Разработка урока обучения грамоте 1 класс
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Урок обучения грамоте 1 класс
(УМК Перспективная начальная школа)
Тема урока: «Звуки [х], [х']. Буквы Х,х. Работа над текстом «Храбрый петух».
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель:
-совершенствовать навыки сознательного и правильного чтения слогов, слов и предложений со звуками[х], [х'], обозначающих буквы Х,х ;
-развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения;
-формировать универсальные учебные действия: умение находить и выделять нужную информацию, умение контролировать себя, умение организовывать и осуществлять сотрудничество, умение анализировать, синтезировать.
Оборудование: модели слов-предметов (признаков, действий, помощников), шаблоны – элементы печатных букв, рисунки: художник, петух, 4 воздушных шара для словарной работы, для рефлексии перья различных цветов.
Литература:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука. 1 класс: Учебник. Под ред. М. Л. Каленчук. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука. 1 класс: Методическое пособие, - М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote__1_klass.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте 1 класс
(УМК Перспективная начальная школа)
Тема урока: «Звуки [х], [х']. Буквы Х,х. Работа над текстом «Храбрый петух».
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель:
-совершенствовать навыки сознательного и правильного чтения слогов, слов и предложений со звуками[х], [х'], обозначающих буквы Х,х ;
-развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения;
-формировать универсальные учебные действия: умение находить и выделять нужную информацию, умение контролировать себя, умение организовывать и осуществлять сотрудничество, умение анализировать, синтезировать.
Оборудование: модели слов-предметов (признаков, действий, помощников), шаблоны – элементы печатных букв, рисунки: художник, петух, 4 воздушных шара для словарной работы, для рефлексии перья различных цветов.
Литература:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука. 1 класс: Учебник. Под ред. М. Л. Каленчук. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука. 1 класс: Методическое пособие, - М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
2.Определение темы, цели урока. Мотивация.
А) Работа со звуковыми значками:
- Ребята, посмотрите на звуковые значки, подумайте и скажите, что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают? , (Согласные, глухие, один –твердый, другой – мягкий).
- Вам, наверное, интересно узнать, какие же звуки скрываются за ними?
- Помочь раскрыть секреты этих знаков нам поможет художник Харитон.
- Может быть кто-то уже догадался, с какими звуками мы будем сегодня работать на уроке?
-Будем читать слоги, слова и предложения с данными звуками.
- Дайте характеристику этим звукам.
- [х] – согласный, глухой, твердый звук,
[х'] – согласный, глухой, мягкий звук.
Б) Конструирование печатных букв, обозначающих звуки [х], [х']:
- Выберете необходимые элементы для конструирования большой и малой печатной буквы Х,х.
- Для конструирования нам понадобятся: 2 длинные прямые полоски и 2 короткие прямые полоски.
В) Постановка учебной задачи:
- Художник Харитон хотел вас сегодня познакомить со своим любимым домашним животным, он его очень долго и старательно рисовал для вас, но, к сожалению, у Харитона в мастерской развелось очень много мышей, которые ночью утащили рисунок. А отдавать назад никак не хотят!
- Но мы можем помочь художнику вернуть рисунок, если выполним задания, которые приготовили мыши. За их правильное выполнение на доске будет появляться какая-то часть рисунка, на котором как раз и изображен питомец Харитона.
3.Основная часть урока.
А) Первое задание мышей «Эхо»:
- Итак, сначала мыши предлагают вам поиграть в «Эхо». Я буду называть слово, а вы его «эхо», т.е. повторяете только ударный слог в слове один раз. Например: коса – СА.
Слова: меха –ХА, халат – ЛАТ, хлеб – ХЛЕБ, холод – ХО, смех – СМЕХ, уха - ХА.
- Молодцы, мышата дали нам первый кусочек рисунка Харитона. (1 часть рис.)
Б) Второе задание мышей – чтение пар слов, отличающихся одним звуком (работа по учебнику с. 93):
- Следующее задание, которое предлагают выполнить вам мыши – откройте учебники на стр. 93, обратите внимание на слова, которые записаны на розовом и голубом фоне и значок, который показывает какое задание нужно выполнить с этими словами.
- Итак, что же мы будем делать?
- Нам нужно прочитать слова и сравнить пары слов по звучанию и значению.
- Слова на розовом фоне:
мел – мех,
ура (проявление радости) – уха (суп из рыбы),
бор (большой густой хвойный лес) – хор (группа, выступающая с пением либо пляской),
ухо (орган слуха) – эхо (отзвук, отражение звука от предметов).
- Слова на голубом фоне:
хорь (животное – хорек) – хворь (болезнь),
мех (изделие из шкурки животного) – смех (выражение радости),
лев (животное) – хлев (специальное помещение для домашнего скота).
- Смотрите, ребята, вы справились еще с одним заданием мышей – и у нас появилась еще одна часть рисунка питомца художника. (2 часть рис.)
ФИЗМИНУТКА
В) Чтение и анализ текста «Храбрый петух»:
- А сейчас мыши предлагают вам выполнить сразу несколько заданий, для начала надо отгадать загадку:
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
- Петух.
- Все знают петуха, непременного персонажа многих сказок, поговорок, стихов, потешек.
- Какие сказки или поговорки читали, либо слышали вы о петухе?
- А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», русская народная сказка «Заюшкина избушка».
- Мы познакомимся еще с одним произведением, где одним из главных героев является петушок и называется оно «Храбрый петух».
- Сейчас я прочитаю вам этот рассказ, а вы должны внимательно слушать, так после моего прочтения вам нужно будет ответить на вопрос мышей: А кто же похвалил петушка?
(Чтение учителем текста).
- Итак, мышкам очень интересно узнать, кто же похвалил петушка?
- Старуха – хозяйка и хохлатки.
- Вот какие молодцы! Мышата дают нам еще одну частичку рисунка. (3 часть рис.).
- Но при этом приготовили для вас следующее задание, они передали три воздушных шарика, на которых написаны слова, вам нужно их правильно по слогам прочитать и объяснить, что они обозначают.
- Хорошо поработали и у нас появляется еще одна часть рисунка Харитона. (4 часть рис.).
- А сейчас мышки хотели бы послушать, как вы умеете читать. Для этого откройте учебники на странице 94, читать будем следующим образом, кого я буду называть тот и читает, каждый читает по одному предложению, а все остальные следят. И опять же после прочтения вам нужно будет ответить на вопросы.
(Чтение текста учениками).
- Что же делал петух Петя? ((Охранял хохлаток).
- Каким был петух? (Cильным, храбрым).
- Кто спал под лопухом? (Кот Пух).
- Что сделал кот-хитрюга? (Напал на малых деток хохлатки).
- Прочитайте, как поступил петух Петя.
- Прочитайте, как хвалили Петю хохлатки.
- Ну, вот, еще одну часть рисунка нам отдали мыши. (5 часть рис.).
Г) Дифференцированная работа:
- Осталось нам выполнить последние самые трудные задания мышей, чтобы получить самый важный кусочек рисунка художника. Задания будем выполнять по группам:
1 группа: на листочках нужно составить и записать схемы двух слов: ПЕТУХ, ХВАЛИТЬ. После того, как задание выполните – проверьте его в парах. После чего сравните выполнение задания с правильным ответом на доске.
2 группа: составьте схему 1 предложения в рассказе: Хромой петух Петя ходил по двору. После того, как задание выполните – проверьте его в парах. После чего сравните выполнение задания с правильным ответом на доске.
3 группа: рассматриваете иллюстрацию в учебнике и пытаетесь кратко пересказать содержание текста.
- Проверим, что получилось.
(6 часть рис.).
- Вот мы и справились со всеми заданиями мышей, открываем последнюю недостающую часть рисунка художника Харитона, и видим, с кем же он нас хотел познакомить. Кто это?
- Петушок.
4. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, а всё ли художник нарисовал у своего петушка?
- И правда, у него не хватает хвоста.
- А давайте поможем художнику дорисовать хвост Пете. Но для этого я попрошу вас поделиться своими чувствами, своим настроением. Для этого у вас на партах лежат перышки: красного, желтого и зеленого цветов. Сейчас выберете только одно, перышко, которое отражает ваше настроение, которое было на уроке, и вставьте его в хвост петушку.
- Посмотрите, какой яркий и богатый хвост получился у петушка, у многих настроение было хорошим и художник остался доволен вашей помощью, даже мыши залюбовались и пообещали никогда больше не проказничать.
- А мыши еще хотели бы услышать от вас, что вам было делать просто, легко на уроке?
- Какое задание на уроке показалось наиболее трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Д, Д′»
Цели: познакомить с согласными звуками д, д′, печатными буквами Д, д; формировать навык чтения; обогащать словарный запас учащихся...
РАЗРАБОТКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ 1 КЛАСС
Тема урока:Буква Ь. Обозначение мягкости на письме...
Разработка урока обучение грамоте 1 класс программа"Школа 2100"тема"Строчная гласная буква«я» и её звуки"
Конспект урока для 1 класса программа "Школа 2100" тема" Строчная гласная буква «я» и её звуки " к конспекту приложена презентация ...
Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе
Разработка урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Большая буква в именах.Число имен собственных"( разв.обучение Занкова)...
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)
Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....
Методическая разработка урок обучения грамоте в 1 классе «Гласные буквы Ё,ё»
методическая разработка...
Разработка урока обучения грамоте с реализацией системно - деятельностного подхода по теме "Написание заглавной буквы З" 1 класс, программа 2100, презентация к уроку.
Отдельные части урока и презентации могут использоваться и в других УМК: это словарная работа, написание предложения по картинкам и работа с многозначными словами....