Методическая разработка урока обучения грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Тонвина Анжелика Викторовна

тема урока "Твердые и мягкие согласные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока обучения грамоте

(Разработала учитель начальных классов  МОУ СОШ № 7 г.Охи

Тонвина  Анжелика  Викторовна)

Тема. Твёрдые и мягкие согласные.

Цель. Научить детей различать твёрдое и мягкое звучание согласных.

Оборудование. Плюшевые медведи (большой, маленький); лента букв; карточки с графическим изображением звуков; тетради для печатания; карандаши зелёного и синего цветов; карточки со слогами.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.
  1. Актуализация опорных знаний.

- На какие две большие группы делятся все звуки русского языка? (Гласные, согласные.)

- В чём отличие звуков гласных и согласных? (Гласные звуки произносятся при помощи голоса, преград во рту нет, образуют слог.  А согласные звуки произносятся при помощи голоса и шума, во рту есть преграда.)

- На какие группы можно разделить согласные звуки? (Звонкие и глухие; твёрдые и мягкие; парные и непарные.)

- Как мы различаем звуки по глухости и звонкости? (Глухие согласные произносятся при помощи шума, голосовые связки не дрожат. Звонкие согласные произносятся при помощи голоса и шума, голосовые связки дрожат.)

- Как мы различаем звуки твёрдые и мягкие? (Мягкие звуки произносятся с улыбкой, нежно. А твёрдые звуки серьёзные, строгие.)

  1. Объявление темы урока.

- Сегодня на уроке вы узнаете, чем твёрдый согласный отличается от мягкого и как при этом работает наш язычок.

  1. Сказка про двух медведей: «Жили – были два медведя. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенёк и пели. Один медведь пел: «Та-та-та, ла-ла-ла», а другой: «Тя-тя-тя, ля-ля-ля. Песенки были похожи, но медведи пели их по-разному.»
  2. Уточнение артикуляции твёрдых и мягких звуков.

- Чем отличаются слоги ТА, ЛА и ТЯ, ЛЯ? (Слоги ТА, ЛЯ  произносятся строго, серьёзно, а слоги ТЯ, ЛЯ  нежно, с улыбкой.)

- А сейчас мы понаблюдаем за работой язычка. (Дети произносят слоги ТА, ТЯ; ЛА, ЛЯ  и ощущают, что язычок работает по-разному.)

  1. Физминутка «Мишка косолапый»
  2. Работа над новым материалом.

- В песенке большого медведя согласные звучали  как? (твёрдо)

 - В песенке маленького медведя звуки  [т,], [  л, ]  звучали  как? (мягко)

- Скажите, ребята, как же работает наш язык при произнесении твёрдых согласных [т] и [л] ? (язык расслаблен)

- А сейчас мы понаблюдаем, как работает наш язык при произнесении мягких согласных? (язык трудится, напрягается)

- Какой вывод можно сделать, ребята? (когда мы произносим твёрдые согласные,  язык расслаблен, а когда мы произносим мягкие согласные, язык трудится, напрягается)

ВЫВОД: Именно поэтому, ребята, нам надо быть внимательными, ощущать работу нашего языка, чтобы правильно писать слоги и слова с твёрдыми и мягкими согласными.

  1. Работа со схемами слогов. (На доске слоги: мя - ма, пя- па, ля -ла, вя- ва , са –ся…)
  2. Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами первого и второго рядов.

- Сколько в русском языке гласных звуков?  (шесть) Какие? (а,о,у,ы,и,э)

- А сколько гласных букв? (десять)

- Гласными буквами какого ряда обозначается мягкость согласных на письме?

  1. Работа в тетрадях для печатания.  

- Дополните слова, напечатайте недостающие слоги: ЛИСА; ТАНЯ; ЛИПА; ГОЛОВА и др.

  1. Подведение итогов урока.

- Что повторили? Чему учились? Что нового узнали?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

методическая разработка урока обучения грамоте

методическая разработка урока обучения грамоте(чтение) в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения...

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе

Разработка урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Большая буква в именах.Число имен собственных"( разв.обучение Занкова)...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Узелки на память. Чтение текстов по теме "На что и клад, когда в семье лад". ( система учебников "Перспектива")

Урок   "Узелки  на память.Чтение текстов по теме « На что и клад, когда в семье лад"  должен обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений Л.Н. Толстого и ...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)

Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"

Технологическая карта  и презентация урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"...