знаем, как переносить слова с мягким знаком в середине слова.
| Уметь выбирать основания и критерии для сравнения (Познавательные УУД)
Уметь самостоятельно делать выводы, грамотно формулировать высказывания (Познавательные УУД)
Умение находить и формулировать проблему (Познавательные УУД)
|
III этап Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения
-Так чему мы сегодня будем учиться на уроке? (переносить слова типа «пеньки» «деньки» ) -Какая цель нашего урока? ( научиться переносить слова типа «пеньки» «деньки»)
| Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) Уметь соотнести то, что уже известно и усвоено, и то, что ещё неизвестно. (Регулятивные УУД)
|
IV этап Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения проблемы.
-Прочитайте слова. Пальто, письмо. -Какие слова непонятны? Что вы можете сказать об этих словах?( С мягким знаком в середине слова) -Какую роль выполняет мягкий знак в слове «пальто»? (Обозначает мягкость согласного) - Можно ли сказать, что согласная буква и мягкий знак после нее обозначают один мягкий согласный звук? (Да) -Какой звук? - Можно ли разделить звук? (Нет) - Сделайте вывод. (Вывод: звук мягкий согласный нельзя разделить, значит и при переносе слова нельзя отделять мягкий знак от согласной.) Работа со вторым словом «письмо» выполняется по алгоритму (ученик у доски)
- А теперь давайте сравним с эталоном.(учебник, правило)
| Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
Уметь построить логическую цепь рассуждений (Познавательные УУД)
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
|
V этап Реализация построенного проекта Цель: реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе. Дети выполняют работу в группах со словами по алгоритму. горький, огоньки, кольцо, Повторить правила работы в группе. - Говори негромко.
- Один говорит, другие слушают.
- Мнение группы представляет один человек.
Проверка самостоятельной работы. Каждый участник группы проговаривает вслух доказательство выбранного способа переноса слов горький, огоньки, кольцо, коньки и сравнивает с эталоном (на доске) | Умение договариваться, работая в группе, выполнять правила работы в группе (Личностные УУД) Уметь проговаривать вслух доказательство, выбранного способа действия, уметь сравнивать с эталоном (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
|
VI этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: организовать усвоение новых знаний при помощи тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи.
Работа по учебнику в парах. Фронтальная проверка выполненной работы.
Вывод: мы выполняли одинаковые задания и получили одинаковые результаты, так как знаем, что делать и как делать.
|
Уметь вносить необходимые дополнения и кррективы в план и способ действий в случае расхождения с эталоном (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь проговаривать во внешней речи последовательность действий (Регулятивные УУД) |
Физминутка
| Выполнение упражнений необходимых для эмоционального настроя и снятия напряжения. (Регулятивные УУД) |
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания.
1. Самостоятельная работа по зеленой карточке, сверка по эталону оранжевая карточка .Задание: Найдите в тексте слова с мягким знаком в середине слова и разделите как для переноса. Сравните с эталоном.
(Настали теплые деньки. Синеют в поле васильки. Словно шустрые зверьки, Побежали ручейки. Быстро мчат меня коньки, Лишь мелькают огоньки.)
| (Настали теплые день-ки. Синеют в поле василь-ки. Словно шустрые зверь-ки, Побежали ручейки. Быстро мчат меня конь-ки, Лишь мелькают огонь-ки.)
|
| Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь находить основания и критерии для классификации объектов (Познавательные УУД) Уметь определить качество и уровень усвоения материала (Регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: выявить границы применимости нового знания ;повторить содержание изученного знания. Базовый уровень. 1.Прочитайте слова, запишите их самостоятельно для переноса.
Коньки, линьки, Булька, крыльцо.
Фронтальная проверка выполненной работы с опорой на эталон. Каждый ученик доказывает свой ответ. - Ребята, кто допустил ошибки? - Как ещё можно перенести слова беленький, стебельки? Почему?
Повышенный уровень.
2.Исправь ошибки в карточке и докажи.
Бор-ьба, зорь-ка, мел-ьница, альб-ом, окунь-ки, огон-ьки, угольк-и, конь-ки |
Фронтальная проверка выполненной работы с опорой на эталон. Каждый ученик доказывает свой ответ. - Ребята, кто допустил ошибки? -Давайте вернемся к эталону и хором проговорим. Вывод: применив новое знание, мы смогли выполнить работу правильно.
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь находить основания и критерии для классификации объектов (Познавательные УУД) Уметь проговаривать вслух доказательство, выбранного способа действия, уметь сравнивать с эталоном (Познавательные УУД)
|
IX этап. Рефлексия учебной деятельности Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности
-Какова же цель нашего урока? -Почему мы научились?(работали в группах, по правилу, самостоятельно) -Смогли бы мы справиться с заданиями, если бы не трудились?(Обращаемся к пословице) -Значит вы какие?(самостоятельные, целеустремленные, внимательные, дружные, трудолюбивые, ответственные) -Как мы еще с вами работали?(по плану) -Где вы можете применить полученные знания? Урок заканчивается условным звуковым сигналом.
|
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД |