IІ. Мотивирование к учебной деятельности
III. Создание проблемной ситуации.
IV. Выявления места и причину затруднения
V.Составление плана решения учебной проблемы
VI. Поиск решения проблемы - открытие нового знания
VII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике
VІІІ. Включение в систему знаний и повторение
ІХ. Рефлексия учебной деятельности
| -Сегодня к нам в гости пришли все наши друзья схемы-человечки. Как их рассаживаем ?
Постановка проблемы - Почему одна схема осталась?
- Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать?
-Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? -Почему?
- Что же мы сегодня будем «открывать»?
-Ребята, схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. - Какой возникает вопрос?
проведение звуковой разминки - Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки, а для этого надо быть очень внимательным. -Вспомните, какой звук издаёт змея? -Как шумит чайник при кипении? - Как шуршат листья?
подведение к формулированию темы - Знакомы ли мы с таким звуком? - Сформулируйте тему нашего урока - Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?
побуждающий диалог - Нам нужно всё узнать про этот звук. Какой это звук гласный или согласный? Почему?
Раз он согласный, что мы можем про него узнать?
-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему? Надевает чёрную шляпу на схему-человечка -Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?
- в шипении змеи этот звук, какой (твёрдый или мягкий)? - мы можем надеть один башмачок? Какой? - а второй?
побуждающий диалог - Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произносится, твёрдо или мягко?
-Назовите слова с новым звуком. Какой он? - Можем надеть второй башмачок? Какой?
определение места звука в словах -давайте определим, какое место занимает этот звук в словах. (машина, шуба, шляпа, шар, шмель, шалаш, мыши) -
Задания группам -Составьте звуковые схемы этих слов. Выберите ответственного в группе, это тот, кто будет представлять результат вашей работы – дать характеристику звука.
подведение к формулированию вывода - Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким? - Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков?
ФИЗМИНУТКА
знакомство с печатной буквойШ - А какой значок нам поможет увидеть звук [ш]? - Что напоминает вам эта буква?
-На какой стульчик сядет наш новый звук?
- Решили мы с вами первую задачу?
Работа в прописи анализ с учащимися написания строчной буквы ш - Почему в букваре в левом уголке написано две буквы ш? -Наша задача?
. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы? -Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и - Попробуйте указательным пальцем написать эту букву на ладони под мой счёт
-Красивые у вас получились буквы? -Вы научились писать новую букву? - Вы справились с этой задачей? Вам нужна была помощь? - Оцените себя. Покажите смайлики.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Работа по учебнику - чтобы хорошо произносить шипящие звуки, разучим скороговорку -Открыли учебники и прочитайте слоги, которые начинаются с гласного звука. - -Прочитайте слоги, которые начинаются с согласного твёрдого звука – Попробуем записать эти слоги прописными буквами. Где мы будем сейчас работать? Работа в прописи. – Прочитайте слоги, которые нам надо записать. – В каких словах есть эти слоги? –
организация чтения слов с буквой Ш
- Составьте предложение с этими словами. -Прочитайте предложения в учебнике.
Вы научились читать слова с новым звуком? - Вы справились с этой задачей? Мы с вами решили и третью задачу?
ФИЗМИНУТКА
А теперь скажи, дружок, Тебе понравилось урок? Что расскажешь дома маме? Поделись сейчас ты с нами.
– Чему сегодня научились? - У кого были затруднения? Какие? – Что больше всего понравилось на уроке? – Все ли задачи урока решены? – Как бы оценили своё настроение после урока? –Оцените в дневнике вашу работу на уроке. | диалог с учителем -Гласные на красные стульчики, а согласные на синие стульчики.
- Потому что на схеме нет буквы, мы его не знаем. - Сегодня мы будем работать с новым звуком. -Урок «открытия» новых знаний,
-Потому что схема не раскрашена, нет на ней буквы. -Мы будем открывать новый звук, новую букву.
- Чем новый звук отличается от других звуков?
Проговаривание нового звука
-Ш-ш-ш -Ш-ш-ш -Ш-ш-ш
формулирование темы - Нет - Звук [ш], буква ш Предположения учащихся ( Узнать всё про новый звук, новую букву. Научиться писать новую строчную букву. Научиться читать слоги и слова с буквой ш)
диалог с учителем
- Согласный. При произношении звука воздух встречает преграду. (доказывают)
- Мягкий он или твёрдый, звонкий или глухой? - Он глухой. (доказывают) - Послушать, как он звучит в словах. - твёрдый - да, синий - нет
Прослушивание стихотворения
Шура в школу шла Шишечку нашла. Шелуха шершавая, Видно , шишка старая.
Слушают стихотворение Называют слова, делают вывод: звук [ш] всегда твердый. - Да, синий.
работа в группах 1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит гласный звук 2 группа – в названии которых этот звук стоит в конце слова и в начале 3 группа – в середине слова 4 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит согласный звук
Выбирают картинки, составляют звуковые схемы выбранных слов, самостоятельно обсуждают в группе. Ответственные дети характеризуют звук по своим схемам - Звук [ш] всегда твёрдый. У него только синие башмаки.
Я с утра сегодня встал. С полки шар воздушный взял. Начал дуть я и смотреть Стал мой шарик вдруг толстеть. Я всё дую – шар всё толще, Дую – толще, дую – толще. Вдруг услышал я хлопок. Лопнул шарик, мой дружок.
-Буква Ш Предположения учащихся (на табуретку, на гребень, вилку..) -Наш новый звук сядет на синий стульчик. -Да, решили.
анализ строчной буквы ш -Потому что одна – печатная, другая- письменная – научиться писать строчную букву ш -Из коротких палочек с закруглением вправо внизу Пишут на ладони
Пишут в тетради
-Да. -Мы решили и вторую задачу.
Водят глазами за фигурами, буквами
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Чтение слогов про себя. -аш, ош, уш
- ша, шо, шу
- в тетрадях.
Чтение слогов в учебнике -наша, хорошо, шуба
Прочитывают слова в учебнике наш, наша Орлан, Лора мал, мала -Наш Орлан мал. Наша Лора мала. Прочитывают чтение сначала про себя, потом по цепочке.
-Да
-Да
Ши-ши-ши – ты руками помаши.
Рассказывают о своих впечатления ,затруднениях Показывают сигналы
|