Урок русского языка в 1 классе "Перенос слов".
план-конспект урока (1 класс) по теме
Урок русского языка в 1 классе "Перенос слов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.68 КБ |
![]() | 411.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме: Перенос слов.
Составила учитель начальных классов Скрыпник Галина Сергеевна.
Цели урока: Обучать школьников каллиграфическому правилу переноса слов; ознакомить со всеми случаями возможного переноса слов; развивать умение слышать и видеть в словах “опасные” места (орфограммы), память, мобильность и творческую самостоятельность школьников; соединяя игровую и обучающую формы деятельности прививать любовь к русскому языку, развивать культуру общения, ощущение взаимовыручки. Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала.
Планируемые результаты:
- предметные: переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;
- личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности;
Универсальные учебные действия:
- регулятивные: определять цель деятельности на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану;
- познавательные: составлять алгоритм под руководством учителя; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- коммуникативные: слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Методы обучения: Проблемно - поисковый метод; технологии: учебная игра, базотметочное обучение, проблемное обучение, ММК.
Организация пространства: Работа индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Основные понятия: слог, ударение, однокоренные слова.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы: учебник русского языка авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»), демонстрационная таблица, карточки с групповыми заданиями, тетради, презентация по теме урока.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Целеполагание и мотивация | Личностные УУД (осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку). Регулятивные УУД (самоорганизация и организация своего рабочего места). | Начинается урок. - На уроке ваши глаза внимательно смотрят и все…(видят.) Ваши уши внимательно слушают и все… (слышат.) Ваши головы хорошо…(думают.) Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, урок пройдет интересно и увлекательно. | Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности. |
Чистописание | Познавательные УУД (актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций). Личностные УУД (осознание своих эмоций, интереса к изучению русского языка). Регулятивные УУД (учатся работать по предложенному учителем плану). | 1.Рисование «бордюра». Отгадайте, кто это: Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе ее везет, Очень медленно ползет. Конечно, это улитка. Нарисуем улитку на строчке. 2. Самостоятельное прописывание букв и сочетаний. - Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова. - Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами. - Какую роль в словах играют буквы мягкий и твердый знак?
3. Чтение слов, их запись. - Запишите слова, диктуя их по слогам. Подчеркните Ь и Ъ знак в словах.
| Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу. Ь, Ъ, Ы Пишут слова с буквами «Ь « и «Ъ», проговаривая по слогам. На доске слова: крот, сырок, яма. |
Актуализация знаний и фиксирование затруднения | Личностные УУД (осознание учащимися компонентов деятельности и мотивов собственных действий) Познавательные УУД (актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний). | Рассмотрите рисунок. Запишите эти словарные слова в тетрадь. | Корова, собака, мяч. Мяч. Записывают в тетради слова с комментированием. |
Выявление места и причины затруднения | Познавательные УУД (активизация мыслительной деятельности через проблемное задание). Регулятивные УУД (определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя). Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений). | - О каком сказочном герое эти слова? Уверенный в себе, хоть неумейка, -Кто еще из героев сказки находится рядом с Незнайкой? И над каким вопросом он задумался? -Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?
-Как вы думаете: переносить слово нужно по правилам или так, как вам захочется? Что бы вы предложили? Сообщение темы урока. -Какова цель урока? -Сегодня вы узнаете правила переноса. Потренируетесь в переносе слов. -Закончите предложения: Хочу научиться… Узнáем, как… Необходимо понять… Вместе разберёмся… -Что значит перенести? -Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести слово группа. Фиксирую варианты переноса на доске. -Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова! -Задание было одно? -Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? -Да, ребята, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть. | Незнайка. Мы перенесем это слово. Обсуждаются различные варианты, выдвинутые детьми, выбирается оптимальный вариант. Дети предлагают варианты. Часть слова оставить, а другую записать на новой строке. Дети работают в парах и предлагают варианты переноса. Гру-ппа, груп-па, групп-а. Да. Как переносить слова; правила переноса слов. |
Построение проекта выхода их затруднения | Познавательные УУД (ориентирование в условных обозначениях) Регулятивные УУД (осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале) Коммуникативные УУД (участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом) Познавательные УУД (сравнение слов по нескольким основаниям: нахождение закономерностей; самостоятельное продолжение их по установленному правилу) | - Сейчас вы будете работать в группах. В каждой группе надо выбрать ответственного за выполнение заданий. Какова его роль? -У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. План работы такой: 1. Прочитай слова. 2. Обрати внимание на выделенные буквы. 3. Посмотри, где стоит знак переноса. 4. Сформулируй правило переноса слов. -Что должно получиться у каждой группы в результате работы? -Сколько правил у нас получится? -Слушаем результаты работы групп. 1-я группа, прочитайте слова хором, обращая внимание на перенос. -На что обратили внимание и какой сделали вывод? -Все согласны с выводом группы? - Слушаем вторую группу. - Прочитаем слова хором, обращая внимание на перенос. -На что обратили внимание и какой сделали вывод? - Все согласны с выводом второй группы? -Слушаем третью группу. - Прочитаем слова хором, обращая внимание на перенос. - На что обратили внимание и какой сделали вывод? -Все согласны? -Сколько правил мы открыли? Проговорим их еще раз, пользуясь схемами-моделями. -Сравним наши правила с правилами учебника. Все ли мы сделали правильно? -Помогите Незнайке составить алгоритм: как вы будете действовать, если надо перенести слово. Я фиксирую на доске:
| Отслеживаю, чтобы каждый ребенок выражал свое мнение и работал по плану. Правило переноса слова. Сколько групп, столько и правил. Дети читают: ка-ран-даш, то-пор, мо-роз. Слово переносится по слогам. Одну букву на строке оставлять нельзя. Показ задания. Все читают хором: кас-са, тон-на. Если есть две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними. Показ задания. Все читают хором: конь-ки, зай-ка, подъ-езд. Ъ, Ь и Й нельзя отделять от предыдущего слога. Проговаривают все правила, используя схемы-модели. Сравнивают с учебником (с. 37), делают вывод: мы открыли больше правил. |
Физкультминутка | Личностные УУД (умение применять правила охраны своего здоровья) | Звучит песня «В траве сидел кузнечик». | Выполняют под музыку физические упражнения. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Регулятивные УУД (проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности). Познавательные УУД (умение следовать образцу и правилу). (выведение общего целого ряда слов на основе выделения существенной связи). | Из предложенных Незнайкой слов: осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён выписать: Мальчикам – слова, которые можно переносить. Девочкам: слова, которые нельзя переносить. -Проверьте друг у друга, обменявшись тетрадями.. | Дети выполняют задание. Применяют правила, опираясь на алгоритм, объясняют перенос. |
Включение в систему знаний и повторений | Личностные УУД (формирование личного (эмоционального) отношения к содержанию пословицы). Познавательные УУД (использование простейших приемов анализа различных видов текстов, умение устанавливать аналогии). | Упражнение 5, стр. 38. -Прочитайте задание. С чем автор сравнивает весенние почки вербы? С чем еще их можно сравнить? -Спишите последнее предложение. -Скажите, пришлось ли вам при записи этого предложения применить правило переноса слов? | С пальчиками. Дети записывают последнее предложение в тетрадь. Да, пришлось. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | Личностные УУД (оценивание разного вида деятельности на уроке). Регулятивные УУД (Формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей). | - Какое открытие мы сегодня сделали? -Для чего нам понадобятся эти правила? -Что на сегодняшнем уроке показалось вам самым интересным? Закончите предложения: Я сегодня узнал… Я научился… Мне было… | Выучили правило переноса слов. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке и организуется рефлексия и самооценка учениками своей собственной деятельности. Дети заканчивают предложения в зависимости от своего эмоционального состояния, впечатления от урока. |
Запомни!
Переносить часть слова с одной строки на другую нужно по слогам:
мо-роз, кру-па, пря-ни-ки
При стечении согласных допускается часть из них оставлять на строке:
сес-тра сест-ра
Одну гласную нельзя переносить или оставлять на строчке:
Илья улей огонь
Эти слова нельзя переносить!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе ее везет, Очень медленно ползет.
Какие слова составили зверята? Найди лишнее слово. корова собака мяч
Я со своими друзьями живу в Солнеч - ном городе.
Хочу научиться … Узнáем , как … Необходимо понять… Вместе разберёмся…
План работы: 1 . Читаю слово. 2. Делю на слоги. 3. Вспоминаю, какое правило подходит. 4. Записываю.
1. Слово переносится по слогам! Одну букву на строке оставлять нельзя! … - … мо – роз
…С – С… кас - са 2. Если в слове есть двойные согласные, то знак переноса ставится между ними.
..Ъ - .., …Ь - .., ..Й - … подъ-езд конь- ки зай -ка 3.Знак переноса ставится после Ъ, Ь, Й. Их нельзя отрывать от предыдущего слога.
Осень , касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён. Выберете слова:
Закончите предложения: Я сегодня узнал … Я научился … Мне было…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/18/picture-25243.jpg)
Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""
Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-188943-1359217339.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-216641-1362468369.jpg)
1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.
Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-175708-1358425101.jpg)
Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/
Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-255853-1369135198.jpg)
урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"
Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....